Технологическая карта по теме «Лишайники» 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Название предмета: | Биология |
Класс: | 5 |
Тема: | Лишайники |
Задачи: | Образовательные: - формировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов, об их приспособленности к среде обитания; об их значении в природе и жизни человека; - продолжить формирование общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём) и специальных биологических умений и навыков (наблюдать, исследовать живые объекты) |
Развивающие: - развивать познавательный интерес; умение анализировать информацию, полученную в ходе урока, выделять главное в изучаемом материале; умение сравнивать и классифицировать живые организмы; умение обобщать и делать выводы; умение работать в паре и группе. | |
Воспитательные: - формировать интерес к предмету, к живым организмам; привлечь внимание учащихся к проблемам охраны природы. | |
Планируемые результаты: | |
Предметные результаты: | – формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов. |
Метапредметные и личностные результаты: | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). |
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера. | |
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | |
Личностные УУД: - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости. | |
Основные термины и понятия: | Царство растения, неограниченный рост, ботаника, фотосинтез, низшие и высшие растения. |
Место урока в системе уроков данного раздела: | 3 урок в разделе «Царства Растений» |
Тип урока: | Урок открытия новых знаний. |
Формы работы учащихся: | Фронтальная, парная, индивидуальная. |
Методы: | Частично-поисковый |
Оборудование: | ноутбук, медиа проектор, таблица “Лишайники”, гербарный материал с образцами различных видов лишайников (бородач, кладония, ягель, пармелия, стенная золотянка, исландский мох) |
Ход урока
№ | Этап урока | Содержание, деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Организационный этап (2 мин.) | Ребята, добрый день! Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | - Слушают, настраиваются на деятельность | Личностные УУД: - проявление интереса к изучению темы. -проявление желания узнать о строении организма. |
2. | Актуализация опорных знаний учащихся (5 мин) | Вступительное слово учителя: Итак, ребята, мы сегодня приступаем с вами к изучению новой темы. На прошлом уроке мы с вами изучили водорослей. Сейчас повторим пройденный материал. - Открываем тетради для самостоятельных работ и делаем небольшой тест. (на экране проектора проецируется 2 варианта) Тест по теме «Водоросли» 5 класс Вариант 1. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов:
Ключ: 1 – 3; 2 – 1; 3 – 1; 4 – 3; 5 – 3; 6 – 2. | - Делают тест в тетрадях для самостоятельных работ. | Познавательные УУД: актуализация знаний по пройденной теме «Водоросли». Предметные УУД: умение выбрать правильное утверждение. |
3. | Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин) | Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы назовете её после того как разгадаете ребус. | - Разгадывают ребус. -Называют тему урока «Лишайники». | Личностные УУД: проявление интереса к изучению темы. Познавательные УУД: поиск и выделение информации. |
4. | Постановка цели и задач урока (2 мин.) | Учитель записывает проговорённую тему на доску. Учитель спрашивает: 1. Какая основная цель нашего урока? 2.А что нужно сделать, чтобы достичь цели? | - Дети записывают тему урока в тетради. - Изучить многообразие и особенности строения лишайника. - Предлагают способы достижения цели - составить план, познакомится с материалом параграфа учебника, рассмотреть рисунки и схемы, послушать рассказ учителя. | Личностные УУД: проявление интереса к изучению темы. Коммуникативные УУД: определение цели урока, своей функции, контроля, коррекции действий партнера. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, составление последовательности действий. |
