Технологическая карта урока тема "Лишайники"
план-конспект занятия по биологии (5 класс)
Лишайники. Технологическая карта урока по программе Пасечник ВВ "Линия Жизни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Лишайники» 5 класс
Предмет | Биология | |
Класс | 5 класс | |
Базовый учебник | Биология «Линия жизни».. 5-6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.:Просвещение , 2018. | |
Тема урока | Лишайники | |
Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.) | Проблемно-поисковый | |
Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные) | Предметные: учащиеся должны знать многообразие и особенности строения лишайника; иметь представление о лишайниках как симбиотических организмах. Метапредметные: уметь проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы. Личностные: осознание единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости. | |
Материалы и оборудование | Учебник, компьютер, мультимедиапроектор. |
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Содержание, деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Организационный этап (2 мин.) | Здрпвствуйте! Присаживайтесь на свои места. Сегодня мы с вами познакомимся с уникальными и необычными организмами на нашей планете Земля. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | Внимательно слушают, настраиваются на деятельность | Личностные УУД - проявлять интерес к изучению темы; проявлять желание узнать о новых организмах |
2. | Постановка учебных задач (3 мин.) | Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы назовете её после того как разгадаете ребус. (слайд 2) Учитель записывает проговорённую тему на доску. Учитель спрашивает: 1.Какая основная цель нашего урока? 2.А что нужно сделать, чтобы достичь цели? | - Разгадывают ребус. Называют тему «Лишайник». - Дети записывают тему урока в тетради. - Изучить многообразие и особенности строения лишайника. - Предлагают способы достижения цели - составить план, познакомится с материалом параграфа учебника, рассмотреть рисунки и схемы, послушать рассказ учителя. | Личностные УУД - проявлять интерес к изучению темы; Познавательные УУД - поиск и выделение информации Коммуникативные УУД - определять цель урока, свои функции, контроль, коррекция действий партнера. Регулятивные УУД - постановка учебной задачи, составление последовательности действий |
3. | Изучение нового материла. 1.Актуализация опорных знаний. (5 мин.) 2.Совместное открытие нового знания (23 мин.) | Отработка опорных понятий - учитель просит дать ответ «Что такое грибница? Слоевище? Каким образом питаются грибы и водоросли?» Учитель показывает фото: (слайд 3) Просить ответить, что изображено на фотографии. -Вопрос: Как вы думаете, почему академик К.А. Тимирязев назвал лишайник Сфинксом? (слайд 4) (Слайд 5) Учитель: Прочитав текст в учебнике на стр.104 пункт «Строение и питание лишайника», выполните задание в тетради на печатной основе № 65. (Слайд 6) - Затем, учитель задает вопрос: «Как питается лишайник, если он состоит из двух организмов с разными типами питания?» (слайд 7) - Затем, учитель делит класс на три группы. Каждая группа получает задание: Изучить материал учебника и сделать вывод о: 1 группа – классификации лишайников, ответ представить в виде схемы, классифицировать предложенные гербарии. (слайд 8); 2 группа – размножении лишайников (слайд 9); 3 группа - распространении лишайников, используя текст учебника и дополнительную литературу. (слайд 10). - Рассказ учителя с демонстрацией фрагментов видеофильма «Лишайники» о значении лишайников (слайд 11). | - Дают ответы на заданные вопросы. - Делают предположения, что на фотографии изображены лишайники, они являются растениями. -Учащиеся делают предположения о двойственной природе лишайника. Записывают определение «лишайник» в тетрадь. - Осознают принадлежность лишайников к особой группе живых организмов – симбиозу. - Читают текст, выполняют задание № 65. - Проверяют выполненное задание. - Грибы поставляют водорослям воду с растворенными минеральными веществами, а водоросли поставляют грибам готовые органические вещества. - Учатся выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщение, представлять результаты классу. - Слушают, анализируют. | Личностные УУД -Формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения Познавательные УУД - Анализировать, классифицировать и обобщать; Коммуникативные УУД - Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; Регулятивные УУД - Составлять в группе план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно |
4. | Закрепление изученного материала (10 мин.) | А теперь мы сыграем в игру «Семафор». Я называю утверждение. Если оно правильное, вы поднимаете зелёный знак семафора. Если неправильное - красный. Тело лишайника называется слоевище. Лишайники приносят вред природе. Лишайники очень требовательны к условиям произрастания. Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли. Водоросль лишайника синтезирует органические вещества. Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт. Симбиоз – взаимовыгодное сотрудничество. Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета. Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые. |
- да - нет - нет - да - да - нет - да - нет - да | Регулятивные УУД - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Познавательные УУД - использовать приобретённые для выполнения заданий. Личностные УУД -оценивание усваеваемого материала. Регулятивные УУД - выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. |
5. | Рефлексия (2 мин.) | Учитель предлагает ответить на вопросы: Достигли ли вы цели урока? Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились? Домашнее задание:
| - отвечают на вопросы | Коммуникативные УУД - умение слушать г, участвовать в коллективном обсуждении проблем Использовать речевые средства для представления результата. Регулятивные УУД -соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Личностные УУД -оценивать результат собственной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....