Применение пословиц и поговорок на уроках русского языка и чтения в коррекционной работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
картотека (5 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

Представлен практический материал для работы с пословицами и поговорками, который может использовать учитель русского языка и чтения на своих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslovitsy_i_pogovorki.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Пословицы и поговорки

  в коррекционной  работе с учениками с ОВЗ.

(раздаточный материал)

Существуют классические  э т а п ы  работы с пословицами:

  1. внимательно прочитайте с детьми пословицу (поговорку);
  2. выясните лексическое значение непонятных или устаревших слов и подберите  подходящее слово, которое используется в настоящее время;
  3. выясните смысл пословицы в целом – о чем она и чему учит;
  4. определите, к какой тематической группе ее можно отнести (о труде, о дружбе, ученье, здоровье, качествах человека и т.д.);
  5. предложите детям подумать, в какой жизненной ситуации можно ее употребить.

        Игровые  з а д а н и я  для исправления речевых нарушений и формирования школьно-значимых функций:

  • П о л о в и н к и

Цель: развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности.

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую. Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, подобрать ее начало.

Любишь кататься        ,                        то и пожнешь.

Делано наспех,                                        и кошке приятно.

Что посеешь,                                        в лес не ходить.

За двумя зайцами погонишься,                нет для себя рубахи.

Доброе слово                                        ни одно не поймаешь.

У плохой пряхи                                        люби и саночки возить.

Волков бояться -                                         сделано на смех.  

 Век живи,                                                а дома лучше.

Как аукнется,                                        тем больше дров.

Чем дальше в лес,                                век учись.

Делу время,                                                 так и откликнется.

Не в свои сани                                        потехе час.

Поспешишь -                                        не садись.

Семь раз отмерь,                                людей насмешишь.

В гостях хорошо,                                        один раз отрежь.

Пропущенные  с л о в а

Цель: умственное и речевое развитие.

В задании надо догадаться, как правильно в содержание пословиц расставить слова  б о л ь ш о й  -  м а л е н ь к и й, чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительными.

  1. ______________пенек  опрокинул ________________воз.
  2. ________________дело лучше _______________безделья.
  3. Даже самое ____________дерево выросло из  ___________семени.
  4. В __________лодку  ___________ груз не кладут.
  5. ____________крючком _____________рыбу не выудишь.

Слова  с  противоположным  смыслом

Цель: расширение и обогащение словаря, работа на словами-антонимами.

        Нужно найти слова с противоположным значением сначала в пословицах, затем выполнить это задание на слух.

Имена  с у щ е с т в и т е л ь н ы е

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Умный молчит, когда дурак ворчит.

Умный себя винит, глупый – своего товарища.

Умный делу научит, а глупый – только наскучит.

Было бы начало, будет и конец.

Будет день, будет и ночь.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Ищи друзей, а враги сами найдутся.

Неверный друг – опасный враг.

Сытый голодного не разумеет.

От лени -  болезнь, от работы – здоровье.

Добро побеждает зло.

Кто солгал с утра, будет лгать и вечером.

Никакое худо до добра не доведет.

Друг спорит, а враг – поддакивает.

Трус погибает, а храбрый – побеждает.

Чему научишься в молодости, пригодится в старости.

Имена  п р и л а г а т е л ь н ы е

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Старый друг лучше новых двух.

Черная земля белых рук не любит.

У мудрого человека длинные уши и и короткий язык.

Жизнь короткая, а слав – долгая.

Доброго чти, а злого – не жалей.

За доброе жди добра, за худое – худо.

Добрая слава лежит, а худая – бежит.

Белый хлеб растет в черной земле.

Нового счастья ищи, а старого – не теряй.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Не называй дурное хорошим, а черное – белым.

Г л а г о л ы

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Умей взять, умей и отдать.

Как пришло, так и ушло.

Умеешь ссориться, научись и мириться.

Дождик вымочит, солнце высушит.

