«Использование нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии»
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Калинина Лидия Сергеевна

Методические рекомендации по использованию  нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_polozhitelnoy_motivatsii.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование положительной мотивации к изучению биологии

     Новый государственный стандарт направлен на реализацию определенных целей. Одной из них при изучении биологии является развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации, в процессе изучения современных достижений биологии.

              В МОУ «Пашозерская ООШ»  находится эколого – краеведческий музей. При  нём оборудована  экологическая лаборатория для проведения занятий естественно научного цикла. Для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии я использую нетрадиционные формы и методы урочной и внеурочной деятельности и организую работу на базе музея. Особая роль в развитии познавательного интереса к изучению биологии принадлежит использованию наглядных пособий на уроках. Использование музейных  объектов в качестве иллюстраций  улучшает восприятие и запоминание материала урока, активизирует эмоционально-образные ресурсы ребенка, повышает эффективность урока.

1.Урок в музее

Мною был разработан проект создания природной части музея, которая              позволяет использовать экспонаты для проведения уроков биологии по различным темам.  Так при изучении темы « Строение стебля» в 6 классе я показываю на примере растения хмель вьющийся тип стебля. Дети могут рассмотреть структуру древесных пород, годичные кольца. Имеющийся в школе  прибор для определения возраста дерева позволяет провести и практическую часть урока. В этнографической части музея детям представлена возможность увидеть изделия из бересты, лыка, древесины.

                 При изучении темы «Птицы» в 7 классе я показываю детям птичьи гнёзда. Здесь  отмечаю, что птицы научились использовать строительный материал, созданный человеком. Ребята сравнивают гнёзда и учатся их определять.

                 Наличие в кабинете биологии  бинокуляров и микроскопов позволяет рассматривать особенности строения насекомых разных отрядов, представителей типа «Простейшие».

                При изучении темы «Рыбы» учащиеся рассматривают строение челюстей хищной рыбы – щуки, плавательного пузыря карпа.

                На примере строения черепов медведя, лося, кабана дети знакомятся с характерными признаками отрядов млекопитающих.

               Экспозиция « Неолитическая стоянка человека» позволяет провести урок «Развитие жизни в кайнозое» в 9 классе. Учащиеся могут рассмотреть найденные на территории  Пашозерского поселения остатки ямчато – гребенчатой керамики и сколы кремня, сделанные древним человеком.

                Но основную часть, конечно же, занимают уроки курса «Природа родного края» в 6 классе. Экспозиция «Местные горные породы» позволяет показать древних ископаемых – моллюсков, морских лилий, кораллов, которые жили на территории края. Интересно проходят уроки по темам «Хлебные культуры», «Животные леса», «Разнообразие рыб Ленинградской области» и другие. Дети рассматривают экспонаты,  и даже могут осуществить какой – нибудь технологический  процесс, например: прядение кудели изо  льна, перемалывание зерна на жёрнове. Этот метод очень эффективен, т.к. ребёнок получает предмет в руки и изучает, благодаря чему осуществляется активный познавательный интерес.  Особое внимание уделяется теме «Особо охраняемые природные территории». На этом уроке я рассказываю о природном парке «Вепсский лес».

                 Уроки в музее ребятам очень нравятся. Такая форма проведения урока позволяет лучше усвоить материал, направляет детей к познанию окружающего мира, к реальной практической действительности.

2.Экскурсии

        К.А.Тимирязев подчеркивал, что природа является «неиссякаемым источником красоты, которая проявляется в гармонии красок, форм, звуков, запахов, вечном движении и смене природных явлений в их сложном отношении и сочетании». Развитию интереса к предмету у подростков через чувство прекрасного, восприятие красоты и гармонии природы, способствуют экскурсии в природу, на животноводческую ферму, форелевое хозяйство, к родникам).

                    Экскурсия в природу с проведением небольших исследований, используется как одна из форм занятий. Мною разработаны такие экскурсии как «Роль грибов в экосистеме леса», « Следы  жизнедеятельности животных леса», «Родники в деревне», «Болото как экосистема»  и экскурсия по природной части музея. Экскурсия – увлекательная форма работы с детьми, где они учатся наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с условиями окружающей среды.

3.Исследовательские формы

                   С учётом возраста ребят  проводится несложная исследовательская деятельность, которая даёт детям первые элементарные сведения о приёмах и способах научного поиска, предусматривает творческое усвоение знаний. Ребята учатся определять запылённость воздуха, определяют качество воды, устанавливают степень замусоренности территории и т.д.  Ребята много проводят бесед с местными жителями, которые рассказывают им о прошлом края. На основании этих исследований и бесед дети пишут работы, с которыми принимают участие в различных конкурсах и занимают призовые места. Работы наших детей опубликованы в двух книгах «Труды школьников Ленинградской области по экологии и краеведению родного края». Каждый год в День музеев проходит малая научно – практическая конференция, где ребята отчитываются о проделанной работе в виде инсценированного представления.

