Возможности использования технологии встречных усилий на уроках в 5-9 классах обучающихся с умственной отсталостью.
материал

В свете современных требований урок рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учеников. Продуктивность этого процесса зависит от эмоциональных, интеллектуальных усилий,  волевого напряжения каждой из взаимодействующих сторон. Ученик в процессе образования должен быть поставлен в такие условия, когда ему необходимо прикладывать усилия. Педагог со своей стороны должен замечать эти усилия, поддерживать уеника, обеспечивать ему дальнейшие пути для движения вперёд. В этом случае можно говорить о применении технологии встречных усилий. в докладе рассматриваются возможности использования ТВУ в условиях коррекционной школы для обучающихся с умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvu.doc55 КБ
PDF icon tehnologiya_vstrechnyh_usiliy.pdf1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Патрушева С.Н.

Возможности использования технологии встречных усилий на уроках в 5-9 классах обучающихся с умственной отсталостью.

1.        В свете современных требований  урок рассматривается как  процесс взаимодействия учителя и учащегося. Продуктивность  этого процесса зависит от эмоциональных, интеллектуальных усилий,  волевого напряжения каждой из взаимодействующих сторон. Ученик  изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. Педагог, со своей стороны, тоже должен не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и каждый раз, делая «шаг навстречу», подниматься на новую ступеньку в своем методическом опыте, умении строить отношения со своими учениками. В этом случае можно говорить о технологии встречных усилий педагога и учащегося.

2.        В основе ТВУ   - принципы  учебного сотрудничества.
 
Сотрудничество – это совместная деятельность учителя и  ученика, основанная на доверии, совместном  анализе хода и результатов учебной деятельности.

3.        Применение технологии встречных усилий на уроках русского языка способствует формированию коммуникативных умений учащихся

4.        Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, разбивается на 5 основных этапах:

- разминка;        

- контрольно-подготовительный;

- «вызов»;

- «сотворчество»;

- рефлексия.

На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.

  1. 1 этап – начало урока, «Разминка» Содержание деятельности: психотренинговые упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых - создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Эмоциональная атмосфера становится той основой, благодаря которой естественно возникает возможность перейти к необходимым усилиям на последующих этапах урока.

       Некоторые педагогические приемы на данном этапе

« Отсроченная отгадка» В начале урока учитель предлагает учащимися загадку, отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе работы над новой темой. Вновь учитель возвращается к этому в конце урока.

«Эпиграф». Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске , и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой урока. В конце урока необходимо вернуться к предположениям школьников и дать оценку их воображению, догадливости.

«Погружение» проводится по учебной цепочке, при этом возможны следующие варианты:

1.учащиеся один за одним составляют характеристику какого-то явления (личности). Педагог должен быть готов к тому, что ученик могут не сразу вспомнить самые существенные характеристики, но в ходе  уточнений всплывают важные детали , которые в итоге должен обобщить учитель, подчеркнув при этом : как уже много знают учащиеся по этой теме.

2.Цепочку начинает учитель, задавая вопрос по определенной теме ; ученик, ответив, сам задает вопрос следующему ученику и т.д. Стремясь сделать итоги «погружения»значимыми для учащихся, стоит оценивать не только количество вопросов и ответов, но и их качество. Можно ограничиться цепочкой учащихся одного ряда, одной группы, чтобы не затягивать урок.

  1. Для примера на уроках русского языка я использую приёмы «отсроченная отгадка» и «погружение»

  1. 2 этап - Контрольно- подготовительный этап

Содержание деятельности: опрос по предыдущим темам, актуализация знаний

Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.

Прием  «Лови ошибку» уместно использовать на повторительно-обобщающих уроках или  на уроках подготовки к контрольным работам; здесь можно широко использовать материал текстовых заданий. Учитель намеренно допускает ошибки. Ученики не должны соглашаться с суждением. А для того, чтобы школьники помнили, что это игра, можно сопровождать такие ошибки некоторым условным знаком При этом можно рассуждать вслух, как бы сомневаясь в том или ином ходе рассуждения, побуждая учащихся к поиску правильного решения.

«Опрос-кроссворд». Необходимо заполнить кроссворд по изучаемой теме, который подготовлен заранее. «Высшим пилотажем» можно назвать такую ситуацию, когда часть понятий кроссворда относится к новой теме. Возможны разнообразные варианты письменных опросов (тестирование), блиц-опросы и т.д. В итоге учащиеся проходят своеобразную линию преодоления, что активизирует их интеллектуальный потенциал.

«Повтор с расширением» Ученики самостоятельно подготавливают и задают вопросы, расширяющие и дополняющие изучаемый материал. При этом учителя совершенно не обязательно отвечать на все вопросы - это формирует у учащихся понятие открытого знания и стимулирует сильных учеников  на самостоятельный поиск.

«Согласен – не согласен» Работа проходит в форме диалога: ученики обращаются к друг другу или к педагогу с тезисами, которые можно принять или не принять, например: «Я утверждаю, что…», «Я не согласен,  но я настаиваю, что…», «Согласен, но имеется уточнение…»

Конечно же, проводя такой диалог, нужно заранее ограничить тематику, дать школьникам подобрать не менее 5 вопросов  Этот прием обладает большими диагностическими возможностями, поскольку позволяет ученику по характеру выбираемых учащимися вопросов сделать вывод о степени усвоения материала.

