Педагогический проект "Повышение познавательной активности учащихся на уроках биологии и внеурочное время"
проект по биологии на тему

Головнина Татьяна Витальевна

чем больше познавательная активность у ребенка,тем больше информации проходит через него

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое общеобразовательное учреждение

«Новобурковская  средняя общеобразовательная школа»

 Бакчарского района Томской области.

636222, Томская область, Бакчарский район, село Новая Бурка, улица Ленина, дом 25.

тел.; факс: 8-38-249-45-146

e-mail: nburkasch@mail.ru

сайт:  http://bak-nbschool.edu.tomsk.ru/

Проект  представлен                                                                                                      Результат  проекта  представлен

на методическом объединении школы                                                                    на методическом объединении школы

Протокол №_____ от________201__.                                                                           Протокол №_____ от________201__.

ЗАВУЧ по УВР  /_____/ Грошева М.В.                                                                        ЗАВУЧ по УВР  /_____/ Грошева М.В.

Директор школы /_______/ Балабанова Н.М.                                                              Директор школы /_______/ Балабанова Н.М.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Повышение познавательной активности

учащихся на уроках биологии и внеурочное время

                                                                                             Выполнила : Головнина Т.В.

                                                                                                        учитель биологии

                                                          с. Новая Бурка-2013г.

                                                                     

                                                Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и

                                              я забуду, покажи мне, и я запомню, дай

                                               мне  действовать самому, и я научусь».

                                                  Постановка проблемы

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

У  Сухомлинского  В.А. есть хорошие слова «Страшная опасность- это безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека…» Эти слова актуальны и в наше время. Дети утратили интерес к учению вообще и к биологии в частности. Сейчас учитель не является единственным источником получения знаний. Он может свободно получить их из других доступных источников (интернет, телевидение, СМИ). Но самая главная причина неуверенность в завтрашнем дне. Большинство  учащихся из социально неблагополучных семей, обучающиеся неуверенны в  возможности продолжения учебы  в средних и высших учебных заведениях. Поэтому на уроке учащиеся  проявляют интеллектуальную пассивность. При сложившихся обстоятельствах возникли вопросы: Как заинтересовать ученика учиться? Как повысить интерес к предмету и к учебе в целом?

Причины появления проблемы

  •  трудность изучаемого материала и непонимание этого материала учащимися;
  • не видит или не знает путей применения знаний на практике и в будущей  профессии;
  • слабая поддержка семьи.

Актуальность  проекта

Активизация познавательной активности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики и передо мной встала та же проблема. Доказано, что  процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность. Проблема развития познавательной активности  является актуальной, так как данное  качество играет большую роль в развитии личности ребенка. По словам Галилея, «мы ничему не можем научить человека, мы можем только помочь ему открыть это в себе». Чем больше познавательный интерес ребенка, тем больше информации проходит через него. Стремительно изменяющаяся социальная, экономическая и политическая ситуация, характерная для сегодняшнего этапа развития российского общества, ставит человека перед необходимостью быстро реагировать и адаптироваться к новым условиям.  Развитие познавательной активности является средством достижения более глобальной цели - развитие личности ребенка способной к творчеству и самоопределению.

Объект проекта: повышение познавательной активности школьников на уроках биологии и во внеурочное время.

Предмет исследования: процесс развития познавательной активности  учащихся на уроках биологии и внеурочное время через применение различных форм и методов обучения,  мотивирующих познавательную активность учащихся.

Поэтому стратегической целью представленного проекта является повышение качества обучения биологии путем применения  современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности учащихся.

   

Задачи проекта: 

  • Изучить методологию проблемы.
  • Провести диагностику индивидуальных способностей и потребностей обучающихся.
  • Рассмотреть методы активизации познавательной деятельности учащихся в в современном образовании.
  • Оценить эффективность применения различных технологий и провести корректировку деятельности, согласно полученным результатам.
  • Проанализировать как различные  формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности на практике.
  • Сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования интерактивных форм и методов с целью активизации познавательной деятельности обучающихся.  

Гипотеза  исследования: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии  с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся через деятельностный подход при использовании различных форм  и методов обучения.

 Ресурсное обеспечение  для реализации проекта:

 Материально-технические:  класс с компьютерным и лабораторным оборудованием

Информационные: комплекты дидактических материалов (учебники, таблицы, раздаточный материал); электронные пособия по биологии, обучающие компьютерные презентации. Собрать материал по технологиям, развивающих познавательный интерес школьников, систематизировать его, выявить основания для его внедрения в практику своей учительской деятельности.

Этапы проекта:

         Первый этап - подготовительный (июль-август 2013г.) – информационно-аналитическая деятельность, теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, определение целей, задач проекта, составление плана для реализации проекта.

          Второй этап – реализация проекта (сентябрь 2013г.- март 2014г.) - практическая организация работы по повышению познавательной активности   учащихся на уроках биологии и внеурочное время. Работа по плану реализации проекта.

         Третий этап – итоги проекта (апрель-май 2014г.) - уточнение и обобщение результатов проекта, анализ проделанной работы, представление результатов на методическом объединении школы.