Учащиеся старших классов пишут также и реферативные работы с элементами исследования. Перед учителем, как руководителем, стоят следующие задачи:

1.        Заинтересовать, помочь в выборе темы с учетом индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Для этого предлагаю познакомиться с литературой, посмотреть видеосюжеты, DVD, компьютерные диски. Для того, чтобы помочь 9-классникам выбрать форму сдачи экзамена, в этом году в сентябре провели конференцию, на которой были представлены наиболее интересные экзаменационные работы.

2.        Контролировать и направлять деятельность учащихся

3.        Активизировать инициативу и творческий подход, оставляя долю самостоятельности.

4.        Следующий этап, после выбора темы – составление плана работы, знакомство с основными требованиями к исследовательской работе. Не всегда учащиеся знают их и не представляют, что их ожидает большой объем кропотливой рутинной работы. Приходится во многом преодолевать себя. Очень важно, чтобы сложилось взаимодоверие и взаимопонимание учитель – ученик. В противном случае работа может быть даже не завершена. Интерес должен прийти во время еды.

5.        Завершающий этап – подготовка к публичному выступлению. Решающая роль  здесь принадлежит руководителю. Вместе с учащимся необходимо составить доклад, отработать устное сообщение, подготовить к возможным  вопросам.

     В процессе творческой исследовательской работы у учащихся формируются

- умения подбирать материал, работать с различными источниками информации;

- самостоятельно делать выводы

- использовать известные методы для решения конкретных задач

- умения представлять информацию в различном виде

- приобретается опыт публичных выступлений

- развиваются творческие способности.

4.Практические методы

                 Эти методы  предусматривают создание специальных ситуаций, моделирующих реальность, из которых детям предлагается найти выход. Это могут быть игры, инсценизации, погружение в прошлое. Так вместе с детьми была придумана экологическая сказка «Главное  - не навреди!». Дети исполняли роли героев и одновременно познавали правила поведения в лесу. Широко практикуется написание стихов, частушек на экологическую тему .

                 При школьном музее работает кружок «Юный краевед», где кроме познавательной деятельности дети учатся навыкам изготовления поделок из природного материала, отходов пластика, бумаги. Постигают азы декоративно – прикладного искусства на примере изготовления традиционных народных кукол и лепки из глины.

5.Проведение межпредметных классных часов.

Большое значение в формировании положительной мотивации к                                        

изучению биологии имеет внеклассная работа. Различные конкурсы, викторины, игры по станциям, брейн-ринг, игровые программы – это увлекательное путешествие в страну Биология. Игра помогает расширять кругозор, закреплять знания, полученные на уроках биологии, и приобретают навыки самостоятельного поиска решений сложных вопросов, выходящих за рамки школьного курса.

     Все виды деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время

- помогают в подготовке к ЕГЭ

- решают вопросы профориентации, формирует круг научных интересов

- повышают уровень личностного развития (повышение самооценки, ценностного    отношения к процессу обучения и самообразования)

- влияют на повышение положительной мотивации к изучению биологии.

                 На примере работы краеведческого кружка вместе с учителем истории мы проводим совместные межпредметные классные часы и занятия кружка.

 Так были проведены занятия на темы « Чудесная глина», «Лапти – лапоточки», «Кузьминки» и др. Такие занятия расширяют кругозор учащихся, формируют уважение к культуре собственного народа. В 2009 году был создан кукольный театр, для которого куклы шили сами ребята. С помощью кукол мы инсценируем экологические, русские народные  сказки.  Этим летом наш кукольный театр был приглашён на день города Тихвина и мы выступали со сказкой «Курочка Ряба» на литературных беседках в Летнем саду.

      Визитные карточки

      В (5 – 7 класс) важную роль играют опережающие задания, подготовка устных сообщений, творческих работ, основанных на личном опыте и личных наблюдениях. Фотоальбомы, электронные презентации с описаниями своих комнатных растений, домашних животных или аквариумных рыбок выполняются детьми  с большой любовью и интересом.  С большим интересом учащиеся подбирают материал и рассказывают на уроках различные мифы, легенды истории, связанные с объектами Вселенной, растениями и животными.

      Компьютерный эксперимент

Основной компонент образовательных программ при изучении всех разделов биологии на всех ступенях образования – проведение биологических исследований. В 5 – 8 классах практически на каждом уроке проводятся наблюдения под микроскопом, описания и сравнительная характеристика различных объектов, процессов, проведение простейших экспериментов.

Некоторые эксперименты учащиеся 5  8 классов могут проводить на компьютере. Это развивает познавательные, интеллектуальные, творческие способности детей.

Современный урок биологии невозможно проводить без использования технических средств (видеоаппаратуры и информационно-компьютерных технологий). Видеокамера позволяет раскрыть тайны живых организмов, увидеть и понять механизмы многих процессов, то, что ребенок не может наблюдать в повседневной жизни (процесс оплодотворения, деления клетки, рост и развитие организма, заглянуть внутрь организма и т.д.). В силу возрастных психологических особенностей (преобладание конкретного, образного мышления над абстрактным, особенно в 5 – 7 классе) детям интересно то, что понятно.

