Урок по теме "Соцветия"
презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме
Тезис к уроку.
Урок по теме «Соцветия»
Цель: Раскрытие роли соцветий в жизни растений.
Задачи:
- Дать представление о простых и сложных соцветиях;
- Показать разнообразие типов соцветий и их условными обозначениями;
- Развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия.
- Показать биологическое значение соцветий и продолжить работу по развитию чувства прекрасного.
Краткое описание хода урока.
Главное на уроке – изучение нового материала: поиск, открытие, творчество ребят.
Урок состоит из 4 частей – модулей, которые составляют единое целое и направлены на достижение цели и задач урока.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся использован метод «проблемной ситуации», который используется на разных этапах урока. С помощью наблюдения за словами, их анализа, ребята самостоятельно формулируют тему урока, пробуют объяснить, почему образовались разные типы соцветий, какова биологическая роль соцветий.
На уроке использованы разнообразные формы и методы работы:
• дети изучают различные типы соцветий по рисункам; по мере изучения заполняют таблицу.
• работают с текстом и рисунками учебника;
На уроке использованы такие формы работы, которые позволяют развивать ключевые компетентности обучающихся: познавательные, научные, коммуникативные и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socvetiya.doc | 57 КБ |
prezentaciya.ppt | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Соцветия»
Цель: Раскрытие роли соцветий в жизни растений.
Задачи:
- Дать представление о простых и сложных соцветиях;
- Показать разнообразие типов соцветий и их условными обозначениями;
- Развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия.
- Показать биологическое значение соцветий и продолжить работу по развитию чувства прекрасного.
Оборудование: слайд-презентация, мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Соцветия», учебник.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Формирование новых понятий.
- Подведение итогов урока.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
А) Фронтальный опрос.
- Какие части цветка находятся в его центре и каково их строение? (пестик: рыльце, столбик, завязь с семязачатками; тычинка: тычиночная нить, пыльник с пыльцой).
- Чем простой околоцветник отличается от двойного? (Двойной состоит из венчика и чашечки, а простой – только из венчика).
- Чем обоеполые цветки отличаются от однополых? (В обоеполых цветках находятся и пестик и тычинки, а в однополых – либо пестик, либо тычинки).
- Растения с однополыми цветками могут быть двудомными и однодомными. Какие растения называются однодомными? Приведите примеры. (это растения, с однополыми цветками, располагающимися на одном растении. Береза, огурец, кукуруза: пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении.)
- Какие растения называются двудомными? (Это растения с однополыми цветками, располагающимися на разных растениях: тычиночные на одном, а пестичные – на другом. Крапива двудомная, облепиха, ива, тополь).
Б) Рассказ учащегося.
Таблица "Строение цветка" – учащийся рассказывает о строении цветка.
В) Индивидуальные ответы учащихся.
Модели цветов - учащиеся описывают строение цветов и на доске записывают формулы этих цветов.
Г) Описание цветка по его формуле.
Формулы цветов на экране через проектор - учащиеся описывают цветок глядя на формулу.
Д) Закончите предложение:
1. Укороченный побег, служащий для семенного размножения – (цветок).
2. Цветки растений размещаются на тонких стебельках – (цветоножках).
3. Совокупность лепестков образуют – (венчик).
4. Главные части цветка – это (тычинки и пестик).
5. Пестик состоит из – (завязи, столбика и рыльца).
6. Тычинка состоит из – ( тычиночной нити и пыльника).
7. Внутри пыльника развивается – (пыльца).
8.Совокупность чашелистиков образуют – ( венчик).
- Формирование новых понятий.
- Ребята! Посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос. (слайд №2)
Цветки собраны в группы беспорядочно или в определенной последовательности?
- Тема урока – «Соцветия» (слайд №1). Запишите в тетрадь.
- Что такое соцветие? Запишите понятие в тетрадь. (Слайд №3)
Из чего же состоит соцветие? В соцветии есть главная ось, на которой расположены цветки или на цветоножках, или сидячие.
- Строение соцветий. (Слайд №4)
- Типы соцветий.
Если в образовании соцветия – только главная ось, то соцветие образуется простое, если главная ось и отходящие от неё боковые оси, то соцветие образуется сложное. (Слайд №5)
- Зарисуйте в тетрадь таблицу.
Соцветие | Строение | Рисунок | Примеры растений |
I. Сложные соцветия 1.Кисть | |||
2.Колос | |||
3.Початик | |||
4.Зонтик | |||
5.Корзинка | |||
6.Головка | |||
II. Простые соцветия 1.Сложная кисть (метёлка) | |||
2.Сложный колос | |||
3.Сложный зонтик |
- Рассмотрим сначала простые соцветия
1. Кисть и колос (слайд№6)
2. Початок и зонтик (слайд №7)
3. Корзинка и головка (слайд №8)
-Работа с учебником (найти растения, имеющие названные соцветия).
- Теперь рассмотрим сложные соцветия:
1. Сложная кисть (метёлка) и сложный колос (слайд №9)
2. Сложный зонтик (слайд №10)
-Работа с учебником (найти растения, имеющие названные соцветия).
Лабораторная работа «Соцветия».
- Вопрос к классу: Какова биологическая роль соцветий? (слайд №11).
- Биологическая роль соцветий. (слайд №12)
- Подведение итогов урока.
А. Закрепление.
Тест.
