план - конспект урока по теме "Соцветия" в 6 классе.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Данная разработка содержит материал по теме созвети. ЭОР виды соцветий и инструктивную карточку к уроку для обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Соцветия" | 421.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГИМНАЗИЯ № 9»
141075, Московская область, город Королёв, Кооперативный проезд, д. 1
тел.: 8-495-519-58-57
Урок № 12, тема «Соцветия»
Учитель первой квалификационной категории
Гусейнова Анастасия Сергоевна
Цель урока: Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Познавательных:
- Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий. Опираться в поиске решений на собственный опыт.
- Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять.
Коммуникативных:
- Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовать свое рабочее место.
- Посредством личностного самосовершенствования через осуществление личной рефлексии в рамках работы в группах.
- Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группах.
Предметных:
- Усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей цветка, его биологическим значением.
- Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.
Метапредметных:
- Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;
- Продолжить формировать умения приемов сравнения, анализа;
- Развивать на уроке активную речевую практику;
- Умение работать в группе, учитывать мнение собеседников.
Личностных:
- Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;
- Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;
- Посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
-что соцветие-это группа цветков;
-виды соцветий;
-функциональные особенности соцветий;
Учащиеся должны уметь:
-анализировать схемы, рисунки, тексты;
-сопоставлять рисунки и схемы;
-сворачивать и разворачивать текст;
-узнавать соцветия по схемам.
Методы обучения: системно-деятельностный метод, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, групповой метод.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: гербарий, компьютер, проектор, раздаточный печатный материал для групп, презентация, ЭОР fcior.edu.ru, дидактические карточки комнатных растений.
Учебно-методическая литература: Пасечник В.В.: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (35 часов, 1 час в неделю) (М.: Дрофа).
Условные обозначения: Л-личностные УУД, К- коммуникативные УУД, Р-регулятивные УУД, П-познавательные УУД.
Содержание урока:
Краткое описание этапов урока. | Деятельность учителя на уроке. | УУД, формируемые на уроке. |
| Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока. У вас на столах находятся инструктивные карточки урока, в которых вы должны написать свои ответы на поставленные вопросы. | -Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л) -Уважительно относиться к учители(Л) -Уважительно относиться к одноклассникам(Л) -Умение организовать выполнение задания учителя(Р) |
| Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мне бы хотелось начать его с рассказа сказки, но не простой, а биологической. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – выявить, что в этой сказке вымысел, а что правда. Помогут Вам в этом следующие вопросы. (на слайде появляются вопросы) - О каком царстве-государстве говорится в сказке? (Царство растений.) - Кто его жители? (Цветковые растения.) - Какие заморские гости прилетели в это царство? (Насекомые.) - Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.) - А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.) | - Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л) -Уважительно относиться к учители(Л) -Уважительно относиться к одноклассникам(Л) -Умение организовать выполнение задания учителя(Р) -Умение делать выводы по результатам работы(Р) |
4. Изучение нового материала 5. Закрепление Материала | Итак, слушайте: в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди этих жители знатные представители – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто к ним прилетали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в это царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный, а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их. Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они заметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия. А теперь давайте разберемся, что же в этой сказке вымысел, а что правда? (В результате беседы, отвечая на вопросы, учащиеся определяют тему урока. На экране появляется слайд-тема урока по - «Соцветия»)
Вот на эти ключевые вопросы вы должны ответить в конце урока. (Вопросы у вас указанны в конспекте урока)
Изобретя цветок - растения не остановились на этом и стали развиваться на другом уровне структурной организации. Цветы редко расположены поодиночке. Давайте вспомните цветы, у которых цветок одиночный, (тюльпан, роза). У большинства растений цветки собраны в группы-соцветия. Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – это привлечение насекомых – опылителей. Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха до 1000 у пальмы и могут достигать до 12 метров в размере (пальма). Соцветия бывают простые и сложные. У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без неё (сидячие). Простые соцветия более разнообразны: - кисть (ландыш) - головка (клевер) - початок (кукуруза) - колос (подорожник) - зонтик (примула)
Соцветия будут сложными, когда цветки располагаются на разветвлениях, то есть на осях второго и третьего порядка: - метелка (сирень) - зонтик (укроп) - колос (пшеница) Вашему вниманию предлагается фрагмент кинофильма «Соцветия» Познакомится с видами простых и сложных соцветий более подробно, вы сможете в ходе выполнения исследовательской работы. А помогут нам в этом фрагменты презентации, наборы соцветий и схемы в учебнике. Учащиеся выполняют исследовательскую работу и заполняют таблицу. (приложение № 2) У вас на столах лежат наборы фотографий и схемы соцветий разных растений. Выполнив приведенные ниже задания, вы сможете определить тип соцветия и то растение, у которого его можно встретить. 1)Пользуясь учебником, параграф 12, страница 64-65 и рисунком №51 разложите набор на 2 группы: простые соцветия (кисть, колос, зонтик, завиток, початок, головка, корзинка, щиток), сложные соцветия ( сложная кисть или метелка, сложный зонтик, сложный колос). 2) определите вид соцветия и подберите к ним карточки-схемы. Результаты занесите в таблицу (Приложение №2). 3) Ответьте на вопрос: В чём заключается биологическая роль соцветий? После выполнения исследовательской работы проверяем правильность составления групп, используя слайды в презентации. Учитель: Теперь, когда мы ознакомились с видами соцветий, выполним следующие задания: | - Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л) -Уважительно относиться к учители(Л) -Уважительно относиться к одноклассникам(Л) -Умение организовать выполнение задания учителя(Р) -Умение делать выводы по результатам работы(Р) -Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р) -Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К) -контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли(К) -Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К) Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное (М) |
6. Подведение итогов. Рефлексия. | Возвращаемся к вопросам в инструктивной карточке. Учащиеся отвечают на вопросы, учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки.
