Разработка урока на тему: «Соцветия»
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Разработка урока на тему: "Соцветия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_na_temu_sotsvetiya.docx | 854.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Соцветия»
Цель: способствовать формированию представлений о соцветиях, создать условия для формирования умений различать и сравнивать соцветия.
Задачи:
образовательные: формировать знания о соцветии, его биологической роли; познакомить с видами соцветий и признаками, отличающими одно соцветие от другого; научить определять соцветия у растений по фотографиям и гербарным материалам.
развивающие: способствовать развитию логического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы; развивать умения видеть проблему и находить пути её решения, искать ответы на поставленные вопросы
воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе, умение видеть красоту природы.
Планируемые результаты.
Предметные.
Ученик научится
Распознавать цветки различных растений. Знать: определение соцветий; биологическое значение соцветий.
Ученик получит возможность научиться
Различать и сравнивать соцветия; определять простые и сложные соцветия.
Усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей цветка, его биологическим значением.
Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока; сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.
Познавательные УУД:
сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстрациями, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
Коммуникативные УУД
сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
Личностные:
формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладевают интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Ход урока.
- Организационный момент
- Активация познавательной деятельности
1. Фронтальный опрос:
- Какие растения называют цветковыми? (Цветковые, или покрытосеменные, растения имеют органы семенного размножения – цветок.)
- Какие виды размножения цветковых растений вам известны? (Семенное и вегетативное.)
- Что такое цветок? (Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения.)
2. Работа по карточкам: «Строение цветка».
3.Игра «Верю – не верю»
Определите, верны ли утверждения (если утверждение верное, то учащиеся хлопают в ладоши, если утверждение неправильное, то должна быть тишина.)
• Существует два способа размножения цветковых растений - семенное и вегетативное. (Да)
• Цветок – орган вегетативного размножения. (Нет, цветок – орган семенного размножения.)
• Главные части цветка – корень и пестик. (Нет, главные части цветка – пестик и тычинки.)
• Внутри завязи пестика имеется одна или несколько семяпочек. (Да)
• Из завязи пестика развивается семя. (Нет, из завязи пестика развивается плод, а семя развивается из семязачатка.)
• На одном растении тыквы развиваются как пестичные, так и тычиночные цветки. (Да, это растение однодомное.)
• Любой цветок имеет лепестки и чашелистики. (Нет, есть растения, у которых цветки не имеют околоцветника. Их называют голыми, например, цветки ясеня и ивы.)
• Цветок тюльпана имеет простой околоцветник. (Да)
• Все растения имеют крупные цветки, расположенные поодиночке. (Нет)
(* Последнее утверждение служит переходом к изучению нового материала. )
III. Изложение новой темы.
Нет, не все растения имеют крупные цветки, расположенные поодиночке. Как известно, цветки бывают крупные и мелкие. Крупные цветки обычно на растениях расположены поодиночке.
- У каких растений имеются крупные цветки? (Мак, шиповник, эшольция, тюльпан)
- Ребята, для того чтобы определить тему нашего урока послушайте сказку, но не простую, а биологическую:
В некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки с яркой окраской да сильным ароматом. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, полакомиться угощением: сладким нектаром, да вкусной пыльцой. Были в этом царстве-государстве и другие бедные жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный, и нектар вкусный да сладкий. Но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их. Обидно было этим жителям. И вот решили они объединиться. Может, вместе они заметнее станут? Так и вышло. Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость. Наряду с крупными одиночными жителями появились группы - ……… (Соцветия).
В природе чаще встречаются мелкие цветки, которые расположены группами, образуя вместе из всех цветков общее соцветие. Итак, что такое соцветие, какие виды соцветий встречаются в природе и каково биологическое значение соцветий, вы узнаете сегодня на уроке.
Запишите тему урока: «Соцветия»
В учебнике найдите определение, что называют соцветием.
Соцветия – это группы цветков, расположенных близко один к другому на одном общем цветоносном побеге в определенном порядке.
Запишите это определение в свои тетради.
По расположению цветков на цветоносном побеге определяют виды соцветий и разнообразие соцветий – это результат приспособлений растений к различным условиям среды. Как вы думаете, почему мелкие цветки собраны в соцветия? (дети высказывают свои предположения)
Из ваших ответов можно сделать вывод о том, что биологическая роль соцветий заключается в привлечении насекомых опылителей.
За много миллионов лет природа создала множество соцветий. Посмотрите на доску.
Перед вами простое и сложное соцветие. Цветоносный побег называют главной осью. Если цветы расположены на главной оси, то перед нами простое соцветие. Если они находятся на боковых осях, то соцветие сложное.
- Физкультминутка
- Первичная проверка понимания.
Работа с гербарием.
Определите тип соцветия. Запишите их названия. Зарисуйте схему данного соцветия. Приведите примеры.
- Овес посевной, кукуруза, мятлик (метелка)
- Яблоня, груша, боярышник (щиток)
- Укроп, морковь, петрушка.(сложный зонтик)
- Одуванчик, подсолнух, ромашка. (корзинка)
Проверьте правильность выполнения задания.
- Закрепление знаний
Установите соответствие между особенностью строения соцветия и растением.
Соцветие Растения
А) Кисть 1) Вишня
Б) Сложный колос 2) Рожь
В) Простой зонтик 3) Ячмень
4) Смородина
5) Лук
6) Ландыш
7) Пырей
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
в | б | б | а | в | а | б |
- Рефлексия.
«Соберем соцветие»
Учащимся раздаются цветочки 3 цветов:
Красный – все понятно по теме.
Розовый – требует доработки.
Желтый – ничего не понял.
VIII. Подведение итогов
- Домашнее задание:
Запиши обозначенные цифрами части цветка.
1________________________________
2________________________________
3________________________________
5________________________________
7________________________________
9________________________________
11_______________________________
Карточка № 1 (2 вариант)
Запиши обозначенные цифрами части цветка.
1________________________________
2________________________________
3________________________________
6________________________________
7________________________________
8________________________________
10_____________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока "Строение цветка. Соцветия"
Урок изучения нового материала в 6 классе по программе Пасечника. На уроке раскрывается биологическое значение главных частей цветка и соцветий, рассматривается строение и функции частей цветка. На ур...
Урок по теме "Соцветие"
Второй урок по теме "Генеративные органы растений" посвящен изучению соцветий. Материал включает в себя конспект урока и приложение к нему...
Урок по теме "Соцветия"
Тезис к уроку. Урок по теме «Соцветия»Цель: Раскрытие роли соцветий в жизни растений.Задачи:Дать представление о простых и сложных соцветиях;Показать разнообразие типов соцветий и их условными о...
Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме: Разработка урока по теме "Параллелограмм".
План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...
план - конспект урока по теме "Соцветия" в 6 классе.
Данная разработка содержит материал по теме созвети. ЭОР виды соцветий и инструктивную карточку к уроку для обучающихся....
технологическая карта урока по теме "Соцветия"
технологическая карта урока по теме "Соцветия"...
Урок по теме: "Соцветия"
Урок по теме: "Соцветия"...