конспект урока по биологии в 6 классе "Размножение организмов"
презентация к уроку по биологии (6 класс)
Урок «Половое размножение организмов» 6 класс
раздел «Жизнедеятельность организмов»
УМК Н.И. Сонин «Биология. Живой организм»
Цели урока
Деятельностная цель - формировать личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия при изучении полового размножения.
Предметно-дидактическая цель - рассмотреть характерные особенности полового размножения животных,
Планируемые результаты обучения
Метапредметные — объяснить значимость и хрупкость процесса полового размножения, учить осознавать ценность и уникальность каждого организма, уметь работать с текстом, иллюстрациями и материалами ЦОР, работать в парах, группах определять цель работы на уроке, учиться самоконтролю и самооценке.
Предметные — характеризовать свойства полового размножения.
Личностные — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковые.
Средства обучения: учебник; дидактические карточки; компьютер; набор ЦОР.
Учебно-воспитательные задачи урока:
1. Образовательные
- сформировать понятия о формах полового размножения, участии половых желез в половом размножении животных;
- познакомить с процессом оплодотворения и его видами.
2. Развивающие
- развивать умение обосновывать роль полового размножения в эволюции организмов, их приспособленности к различным средам обитания, воспроизведении потомства;
- формировать умения работать с таблицами, узнавать органы и системы органов на рисунках;
- научить учащихся формулировать выводы;
- развивать мышление ученика, речь.
3. Воспитательные
- формировать мировоззренческие представления о проявлении заботы о потомстве у разных животных; сохранении многообразия живых организмов на планете (на территории где живешь).
4. Здоровьесберегающие
- смена видов деятельности во время урока;
- правильность осанки во время урока;
- соблюдение правил техники безопасности во время практической работы.
5. Эстетическое воспитание
- показать красоту окружающего мира, многообразие организмов;
- развивать наблюдательность детей.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный, с использованием компьютерных технологий, таблиц, рисунков, моделей.
Структура урока: приветствие, настрой учащихся на урок, актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление знаний, вывод.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Приемы обучения: беседа, рассказ, наглядные объекты, практическая работа.
Дидактические задачи: учебные (работа с учебником, тетрадью, дополнительной литературой); экспериментально-познавательные; индивидуальная работа.
Оборудование:
1. Транспаранты «Деление амебы», «Размножение гидры».
2.Таблицы: «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Внутреннее строение лягушки», «Тип Хордовые. Класс Птицы. Внутреннее строение птенца, «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение собаки», «Внутриутробное развитие зародыша человека».
3. Коллекция: « Медоносная пчела».
4. Модель « Строение яйца птицы».
5. Демонстрационный материал: яйцо курицы, кусочки рыбы.
6. Лабораторное оборудование: чашки, дощечка, скальпели.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1) Половое размножение как способ развития живых организмов.
2) Половые клетки, участвующие в процессе размножения.
3) Формы полового размножения.
4) Органы размножения позвоночных животных. Оплодотворение, его виды.
5) Биологическое значение полового размножения.
6) Проявление заботы о потомстве у разных животных.
7) Практическая работа « Половые клетки рыбы и птицы».
III. Закрепление знаний.
IV. Подведение итогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.66 МБ |
plan_konspekt_uroka.docx | 20.37 КБ |
inf_karta.docx | 20.68 КБ |
kartochki.docx | 19.92 КБ |
prakticheskaya_rabota.docx | 12.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма
Половое размножение животных « Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время »
Половое размножение Способ размножения, осуществляемый с помощью половых клеток – гамет.
Половые клетки сперматозоид яйцеклетка Семенники Яичники Половые железы
Практическая работа «Строение яйца птицы» Инструктивная карточка. Цель: Изучить особенности строения куриного яйца путём исследования. Ход работы: 1. Рассмотрите куриное яйцо: какой оно формы, окраски, чем покрыто? 2. Разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку. 3. Рассмотрите белок и желток. Найдите в белке плотные шнуры – канатики. От какой части яйца они отходят? 5. Рассмотрите скорлупу. Какая она на ощупь? 8. Зарисуйте и подпишите все части яйца птицы. 9. Сделайте вывод о проделанной работе.
Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево повернемся И кивнем затем по кругу. Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки. Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки.
Раздельнополые особи Виды животных, особи которых образуют в половых железах только мужские половые клетки ( сперматозоиды) или только женские (яйцеклетки ) называются раздельнополыми.
Особи, которые в своем организме способны воспроизводить два типа половых гамет(мужские и женские), такие особи называются обоеполыми (или гермафродитами).
Лоренцо Бернини « Спящий Гермафродит »; Лувр
Оплодотворение - слияние гамет наружное внутреннее
Партеногенез
Половое размножение Результатом полового размножения является рождение потомства, обладающего новыми , по сравнению с родителями, генетическими комбинациями.
