Урок по теме "Соцветие"
план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме
Второй урок по теме "Генеративные органы растений" посвящен изучению соцветий. Материал включает в себя конспект урока и приложение к нему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_socvetie.docx | 377.77 КБ |
urok_po_teme_plody.docx | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК 2
Тема урока: Соцветия
Цель урока: Познакомить с наиболее распространёнными типами соцветий, раскрыть их биологическую роль, формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Тип урока: комбинированный урок
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- определение соцветия;
- биологическое значение соцветий;
- наиболее распространённые типы соцветий.
Учащиеся должны уметь:
- различать и называть соцветия;
- определять простые и сложные соцветия;
- называть растения, обладающие определёнными соцветиями.
-Оргмомент
-Проверка знаний
- Индивидуальные задания
Два ученика получают карточки с заданиями (Приложение к уроку№1)
и работают индивидуально у доски.
- Фронтальный опрос
- Из чего состоит околоцветник?
- Какое строение имеет венчик?
- Какие цветки называют обеполыми? Приведите примеры.
- Какие цветки называют раздельнополыми? Приведите примеры.
- Назовите однодомные растения.
- Какие растения называют двудомными? Приведите примеры.
- Какие из цветков тыквенных – женские или мужские называют
пустоцветами? Почему?
- Проверка заданий, выполненных у доски.
- Презентация книги «Мозаика цветов» (учащиеся, подготовившие страницы книги выходят к доске, называют главу и дают краткую аннотацию своей работы. Вставляют страницу в файл и получают призовой бонус. По окончании презентации книга остаётся в классе и каждый желающий может познакомиться с её содержанием более подробно)
- Изучение нового материала
В середине мая мы наслаждаемся красотой распустившейся сирени, вдыхаем её нежный аромат, а лиловые и белые кисти называем цветами, не задумываясь о том, что при этом допускаем биологическую ошибку. Оказывается, что кисти сирени – это не цветы, а соцветия. Посмотрите на доску. Вы видите изображение сирени и схему её соцветия, на которой хорошо видно, что на одном цветоносном побеге расположены группы цветков в определённом порядке.
Попробуйте сформулировать определение соцветия (дети предлагают свои определения).
В ваших ответах я услышала много верных рассуждений. Давайте откроем словарь биологических терминов и посмотрим что там написано о соцветии (дети читают и записывают в тетрадь определение).
Как вы думаете, почему мелкие цветки собраны в соцветия? (дети высказывают свои предположения)
Из ваших ответов можно сделать вывод о том, что биологическая роль соцветий заключается в привлечении насекомых опылителей.
За много миллионов лет природа создала множество соцветий. Посмотрите на доску.
Перед вами простое и сложное соцветие. Цветоносный побег называют главной осью. Если цветы расположены на главной оси, то перед нами простое соцветие. Если они находятся на боковых осях, то соцветие сложное.
И простые и сложные соцветия делятся на несколько типов.
Давайте познакомимся с ними более подробно. Для этого вам необходимо открыть учебники на странице 129. Работая с текстом § 29, заполните таблицу
«Типы соцветий»
Тип соцветия | Биологическая характеристика | Примеры |
Кисть Зонтик Початок Головка Колос Завиток Метёлка Сложный зонтик Корзинка Сложный колос Щиток |
(Дети заполняют таблицу с комментированием)
- Закрепление пройденного
А теперь я буду называть растения, а вы соцветия, характерные для них
1) Черемуха – ... (простая кисть)
2) Виноград – ... (сложная кисть)
3) Примула – ..... (простой зонтик)
4) Морковь – ... (сложный зонтик)
5) Подорожник – ... (простой колос)
6) Ячмень – ... (сложный колос) 7) Зверобой обыкновенный – ... (завиток).
8) Ландыш Майский – ... (кисть).
9) Полынь горькая – ... (корзинка).
Перед вами схемы соцветий. Укажите цифрой 1 соцветие зонтик, цифрой 2 - кисть, 3 - щиток, 4 - корзинка, 5 - початок, 6 - метёлка, 7 - завиток, 8 - сложный колос.
- Итог урока
Что называют соцветием?
Какие типы соцветий вам известны?
В чём заключается биологическая роль соцветий?
- Домашнее задание
§ 29, зарисовать соцветия, отгадав, о каком из них идёт речь
1) ...прибавьте две буквы в конце к названию навеса над палубой, и вы узнаете соцветие, у которого все цветки расположены почти в одной плоскости. (Зонт – зонтик.)
2) ...вставьте две буквы в название стремительно текущей водной массы, и вы получите соцветие с утолщенной осью, на которой плотно сидят цветки. (Поток – початок.)
3) ...прибавьте две буквы к названию низшей школьной оценки, и вы получите соцветие злака, в котором цветки расположены вдоль конца стебля. (Кол – колос.)
4) ...вставьте 4 буквы в название наружной многослойной ткани ствола, и вы узнаете расширенное соцветие в форме блюдца. (Кора – корзинка.)
5) ...превратите вьюгу в соцветие сложная кисть. (Метель – метелка.)
Приложение №1
Карточка №1
Запишите формулу правильного обоеполого цветка, у которого 5 несросшихся чашелистиков, 5 несросшихся лепестков, 5 тычинок, 1 пестик.
Запишите формулу правильного обеполого цветка, у которого 4 несросшихся чашелистика, 4 несросшихся лепестка, 6 тычинок, 1 пестик.
Запишите формулу тычиночного цветка огурца, зная, что он имеет по 5 сросшихся чашелистиков и лепестков, 5 тычинок.
Карточка №2
Зарисуйте диаграмму цветка, который имеет следующую формулу:
* Ч5Л5Т∞П1
Что обозначает каждый знак в данной формуле?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...