разработка урока "Строение цветка. Соцветия"
методическая разработка (биология, 6 класс) на тему

Урок изучения нового материала в 6 классе по программе Пасечника. На уроке раскрывается биологическое значение главных частей цветка и соцветий, рассматривается строение и функции частей цветка. На уроке развивается логическое мышление, способность анализировать и сравнивать, выбирать главное. Применяются индивидуальные и групповые формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_stroenie_cvetka.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Строение цветка. Соцветия

Задачи урока:

Образовательные    -     раскрыть биологическое значение главных частей цветка и

                                                соцветия;

                                          -     рассмотреть строение и функции частей цветка;

                                          -     на основе установления сходства в строении цветков

                                                 различных растений показать родство цветковых растений.

Развивающие           -     развивать коммуникативные навыки, уверенности в себе,

                                               познавательной самостоятельности, усвоение новых понятий.

Воспитательные      -     воспитывать бережное отношение к живой природе;

                                               способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Тип урока:               изучение  нового материала.

Методы:                    словесные, наглядно-образные.

Формы работы:     индивидуальные, фронтальные.

Оборудование:       таблица, репродукции цветов - слайды, схемы, перфокарты    

                                         индивидуальный

П л а н    у р о к а

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного материала.
  3. Изучение нового материала.
  1. Репродуктивный орган растения – цветок.
  2. Особенности строения околоцветника, их значение в жизни растений
  3. Главные части цветка, особенности строения, функции.
  4. Соцветия, их отличия от одиночных цветков.

      4.    Закрепление.

      5.    Домашнее задание

                                              Нет ничего прекраснее цветов,

                                             Пришедших в полисады и жилища

                                            Они пришли из глубины веков,

   Чтоб сделать жизнь возвышенной и чище.      

         Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсон говорил: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь.

        Каждый из нас имеет любимый цветок. Это может быть роза, хризантема, незабудка, ромашка. И у каждого из нас возникают различные ассоциации, вопросы, когда мы смотрим на цветы.(слайды цветов)

   

???    Какие это вопросы?

   -  Сколько стоит?

   -  Зачем цветок рождается таким красивым, если его все равно сорвут?

   -  Почему они разные?

   -  Как ухаживать для получения таких цветов?

   -  Почему у цветов именно такая форма и строение?

           Вопросов и ассоциаций возникает много, но мы сегодня остановимся на морфологическом строения цветка. Вопросы, касающиеся нравственности, эстетики, агротехники мы пока оставим.

           Цветы необычайно разнообразны, но есть набор структур общий для всех цветов.

Нарисуйте в своей тетради цветок. (задание в тетрадь)  Когда рисуем, воображаем, вспоминаем любой цветок  мы изображаем яркую часть цветка – это околоцветник (вспомогательная часть). Но в центре цветка расположены главные части – это тычинка и пестик. Это и есть цветок.

ЦВЕТОК

                   Главные  части                                         вспомогательные  - околоцветник

Тычинка – мужская часть, состоит из тычиночной нити и пыльника. Именно в пыльниках происходит образование пыльцы. Совокупность всех тычинок называется андроцеем, графически обозначается  знаком  . Количество тычинок у цветов различна ( у шиповника их насчитывается 100).

         В центре цветка находится  пестик, может быть один или несколько, женская часть. Называется геницеем   и графически обозначается   . В строение выделят 3 части: рыльце – верхняя часть, столбик – узкая часть, завязь – нижняя расширенная, наиболее важная часть завязи – семязачаток. Именно в завязи после опыления и оплодотворения образуются семена и плоды. Количество тычинок и пестиков различно, но одинаково у растений одного семейства.

         Цветы содержащие, и тычинки, и пестики называются обоеполые, которые преобладают среди растений (это такие растения – тюльпан, гладиолус).

   ???  Мы все знаем растение огурцы? Что мы можем сказать про цветы это растения?

               Есть цветы пустые - тычиночные (это мужские) и есть пестичные (это женские)

      Такие цветы называют раздельнополыми (кукуруза). Раздельнополые цветы могут располагаться на одном растении это однодомные растения (кукуруза, огурцы), если в разных растениях это двудомные растения (тополь, ива).

      Главные части цветка находятся под защитой околоцветника. Самая заметная часть – венчик или лепестки. Лепестки служат для привлечения насекомых опылителей. У некоторых растений лепестки мелкие, а других крупные.

  ???  В чем отличие лепестков в цветке этих растений? (демонстрация рисунков)

                Лепестки по отдельности или сросшиеся у цветков. Венчик  может быть сростнолепестным или раздельнолепестным.  