Выберите предложение и продолжите его Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Расскажу дома, что …
Домашнее задание « Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время » Стр 133-138
«Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Гете
Предварительный просмотр:
План конспект урока
Этапы урока | Приветствие, настрой учащихся на урок, определение задач на уроке | Дифференциация, индивидуальная работа учащихся |
I. Организационный момент | 1. Работа у доски (3 ученика) | Личное обращение к ученикам |
II. Актуализация опорных знаний | Прием 1 (карточка №1) Работа с биологическими терминами, предложено вставить пропущенные буквы в биологические термины. Прием 2 (карточка № 2) «Свернуть» информацию, данную в виде текста, в схему. Прием 3 (карточка №3) Работа с синквейном. На доске составить синквейн по теме «Бесполое размножение». 2. Работа с карточками на местах (6 учеников) Прием 4 (карточка№4) Найти смысловую ошибку в тематическом тексте Прием №5 (карточка №5) Определить смысл усвоенных перечисленных понятий Прием №6 (карточка № 6) Раскрыть смысл усвоенных перечисленных понятий Прием 7 (карточка№7) Сравнить два близких понятия по смыслу, найти сходства и различия Прием 8 (карточка№8) Установить соответствие организмов их способам вегетативного размножения Прием 9 (карточка№9) Корректурная проба Используя буквы алфавита, составь слова по теме: «Бесполое размножение». 3. Работа всего класса с сигнальными карточками по вопросам учителя. Прием 10 (карточка№10) Диктант в устной форме (верно, не верно ), учащиеся сигнализируют учителю о своем согласии или не согласии. | Памятка с алгоритмом по составлению дидактических синквейнов. Памятка с алгоритмом работы Дополнительные установки для слабоуспевающих по правилам работы |
4. Обсуждение и проверка выполнения заданий у доски. | ||
III. Изучение нового материала | НА ДОСКЕ: Тема урока «Половое размножение животных». Эпиграф: «Это процесс, с помощью которого ЖИЗНЬ умудряется обвести вокруг пальца ВРЕМЯ» Прием 11 (карточка № 11) работа с «мыслительным листом» (Дома попытаться самостоятельно «перевести на биологический язык» это красивое образное выражение.) Прием 12 (карточка № 12) Отгадывание загадки. Таинственная шкатулка Вернуться в конце урока к отгадке. (По дороге на работу я зашла в магазин и купила несколько женских гамет, которые сейчас лежат в этой шкатулке (куриное яйцо; икра) А почему эти клетки человек использует в пищу?) Прием 13 Активное слушание с опорой на визуальный ряд с предварительно сформулированным заданием по излагаемому материалу Сообщения учащихся. Прием 14. Задание по написанию сообщения на тему Прием 15. Найти информацию в учебнике, где описываются половые клетки животных. Учебник: стр. 128 - половые клетки животных. Формы полового размножения. Прием 15 Найти информацию в учебнике, где описываются обоеполые организмы. Задание классу: на стр. 128 прочитать 3-й абзац сверху, ответить на вопрос —Какие особи называются обоеполыми, и кто является их представителями? | Дополнительные установки, мотивирующие на изучение темы. Помощь анализе текста учащимся с низким уровнем развития навыка «смыслового чтения» |
Физминутка | ||
Партеногенез, как одна из форм полового размножения. Прием 15 Найти информацию в учебнике, где описывается такая форма полового размножения. Задание классу: прочитать текст на стр. 130 (около второй звездочки) и найти в тексте - к какой форме полового размножения относится данный пример? Демонстрация коллекции: «Медоносная пчела». Органы размножения позвоночных животных. Оплодотворение, его виды. Прием 16 Провести исследования в форме наблюдения. Практическая работа «Определение пола рыбы». Прием 7 Найти информацию в учебнике, где описывается икра лягушки и тритона. Прием 16 Провести исследования в форме наблюдения. Практическая работа «Строение яйца птицы» Прием 7 Сравнить два рисунка с биологическими объектами, найти сходства и различия. Сравним яйцо (икринку) рыбы с яйцом птицы. Чем они отличаются ? Биологическое значение полового размножения. | Работа в парах Работа в парах. Подготовка вопросов по коллекции. Дополнительная установка по технике безопасности и правилами проведения практической работы в форме наблюдения. Памятки с алгоритмом сравнения всем, кто испытывает затруднения. Памятки по алгоритму анализа процесса. | |
IV. Закрепление изученного материала. | Прием 17. Цифровой диктант в письменной форме, после изученного материала. | Индивидуальная работа каждого обучающегося с тестом (по ответам начертить зашифрованную фигуру). |
V. Подведение итогов. Рефлексия. | Ребята по цепочке высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: | Дополнительные разъяснения. |
1. сегодня я узнал... | ||
2. было интересно... | ||
3. было трудно... | ||
4. я выполнял задания... | ||
5. теперь я могу... | ||
6. я научился... | ||
7. у меня получилось... | ||
8. я смог... | ||
9. меня удивило... | ||
Домашнее задание на доске | Комментирование и выставление оценок. Домашнее задание: учебник - стр. 128-131, вопросы для закрепления стр. 132— 133, творческое задание (мыслительный лист). |
Предварительный просмотр:
Информационная карта урока
Этапы урока, форма, краткое содержание | Дидактическое оснащение | Деятельность учащихся, рефлексия |
1.Организационный момент | Проверка готовности к уроку. Эмоционально- психологический настрой на урок. | |
2.Актуализация опорных знаний |
| Учащиеся выполняют задания на доске по карточкам, в раздаточных листах по карточкам, работают устно |
3.Изучение нового материала.