                                                                                             План реализации проекта

Этапы

Задачи

Сроки

Индикаторы достижения результата

Форма представления результата

Подготовительный

Обработать теоретические  материалы  по теме проекта.

Июль

Наличие  проекта в печатном виде. Наличие плана реализации проекта.

Представленный проект на МО.

Папка проекта, таблица  плана.

Доклад.

Определить  цели и задач для себя лично, и для проекта.

Август

Составить план реализации проекта

Август

Представить проект на МО школы.

Август

Реализация проекта

Провести анкетирование на уровень познавательной деятельности  на уроках биологии у учащихся.

Сентябрь

Проведение анкет. (Приложение 1).

Диаграмма.

Использовать различные методы и формы, повышающие познавательную деятельность на уроках биологии.

Октябрь-март

Проведение уроков с применением различных современных технологий

Папка разработок уроков с приложение электронного варианта.

Участвовать в олимпиадах школьного, районного уровня.

Октябрь-ноябрь

Участие в олимпиадах.

Приказы по итогам олимпиад.

Ежемесячное проведение стендовых викторин

Октябрь-март

Участие в общешкольных мероприятиях.

Таблица с ответами учащихся.

Участвовать во Всероссийских конкурсах «Человек и природа», «Молодежном биологическом чемпионате» и т.п..

Октябрь-март

Участие в конкурсах.

Приказы по итогам конкурсов.

Провести  конференцию исследовательских работ в области биологии

март

Проведение конференции исследовательских работ в области биологии.

Папка исследовательских работ учащихся.

Участвовать  в районной научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее».

Март

Участие в конференции.

Приказ  по итогам конференции.

Итоговый

Подведение итогов работы «плюсы» и «минусы»

Апрель

Выступление на МО

Аналитические материалы по итогам работы

Повторно провести анкетирование на уровень мотивации  к биологии  у учащихся.

Апрель

Проведение анкет.

Диаграмма.

Провести   анализ  проделанной работы.

Апрель

Наличие  анализа работы по проекту

Анализ в печатном виде.

Представить результаты на МО школы.

Май

Представленные результаты на МО.

Доклад.


        Конечный продукт:

  1. Повышение познавательной деятельности   у учащихся.
  2. Банк разработок уроков с использованием эффективных методов и форм обучения, повышающих познавательную деятельность
  3. Наличие исследовательских работ учащихся.
  4. Сформированность потребности в самостоятельной познавательной деятельности, овладение навыками саморефлексии.
  5. устойчивая внутренняя мотивация к изучению биологии;

     Критерии оценки эффективности реализации проекта:

  1. Увеличилась мотивация к обучению у 50 % обучающихся.
  2. Повысилось количество учащихся в  конкурсах различного уровня.
  3. Увеличилось оснащение учителя методической литературой.

   Прогноз возможных трудностей  и их коррекция:

  • Ученик должен обладать определённым запасом знаний,  поскольку отсутствие их не позволит ему успешно проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. Коррекция: стимулирование обучающихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала.
  • Наличие в сети Интернет и на электронных носителях некачественной, недостоверной информации. Коррекция: развитие у обучающихся критического отношения к получаемой информации.
  • Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.
  • Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.

Список литературы:

1. Кораблёв А. А. Непрерывное образование // Школа. - 2006. - №2. - с. 34-36

2. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". http://www.vestishki.ru/node/1205

3.  Маркова А.К. , Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

4.  Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

5.Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые   педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001

6.Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной  деятельности”

// Открыт. школа. – 1998.

7. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989.

8. Корсунская В.М. Активизация методов обучения на уроках биологии. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 93 с.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Новобурковская средняя общеобразовательная школа» Педагогический проект «Повышение познавательной активности у учащихся на уроках биологии и во внеурочное время» Выполнила: учитель биологии Головнина Т.В.

Слайд 2

Народная мудрость гласит: «Скажи мне, я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Проблема: Низкая познавательная активность учащихся Причины: -трудность изучаемого материала и непонимание этого материала учащимися; -не видит или не знает путей применения знаний на практике и в будущей профессии; -слабая поддержка семьи.

Слайд 3

Актуальность Активизация познавательной активности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики … Проблема развития познавательной активности является актуальной, так как данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. По словам Галилея, «мы ничему не можем научить человека, мы можем только помочь ему открыть это в себе». Чем больше познавательный интерес ребенка, тем больше информации проходит через него. Стремительно изменяющаяся социальная, экономическая и политическая ситуация, характерная для сегодняшнего этапа развития российского общества, ставит человека перед необходимостью быстро реагировать и адаптироваться к новым условиям. Развитие познавательной активности является средством достижения более глобальной цели - развитие личности ребенка способной к творчеству и самоопределению.

Слайд 4

Цель проекта: повышение познавательной активности путем применения современных педагогических технологий для повышения качества обучения биологии. Задачи : Изучить методологию проблемы. Рассмотреть методы активизации познавательной деятельности учащихся в современном образовании. Диагностировать способности и потребности учащихся Оценить эффективность применения различных технологий и провести корректировку деятельности, согласно полученным результатам Проанализировать как различные формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности на практике. Сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования современных технологий, форм и методов с целью активизации познавательной деятельности обучающихся.

