Конспект урока по биологии на тему "Путешествие в мир птиц". 8 класс (обучающиеся с умственной отсталостью)
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Шляева Фаина Александровна

Конспект урока по биологии на тему "Путешествие в мир птиц" для обучающихся с умственной отсталостью (8 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока712.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 8 классе «Путешествие в мир птиц»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цель: обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Класс птиц».

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить в процессе практической деятельности теоретические знания по теме «Птицы»
  • Закрепить умения определять названия птиц по их внешним признакам
  • Учить обобщать изученный материал, делать выводы

Корекционно-развивающие:

  • Развивать слуховое восприятие посредством прослушивания аудиозаписей
  • Развивать внимание, память
  • Коррегировать недостатки мыслительных операций в процессе решения логических заданий
  • Развивать абстрактное мышление в процессе работы над поговорками
  • Обогащать словарный запас

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру и птицам
  • Повышать интерес к изучаемому предмету

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, конверты с заданиями.

План урока:

1.Организационный момент (2 мин.)

2.Актуализация знаний (2 мин.)

3.Основной этап, закрепление знаний (30 мин)

4.Объяснение домашнего задания (3 мин)

5.Подведение итогов, выставление оценок (3 мин)

Ход урока

1.Организационный момент.

(слайд 1)

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Садитесь. На столах у вас лежат ручки и конверты – тренируем выдержку, пока их не открываем.

-Девизом нашего урока будут слова из песни «Как прекрасен этот мир, посмотри..»

-А о каком мире пойдет речь на сегодняшнем уроке, вы узнаете, послушав вот такую аудиозапись.

-Чье пение вы только что послушали?(ПТИЦ)

-Верно.  Одни из самых близких нам друзей – это птицы. Мир пернатых является необычным миром природы. Он очень интересный и сложный, полный чудес и загадок.

-Сегодня у нас заключительный урок по теме «Класс Птицы». Мы обобщим знания о них, которые вы получили на предыдущих уроках. А чтобы выяснить и оценить уровень ваших знаний я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране птиц.

(слайд 2)

-Мы пройдем несколько станций, на каждой из которых вам предстоит справиться с разными заданиями, но прежде чем отправиться в путешествие мы, как и полагается перед каждым путешествием, проведем к нему подготовку.

2.Актуализация знаний.

(слайд 3, 4, 5, 6, 7, 8)

-Сейчас я предлагаю вам вспомнить как выглядят птицы. Я буду показывать картинку, а вам нужно назвать, кто на ней изображен.

-Вот мы с вами и подготовились к путешествию. Вспомнили названия некоторых птиц и можем теперь двигаться дальше.

3.Основной этап.

( слайд 9, 10, 11, 12, 13, 14)

I станция «Веселые превращения»

-Итак, наша первая станция «Веселые превращения». Я предлагаю поиграть в игру. Вам нужно будет поменять в предложениях одно какое-то слово и добавить еще одно или как то изменить слово, которое будет задано и тогда мы узнаем в какую птицу превратиться загадка.

  • Карманника сложи с местоименьем –

Получишь птицу с черным опереньем.

А тот же трюк с концовкой покороче

Другую птицу даст чернее ночи.

ОТВЕТ: вор+она=ворона; вор+он=ворон

  • Первое – на земле валяется,

Второе – в Волгу вливается.

А целым птица называется.

ОТВЕТ: сор+Ока=сорока

  • О нем вы вспомните тогда,

Когда вам нужно полечиться.

Но поменяйте «в» на «г» -

И слово в птицу превратится.

ОТВЕТ: куница=курица

  • Если вы мне вместо «а»

Мягкий знак дадите,

Сразу сорную траву

В птицу превратите.

ОТВЕТ: лебеда=лебедь

  • Бредет тот зверь едва-едва

И кричит: «Устал! И-а!»

Букву «с» на «р» сменил –

Быстрой птицей в небо взмыл.

ОТВЕТ: осел=орел

  • С «г» - в машинах я бываю.

С «ч» - над морем я летаю.

ОТВЕТ: гайка=чайка

-Отлично! С заданием справились!

-Мы переходим на следующую станцию.

