Педагогический проект "Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время"
проект по теме

Котлярова Юлия Викторовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение -

Водинская основная общеобразовательная школа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Повышение познавательной активности

обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время»

                                                 Выполнила: Котлярова Юлия Викторовна,

                                                                                    учитель химии и биологии

                                                         

п. Водино,2016

                                                             

                                           Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и

                                              я забуду, покажи мне, и я запомню, дай

                                               мне  действовать самому, и я научусь»

                                                  Постановка проблемы

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

У  Сухомлинского  В.А. есть хорошие слова «Страшная опасность - это безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека…» Эти слова актуальны и в наше время. Дети утратили интерес к учению вообще и к биологии в частности. Сейчас учитель не является единственным источником получения знаний. Он может свободно получить их из других доступных источников (интернет, телевидение, СМИ). Но самая главная причина неуверенность в завтрашнем дне. Большинство  обучающихся из социально неблагополучных семей, обучающиеся неуверенны в  возможности продолжения учебы  в средних и высших учебных заведениях. Поэтому на уроке обучающиеся  проявляют интеллектуальную пассивность. При сложившихся обстоятельствах возникли вопросы: Как заинтересовать ученика учиться? Как повысить интерес к предмету и к учебе в целом?

Причины появления проблемы

  •  трудность изучаемого материала и непонимание этого материала обучающимися;
  • не видит или не знает путей применения знаний на практике и в будущей  профессии;
  • слабая поддержка семьи.

Актуальность  проекта

Активизация познавательной активности обучающихся была и остается одной из вечных проблем педагогики и передо мной встала та же проблема. Доказано, что  процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность. Проблема развития познавательной активности  является актуальной, так как данное  качество играет большую роль в развитии личности ребенка. По словам Галилея, «мы ничему не можем научить человека, мы можем только помочь ему открыть это в себе». Чем больше познавательный интерес ребенка, тем больше информации проходит через него. Стремительно изменяющаяся социальная, экономическая и политическая ситуация, характерная для сегодняшнего этапа развития российского общества, ставит человека перед необходимостью быстро реагировать и адаптироваться к новым условиям.  Развитие познавательной активности является средством достижения более глобальной цели - развитие личности ребенка способной к творчеству и самоопределению.

Объект проекта: повышение познавательной активности школьников на уроках биологии и во внеурочное время.

Предмет исследования: процесс развития познавательной активности  обучающихся на уроках биологии и внеурочное время через применение различных форм и методов обучения,  мотивирующих познавательную активность обучающихся.

Поэтому стратегической целью представленного проекта является повышение качества обучения биологии путем применения  современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся.

   

Задачи проекта: 

  • Изучить методологию проблемы.
  • Провести диагностику индивидуальных способностей и потребностей обучающихся.
  • Рассмотреть методы активизации познавательной деятельности обучающихся в современном образовании.
  • Оценить эффективность применения различных технологий и провести корректировку деятельности, согласно полученным результатам.
  • Проанализировать как различные  формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности на практике.
  • Сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования интерактивных форм и методов с целью активизации познавательной деятельности обучающихся.  

Гипотеза  исследования: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии  с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся через деятельностный подход при использовании различных форм  и методов обучения.

 Ресурсное обеспечение  для реализации проекта:

 Материально-технические:  класс с компьютерным и лабораторным оборудованием.

Информационные: комплекты дидактических материалов (учебники, таблицы, раздаточный материал); электронные пособия по биологии, обучающие компьютерные презентации. Собрать материал по технологиям, развивающих познавательный интерес школьников, систематизировать его, выявить основания для его внедрения в практику своей учительской деятельности.

Этапы проекта:

         Первый этап - подготовительный (июль-август 2015г.) – информационно-аналитическая деятельность, теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, определение целей, задач проекта, составление плана для реализации проекта.

          Второй этап – реализация проекта (сентябрь 2015г.- март 2015г.) - практическая организация работы по повышению познавательной активности   обучающихся на уроках биологии и внеурочное время. Работа по плану реализации проекта.

         Третий этап – итоги проекта (апрель-май 2015г.) - уточнение и обобщение результатов проекта, анализ проделанной работы, представление результатов на методическом объединении школы.


                                                                                             План реализации проекта

Этапы

Задачи

Сроки

Индикаторы достижения результата

Форма представления результата

Подготовительный

Обработать теоретические  материалы  по теме проекта.