Использование ИКТ улучшает зрительное восприятие материала, позволяет показать процессы на моделях и провести виртуальный демонстрационный эксперимент (посмотреть то, чего бы никогда не увидели), делает мероприятие зрелищным и красочным, усиливает эмоциональное восприятие.

      Одна из задач современного образовательного процесса – показать учащимся, что компьютер не только дорогая и престижная игрушка, но и мощный инструмент для получения  знаний и организации учебного процесса. И, что очень важно почти для каждого ученика - для реализации  индивидуальных возможностей, для развития своих способностей.

   Презентация творческих работ старших школьников

      Для проведения уроков я привлекаю старшеклассников с электронной презентацией своих работ. Это помогает учащимся 5 – 7 классов увидеть конечный результат творческой, исследовательской работы, появляется желание попробовать свои силы.

Использование творческих работ возможно при изучении следующих разделов:

  • Естествознания: «Молния», «Диффузия», «Вода – источник жизни»
  • Зоологии: «Отряды млекопитающих», «Экологические группы животных», «Биотические взаимоотношения»
  • Анатомии: «Запах», «Зрение», «Строение костей», «Витамины»
  • Общей биологии: «Химический состав клетки», «Клетка», «Происхождение жизни»,
  • «Наследственные заболевания», «Вирусы»

      Демонстрационные материалы к уроку                                                                                                                                           

      В 7 – 9 классах предлагаю выполнять творческие работы с использованием ИКТ для визуального сопровождения урока. Подготовка  электронных презентаций расширяет группу учащихся, которые выполняют опережающие задания. Электронная презентация  - это подсказка, шпаргалка, ребенок увереннее чувствует себя перед аудиторией.

     Кто стремится выполнять творческие работы? Это не всегда сильные учащиеся, интересующиеся предметом, для кого эта работа связана с будущей профессией, те, кому все интересно (они обычно участвуют во всех олимпиадах, конкурсах и т.д.).

     Появляется еще 1 категория учащихся  - слабые дети, которым предлагаю выполнить работу с помощью родителей. В этом случае, если не проявляется интерес к предмету, но повышается сомооценка ребенка, он начинает успешнее заниматься.

     При создании электронных презентаций раскрываются творческие способности учащихся, проявляется соревновательный момент, происходит самопрезентация. 

Уроки в компьютерном классе

Учащиеся самостоятельно получают информацию, работая с мультимедийными пособиями «Биология. Анатомия и физиология человека», «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. 9 класс», «Открытая биология». Каждый ученик получает инструкцию с алгоритмом работы. Эти пособия включают в себя большое количество схем, рисунков, фотографий, а также интерактивные модели и видеофрагменты. В заключение урока предусмотрен тестовый контроль и итоговый контроль на последнем занятии. Самостоятельное изучение нового материала осуществляется с учетом личностных особенностей ребенка, каждый работает в своем темпе. В результате происходит достаточно легкое усвоение учащимися сложных понятий и закономерностей, за счет включения нескольких видов внимания и памяти; возможности конструирования знаний; динамичности подачи материала и наглядности (видеофрагменты, модели и т.п.).

6.Заключение

                 Перечисленные мною нетрадиционные формы и методы урочной и внеурочной  деятельности позволяют прививать интерес учащихся к биологии, повышать познавательную активность на уроках. Качество знаний по биологии составляет 50-100%, все учащиеся посещают кружок «Юный краевед», принимают участие в конкурсах и викторинах.

«Использование нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии»

                                           Учитель биологии первой

                                           квалификационной категории

                                           МОУ «Пашозерская ООШ»,

                                           Тихвинского района,

                                            Ленинградской области

                                       Калинина Лидия Сергеевна

Комитет общего и профессионального образования

                        Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего

                   профессионального образования

Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина

                     Бокситогорский институт

             Повышение квалификации

              Итоговая работа:

«Формирование положительной мотивации

к изучению биологии»

        

                                                                          Выполнила:

                                                                Слушатель курсов

                                                                повышения квалификации

                                                                по программе

                                                               «Обновление содержания

                                                               образования в школе

                                                                в условиях введения ФГОС»

                                                                КАЛИНИНА Л.С.

                                                 Бокситогорск, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Повышение познавательной активности учащихся на уроках биологии и внеурочное время"

чем больше познавательная активность у ребенка,тем больше информации проходит через него...

Современные инновационные технологии как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках химии и биологии (обобщение опыта).

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Инновационные технологии в образован...

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время

Луткова Ирина ВитальевнаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №10» города Когалыма...

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (статья)

Данная статья напечатана в сборнике "Социально-экономические проблемы регионального развития на современном этапе", где также представлены научные статьи и доклады преподавателей, аспирантов...

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, СБО, ИЗО, путём использования современных образовательных программ и методов

Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. В последнее время у школьников наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. А, известно, что познавательная а...

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством использования современных технологии обучения. «Без здорового не может быть духовного».

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством использования современных технологии  обучения. «Без здорового не может быть духовного»....