    Венчик окружен чашечкой или иначе чашелистиками, которые служат для защиты, особенно в состоянии бутона, которые бывают сростнолистные и раздельнолистные (демонстрация рисунков).

   ???  В чем отличие этих цветов? (демонстрация рисунков тюльпана и розы)

       У тюльпана нет чашелистиков, а у розы есть чашелистики.  

     Околоцветник, имеющий венчик и чашечку называется двойным,  а состоящий только из венчика называется простым.

   Все части цветка тычинка, пестик, венчик, чашечка располагаются на цветоложе, на осевой части цветка. Большинство цветков развиваются на цветоножке, которая является продолжением стебля. Некоторые цветы не имеющие цветоножку называются сидячими (растение подорожник).

ЦВЕТОК

   

                  Главные части                                             Вспомогательные – околоцветник

тычинка                      пестик                                венчик          чашечка                  цветоложе

                                                                                                                                     цветоножка

тычиночная нить       рыльце    

пыльник                     столбик                         лепестки         чашелистик      видоизмененный

                                    завязь                                                                                  стебель

                                                                        сростно-              сростно-

образование              образование               раздельно-           раздельно-

пыльцы                     плодов, семян            лепестный            листный

 

                                                                                защита  тычинок  и  пестика

                                                                               приспособление к опылению

 

    Изобретя цветок - растения не остановились на этом и стали развиваться на другом уровне структурной организации.

    Цветы редко расположены поодиночке (тюльпан, роза).  У большинства растений цветки собраны в соцветия. Соцветия – это группа цветков на специализированном побеге. Биологическая эволюция шла в направлении увеличения  числа цветков, уменьшение  размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит для привлечение насекомых – опылителей. Соцветия различаются большим разнообразием. Если цветы расположены на главной оси, такие соцветия называются простыми. Простые соцветия более разнообразны:

  -  кисть (ландыш)  -  головка (клевер)  - початок (кукуруза)  -  колос (подорожник)

  -  зонтик (примула)

   Соцветия будут сложными, когда цветки располагаются на разветвлениях то есть на осях второго и третьего порядка:

  -  метелка (сирень)  -  зонтик (укроп)  -  колос  (пшеница)

 Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха до 1000 у пальмы и могут достигать до 12 метров  в размере (пальма).

       Итак, мы изучили морфологическое строение и функции частей цветка.   Сейчас вы должны выполнить задания в индивидуальных карточках.

                                   Карточка № 1

   Правильно соедините  стрелками слова правой и левой части.

           Главные части                           чашелистик

                                                              столбик

          Околоцветник                            лепесток

                                                               завязь

          Пестик                                         пестик, тычинка

                                                               пыльник

          Тычинка                                      тычиночная нить

                                                               рыльце

                                 Карточка  № 2

 Правильно подбери ответы из перечня 1 – 10 и занесите в таблицу значком «+».

 

     ВОПРОСЫ  

                                   О  Т  В  Е  Т  Ы

   1

  2

   3

   4

   5

   6

   7

 8

 9

  10

Органы растения

 Цветок

                         

 1 – корень              2 – побег           3 – венчик        4 – пестик              5 – плод

 6 – цветок              7 – чашечка      8 – тычинка      9 – цветоложе     10 – семя

 

Домашнее задание: 1) §28,29,  вопросы;

                                  2) составить кроссворд;

                                  3) цветы в легендах и преданиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение цветка и соцветия

Раскрыть биологическое значение главных частей цветка,  соцветия;  рассмотреть строение и функции частей цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений показат...

Модульные уроки: Строение цветка. Соцветия.

ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И  НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Педагогическая разработка: «Тайна цветка Папоротника» или сказкотерапия как средство профилактики употребления наркотиков»

Достичь понимания участниками основных этапов формирования наркотической зависимости, показать всю пагубность влияния наркотиков на психическое и физическое здоровье человека и их отрицательное влияни...

Строение и разнообразие цветков. Типы соцветий.

Разработка урока биологии для 7 класса. Урок направлен на формирование знаний учащихся о генеративных органах растения,приспособлений к опылению и  размножению растений;типами соцветий; ознакомит...

Презенетация к уроку "Строение цветка. Типы соцветий"

Презентация является прекрасным информационным ресурсом к изучаемой теме....

Лабораторная работа ФГОС 6 класс " Изучение строения цветков. Ознакомление с различными типами соцветий."

Изучение строения цветков. Ознакомление с различными типами соцветий.Цель работы: изучить строение цветка, типы соцветий....