| |
7.Домашнее задание. | &12, стр. 64-65. Развернуть ассоциативный ряд: растение---цветок----соцветие---опыление-----оплодотворение----семя. Вопросы стр.65. |
Приложение № 1
Инструктивная карточка урока «Соцветия»
1. Вам предлагается прослушать сказку и ответить на вопросы.
- О каком царстве-государстве говорится в сказке? ( )
- Кто его жители? ( )
- Какие заморские гости прилетели в это царство? ( )
- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? ( )
- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых?( ).
2. На слайде вы видите вопросы, на которые вы сможете ответить после изучения темы урока.
- Что же такое – соцветие?
- С какой целью природа создала их?
- Почему цветки сгруппированы в соцветие?
- Какое биологическое значение имеют соцветия?
3.Основные понятия урока:
Соцветие это…………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………
Простые соцветия - цветки располагаются на главной оси (кисть, колос,
зонтик, завиток, початок, головка, корзинка, щиток).
Сложные соцветия - цветки располагаются на главной и боковых осях (сложная кисть – метелка, сложный зонтик, сложный колос).
4.Исследовательская работа виды соцветий.
Цель работы: познакомиться с видами соцветий и их биологической ролью в жизни цветковых растений.
Ход работы.
Выполнив приведенные ниже задания, вы сможете определить тип соцветия и то растение, у которого его можно встретить.
1)Пользуясь учебником, параграф 12, страница 64-65 и рисунком №51 разложите набор на 2 группы: простые соцветия (кисть, колос,
зонтик, завиток, початок, головка, корзинка, щиток), сложные соцветия ( сложная кисть или метелка, сложный зонтик, сложный колос).
2) определите вид соцветия и подберите к ним карточки-схемы. Результаты занесите в таблицу (Приложение №2).
3) Ответьте на вопрос: В чём заключается биологическая роль соцветий?
Домашнее задание: &12, стр. 64-65. Вопросы стр.65.
Развернуть ассоциативный ряд: растение---цветок----соцветие---опыление------оплодотворение----семя.
приложение №2
Заполните таблицу и выполните лабораторную работу «Типы соцветий»
Номер № | Название соцветия | Схема соцветия | Название растения |
Простые соцветия | |||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
Сложные соцветия | |||
8 | |||
9 | |||
10 |
Приложение №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова). Учитель английского языка Луц
Место в учебном плане: Unit 1«Reading…? Why not? » Lesson 3 «Famous British Writers» Материал может быть использован при изучении Раздела 1 (Unit 1) на уроках разного типа:объясне...
План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова).
Пояснительная записка к уроку английского языка в 9 классе на тему «British Writers»Автор: Нестерук Елена ВикторовнаДолжность:учитель английского языкаМесто работы: МБОУ «СОШ» пгт. СиндорПредмет:...
План-конспект урока для 7 класса по немецкому языку, тема “Autos überall!” - " Автомобили повсюду!" по учебнику "Немецкий язык" 7 класс, автор учебника И. Л. Бим.
Урок позволяет проверить и систематизировать знание лексики за курс 5, 6 и 7 классов по темам "Транспорт", "Движение в большом городе", "Правила дорожного движения". В материалах к уроку имеютя: ...
План-конспект урока в 5 классе (автор учебника- Верещагина И.Н.) Тема урока - "Мир в опасности".
План- коспект урока в 5 классе (автор учебние Верещагина И.Н.) Тема урока- "Мир в опасности". Цели урока: развитие монологической речи по теме "Проблемы окружающей среды"; расширение лексического запа...
План – конспект урока в 6 классе Тема урока: «Английский язык в мире» по УМК В.П.Кузовлева "Английский язык 6 класс"
Урок построен в увлекательной форме с использованием групповой работы...
План-конспект урока в 5 классе "Планы на выходные"
Материал представляет собой план конспект урока в 5 классе "Планы на выходные " УМК М.З Бибилетова " Английский с удовольствием"...