II станция «Подбери пару»

(слайд 15)

-Вторая станция называется «Подбери пару»

-Вы все знаете, что у каждой птицы есть пара. Сейчас, ваша задача подобрать пару к каждой птице.

-Теперь вы можете открыть конверты и достать листок с заданием №1. Попробуйте написать к каждой птице ее пару.

Задание для обучающихся 1 группы.

Аист  - ….(аист)

Воробей - …..(воробьиха)

Ворон - …..(ворониха)

Голубь  - ….(голубка)

Гусь - …..(гусыня)

Индюк - …..(индюшка)

Лебедь - …..(лебедушка)

Орёл - ….(орел)

Павлин - …..(пава)

Петух - …..(курица)

Селезень - …..(утка)

Задание для обучающихся 2 группы.

Аист  - …

Воробей - …

Ворон - …

Голубь  - …

Гусь -…

Лебедь - …

Петух - …

Селезень -…

Задание для обучающихся 3 группы.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0f86/0005b4d5-019ee13b/7/img7.jpg

Фронтальная проверка задания.

-Молодцы! С заданием справились!

-А мы переходим на следующую станцию.

III станция «Путаница».

(слайд 16)

-Итак, третья станция называется «Путаница». Из конверта достаем задание №2. Пред вами текст. Что в рассказе перепутал автор? Вам необходимо найти ошибку, и подчеркнуть ее.

Задание для обучающихся 1 группы.

Школьники ранним утром в выходной день отправились в лес на лыжах. Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Где-то сверху доносился равномерный стук – это дятел искал под корой личинок жуков-короедов. Неожиданно на ветке ели мы увидели филина. Он внимательно выслеживал себе добычу.

Ошибки:

  • Скворцы – перелетные птицы, зимой их не бывает.
  • Филин – ночной хищник, утром его встретить невозможно.

Задание для обучающихся 2 группы.

Ранним зимним утром в лесу можно услышать голоса синиц и скворцов, и увидеть, как с ветки на ветку перелетает филин.  

Задание для обучающихся 3 группы.

Зимним утром на ветке сидел филин, а вдалеке слышны были голоса скворцов.

Фронтальная проверка задания.

-Отлично! И с этим задание вы справились.

-И сейчас мы переходим на следующую станцию.

IV станция «Птичьи разговоры»

(слайд 17)

-Четвертая станция называется «Птичьи разговоры».

- Каждая птица имеет свой голос и сейчас ваша задача, определить кому он принадлежит. Достаем из конверта листок с заданием №3. Напишите названия птиц под тем номером под которым вы его услышите.

  • Звук №1 – гуси
  • Звук №2 – соловей
  • Звук №3 – голубь
  • Звук №4 – сова
  • Звук №5 – ворона

-Задание выполнили. Молодцы!

(слайд 21)

Фронтальная работа.

-А теперь давайте определим как же называется разговор у каждой птицы.

  • Гуси  - гогочут                  
  • Соловьи -свистят         
  • Журавли - кричат        
  • Утки   - крякают                 
  • Вороны - каркают              
  • Ласточки - щебечут          
  • Голуби - воркуют              
  • Синицы - пищат              
  • Совы – ухают

-Молодцы!

V станция «Барометр природы»

(слайд 19)

Фронтальная работа.

-Следующая наша станция называется «Барометр природы».

-Знаете ли вы, что такое барометр?

-Барометр – это прибор, который используется для наблюдения за изменениями погоды.

-И мы с вами знаем, что, если внимательно наблюдать за птицами, то можно предсказать какая будет погода.

Ранний прилет грачей и жаворонков к …. Теплой весне

Снегирь под окошком чирикает к …  оттепели

Воробей купается в песке к …дождю

Сова кричит на …холод

Птицы вьют гнезда на солнечной стороне  к …холодному лету

Ласточки  летают низко, над самой водой к …дождю

Ворона прячется под крышу к …буре

Журавли летят высоко к …ненастью

Синицы утром раскричались к …морозу

Вороны купаются в лужах ранней весной – к …теплу

Голуби воркуют, кукушки кукуют к …теплой погоде

Вороны садятся на снег  к …  оттепели

-Отлично! Вот мы и вспомнили приметы, которые помогают нам определять погоду и можем переходить на следующую станцию.

