Педагогический проект "Повышение познавательной активности учащихся на уроках биологии и внеурочное время"
проект по биологии на тему
чем больше познавательная активность у ребенка,тем больше информации проходит через него
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по биологии | 31.71 КБ |
презентация педагогического проекта | 426.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новобурковская средняя общеобразовательная школа»
Бакчарского района Томской области.
636222, Томская область, Бакчарский район, село Новая Бурка, улица Ленина, дом 25.
тел.; факс: 8-38-249-45-146
e-mail: nburkasch@mail.ru
сайт: http://bak-nbschool.edu.tomsk.ru/
Проект представлен Результат проекта представлен
на методическом объединении школы на методическом объединении школы
Протокол №_____ от________201__. Протокол №_____ от________201__.
ЗАВУЧ по УВР /_____/ Грошева М.В. ЗАВУЧ по УВР /_____/ Грошева М.В.
Директор школы /_______/ Балабанова Н.М. Директор школы /_______/ Балабанова Н.М.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Повышение познавательной активности
учащихся на уроках биологии и внеурочное время
Выполнила : Головнина Т.В.
учитель биологии
с. Новая Бурка-2013г.
Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и
я забуду, покажи мне, и я запомню, дай
мне действовать самому, и я научусь».
Постановка проблемы
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?
У Сухомлинского В.А. есть хорошие слова «Страшная опасность- это безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека…» Эти слова актуальны и в наше время. Дети утратили интерес к учению вообще и к биологии в частности. Сейчас учитель не является единственным источником получения знаний. Он может свободно получить их из других доступных источников (интернет, телевидение, СМИ). Но самая главная причина неуверенность в завтрашнем дне. Большинство учащихся из социально неблагополучных семей, обучающиеся неуверенны в возможности продолжения учебы в средних и высших учебных заведениях. Поэтому на уроке учащиеся проявляют интеллектуальную пассивность. При сложившихся обстоятельствах возникли вопросы: Как заинтересовать ученика учиться? Как повысить интерес к предмету и к учебе в целом?
Причины появления проблемы
- трудность изучаемого материала и непонимание этого материала учащимися;
- не видит или не знает путей применения знаний на практике и в будущей профессии;
- слабая поддержка семьи.
Актуальность проекта
Активизация познавательной активности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики и передо мной встала та же проблема. Доказано, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность. Проблема развития познавательной активности является актуальной, так как данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. По словам Галилея, «мы ничему не можем научить человека, мы можем только помочь ему открыть это в себе». Чем больше познавательный интерес ребенка, тем больше информации проходит через него. Стремительно изменяющаяся социальная, экономическая и политическая ситуация, характерная для сегодняшнего этапа развития российского общества, ставит человека перед необходимостью быстро реагировать и адаптироваться к новым условиям. Развитие познавательной активности является средством достижения более глобальной цели - развитие личности ребенка способной к творчеству и самоопределению.
Объект проекта: повышение познавательной активности школьников на уроках биологии и во внеурочное время.
Предмет исследования: процесс развития познавательной активности учащихся на уроках биологии и внеурочное время через применение различных форм и методов обучения, мотивирующих познавательную активность учащихся.
Поэтому стратегической целью представленного проекта является повышение качества обучения биологии путем применения современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности учащихся.
Задачи проекта:
- Изучить методологию проблемы.
- Провести диагностику индивидуальных способностей и потребностей обучающихся.
- Рассмотреть методы активизации познавательной деятельности учащихся в в современном образовании.
- Оценить эффективность применения различных технологий и провести корректировку деятельности, согласно полученным результатам.
- Проанализировать как различные формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности на практике.
- Сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования интерактивных форм и методов с целью активизации познавательной деятельности обучающихся.
Гипотеза исследования: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся через деятельностный подход при использовании различных форм и методов обучения.
Ресурсное обеспечение для реализации проекта:
Материально-технические: класс с компьютерным и лабораторным оборудованием
Информационные: комплекты дидактических материалов (учебники, таблицы, раздаточный материал); электронные пособия по биологии, обучающие компьютерные презентации. Собрать материал по технологиям, развивающих познавательный интерес школьников, систематизировать его, выявить основания для его внедрения в практику своей учительской деятельности.
Этапы проекта:
Первый этап - подготовительный (июль-август 2013г.) – информационно-аналитическая деятельность, теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, определение целей, задач проекта, составление плана для реализации проекта.
Второй этап – реализация проекта (сентябрь 2013г.- март 2014г.) - практическая организация работы по повышению познавательной активности учащихся на уроках биологии и внеурочное время. Работа по плану реализации проекта.
Третий этап – итоги проекта (апрель-май 2014г.) - уточнение и обобщение результатов проекта, анализ проделанной работы, представление результатов на методическом объединении школы.
