Применение пословиц и поговорок на уроках русского языка и чтения в коррекционной работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
картотека (5 класс)
Представлен практический материал для работы с пословицами и поговорками, который может использовать учитель русского языка и чтения на своих уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslovitsy_i_pogovorki.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пословицы и поговорки
в коррекционной работе с учениками с ОВЗ.
(раздаточный материал)
Существуют классические э т а п ы работы с пословицами:
- внимательно прочитайте с детьми пословицу (поговорку);
- выясните лексическое значение непонятных или устаревших слов и подберите подходящее слово, которое используется в настоящее время;
- выясните смысл пословицы в целом – о чем она и чему учит;
- определите, к какой тематической группе ее можно отнести (о труде, о дружбе, ученье, здоровье, качествах человека и т.д.);
- предложите детям подумать, в какой жизненной ситуации можно ее употребить.
Игровые з а д а н и я для исправления речевых нарушений и формирования школьно-значимых функций:
- П о л о в и н к и
Цель: развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности.
Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую. Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, подобрать ее начало.
Любишь кататься , то и пожнешь.
Делано наспех, и кошке приятно.
Что посеешь, в лес не ходить.
За двумя зайцами погонишься, нет для себя рубахи.
Доброе слово ни одно не поймаешь.
У плохой пряхи люби и саночки возить.
Волков бояться - сделано на смех.
Век живи, а дома лучше.
Как аукнется, тем больше дров.
Чем дальше в лес, век учись.
Делу время, так и откликнется.
Не в свои сани потехе час.
Поспешишь - не садись.
Семь раз отмерь, людей насмешишь.
В гостях хорошо, один раз отрежь.
Пропущенные с л о в а
Цель: умственное и речевое развитие.
В задании надо догадаться, как правильно в содержание пословиц расставить слова б о л ь ш о й - м а л е н ь к и й, чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительными.
- ______________пенек опрокинул ________________воз.
- ________________дело лучше _______________безделья.
- Даже самое ____________дерево выросло из ___________семени.
- В __________лодку ___________ груз не кладут.
- ____________крючком _____________рыбу не выудишь.
Слова с противоположным смыслом
Цель: расширение и обогащение словаря, работа на словами-антонимами.
Нужно найти слова с противоположным значением сначала в пословицах, затем выполнить это задание на слух.
Имена с у щ е с т в и т е л ь н ы е
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Умный молчит, когда дурак ворчит.
Умный себя винит, глупый – своего товарища.
Умный делу научит, а глупый – только наскучит.
Было бы начало, будет и конец.
Будет день, будет и ночь.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
Ищи друзей, а враги сами найдутся.
Неверный друг – опасный враг.
Сытый голодного не разумеет.
От лени - болезнь, от работы – здоровье.
Добро побеждает зло.
Кто солгал с утра, будет лгать и вечером.
Никакое худо до добра не доведет.
Друг спорит, а враг – поддакивает.
Трус погибает, а храбрый – побеждает.
Чему научишься в молодости, пригодится в старости.
Имена п р и л а г а т е л ь н ы е
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Старый друг лучше новых двух.
Черная земля белых рук не любит.
У мудрого человека длинные уши и и короткий язык.
Жизнь короткая, а слав – долгая.
Доброго чти, а злого – не жалей.
За доброе жди добра, за худое – худо.
Добрая слава лежит, а худая – бежит.
Белый хлеб растет в черной земле.
Нового счастья ищи, а старого – не теряй.
Маленькая ложь за собой большую ведет.
Не называй дурное хорошим, а черное – белым.
Г л а г о л ы
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Умей взять, умей и отдать.
Как пришло, так и ушло.
Умеешь ссориться, научись и мириться.
Дождик вымочит, солнце высушит.
Другие части речи
Меньше болтай, да больше соображай.
Меньше говори, больше слушай.
Мягко стелет, да жестко спать.
Говорит прямо, а делает криво.
Белен – лечись, здоров – берегись.
Думай медленно, работай – быстро.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Лучше тихо, да вперед, чем скоро, да назад.
Где работа, там густо, а в ленивом доме пусто.
За чужим погонишься - свое потеряешь.
Наибольшую сложность для детей могут вызвать пословицы, в которых используется несколько слов-антонимов.
Мир строит, а война разрушает.
Чем длиннее день, тем короче ночь.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Горе старит, радость молодит.
Добро поощряй, а зло порицай.
Человек от лени болеет, а от труда – здоровеет.
Труд всегда дает, а лень всегда берет.
Легко взять, да трудно отдать.
Взаймы берешь чужое, а отдаешь свое.
Пословицы с похожим смыслом
- Педагог заранее вывешивает на доску пословицы разной тематики. Остальные оформлены на отдельных карточках. Дети выбирают карточки, читают пословицу, объясняют ее смысл и определяют, к какой тематической группе она относится.
- Педагог каждому ребенку раздает по одной пословице из разных тематических групп. Каждый ребенок находит пословицу, смысл которой близок той, которую дал учитель:
- без труда не выловишь и рыбку из пруда; хочешь есть калачи – не сиди на печи; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть; в лес не съездишь, так и на печи замерзнешь; какие труды, такие и плоды;
- дерево дорого плодами, а человек делами; землю красит солнце, а человека – труд; птицу узнают в полете, а человека в работе;
- нет друга – ищи, а найдешь – береги; без друга в жизни худо; человек без друзей, что дерево без корней; верный друг лучше сотни слуг; дерево живет корнями, а человек друзьями; птица сильна крыльями, а человек дружбой; друг за друга держаться – ничего не бояться;
- не надобен и клад, когда в семье лад; на что клад, когда в семье лад;
- испокон века книга растит человека; с книгой дружить – век не тужить; букварь – к мудрости ступенька;
- пословицу сказал – дорогу указал; пословица недаром молвится; пословица – все делам помощница;
- почитай учителя как родителя; строгость учителя полезнее ласки родителя.