VI станция «Живые синонимы»

(слайд 20)

-Птицы удивительные создания, которые поражают нас своей сообразительностью, преданностью, красотой. И не удивительно, что нас людей часто сравнивают с птицами.

-Сейчас ваша задача, определить как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.

-Достаем листочки с заданием №4. Вам необходимо соединить начало предложения с таким словом, чтобы этим предложением можно было описать человека.

Задание для обучающихся 1 группы.

  • Могучий как …орел
  • Вольный как  …птица
  • Вороватый как …сорока
  • Важный как …гусь
  • Взгляд хищный как  у …ястреба
  • Зоркий как …сокол

Задание для обучающихся 2 группы.

Соедини стрелками  начало предложения с таким словом, чтобы этим предложением можно было описать человека

Могучий как                                                                                 ястреб

Вольный как                                                                                  орел

Важный как                                                                                  птица

Зоркий как                                                                                    сорока

Болтать как                                                                                    гусь

Задание для обучающихся 3 группы.

Соедини стрелками  начало предложения с таким словом, чтобы этим предложением можно было описать человека

Вольный как                                         гусь

Важный как                                          сорока

Болтать как                                           птица

-Вот и подходит к концу наше путешествие.

- Птицы- этот песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.

-К сожалению, как вы уже знаете, что многим птицам грозит беда. В настоящее время каждый второй вид находится под угрозой исчезновения.

(слайд 21)

-Поэтому мы должны сохранять эти прекрасные создания.

-Какие же меры мы должны соблюдать по охране птиц?

-Давайте посмотрим на картинки и определим правила.

  • Не разорять гнезда, не брать яйца птенцов
  • Не слушать громко музыку в лесу
  • Не кричать в лесу
  • Не вести охоту на птиц
  • Устраивать кормушки и скворечники

Объяснение домашнего задания

(слайд 22, 23)

-Сейчас давайте запишем домашнее задание. Оно будет называться «Семь птиц». Я раздаю вам листочки, на которых написан текст. В этом тексе зашифрованы названия семи птиц. Ваша задача, отыскать их.

Задание для обучающихся 1 группы.

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.

ОТВЕТ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, клест, чечетка

Задание для обучающихся 2 группы.

Решить ребусы.

Задание для обучающихся 3 группы.

Раскрасить птиц.

https://zakras.ru/uploads/images/2cc7c2741bf634c63567a3cddb26ae79

4.Подведение итогов

-Птицы-дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, пролететь через пустыню и море. Птицы- дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами. Птицы верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов, плодожорок и грызунов.   Птицы-это тайна и красота. Птицы- друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные песни, стихи и легенды. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу землю без птиц.

-Вот что такое птицы!

-Сегодня вы хорошо поработали на уроке. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку и развитию речи (для детей с легкой умственной отсталостью) 4 класс

Конспект урока по русскому языку и развитию речи (для детей с легкой умственной отсталостью) 4 класс на тему "Упражнение в написании слов с безударными гласными".Ход урока происходит на основе событий...

Выступление на МО по теме :"Уроки ПТО, как один из ключевых этапов по подготовке обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к успешной социализации в обществе".

В работе изложены некоторые аспекты деятельности учителя трудового обучения по подготовке обучающихся на уроках слесарного дела к успешной социализации в обществе....

Современный урок трудового обучения в условиях реализации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...

Конспект ручного труда во 2 классе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Наматывание ниток на картонку «Кисточка»"

Цели урока:Образовательная: обеспечить условия для развития умения наматывать нитки на картонку.Коррекционно-развивающие: Способствовать развитию мыслительной деятельности через выполнение практически...

Конспект урока чтения в 1 классе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Звук и буква Оо"

Цели урока:      Образовательная: обеспечить условия для развития умения выделять звук [о] в начале слова, соотносить звук и букву.      Кор...

Возможности использования технологии встречных усилий на уроках в 5-9 классах обучающихся с умственной отсталостью.

В свете современных требований урок рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учеников. Продуктивность этого процесса зависит от эмоциональных, интеллектуальных усилий,  волевого напря...