Слайд 5

Объект: повышение познавательной деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время. Предмет: процесс развития познавательной активности учащихся на уроках биологии и внеурочное время через применение различных форм и методов обучения, мотивирующих познавательную активность учащихся. Гипотеза: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей через деятельностный подход при использовании различных форм и методов обучения.

Слайд 6

Ресурсы: Материально-технические: класс с компьютерным и лабораторным оборудованием Информационные : комплекты дидактических материалов (учебники, таблицы, раздаточный материал); электронные пособия по биологии, обучающие компьютерные презентации. Собрать материал по технологиям, развивающих познавательный интерес школьников, систематизировать его, выявить основания для его внедрения в практику своей учительской деятельности.

Слайд 7

План реализации проекта: Этапы Задачи Сроки Индикаторы достижения результата Форма представления результата Подготовительный Обработать теоретические материалы по теме проекта. Июль Наличие проекта в печатном виде. Наличие плана реализации проекта. Представленный проект на МО. Папка проекта, таблица плана. Доклад. Определить цели и задач для себя лично, и для проекта. Август Составить план реализации проекта Август Представить проект на МО школы. Август Реализация проекта Провести анкетирование на уровень познавательной деятельности на уроках биологии у учащихся. Сентябрь Проведение анкет. (Приложение 1). Диаграмма. Использовать различные методы и формы, повышающие познавательную деятельность на уроках биологии. Октябрь-март Проведение уроков с применением различных современных технологий Папка разработок уроков с приложение электронного варианта. Участвовать в олимпиадах школьного, районного уровня. Октябрь-ноябрь Участие в олимпиадах. Приказы по итогам олимпиад. Ежемесячное проведение стендовых викторин Октябрь-март Участие в общешкольных мероприятиях. Таблица с ответами учащихся. Участвовать во Всероссийских конкурсах «Человек и природа», «Молодежном биологическом чемпионате» и т.п.. Октябрь-март Участие в конкурсах. Приказы по итогам конкурсов. Провести конференцию исследовательских работ в области биологии март Проведение конференции исследовательских работ в области биологии. Папка исследовательских работ учащихся. Участвовать в районной научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее», с. Поротниково . Март Участие в конференции. Приказ по итогам конференции. Итоговый Подведение итогов работы «плюсы» и «минусы» Апрель Выступление на МО Аналитические материалы по итогам работы Повторно провести анкетирование на уровень мотивации к биологии у учащихся. Апрель Проведение анкет. Диаграмма. Провести анализ проделанной работы. Апрель Наличие анализа работы по проекту Анализ в печатном виде. Представить результаты на МО школы. Май Представленные результаты на МО. Доклад.

Слайд 8

Конечный продукт: Повышение познавательной деятельности у учащихся. Банк разработок уроков с использованием эффективных методов и форм обучения, повышающих познавательную деятельность Наличие исследовательских работ учащихся. Сформированность потребности в самостоятельной познавательной деятельности, овладение навыками саморефлексии. устойчивая внутренняя мотивация к изучению биологии;

Слайд 9

Критерии эффективности : . Увеличилась мотивация к обучению у обучающихся. Повысилось количество учащихся в конкурсах различного уровня. Увеличилось оснащение учителя методической литературой.

Слайд 10

Прогноз возможных негативных последствий и их коррекция: Ученик должен обладать определённым запасом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. Коррекция: стимулирование обучающихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала. Наличие в сети Интернет и на электронных носителях некачественной, недостоверной информации. Коррекция: развитие у обучающихся критического отношения к получаемой информации. Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем. Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.

Слайд 11

Список литературы: 1. Кораблёв А. А. Непрерывное образование // Школа. - 2006. - №2. - с. 34-36 2. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". http://www.vestishki.ru/node/1205 3. Маркова А.К. , Т.А.Матисс , А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с. 4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с. 5.Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001 6.Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности” // Открыт. школа. – 1998. 7. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989. 8. Корсунская В.М. Активизация методов обучения на уроках биологии. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 93 с.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии.

Формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках    биологии....

Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время по географии». Работа в ГлобалЛаб.

P { margin-bottom: 0.21cm; } На своих уроках географии (природоведения) я использую ресурсы ЦОР, размещённые в сети Интернет, диски (например: «Природоведение. 5 класс»., автор-Сонин, Плешаков), ...

Методическая тема:«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время как один из факторов повышения качества обучения учащихся в развивающейся среде».

Необходимость и целесообразность обращения к темеОтечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и ...

Тема педагогического опыта: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии»

Тема педагогического опыта: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии»...

«Использование нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии»

Методические рекомендации по использованию  нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии....

« Проектная –исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время»

Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под р...

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (статья)

Данная статья напечатана в сборнике "Социально-экономические проблемы регионального развития на современном этапе", где также представлены научные статьи и доклады преподавателей, аспирантов...