Найди о ш и б к у
Цель: развитие слухового восприятия, коррекция фонематического слуха.
В начале игры педагог читает стихотворение.
Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
(В. Волина)
Лось (ложь) до добра не доведет.
От бобра (добра) добра не ищут.
В здоровом теле здоровый пух (дух).
Один в золе (поле) не воин.
Правда глаза полет (колет).
Сашу (кашу) маслом не испортишь.
Не ноги (боги) горшки обжигают.
Голод не щетка (тетка).
Трус своей лени (тени) боится.
На безрыбье и бак (рак) рыба.
Купил кита (кота) в мешке.
Нет худа без бобра (добра).
Повторенье – тьма (мать) ученья.
Терпение и пруд (труд) все перетрут.
Мы сами с ушами (усами).
Голода (холода) не бойся, по пояс мойся.
Без места (теста) пирога не испечешь.
Больше дела, меньше снов (слов).
Пустая мыльница (мельница) и без ветра мелит.
Что написано пером, того не вырулишь (вырубишь) топором.
На ловца и дверь (зверь) бежит.
Трус (труд) человека кормит, а лень портит.
На горе (воре) шапка горит.
Один ус (ум) хорошо, а два – лучше.
Летний тень (день) год кормит.
Семеро одного не идут (ждут).
Жди у горя (моря) погоды.
Каждый кулик свое долото (болото) хвалит.
Лес рубят – кепки (щепки) летят.
Представление о в р е м е н и
Использование пословиц о временах года и природных явлениях способствует совершенствованию представления о цикличности времени, закреплению знаний месяцев года, развитию и коррекции пространственно-временной ориентировки детей.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Месяц январь – зимы государь.
Январь-батюшка год начинает, зиму величает.
Январь – году начало, а зиме середина.
Июль – макушка лета.
В сентябре лето кончается, осень начинается.
Май леса наряжает, лето в гости поджидает.
Пословицы, отражающие причинно-следственные
связи между природой и деятельностью человека
и характерные для каждого сезона признаки.
В задании необходимо догадаться, название какого времени года пропущено в пословице.
Что в августе соберешь, с тем и _______ проведешь.
Весна дает цветы, а _________ - плоды.
Кто ______________ трудиться рад, будет осенью богат.
_________ без снега – лето без хлеба.
Чем крепче зима, тем скорее ______________.
Увидал скворца, знай - __________ у крыльца.
Кто спит ____________, тот плачет зимою.
____________ каждый кустик ночевать пустит.
_____________ солнце светит, да не греет.
Что летом родится, то _________ пригодится.
Земля _________ отдыхает, а весной расцветает.
Лето собирает, а _______ _ поедает.
Длинные сосульки к долгой __________.
Лето со снопами, а ________ с пирогами.
Кто весной трудиться рад, будет ___________ богат.
Что летом соберешь, то __________ на столе найдешь.
Веселые рифмовочки.
Цель: развитие чувства ритма, активизация слухового внимания и памяти,
коррекция фонематического слуха.
Задание: внимательно послушать пословицу, и назвать в ней рифмующие
слова.
Человек лукавый, что кармане дырявый.
Лишнее пожелаешь – последнее потеряешь.
Расти большой, да не будь лапшой.
Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
Как в мае дождь, так будет и рожь.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
В зимний холод всякий молод.
Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый?
Всякому молодцу – ремесло к лицу.
Не бывает скуки, коли заняты руки.
Здоров будешь, все добудешь.
Курить – здоровью вредить.
Славу свою добывай в бою.
Трус и таракана примет за великана.
Умелый боец – везде молодец.
Хорош грибок – белый, а солдат смелый.
Кто драку затевает, тот сам битый бывает.
Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
У врача лечись, а у умного – учись.
Поспешишь – людей насмешишь.
Ив мое оконце засветит солнце.
Свои иголки для ежа не колки.
Хлеб, соль кушай, а хозяина слушай.
У кого что болит, тот про то и говорит.
Всякому нужен и обед и ужин.
Изба красна углами, обед – пирогами.
Чай пить – не дрова рубить.
Хороша кашка, да мала чашка.
Если хлеба нет куска, то и в тереме тоска.
Не хвались серебром, а хвались добром.
На добрый привет – добрый и ответ.
Зло любить – себя губить.
Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Не нужен ученый, а нужен смышленый.
Снаружи мило, а внутри гнило.
Тот герой, кто за правду горой.
Велик телом, да мал делом.
Не учи безделью, а учи рукоделью.
Кто скачет, а кто плачет.
Май леса наряжает, лето в гости поджидает.
Работай смелее – будешь жить веселее.
При солнышке тепло, при матушке добро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями
Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями...
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...
Конспект урока чтения в 1 классе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Звук и буква Оо"
Цели урока: Образовательная: обеспечить условия для развития умения выделять звук [о] в начале слова, соотносить звук и букву. Кор...
Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс
Основное содержание курса напрвлено на узучение состава слова, частей речи, построение предложений4 на формирование умения применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – лёгкая умственная от
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умств...
Методические рекомендации. "Инструктивная карта занятия с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий «Профильный труд» (швейное, столярное дело) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
В методических рекомендациях приводятся примеры составления инструктивной карты к занятиям по учебному предмету «Профильный труд» (швейное и столярное дело) предметной области «Техно...