Конспект урока чтения в 1 классе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Звук и буква Оо"
план-конспект урока

Цели урока:      

Образовательная: обеспечить условия для развития умения выделять звук [о] в начале слова, соотносить звук и букву.      

Коррекционно-развивающие:

  1. Способствовать развитию мыслительной деятельности через выполнение практических работ; мелкой моторики рук; целенаправленного произвольного внимания; фонематического слуха и зрительного восприятия учащихся.
  2. Создать условия для развития связной устной речи учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы; обогащать словарный запас.
  3. Создать условия для развития умения составлять план действий и пользоваться им в процессе работы.
  4. Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы.

Воспитательные:

  1. Обеспечить условия для воспитания личностных качеств учащихся; интереса к учебным занятиям; бережного отношения к учебным принадлежностям.
  2. Создать условия для воспитания ценностного отношения к здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx413.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения «Звук и буква Оо»

_________________________________________________________________________________

КОНСПЕКТ

урока чтения в 1 классе для учащихся с лёгкой умственной отсталостью  с использованием технологии личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативной и здоровьесберегающих технологий

Тема урока: Звук и буква Оо.    

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цели урока:      

Образовательная: обеспечить условия для развития умения выделять звук [о] в начале слова, соотносить звук и букву.      

Коррекционно-развивающие:

  1. Способствовать развитию мыслительной деятельности через выполнение практических работ; мелкой моторики рук; целенаправленного произвольного внимания; фонематического слуха и зрительного восприятия учащихся.
  2. Создать условия для развития связной устной речи учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы; обогащать словарный запас.
  3. Создать условия для развития умения составлять план действий и пользоваться им в процессе работы.
  4. Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы.

Воспитательные:

  1. Обеспечить условия для воспитания личностных качеств учащихся; интереса к учебным занятиям; бережного отношения к учебным принадлежностям.
  2. Создать условия для воспитания ценностного отношения к здоровью.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с заданием, пластилин.

Ход урока

  1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на ли месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
  1. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение 1. «Окошко».

Цель: научить удерживать рот широко открытым. Активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.

        Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию на счет до 5.

        Методические указания: следить, чтобы губы были растянуты, зубы должны быть видны, корень языка опущен, язык располагается в полости рта симметрично.

Описание движений кисти и пальцев руки: исходное положение - кисть руки находится горизонтально ладонью вниз, четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному снизу (ладонь при этом принимает форму, похожую на крышу домика).

Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре сомкнутых пальца поднимаются вверх. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 2. «Дудочка».

Цель: учить вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Ход выполнения упражнения: округлить губы и вытянуть вперед трубочкой. Удерживать под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Словно трубочка

У нас дудочка.

Подудим мы в дудочку,

Тянем губы трубочкой.

Описание движений кисти и пальцев руки: исходное положение – кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз (рис. 1).

На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки (рис. 2). Повторить 4-5 раз.

Методические указания: необходимо следить за тем, чтобы при выполнении упражнения ребенок вытягивал вперед только губы, при этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Упражнение 3. «Заборчик».

Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться без напряжения, обнажить сомкнутые передние верхние и нижние зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Вышли утром мы во двор

И построили забор.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губки

И покажем наши зубки.

Описание движений кисти и пальцев руки: исходное положение – кисть руки находиться горизонтально, 4 пальца согнуты в нижних фалангах и сомкнуты с большим пальцем, ладонь направлена вниз (рис. 1).

Пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны, кончики пальцев опускаются вниз (рис. 2). Повторить 4-5 раз.

Методические указания: следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

Упражнение 4. «Маляр».

Цель: учить выполнять плавные движения языком, разрабатывать подвижность языка в верхнем положении, тренировать подъязычную связку.

Ход выполнения упражнения: широко открыть рот, кончиком языка упереться в альвеолы за верхними передними зубами. Проводить языком по небу в направлении от зубов к горлу под счет от 1 до 4. На счет «пять» - вернуть язык в исходное положение. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем.

Поведем вперёд-назад —

Наш маляр работе рад.

Описание движений кисти и пальцев руки: исходное положение – кисть руки находится горизонтально, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты (рис. 1).

На счет «один», «два», «три», «четыре» двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью (рис. 2). На счет «пять» пальцы кисти возвращаются в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.

Упражнение 5. «Орешки».

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Ход выполнения упражнения: рот закрыт. Напряженный кончик языка поочередно упирается в правую и левую щеки изнутри, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.

  1. Дыхательная гимнастика.

Упражнение 1. «Вдох- выдох».

Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Носом вдох, а выдох ртом

Дышим глубже, а потом

Вдохнули ртом и выдох ртом,

Дышим глубже, а потом …

Упражнение 2. «Надуй шар».

Цель: укреплять мускулатуру губ и щек, формировать ровный продолжительный выдох.