Другие   части   речи

Меньше болтай, да больше соображай.

Меньше говори, больше слушай.

Мягко стелет, да жестко спать.

Говорит прямо, а делает криво.

Белен – лечись, здоров – берегись.

Думай медленно, работай – быстро.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Лучше тихо, да вперед, чем скоро, да назад.

Где работа, там густо, а в ленивом доме пусто.

За чужим погонишься -  свое потеряешь.

        Наибольшую сложность для детей могут вызвать пословицы, в которых используется  несколько  слов-антонимов.

Мир строит, а война разрушает.

Чем длиннее день, тем короче ночь.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Горе старит, радость молодит.

Добро поощряй, а зло порицай.

Человек от лени болеет, а от труда – здоровеет.

Труд всегда дает, а лень всегда берет.

Легко взять, да трудно отдать.

Взаймы берешь чужое, а отдаешь свое.

Пословицы  с  похожим  смыслом

  1. Педагог заранее вывешивает на доску пословицы разной тематики. Остальные оформлены на отдельных карточках.  Дети выбирают карточки, читают пословицу, объясняют ее смысл и определяют, к какой тематической группе она относится.
  2. Педагог каждому ребенку раздает по одной пословице из разных тематических групп. Каждый ребенок находит пословицу, смысл которой близок той, которую дал учитель:
  • без труда не выловишь и рыбку из пруда; хочешь есть калачи – не сиди на печи; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть; в лес не съездишь, так и на печи замерзнешь; какие труды, такие и плоды;
  • дерево дорого плодами, а человек делами; землю красит солнце, а человека – труд; птицу узнают в полете, а человека в работе;
  • нет друга – ищи, а найдешь – береги; без друга в жизни худо; человек без друзей, что дерево без корней; верный друг лучше сотни слуг; дерево живет корнями, а человек друзьями; птица сильна крыльями, а человек дружбой; друг за друга держаться – ничего не бояться;
  • не надобен и клад, когда в семье лад; на что клад, когда в семье лад;
  • испокон века книга растит человека; с книгой дружить – век не тужить; букварь – к мудрости ступенька;
  • пословицу сказал – дорогу указал; пословица недаром молвится; пословица – все делам помощница;
  • почитай учителя как родителя; строгость учителя полезнее ласки родителя.

Найди  о ш и б к у

Цель: развитие слухового восприятия, коррекция фонематического слуха.

        В начале игры педагог читает стихотворение.

                Пословица, мы тебя знаем,

                 Но не такою ты была:

                Неужто буква озорная

                Вновь чье-то место заняла?

                                        (В. Волина)

Лось (ложь) до добра не доведет.

От бобра (добра) добра не ищут.

В здоровом теле здоровый пух (дух).

Один в золе (поле) не воин.

Правда глаза полет (колет).

Сашу (кашу) маслом не испортишь.

Не ноги (боги) горшки обжигают.

Голод не щетка (тетка).

Трус своей лени (тени) боится.

На безрыбье и бак (рак) рыба.

Купил кита (кота) в мешке.

Нет худа без бобра (добра).

Повторенье – тьма (мать) ученья.

Терпение и пруд (труд) все перетрут.

Мы сами с ушами (усами).

Голода (холода) не бойся, по пояс мойся.

Без места (теста) пирога не испечешь.

Больше дела, меньше снов (слов).

Пустая мыльница (мельница)  и без ветра мелит.

Что написано пером, того не вырулишь (вырубишь) топором.

На ловца и дверь (зверь) бежит.

Трус (труд) человека кормит, а лень портит.

На горе (воре) шапка горит.

Один ус (ум) хорошо, а два – лучше.

Летний тень (день) год кормит.

Семеро одного не идут (ждут).

Жди у горя (моря) погоды.

Каждый кулик свое долото (болото) хвалит.

Лес рубят – кепки (щепки) летят.