Наиболее приемлемы в коррекционной школе приёмы «Лови ошибку», «опрос-кроссворд» приём «согласен- не согласен» возможно использовать, если заранее подготовить для учащихся  высказывания  по заданной теме и озвучивать  их по цепочке, соглашаясь или не соглашаясь с ними.

  1. 3 этап – «Вызов»

Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т.е. формирует реальную субъектную ситуацию в учении и обучении. Приемы, используемые на данном этапе:

«Цель и цели». Учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои (важные для них лично) цели учебной деятельности (разобраться в сути явления; понять главное определение; составить опорный конспект и пр.) Таким образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники. (Учителю не забыть вернуться к целям на заключительном этапе урока.)

«Вопросы к тексту» Такой прием более уместен при изучении общих и вводных тем. Каждому  ученику предлагается краткий конспект сообщения по  изучаемой теме; ученик, прорабатывая данный текст, должен на полях поставить «сигналы» степени усвоения темы «V»-известные факты; +- хотелось бы узнать подробнее; ?- нуждается в дополнительных разъяснениях. Происходит активная оценка собственного познавательного опыта ученика, что служит залогом адекватного включения в учебный материал.

«Знаю - не знаю» - После знакомства с темой и составления общего плана работы каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме; чего не знает; что хочет узнать; сведение воедино этой информации дает учителю представление о том, на каком уровне находятся знания, каковы интересы школьников в данной области.         В ходе обсуждения - « что я знаю», «чего не знаю» -часто выясняется , что каждый имеет представление об объекте обсуждения, а соединенные вместе знания дают определенное представление о предмете.    Это учит не бояться незнания, дает возможность понять, что незнание преодолимо и наиболее эффективный способ выхода из него - самостоятельный коллективный поиск, соединение усилий всех его участников. Так рождается понимание того, что знание может быть добыто именно совместными усилиями, а это подготавливает к переходу на следующий этап урока.

Такая работа Обеспечивает интерес  к поставленной цели, мобилизации сил на получение новых  знаний

9.        Примером применения Приёма «знаю –не знаю» может служить работа с планом при  изучении темы

10        4 этап – «Сотворчество»

Деятельность учителя должна складываться из организационных и координирующих

 ( но не управляющих) функций и не только в конце данного этапа, при подведении итогов, руководящая роль возвращается к педагогу. Возникают условия для гибкого конструирования информации, учебного материала,  что развивает креактивность восприятия,- именно поэтому данный этап назван сотворчеством.

Некоторые приемы данного этапа:

1. «Машина времени»: события оцениваются с 2 позиций: современной и соответствующей  исторической эпохе.

2. «Колонка редактора». По ходу чтения текста учащиеся записывают комментарии , уточнения, примеры и пр.. , затем команда экспертов оценивает замечания и выбирает наиболее удачный ответ.

3. «Театрализация». 

Это несколько забытые в практике суды и т.д.

4.«Кластер» ( те же динамические таблицы)

Этот прием активно использует возможность видеоряда, идеи группируются вокруг ключевого слова, Кластер может иметь разное количество блоков и разнообразное геометрическое воплощение, в нем могут быть отражены даже столкновения разных противоположных точек зрения (пересекающиеся сферы с большим знаком вопроса) ; поощряется обогащение тематического кластера сведениями из других учебных дисциплин. Другими словами создается коллективный опорный сигнал по теме. Опорой для составления кластера могут стать , кроме учебника , разнообразные пособия с таблицами и схемами.

 Главное- это поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и информационных находок в совокупное знание по изучаемому предмету.

11        5 этап урока - «Рефлексия»

Основное его содержание- осмысление результатов работы, их общая и индивидуальная оценки, соучастие учеников в определении домашнего задания.

Пед. приемы, используемые на данном этапе;

«Эссе», «Возвращение к эпиграфу», «Отсроченная отгадка», «Незаконченные предложения» (…Я считаю…; «В моем представлении….», «Сегодня на уроке…» и т.д.) Работа в тетрадях самоконтроля.

Домашнее задание носит разноуровневый характер.

1 – обязательное д/з

2- для тех, кто хорошо знает материал

3- творческий

Одним из необходимых условий организации педагогических взаимодействий учителя и ученика является наличие между ними постоянной обратной связи. Именно она регулирует поведение участников образовательного процесса, корректирует ход урока, создаёт предпосылки для развития встречных усилий, взаимопонимания и взаимодействия.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Данная стаья представляет собой описание моей системы работы, оторая была представлена на конкурсе "Педагог года" в номинации "Учитель-предметник"....

Использование технологии встречных усилий на уроках истории: приемы и методы.

Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся с целью усвоения содержания образования: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений. Этот процесс дву...

Использование технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы.(творческий отчёт)

Творческий отчет учителя русского языка и литературы в виде презентации (аттестация)...

Формирование языковой и лингвистической компетенций средствами технологии встречных усилий на уроках русского языка

Органичное включение в работу учителя технологии встречных усилий в систему школьного языкового образования дает возможность личностного роста учащихся, т.е. это один из способов превратить учение в л...

Применение технологии встречных усилий на уроках русского языка как средства развития активной познавательной деятельности учащихся.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Наряду с теорией дается практический материал: урок русского языка в 8 классе, выдержанный в технологии встречных усилий....

Технология встречных усилий на уроках русского языка

В предложеном материале подробно реализуется используемая технология....

Конспект урока чтения в 1 классе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Звук и буква Оо"

Цели урока:      Образовательная: обеспечить условия для развития умения выделять звук [о] в начале слова, соотносить звук и букву.      Кор...