План реализации проекта
Этапы | Задачи | Сроки | Индикаторы достижения результата | Форма представления результата |
Подготовительный | Обработать теоретические материалы по теме проекта. | Июль | Наличие проекта в печатном виде. Наличие плана реализации проекта. Представленный проект на МО. | Папка проекта, таблица плана. Доклад. |
Определить цели и задач для себя лично, и для проекта. | Август | |||
Составить план реализации проекта | Август | |||
Представить проект на МО школы. | Август | |||
Реализация проекта | Провести анкетирование на уровень познавательной деятельности на уроках биологии у учащихся. | Сентябрь | Проведение анкет. (Приложение 1). | Диаграмма. |
Использовать различные методы и формы, повышающие познавательную деятельность на уроках биологии. | Октябрь-март | Проведение уроков с применением различных современных технологий | Папка разработок уроков с приложение электронного варианта. | |
Участвовать в олимпиадах школьного, районного уровня. | Октябрь-ноябрь | Участие в олимпиадах. | Приказы по итогам олимпиад. | |
Ежемесячное проведение стендовых викторин | Октябрь-март | Участие в общешкольных мероприятиях. | Таблица с ответами учащихся. | |
Участвовать во Всероссийских конкурсах «Человек и природа», «Молодежном биологическом чемпионате» и т.п.. | Октябрь-март | Участие в конкурсах. | Приказы по итогам конкурсов. | |
Провести конференцию исследовательских работ в области биологии | март | Проведение конференции исследовательских работ в области биологии. | Папка исследовательских работ учащихся. | |
Участвовать в районной научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее». | Март | Участие в конференции. | Приказ по итогам конференции. | |
Итоговый | Подведение итогов работы «плюсы» и «минусы» | Апрель | Выступление на МО | Аналитические материалы по итогам работы |
Повторно провести анкетирование на уровень мотивации к биологии у учащихся. | Апрель | Проведение анкет. | Диаграмма. | |
Провести анализ проделанной работы. | Апрель | Наличие анализа работы по проекту | Анализ в печатном виде. | |
Представить результаты на МО школы. | Май | Представленные результаты на МО. | Доклад. |
Конечный продукт:
- Повышение познавательной деятельности у учащихся.
- Банк разработок уроков с использованием эффективных методов и форм обучения, повышающих познавательную деятельность
- Наличие исследовательских работ учащихся.
- Сформированность потребности в самостоятельной познавательной деятельности, овладение навыками саморефлексии.
- устойчивая внутренняя мотивация к изучению биологии;
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
- Увеличилась мотивация к обучению у 50 % обучающихся.
- Повысилось количество учащихся в конкурсах различного уровня.
- Увеличилось оснащение учителя методической литературой.
Прогноз возможных трудностей и их коррекция:
- Ученик должен обладать определённым запасом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. Коррекция: стимулирование обучающихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала.
- Наличие в сети Интернет и на электронных носителях некачественной, недостоверной информации. Коррекция: развитие у обучающихся критического отношения к получаемой информации.
- Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.
- Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
Список литературы:
1. Кораблёв А. А. Непрерывное образование // Школа. - 2006. - №2. - с. 34-36
2. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". http://www.vestishki.ru/node/1205
3. Маркова А.К. , Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
5.Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001
6.Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности”
// Открыт. школа. – 1998.
7. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989.
8. Корсунская В.М. Активизация методов обучения на уроках биологии. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 93 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Народная мудрость гласит: «Скажи мне, я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Проблема: Низкая познавательная активность учащихся Причины: -трудность изучаемого материала и непонимание этого материала учащимися; -не видит или не знает путей применения знаний на практике и в будущей профессии; -слабая поддержка семьи.
Актуальность Активизация познавательной активности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики … Проблема развития познавательной активности является актуальной, так как данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. По словам Галилея, «мы ничему не можем научить человека, мы можем только помочь ему открыть это в себе». Чем больше познавательный интерес ребенка, тем больше информации проходит через него. Стремительно изменяющаяся социальная, экономическая и политическая ситуация, характерная для сегодняшнего этапа развития российского общества, ставит человека перед необходимостью быстро реагировать и адаптироваться к новым условиям. Развитие познавательной активности является средством достижения более глобальной цели - развитие личности ребенка способной к творчеству и самоопределению.
Цель проекта: повышение познавательной активности путем применения современных педагогических технологий для повышения качества обучения биологии. Задачи : Изучить методологию проблемы. Рассмотреть методы активизации познавательной деятельности учащихся в современном образовании. Диагностировать способности и потребности учащихся Оценить эффективность применения различных технологий и провести корректировку деятельности, согласно полученным результатам Проанализировать как различные формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности на практике. Сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования современных технологий, форм и методов с целью активизации познавательной деятельности обучающихся.