Июль

Наличие  проекта в печатном виде. Наличие плана реализации проекта.

Представленный проект на МО.

Папка проекта, таблица  плана.

Доклад.

Определить  цели и задач для себя лично, и для проекта.

Август

Составить план реализации проекта

Август

Представить проект на МО школы.

Август

Реализация проекта

Провести анкетирование на уровень познавательной деятельности  на уроках биологии у учащихся.

Сентябрь

Проведение анкет.

Диаграмма.

Использовать различные методы и формы, повышающие познавательную деятельность на уроках биологии.

Октябрь-март

Проведение уроков с применением различных современных технологий

Папка разработок уроков с приложение электронного варианта.

Участвовать в олимпиадах школьного, районного уровня.

Октябрь-ноябрь

Участие в олимпиадах.

Приказы по итогам олимпиад.

Ежемесячное проведение стендовых викторин

Октябрь-март

Участие в общешкольных мероприятиях.

Таблица с ответами обучающихся.

Участвовать во Всероссийских конкурсах «Человек и природа», «Молодежном биологическом чемпионате» и т.п..

Октябрь-март

Участие в конкурсах.

Приказы по итогам конкурсов.

Провести  конференцию исследовательских работ в области биологии

Март

Проведение конференции исследовательских работ в области биологии.

Папка исследовательских работ обучающихся.

Участвовать  в районной научно-практической конференции « Живи, Земля»

Март

Участие в конференции.

Приказ  по итогам конференции.

Итоговый

Подведение итогов работы «плюсы» и «минусы»

Март

Выступление на МО

Аналитические материалы по итогам работы

Повторно провести анкетирование на уровень мотивации  к биологии  у обучающихся.

Март

Проведение анкет.

Диаграмма.

Провести   анализ  проделанной работы.

Март

Наличие  анализа работы по проекту

Анализ в печатном виде.

Представить результаты на МО школы.

Март

Представленные результаты на МО.

Доклад.


        Конечный продукт:

  1. Повышение познавательной деятельности   у обучающихся.

  2. Банк разработок уроков с использованием эффективных методов и форм обучения, повышающих познавательную деятельность

  3. Наличие исследовательских работ обучающихся.

  4. Сформированность потребности в самостоятельной познавательной деятельности, овладение навыками саморефлексии.
  5. Устойчивая внутренняя мотивация к изучению биологии;

     Критерии оценки эффективности реализации проекта:

  1. Увеличилась мотивация к обучению у 50 % обучающихся.
  2. Повысилось количество обучающихся в  конкурсах различного уровня.
  3. Увеличилось оснащение учителя методической литературой.

   Прогноз возможных трудностей  и их коррекция:

  • Ученик должен обладать определённым запасом знаний,  поскольку отсутствие их не позволит ему успешно проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. Коррекция: стимулирование обучающихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала.

  • Наличие в сети Интернет и на электронных носителях некачественной, недостоверной информации. Коррекция: развитие у обучающихся критического отношения к получаемой информации.

  • Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.
  • Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.

Список литературы:

1. Кораблёв А. А. Непрерывное образование // Школа. - 2006. - №2. - с. 34-36

2. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". http://www.vestishki.ru/node/1205

3.  Маркова А.К. , Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

4.  Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

5.Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые   педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001

6.Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной  деятельности”

// Открыт. школа. – 1998.

7. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989.

8. Корсунская В.М. Активизация методов обучения на уроках биологии. - М.: АПН РСФСР, 1961.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В многочисленных публикациях показано, что исследовательская деятельность на уроках биологии повышает познавательную (когнитивную) активность обучающихся, так как способствует формированию прочных ест...

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (статья)

Данная статья напечатана в сборнике "Социально-экономические проблемы регионального развития на современном этапе", где также представлены научные статьи и доклады преподавателей, аспирантов...

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, СБО, ИЗО, путём использования современных образовательных программ и методов

Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. В последнее время у школьников наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. А, известно, что познавательная а...

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством использования современных технологии обучения. «Без здорового не может быть духовного».

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством использования современных технологии  обучения. «Без здорового не может быть духовного»....

Система работы учителя по развитию познавательной активности обучающихся на уроках биологии в условиях реализации нацпроекта «Образование».

Представлена презентация системы работы учителя по развитию познавательной активности на уроках биологии...