Конспект урока чтения в 1 классе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Звук и буква Оо"
план-конспект урока
Цели урока:
Образовательная: обеспечить условия для развития умения выделять звук [о] в начале слова, соотносить звук и букву.
Коррекционно-развивающие:
- Способствовать развитию мыслительной деятельности через выполнение практических работ; мелкой моторики рук; целенаправленного произвольного внимания; фонематического слуха и зрительного восприятия учащихся.
- Создать условия для развития связной устной речи учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы; обогащать словарный запас.
- Создать условия для развития умения составлять план действий и пользоваться им в процессе работы.
- Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы.
Воспитательные:
- Обеспечить условия для воспитания личностных качеств учащихся; интереса к учебным занятиям; бережного отношения к учебным принадлежностям.
- Создать условия для воспитания ценностного отношения к здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 413.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока чтения «Звук и буква Оо» _________________________________________________________________________________ |
КОНСПЕКТ
урока чтения в 1 классе для учащихся с лёгкой умственной отсталостью с использованием технологии личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативной и здоровьесберегающих технологий
Тема урока: Звук и буква Оо.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цели урока:
Образовательная: обеспечить условия для развития умения выделять звук [о] в начале слова, соотносить звук и букву.
Коррекционно-развивающие:
- Способствовать развитию мыслительной деятельности через выполнение практических работ; мелкой моторики рук; целенаправленного произвольного внимания; фонематического слуха и зрительного восприятия учащихся.
- Создать условия для развития связной устной речи учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы; обогащать словарный запас.
- Создать условия для развития умения составлять план действий и пользоваться им в процессе работы.
- Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы.
Воспитательные:
- Обеспечить условия для воспитания личностных качеств учащихся; интереса к учебным занятиям; бережного отношения к учебным принадлежностям.
- Создать условия для воспитания ценностного отношения к здоровью.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с заданием, пластилин.
Ход урока
- Организация начала урока
Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на ли месте?
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Подготовка учащихся к усвоению нового материала
- Артикуляционная гимнастика.
Упражнение 1. «Окошко».
Цель: научить удерживать рот широко открытым. Активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию на счет до 5.
Методические указания: следить, чтобы губы были растянуты, зубы должны быть видны, корень языка опущен, язык располагается в полости рта симметрично.
Описание движений кисти и пальцев руки: исходное положение - кисть руки находится горизонтально ладонью вниз, четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному снизу (ладонь при этом принимает форму, похожую на крышу домика).
Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре сомкнутых пальца поднимаются вверх. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 2. «Дудочка».
Цель: учить вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Ход выполнения упражнения: округлить губы и вытянуть вперед трубочкой. Удерживать под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Словно трубочка
У нас дудочка.
Подудим мы в дудочку,
Тянем губы трубочкой.
Описание движений кисти и пальцев руки: исходное положение – кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз (рис. 1).
На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки (рис. 2). Повторить 4-5 раз.
Методические указания: необходимо следить за тем, чтобы при выполнении упражнения ребенок вытягивал вперед только губы, при этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.
Упражнение 3. «Заборчик».
Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться без напряжения, обнажить сомкнутые передние верхние и нижние зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Вышли утром мы во двор
И построили забор.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
А сейчас раздвинем губки
И покажем наши зубки.
Описание движений кисти и пальцев руки: исходное положение – кисть руки находиться горизонтально, 4 пальца согнуты в нижних фалангах и сомкнуты с большим пальцем, ладонь направлена вниз (рис. 1).
Пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны, кончики пальцев опускаются вниз (рис. 2). Повторить 4-5 раз.
Методические указания: следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.
Упражнение 4. «Маляр».
Цель: учить выполнять плавные движения языком, разрабатывать подвижность языка в верхнем положении, тренировать подъязычную связку.
Ход выполнения упражнения: широко открыть рот, кончиком языка упереться в альвеолы за верхними передними зубами. Проводить языком по небу в направлении от зубов к горлу под счет от 1 до 4. На счет «пять» - вернуть язык в исходное положение. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем.
Поведем вперёд-назад —
Наш маляр работе рад.
Описание движений кисти и пальцев руки: исходное положение – кисть руки находится горизонтально, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты (рис. 1).
На счет «один», «два», «три», «четыре» двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью (рис. 2). На счет «пять» пальцы кисти возвращаются в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.
Упражнение 5. «Орешки».
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Ход выполнения упражнения: рот закрыт. Напряженный кончик языка поочередно упирается в правую и левую щеки изнутри, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.
- Дыхательная гимнастика.
Упражнение 1. «Вдох- выдох».
Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Носом вдох, а выдох ртом
Дышим глубже, а потом
Вдохнули ртом и выдох ртом,
Дышим глубже, а потом …
Упражнение 2. «Надуй шар».
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек, формировать ровный продолжительный выдох.
Ход выполнения упражнения: встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.
- Изучение нового материала
- Выделение звука из слова.
- Сегодня утром я получила видеозапись. Давайте ее посмотрим.
Просмотр фрагмента из мультфильма «Винни-Пух и день забот» (экранизация по одноимённой сказке А. Милна).
- Кто такой Иа? (Это ослик.)
- Правильно. Давайте произнесем слово «ослик» медленно хором. Назовите первый звук в этом слове. (Звук [о].)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о звуке [о] и познакомимся с буквой, которая обозначает этот звук.
- Акустико – артикуляционный образ звука.
- Подставьте ладонь ко рту и произнесите звук [о]. Что вы почувствовали на ладони? Какой это звук? Почему?
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук образуется …(гласный).
- Игра «Кто больше».
Слайд 1.
- Назовите предметы, в названии которых есть звук О.
- Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)
- Знакомство с буквами Оо
- Какое у ослика было настроение? (Грустное.) Почему? (Он потерял свой хвост.) Вы хотите помочь ослику. Для этого надо выполнить задания на карточке.
- Звук [о] обозначается буквой О. Раскрасьте большую и маленькую букву Оо. Какого цвета карандаш вы возьмете? Почему?
- Посмотрите на карточку и назовите (обведите) предметы на которые похожа буква О. Назовите предметы, которые вы обвели.
- Давайте вылепим букву О из пластилина. Какого цвета пластилин вы возьмете. Почему? (Слабые учащиеся выкладывают букву О из нитки.)
- Обведите буквы О.
- Закрепление изученного материала
- Упражнение в нахождении буквы О.
- Найдите все буквы О и обведите их в кружок. (Сильные учащиеся находят в словах буквы О.) Какого цвета карандаш вы возьмете? Почему?
- Гимнастика для глаз
Ослик ходит выбирает, (Обвести глазами круг.)
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег. (Зажмурить глаза, потом поморгать.)
- Обучение чтению.
Слайд 2. Чтение слов, начинающихся с буквы о, читающим учеником.
Слайд 3.
- Что случилось на картинке слева. (Мальчик удивился, увидев крота.) Давайте прочитаем.
- Что случилось на картинке справа. (У девочки болит зуб.) Давайте прочитаем. (Хоровое чтение, чтение двумя - тремя учащимися, чтение слабыми учащимися.)
- Закрепление образа буквы Оо.
- Серым карандашом закрась все части рисунка с буквой О. Кто это?
Просмотр фрагмента из мультфильма «Винни-Пух и день забот», где ослику Иа возвращают хвост.
- Подведение итогов
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Какой буквой он обозначается? Раскрасьте вагон с буквой О. Какого цвета карандаш вы возьмете? Почему?
- Рефлексия
- Кому понравился урок, кто тему понял, поднимите «солнышко». Кто считает, что урок был скучным, тема непонятная - поднимите «тучку».
- На этом наш урок закончился, вы все хорошо работали, молодцы. Всем спасибо.
Физкультминутки
Мы ногами топ, топ
Мы руками хлоп, хлоп
Мы глазами миг, миг
Мы плечами чик, чик
Раз сюда, два сюда (повороты туловища вправо и влево)
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Сели, встали, сели, встали
Словно ванькой-встанькой стали
А потом пустились вскачь (бег по кругу)
Будто мой упругий мяч
Раз, два, раз, два (упражнение на восстановление дыхания)
Вот и кончилась игра.
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
(Выполнение движений вслед за учителем.)
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мальчики потопали,
Девочки похлопали.
Вместе дружно повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем.
И работать продолжаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению в 7 классе для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальные нарушения) Тема: А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Определение главной мысли произведения.
Урок адаптирован для 7 класса спецальной школы. Задания, вызывающие трудности у детей, выполняются вместе с учителем. Упор делается на видеоряд и аудиосопровождение....
Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями
Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями...
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...
Обобщение опыта «Тактильные книги как средство формирования познавательного интереса на уроках естествознания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Изучение естествознания невозможно без широкого использования наглядного материала (рисунки, схематические изображения, натуральные пособия, макеты, муляжи, коллекции, кино - и видеоматериалы), опорны...
Развитие навыков чтения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Работа учителя с обучающимися по индивидуальным программам на дому, предполагает постоянную работу над навыком чтения. Известно, что обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы.
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1...
Урок «Звук [р], буква Р» («Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2)
Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2...