5. | Первичное усвоение первичных знаний. (15 мин) | Отработка опорных понятий - учитель просит дать ответ «Что такое грибница? Слоевище? Каким образом питаются грибы и водоросли?» -Вопрос: Как вы думаете, почему академик К.А. Тимирязев назвал лишайник Сфинксом? -Мы вернемся к этому вопросу в конце урока. -Дает определение «Лишайник» - Затем, учитель задает вопрос: «Как питается лишайник, если он состоит из двух организмов с разными типами питания?» - Затем, учитель делит класс на три группы. Каждая группа получает задание: изучить материал учебника и сделать вывод о: 1 группа – классификации лишайников, ответ представить в виде схемы, классифицировать предложенные гербарии. 2 группа – размножении лишайников. 3 группа - распространении лишайников, используя текст учебника и дополнительную литературу. - Рассказ учителя с демонстрацией фрагментов видеофильма «Лишайники» о значении лишайников. | - Дают ответы на заданные вопросы. -Учащиеся делают предположения о двойственной природе лишайника. -Записывают определение «лишайник» в тетрадь. - Осознают принадлежность лишайников к особой группе живых организмов – симбиозу. - Предоставляют схему, классифицируют гербарии(накипные, кустистые и листоватые.) - Лишайники размножаются вегетативно – фрагментами слоевища, а также особыми группами клеток. - Лишайники насчитывают около 25 тысяч видов и широко распространены по земному шару -- от полярных холодных скал до раскаленных камней пустынь. - Слушают, анализируют. | Личностные УУД: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Познавательные УУД: умение анализировать, классифицировать и обобщать. Коммуникативные УУД самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Регулятивные УУД – Составлять в группе план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно |
6. | Восприятие и осознание учащимися нового материала (8 мин) | А теперь мы сыграем в игру «Семафор». Я называю утверждение. Если оно правильное, вы поднимаете зелёный знак семафора. Если неправильное - красный. Тело лишайника называется слоевище. Лишайники приносят вред природе. Лишайники очень требовательны к условиям произрастания. Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли. Водоросль лишайника синтезирует органические вещества. Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт. Симбиоз – взаимовыгодное сотрудничество. Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета. Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые. | - да - нет - нет - да - да - нет - да - нет - да | Регулятивные УУД - выполнение задание в соответствии с поставленной целью. Познавательные УУД – использование приобретённых знание для выполнения заданий. Личностные УУД -оценивание усвояемости материала. Регулятивные УУД - выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. |
7. | Обобщение и систематизация знаний. (8 мин) | Давайте с вами решим кроссворд. По горизонтали:
| - Зарисовывают кроссворд в тетрадь. - Отвечаю на вопросы. | Познавательные УУД: умение активировать знания, полученные в ходе урока. Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные УУД: выполняют задание, работая в группе в соответствии с целью Личностные УУД -оценивание усвояемости материала. |
8. | Подведение итогов урока и рефлексия (5 мин.) | - Сумеем ли мы, теперь ответить на вопрос, который звучал в начале нашего урока? Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»? - Итак, какую тему мы изучили? - Дайте определение «Лишайник» Учитель предлагает ответить на вопросы: Достигли ли вы цели урока? Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились? | - Лишайники состоят из двух организмов. - Лишайники. Лишайник — это живой организм, образованный симбиозом гриба и водоросли. - Отвечают на вопросы | Коммуникативные УУД: - Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем - Использование речевых средств для представления результата. Регулятивные УУД: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Личностные УУД: оценивать результат собственной деятельности Познавательные УУД: формулирование ответов. |
9. | Домашнее задание (2 мин) | Домашнее задание:
«Лишайники нашего района» | - Записывают домашнее задание. |
Руководитель практики ________________ /Евдокимова Алла Валерьевна/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме"
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме" по УМК Кузовлева...
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Обобщение по теме главные и второстепенные члены предложения"
Технологическая карта ...
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
Технологическая карта урока биологии 5 класс Лишайники
Данный материал формирует представления учащихся о лишайниках как представителях Царства Растения.Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитани...
Технологическая карта урока тема "Лишайники"
Лишайники. Технологическая карта урока по программе Пасечник ВВ "Линия Жизни"...
Технологическая карта урока тема 9 класс "Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез"
Технологическая карта урока, Пасечник В.В. "Линия Жизни"...