Разработка урока на тему: «Соцветия»
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Разработка урока на тему: "Соцветия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_na_temu_sotsvetiya.docx854.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Соцветия»

Цель: способствовать формированию представлений о соцветиях, создать условия для формирования умений различать и сравнивать соцветия.

Задачи:

образовательные: формировать  знания о соцветии, его биологической роли; познакомить с видами соцветий и признаками, отличающими одно соцветие от другого; научить определять соцветия у растений по фотографиям и гербарным материалам.

развивающие: способствовать  развитию логического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы; развивать умения видеть проблему и находить пути её решения, искать ответы на поставленные вопросы

воспитательные: воспитывать  чувство бережного отношения к природе, умение видеть красоту природы.

Планируемые результаты.

Предметные.

Ученик научится

Распознавать цветки различных растений. Знать: определение соцветий; биологическое значение соцветий.

 Ученик получит возможность научиться

Различать и сравнивать соцветия; определять простые и сложные соцветия.

Усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей цветка, его биологическим значением.

Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока; сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.

Познавательные УУД:

сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстрациями, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Коммуникативные УУД

сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Личностные:

 формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладевают интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Активация познавательной деятельности

   1. Фронтальный опрос:

 - Какие растения называют цветковыми? (Цветковые, или покрытосеменные,       растения имеют органы семенного размножения – цветок.)

  - Какие виды размножения цветковых растений вам известны? (Семенное и вегетативное.)

  - Что такое цветок? (Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения.)

  2. Работа по карточкам: «Строение цветка».

3.Игра «Верю – не верю»

Определите, верны ли утверждения (если утверждение верное, то учащиеся хлопают в ладоши, если утверждение неправильное, то должна быть тишина.)

 • Существует два способа размножения цветковых растений - семенное и вегетативное. (Да)

 • Цветок – орган вегетативного размножения. (Нет, цветок – орган семенного размножения.)

 • Главные части цветка – корень и пестик. (Нет, главные части цветка – пестик и тычинки.)

 • Внутри завязи пестика имеется одна или несколько семяпочек. (Да)

 • Из завязи пестика развивается семя. (Нет, из завязи пестика развивается плод, а семя развивается из семязачатка.)

 • На одном растении тыквы развиваются как пестичные, так и тычиночные цветки. (Да, это растение однодомное.)

• Любой цветок имеет лепестки и чашелистики. (Нет, есть растения, у которых цветки не имеют околоцветника. Их называют голыми, например, цветки ясеня и ивы.)

 • Цветок тюльпана имеет простой околоцветник. (Да)

• Все растения имеют крупные цветки, расположенные поодиночке. (Нет)

(* Последнее утверждение служит переходом к изучению нового материала. )

III. Изложение новой темы.

Нет, не все растения имеют крупные цветки, расположенные поодиночке. Как известно, цветки бывают крупные и мелкие. Крупные цветки обычно на растениях расположены поодиночке.

- У каких растений имеются крупные цветки? (Мак, шиповник, эшольция, тюльпан)

- Ребята, для того чтобы определить тему нашего урока послушайте сказку, но не простую, а биологическую:

       В некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки с яркой окраской да сильным ароматом. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, полакомиться угощением: сладким нектаром, да вкусной пыльцой. Были в этом царстве-государстве и другие бедные жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный, и нектар вкусный да сладкий. Но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их. Обидно было этим жителям. И вот решили они объединиться. Может, вместе они заметнее станут? Так и вышло. Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость. Наряду с крупными одиночными жителями появились группы - ……… (Соцветия).

       В природе чаще встречаются мелкие цветки, которые расположены группами, образуя вместе из всех цветков общее соцветие. Итак, что такое соцветие, какие виды соцветий встречаются в природе и каково биологическое значение соцветий, вы узнаете сегодня на уроке.

       Запишите тему урока: «Соцветия»

В учебнике найдите определение, что называют соцветием.

      Соцветия – это группы цветков, расположенных близко один к другому на одном общем цветоносном побеге в определенном порядке.

 Запишите это определение в свои тетради.

      По расположению цветков на цветоносном побеге определяют виды соцветий и  разнообразие соцветий – это результат приспособлений растений к различным условиям среды. Как вы думаете, почему мелкие цветки собраны в соцветия? (дети высказывают свои предположения)

Из ваших ответов можно сделать вывод о том, что биологическая роль соцветий заключается в привлечении насекомых опылителей.

За много миллионов лет природа создала множество соцветий. Посмотрите на доску.

Перед вами простое и сложное соцветие. Цветоносный побег называют главной осью. Если цветы расположены на главной оси, то перед нами простое соцветие. Если они находятся на боковых осях, то соцветие сложное.

http://festival.1september.ru/articles/635354/img1.gif

  1. Физкультминутка
  2. Первичная проверка понимания.

Работа с гербарием.

Определите тип соцветия.  Запишите их названия. Зарисуйте схему данного соцветия. Приведите примеры.

  1. Овес посевной, кукуруза, мятлик (метелка)
  2. Яблоня, груша, боярышник (щиток)
  3. Укроп, морковь, петрушка.(сложный зонтик)
  4. Одуванчик, подсолнух, ромашка. (корзинка)

Проверьте правильность выполнения задания. 

  1. Закрепление знаний  

Установите соответствие между особенностью строения соцветия и растением.

Соцветие                                                               Растения

А)  Кисть                                                             1) Вишня

Б) Сложный колос                                               2) Рожь

В) Простой зонтик                                              3) Ячмень

                                                                      4) Смородина

                                                                      5) Лук

                                                                      6) Ландыш

                                                                      7) Пырей

1

2

3

4

5

6

7

в

б

б

а

в

а

б

  1. Рефлексия.

 «Соберем соцветие»

Учащимся раздаются цветочки 3 цветов:

Красный – все понятно по теме.

Розовый – требует доработки.

 Желтый – ничего не понял.

VIII. Подведение итогов

  1. Домашнее задание:

Запиши обозначенные цифрами части цветка.

1________________________________

2________________________________

3________________________________

5________________________________

7________________________________

9________________________________

11_______________________________

Карточка № 1 (2 вариант)

Запиши обозначенные цифрами части цветка.

1________________________________

2________________________________

3________________________________

6________________________________

7________________________________

8________________________________

10_____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Строение цветка. Соцветия"

Урок изучения нового материала в 6 классе по программе Пасечника. На уроке раскрывается биологическое значение главных частей цветка и соцветий, рассматривается строение и функции частей цветка. На ур...

Урок по теме "Соцветие"

Второй урок по теме "Генеративные органы растений" посвящен изучению соцветий. Материал включает в себя конспект урока и приложение к нему...

Урок по теме "Соцветия"

Тезис к уроку. Урок по теме «Соцветия»Цель: Раскрытие роли соцветий в жизни растений.Задачи:Дать представление о простых и сложных соцветиях;Показать разнообразие типов соцветий и их условными о...

Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме:  Разработка урока по теме "Параллелограмм".

План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...

план - конспект урока по теме "Соцветия" в 6 классе.

Данная разработка содержит материал по теме созвети. ЭОР виды соцветий и инструктивную карточку к уроку для обучающихся....

технологическая карта урока по теме "Соцветия"

технологическая карта урока по теме "Соцветия"...

Урок по теме: "Соцветия"

Урок по теме: "Соцветия"...