Объект: повышение познавательной деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время. Предмет: процесс развития познавательной активности учащихся на уроках биологии и внеурочное время через применение различных форм и методов обучения, мотивирующих познавательную активность учащихся. Гипотеза: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей через деятельностный подход при использовании различных форм и методов обучения.
Ресурсы: Материально-технические: класс с компьютерным и лабораторным оборудованием Информационные : комплекты дидактических материалов (учебники, таблицы, раздаточный материал); электронные пособия по биологии, обучающие компьютерные презентации. Собрать материал по технологиям, развивающих познавательный интерес школьников, систематизировать его, выявить основания для его внедрения в практику своей учительской деятельности.
План реализации проекта: Этапы Задачи Сроки Индикаторы достижения результата Форма представления результата Подготовительный Обработать теоретические материалы по теме проекта. Июль Наличие проекта в печатном виде. Наличие плана реализации проекта. Представленный проект на МО. Папка проекта, таблица плана. Доклад. Определить цели и задач для себя лично, и для проекта. Август Составить план реализации проекта Август Представить проект на МО школы. Август Реализация проекта Провести анкетирование на уровень познавательной деятельности на уроках биологии у учащихся. Сентябрь Проведение анкет. (Приложение 1). Диаграмма. Использовать различные методы и формы, повышающие познавательную деятельность на уроках биологии. Октябрь-март Проведение уроков с применением различных современных технологий Папка разработок уроков с приложение электронного варианта. Участвовать в олимпиадах школьного, районного уровня. Октябрь-ноябрь Участие в олимпиадах. Приказы по итогам олимпиад. Ежемесячное проведение стендовых викторин Октябрь-март Участие в общешкольных мероприятиях. Таблица с ответами учащихся. Участвовать во Всероссийских конкурсах «Человек и природа», «Молодежном биологическом чемпионате» и т.п.. Октябрь-март Участие в конкурсах. Приказы по итогам конкурсов. Провести конференцию исследовательских работ в области биологии март Проведение конференции исследовательских работ в области биологии. Папка исследовательских работ учащихся. Участвовать в районной научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее», с. Поротниково . Март Участие в конференции. Приказ по итогам конференции. Итоговый Подведение итогов работы «плюсы» и «минусы» Апрель Выступление на МО Аналитические материалы по итогам работы Повторно провести анкетирование на уровень мотивации к биологии у учащихся. Апрель Проведение анкет. Диаграмма. Провести анализ проделанной работы. Апрель Наличие анализа работы по проекту Анализ в печатном виде. Представить результаты на МО школы. Май Представленные результаты на МО. Доклад.
Конечный продукт: Повышение познавательной деятельности у учащихся. Банк разработок уроков с использованием эффективных методов и форм обучения, повышающих познавательную деятельность Наличие исследовательских работ учащихся. Сформированность потребности в самостоятельной познавательной деятельности, овладение навыками саморефлексии. устойчивая внутренняя мотивация к изучению биологии;
Критерии эффективности : . Увеличилась мотивация к обучению у обучающихся. Повысилось количество учащихся в конкурсах различного уровня. Увеличилось оснащение учителя методической литературой.
Прогноз возможных негативных последствий и их коррекция: Ученик должен обладать определённым запасом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. Коррекция: стимулирование обучающихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала. Наличие в сети Интернет и на электронных носителях некачественной, недостоверной информации. Коррекция: развитие у обучающихся критического отношения к получаемой информации. Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем. Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
Список литературы: 1. Кораблёв А. А. Непрерывное образование // Школа. - 2006. - №2. - с. 34-36 2. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". http://www.vestishki.ru/node/1205 3. Маркова А.К. , Т.А.Матисс , А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с. 4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с. 5.Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001 6.Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности” // Открыт. школа. – 1998. 7. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989. 8. Корсунская В.М. Активизация методов обучения на уроках биологии. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 93 с.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии.
Формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии....
Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время по географии». Работа в ГлобалЛаб.
P { margin-bottom: 0.21cm; } На своих уроках географии (природоведения) я использую ресурсы ЦОР, размещённые в сети Интернет, диски (например: «Природоведение. 5 класс»., автор-Сонин, Плешаков), ...
Методическая тема:«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время как один из факторов повышения качества обучения учащихся в развивающейся среде».
Необходимость и целесообразность обращения к темеОтечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и ...
Тема педагогического опыта: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии»
Тема педагогического опыта: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии»...
«Использование нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии»
Методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии....
« Проектная –исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время»
Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под р...
ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (статья)
Данная статья напечатана в сборнике "Социально-экономические проблемы регионального развития на современном этапе", где также представлены научные статьи и доклады преподавателей, аспирантов...