1. Соцветия кисть характерно для:
а) кукурузы б) пшеницы в) ландыша г) клевера
2. К сложным соцветиям относятся:
а) кисть б) метелка в) корзинка г) головка
3.У большинства цветков в первую очередь замечаешь:
а) пыльцу б) тычинку в) венчик
4. Неправильные цветки у растений:
а) гороха б) ромашки в) одуванчика
5. Установите соответствие
А) Орган растения, на месте которого 1 – цветок
развивается плод 2 – венчик цветка
Б) Пестик и тычинки цветка 3 – главные части цветка
В) Чашечка и венчик 4 – околоцветник
Г) Внутренние листочки цветка
6. Соцветие – это:
А) группы цветков, расположенных близко один к другому в определенной
последовательности
Б) видоизмененный побег
В) видоизмененный цветок
7. Простым называется соцветие, у которого:
а) цветки располагаются непосредственно на главной оси
б) цветки располагаются на боковых побегах
в) цветки располагаются на верхушках побегов
Задание «Первая буква»
Нужно называть соцветия, название которых начинаются на ту же букву, что и названия животных. Например:
кабан – колос
голубь – головка
муха – метелка
заяц – зонтик
попугай – початок
щука – щиток
Задание: «Сквозная буква»
Вместо черточек поставьте буквы и получите названия соцветий:
– и – – –
– и – – –
– – – и – – –
– – – – и – – –
– – – – и –
и – – и – и – –
Б. Рефлексия
- С какой темой вы познакомились на уроке?
- Вам было интересно на уроке?
- Что вы узнали нового на уроке?
- Как вы считаете, вам пригодятся знания о соцветиях в вашей жизни?
- Как бы вы оценили свое участие на уроке?
В. Домашнее задание.
§ 29, задания на карточках.
Зарисуйте соцветия, отгадав, о каком из них идёт речь
1) ...прибавьте две буквы в конце к названию навеса над палубой, и вы узнаете соцветие, у которого все цветки расположены почти в одной плоскости. (Зонт – зонтик.)
2) ...вставьте две буквы в название стремительно текущей водной массы, и вы получите соцветие с утолщенной осью, на которой плотно сидят цветки. (Поток – початок.)
3) ...прибавьте две буквы к названию низшей школьной оценки, и вы получите соцветие злака, в котором цветки расположены вдоль конца стебля. (Кол – колос.)
4) ...вставьте 4 буквы в название наружной многослойной ткани ствола, и вы узнаете расширенное соцветие в форме блюдца. (Кора – корзинка.)
5) … если убрать в моем названии предпоследнюю букву, я превращусь в часть тела человека, состоящую из черепной коробки и лица. (Головка – голова.)
6) … при добавлении в конце одной буквы превращаюсь в сооружение громадных размеров. (Колос – колосс.)
7) … если отбросить три первые буквы в моем названии, я превращусь в хвойное дерево. (Метелка – елка.)
8) Если убрать три последние буквы в моем названии, я превращусь в суп из капусты. (Щиток – щи.)
9) ...превратите вьюгу в соцветие сложная кисть. (Метель – метелка.)
Дополнительная информация к уроку
• Самое большое соцветие имеет пуйя Раймонда, редкое растение семейства бромелиевых, из Боливии. Прямая метелка этого растение диаметром 2,4 м и поднимается на высоту 10,7 м. Каждое соцветие состоит примерно из 8 000 белых цветков. Растение зацветает только после 80-150 лет жизни. После цветения растение погибает. (слайд №13)
• Самое маленькое соцветие имеет растение ряска австралийская.
• Соцветия свойственны громадному большинству цветковых растений. Обычно соцветия группируются близ верхней части растения на концах ветвей, но иногда, особенно у тропических деревьев, возникают на стволах и толстых ветвях. Такое явление известно под названием каулифлории . В качестве примера можно привести шоколадное дерево (Theobroma cacao) . (слайд №14)
Считается, что в условиях тропического леса каулифлория делает цветки более доступными для насекомых-опылителей. Другой пример каулифлории - у широко культивируемого в Крыму и на Кавказе бобового растения - церциса рожкового (Cercis siliquastrum) . (слайд №15)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чем цветки в нижнем ряду отличаются от цветков верхнего ряда?
Соцветие- это группы цветков, расположенных близко один друг к другу в определённом порядке.
Соцветия бывают: Простые Сложные
Простые соцветия Кисть цветки расположены один за другим на цветоножках Колос сидячие (не имеющие цветоножек) цветки на общей оси
Простые соцветия Початок сидячие цветки на толстой оси соцветия Зонтик цветоножки выходят из вершины оси соцветия
Простые соцветия Корзинка сидячие цветки на утолщенном и расширенном ложе соцветия Головка сидячие цветки на короткой и утолщенной оси
Сложные соцветия Сложная кисть(метёлка) простые кисти отходят от общей оси Сложный колос несколько колосков на общей оси
Сложные соцветия Сложный зонтик от общей оси отходят простые зонтики
Биологическое значение соцветий. ?
Биологическое значение соцветий: Мелкие,невзрачные цветки, собранные вместе, становятся заметными. Дают наибольшее количество пыльцы. Лучше привлекают насекомых, переносящих пыльцу с цветка на цветок
Пуйя Раймонда Пуйя Раймонда семейства Бромелиевых произрастающее в Боливийских и Перуанских Андах имеет самое большое соцветие диаметром 2,5 метра и высотой около 12 метров, состоящее из приблизительно 10000 простых цветков. Это удивительное растение цветёт только при достижении 150-летнего возраста, а затем погибает.
Шоколадное дерево
Церцис рожковый
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...