Рабочая программа по биологии в 7 классе
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа по биологии разработана к учебнику В.И. Сивоглазова,
В.Б.Захарова "Биология. Многообразие живых организмов".
Расчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_bio_7.docx | 39.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновской средней общеобразовательной школы №1
в с. Ольхи Сосновского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
к утверждению педагогическим советом МБОУ Сосновской сош №1
МБОУ Сосновской сош №1 от г №
протокол № Директор школы:
Рабочая программа
по биологии
для 7 класса
2019 - 2020 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Фундаментального ядра содержания общего образования; Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте общего образования, примерной программы по биологии и учебника «Биология: Введение в биологию» для 7 класса авторского коллектива в составе: В.И. Сивоглазова, В.Б. Захарова, входящего в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Сосновской СОШ №1, Положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) основного общего образования.
Цели обучения:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений: за природными явлениями и живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- освоение знаний о живой природе и присущих им закономерностям; строении, жизнедеятельности; методах познания природы;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.
Задачи:
применять знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за природными явлениями и выполнять биологические эксперименты;
воспитывать позитивное ценностное отношения к живой природе; культуру поведения в природе;
иcпользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Формы организации образовательной деятельности:
индивидуальная, групповая, коллективная.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ Сосновской СОШ № 1 отводит на обязательное изучение биологии в 7 класс 34 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 7 классе:
Личностные результаты:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
* понимать смысл биологических терминов;
* характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов: бактерий, грибов, растений, животных;
*различать основные царства живых организмов (бактерии, грибы, растения, животные), основные отделы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые), типы животных;
*определять основные органы растений, системы органов животных, (части клетки);
*пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных;
*пользоваться увеличительными приборами; проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
* объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы;
*приводить примеры приспособления организмов к среде обитания и объяснять их значение;
*объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;
*использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены.
Обучающийся получит возможность научиться:
*сравнивать биологические объекты (клетки, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
*определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
*приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомых-опылителей, общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье-промысловых птиц и зверей, домашних животных) на примере своей местности, объяснять их значение;
*использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, укусах животных;
*находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
*анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, влияние собственных поступков на живые организмы;
*характеризовать способы рационального использования ресурсов животных на примере своего региона.
Содержание программы
Раздел 1. Многообразие живого и наука систематика. (1 час)
От клетки до биосферы. Ч. Дарвин и происхождение видов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Царство Прокариоты (1 час)
Царства живой природы. Бактерии. Строение и систематика прокариот. Существенные признаки, особенности жизнедеятельности, их роль в природе и жизни человека.
Царство Грибы (2 часа).
Общая характеристика грибов. Строение, питание, размножение. Систематика грибов. Шляпочные грибы. Низшие и высшие грибы. Значение грибов в природе и жизни человека. Микориза. Плесневые грибы. Грибы-паразиты. Лишайники. Симбиоз.
Демонстрации:
- Съедобные и ядовитые грибы.
- Лишайники.
Царство Растения (8 часов).
Общая характеристика растений. Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Происхождение и общая характеристика высших растений. Отдел Моховидные. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Отдел Голосеменные растения. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных растений. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие. Размножение цветковых растений. Систематика и многообразие покрытосеменных растений.
Контрольная работа №1 по теме «Царство Растения».
Демонстрации
- Водоросли.
- Папоротники, хвощи и плауны.
- Хвоя и шишки голосеменных растений.
- Строение цветкового растения.
Лабораторные работы
1. Внешнее строение водорослей
2. Внешнее строение папоротника.
3. Строение и многообразие голосеменных растений.
Царство Животные (21 час).
Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории.
Простейшие животные их значение и многообразие. Особенности простейших животных, их роль в природе и жизни человека.
Беспозвоночные. Тип Кишечнополостные. Особенности организации кишечнополостных. Внешнее и внутреннее строение. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
Тип Плоские черви. Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
Тип Круглые черви. Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
Тип Кольчатые черви. Особенности организации кольчатых червей. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Тип Моллюски. Особенности организации моллюсков. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Членистоногие. Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах.
Позвоночные. Тип Хордовые. П/тип Бесчерепные, Черепные. Класс Ланцетники.
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Класс Земноводные. Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Млекопитающие. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Основные отряды млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы. Биологические и экологические особенности. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Контрольная работа №2 по теме «Царство Животные».
Демонстрации
- Медуза.
Беззубка. - Раковины моллюсков.
- Коллекции членистоногих.
- Ланцетник.
- Внутреннее строение лягушки.
- Скелет кролика.
Лабораторные работы
4. Внешнее строение дождевого червя.
5. Внешнее строение моллюсков.
6. Изучение внешнего строения членистоногих.
7. Особенности внешнего строения рыб связанные с образом жизни.
8. Особенности внешнего строения лягушки, связанные с образом жизни.
9. Особенности внешнего строения птиц, связанные с образом жизни.
10. Распознание животных, определение их систематического положения
Вирусы (1час).
Общая характеристика вирусов. Вирусы — неклеточная форма жизни. Строение вирусов. Бактериофаг и его жизненный цикл. Вирусные болезни растений, животных и человека. Многообразие и роль вирусов в природе.
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Многообразие живого и наука систематика. | 1 |
2 | Царство Прокариоты | 1 |
3 | Царство Грибы | 2 |
4 | Царство Растения | 8 |
5 | Царство Животные | 21 |
6 | Вирусы | 1 |
Итого | 34 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
В.И. Сивоглазов, В.Б. Захаров. Биология: Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2017.
Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2017.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
4. Демонстрационные таблицы.
5. Географические карты материков: «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»
6. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии
7. Электронно-образовательные ресурсы:
1) Мультимедийное приложение к учебнику А. Электронное учебное издание.
2) Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru
8. Электронно-программное обеспечение:
- Компьютер
- Презентационное оборудование
- Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления)
Литература для обучающихся
1. Бабенко В.Г. Экология животных. - М.: Вента – Граф. 2005.
2. Былова А.М. Экология растений. - М.6 Вента – Граф. 2005.
3. Дронов О.Н. Хрестоматия по биологии растений. - Саратов.: Лицей. 2002.
4. Дронов О.Н. Хрестоматия по биологии животных. - Саратов.: Лицей. 2002.
5. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. - М. Просвещение.: 1986.
6. Скалдина О. Красная книга России. - М.: Эксмо. 2014.
7. Флинт В.Е. Редкие и исчезающие животные. - М.: Педагогика. 1985.
8. Фионова Л.А. Экология животных. - Тамбов.: Юлис. 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....