Представление  о  в р е м е н и

        

        Использование пословиц о временах года и природных явлениях способствует совершенствованию представления о цикличности времени, закреплению знаний месяцев года, развитию и коррекции пространственно-временной ориентировки детей.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Месяц январь – зимы государь.

Январь-батюшка год начинает, зиму величает.

Январь – году начало, а зиме середина.

Июль – макушка лета.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

Май леса наряжает, лето в гости поджидает.

        

Пословицы, отражающие причинно-следственные

связи между природой и деятельностью человека

 и характерные для каждого сезона признаки.

В задании  необходимо догадаться, название какого времени года пропущено в пословице.

Что в августе соберешь, с тем и _______  проведешь.

Весна дает цветы, а _________ -  плоды.

Кто  ______________ трудиться рад, будет осенью богат.

_________ без снега – лето без хлеба.

Чем крепче зима, тем скорее  ______________.

Увидал скворца, знай - __________ у крыльца.

Кто спит ____________, тот плачет зимою.

____________ каждый кустик ночевать пустит.

_____________ солнце светит, да не греет.

Что летом родится, то _________ пригодится.

Земля  _________  отдыхает, а весной расцветает.

Лето собирает, а _______ _ поедает.

Длинные сосульки к долгой __________.

Лето со снопами, а ________ с пирогами.

Кто весной трудиться рад, будет ___________ богат.

Что летом соберешь, то __________ на столе найдешь.

Веселые  рифмовочки.

Цель:  развитие чувства ритма, активизация слухового внимания  и памяти,

          коррекция фонематического слуха.

Задание: внимательно послушать пословицу, и назвать в ней рифмующие

               слова.

Человек лукавый, что кармане дырявый.

Лишнее пожелаешь – последнее потеряешь.

Расти большой, да не будь лапшой.

Кто землю лелеет, того и земля жалеет.

Как в мае дождь, так будет и рожь.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

В зимний холод всякий молод.

Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый?

Всякому молодцу – ремесло к лицу.

Не бывает скуки, коли заняты руки.

Здоров будешь, все добудешь.

Курить – здоровью вредить.

Славу свою добывай в бою.

Трус и таракана примет за великана.

Умелый боец – везде молодец.

Хорош грибок – белый, а солдат смелый.

Кто драку затевает, тот сам битый бывает.

Не стыдно молчать, когда нечего сказать.

У врача лечись, а у умного – учись.

Поспешишь – людей насмешишь.

Ив мое оконце засветит солнце.

Свои иголки для ежа не колки.

Хлеб, соль кушай, а хозяина слушай.

У кого что болит, тот про то и говорит.

Всякому нужен и обед и ужин.

Изба красна углами, обед – пирогами.

Чай пить – не дрова рубить.

Хороша кашка, да мала чашка.

Если хлеба нет куска, то и в тереме тоска.

Не хвались серебром, а хвались добром.

На добрый привет – добрый и ответ.

Зло любить – себя губить.

Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Не нужен ученый, а нужен смышленый.

Снаружи мило, а  внутри гнило.

Тот герой, кто за правду горой.

Велик телом, да мал делом.

Не учи безделью, а учи рукоделью.

Кто скачет, а кто плачет.

Май леса наряжает, лето в гости поджидает.

Работай смелее – будешь жить веселее.

При солнышке тепло, при матушке добро.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями

Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Конспект урока чтения в 1 классе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Звук и буква Оо"

Цели урока:      Образовательная: обеспечить условия для развития умения выделять звук [о] в начале слова, соотносить звук и букву.      Кор...

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс

Основное содержание курса напрвлено на узучение состава слова, частей речи, построение предложений4 на формирование умения применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – лёгкая умственная от

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умств...

Методические рекомендации. "Инструктивная карта занятия с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий «Профильный труд» (швейное, столярное дело) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

В методических рекомендациях приводятся примеры составления инструктивной карты к занятиям по учебному предмету «Профильный труд» (швейное и столярное дело) предметной области «Техно...