        Ход выполнения упражнения: встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.

  1. Изучение нового материала
  1. Выделение звука из слова.
  • Сегодня утром я получила видеозапись. Давайте ее посмотрим.

Просмотр фрагмента из мультфильма «Винни-Пух и день забот» (экранизация по одноимённой сказке А. Милна).

  • Кто такой Иа? (Это ослик.)
  • Правильно. Давайте произнесем слово «ослик» медленно хором. Назовите первый звук в этом слове. (Звук [о].)
  • Сегодня на уроке мы будем говорить о звуке [о] и познакомимся с буквой, которая обозначает этот звук.
  1. Акустико – артикуляционный образ звука.
  • Подставьте ладонь ко рту и произнесите звук [о]. Что вы почувствовали на ладони? Какой это звук? Почему?

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук образуется …(гласный).

  1. Игра «Кто больше».

Слайд 1. 

  • Назовите предметы, в названии которых есть звук О.
  1. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)

  1. Знакомство с буквами  Оо
  • Какое у ослика было настроение? (Грустное.) Почему? (Он потерял свой хвост.) Вы хотите помочь ослику. Для этого надо выполнить задания на карточке.
  • Звук [о] обозначается буквой О. Раскрасьте большую и маленькую букву Оо. Какого цвета карандаш вы возьмете? Почему?
  • Посмотрите на карточку и назовите (обведите) предметы на которые похожа буква О. Назовите предметы, которые вы обвели.
  • Давайте вылепим букву О из пластилина. Какого цвета пластилин вы возьмете. Почему? (Слабые учащиеся выкладывают букву О из нитки.)
  • Обведите буквы О.
  1. Закрепление изученного материала
  1. Упражнение в нахождении буквы О.
  • Найдите все буквы О и обведите их в кружок. (Сильные учащиеся находят в словах буквы О.) Какого цвета карандаш вы возьмете? Почему?
  1. Гимнастика для глаз

Ослик ходит выбирает, (Обвести глазами круг.)

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,  

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег. (Зажмурить глаза, потом поморгать.)

  1. Обучение чтению.

Слайд 2. Чтение слов, начинающихся с буквы о, читающим учеником.

Слайд 3. 

  • Что случилось на картинке слева. (Мальчик удивился, увидев крота.) Давайте прочитаем. 
  • Что случилось на картинке справа. (У девочки болит зуб.) Давайте прочитаем. (Хоровое чтение, чтение двумя - тремя учащимися, чтение слабыми учащимися.)
  1. Закрепление образа буквы Оо.
  • Серым карандашом закрась все части рисунка с буквой О. Кто это?

Просмотр фрагмента из мультфильма «Винни-Пух и день забот», где ослику Иа возвращают хвост.

  1. Подведение итогов
  • С каким звуком мы сегодня познакомились?
  • Какой буквой он обозначается? Раскрасьте вагон с буквой О. Какого цвета карандаш вы возьмете? Почему?
  1. Рефлексия
  • Кому понравился урок, кто тему понял, поднимите «солнышко». Кто считает, что урок был скучным, тема непонятная - поднимите «тучку».
  • На этом наш урок закончился, вы все хорошо работали, молодцы. Всем спасибо.

        

http://stranamasterov.ru/img4/i2011/07/19/zvuk_o.jpg

http://st.stranamam.ru/data/cache/2012jan/10/27/3423577_97221nothumb500.jpg

Физкультминутки

Мы ногами топ, топ
Мы руками хлоп, хлоп
Мы глазами миг, миг
Мы плечами чик, чик
Раз сюда, два сюда (повороты туловища вправо и влево)
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Сели, встали, сели, встали
Словно ванькой-встанькой стали
А потом пустились вскачь (бег по кругу)
Будто мой упругий мяч
Раз, два, раз, два (упражнение на восстановление дыхания)
Вот и кончилась игра.

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

(Выполнение движений вслед за учителем.)

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мальчики потопали,

Девочки похлопали.

Вместе дружно повертелись.

И за парты все уселись.

 Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем.

И работать продолжаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению в 7 классе для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальные нарушения) Тема: А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Определение главной мысли произведения.

Урок адаптирован для 7 класса спецальной школы. Задания, вызывающие трудности у детей, выполняются вместе с учителем. Упор делается на видеоряд и аудиосопровождение....

Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями

Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Обобщение опыта «Тактильные книги как средство формирования познавательного интереса на уроках естествознания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Изучение естествознания невозможно без широкого использования наглядного материала (рисунки, схематические изображения, натуральные пособия, макеты, муляжи, коллекции, кино - и видеоматериалы), опорны...

Развитие навыков чтения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Работа учителя с обучающимися по индивидуальным программам на дому, предполагает постоянную работу над навыком чтения. Известно, что обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы.

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1...

Урок «Звук [р], буква Р» («Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2)

Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2...