|
Оформленная доска (эпиграф, схема) |
Делают выводы |
Физминутка | Музыкальное сопровождение | Выполняют движения |
| Проводят исследования в форме наблюдения, сравнения | |
4. Закрепление знаний | Рефлексивный экран на доске. | 1.Выполняют творческую работу. 2.Организуют проверку в группах |
5. Подведение итога урока, рефлексия. | Записи на доске. «Мыслительный листок». | Обсуждают урок и проводят самооценку. |
6. Домашнее задание | Планируют выполнение домашнего задания. |
Предварительный просмотр:
Карточка №1 Вставьте пропущенные буквы в термины: размн-жение, сп-ра, п-чк-вание, д-ление, к-рневище, чер-нок. | Карточка №1 Вставьте пропущенные буквы в термины: размн-жение, сп-ра, п-чк-вание, д-ление, к-рневище, чер-нок. | ||||||||||||||||||||||||
Карточка №2 Переведите данную информацию в схему: Бесполое размножение — это процесс самовоспроизведения организмов без участия половых клеток, которое осуществляет лишь один родитель. Основным свойством бесполого размножения является точное воспроизведение наследственных свойств родителя. Бесполое размножение — это древняя форма самовоспроизведения, свойственная организмам всех царств живой природы. Среди бесполого размножения выделяют несколько форм: деление спорообразование, вегетативное размножение, почкование. | Карточка №2 Переведите данную информацию в схему: Бесполое размножение — это процесс самовоспроизведения организмов без участия половых клеток, которое осуществляет лишь один родитель. Основным свойством бесполого размножения является точное воспроизведение наследственных свойств родителя. Бесполое размножение — это древняя форма самовоспроизведения, свойственная организмам всех царств живой природы. Среди бесполого размножения выделяют несколько форм: деление спорообразование, вегетативное размножение, почкование. | ||||||||||||||||||||||||
Карточка №3 Найди смысловую ошибку в тексте: Бесполое размножение — это процесс самовоспроизведения организмов без участия половых клеток, которое осуществляет лишь один родитель. Основным свойством бесполого размножения является возникновение новых, несвойственных свойств для родителя. | Карточка №3 Найди смысловую ошибку в тексте: Бесполое размножение — это процесс самовоспроизведения организмов без участия половых клеток, которое осуществляет лишь один родитель. Основным свойством бесполого размножения является возникновение новых, несвойственных свойств для родителя. | ||||||||||||||||||||||||
Карточка №4 Что общего в перечисленных понятиях: почкование, идентичны, черенкование, дрожжи, митотическое деление, продолжение жизни. | Карточка №4 Что общего в перечисленных понятиях: почкование, идентичны, черенкование, дрожжи, митотическое деление, продолжение жизни. | ||||||||||||||||||||||||
Карточка №5 Объясните суть следующих понятий: спора , почкование, деление. | Карточка №5 Объясните суть следующих понятий: спора , почкование, деление. | ||||||||||||||||||||||||
Карточка №6 Сравните два понятия: спора гриба и спора бактерии, в чем сходство и отличие. | Карточка №6 Сравните два понятия: спора гриба и спора бактерии, в чем сходство и отличие. | ||||||||||||||||||||||||
Карточка №7 Установите соответствия между организмами и способами вегетативного размножения:
| Карточка №7 Установите соответствия между организмами и способами вегетативного размножения:
|
Предварительный просмотр:
Практическая работа
«Строение куриного яйца»
Инструктивная карточка.
Тема: Изучение строения куриного яйца.
Цель: Изучить особенности строения куриного яйца путём исследования.
Ход работы:
1. Рассмотрите куриное яйцо: какой оно формы, окраски, чем покрыто?
2. Разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку.
3. Рассмотрите белок и желток. Найдите в белке плотные шнуры – канатики. От какой части яйца они отходят?
5. Рассмотрите скорлупу. Какая она на ощупь
8. Зарисуйте и подпишите все части яйца птицы.
9. Сделайте вывод о проделанной работе.
Практическая работа
«Строение куриного яйца»
Инструктивная карточка.
Тема: Изучение строения куриного яйца.
Цель: Изучить особенности строения куриного яйца путём исследования.
Ход работы:
1. Рассмотрите куриное яйцо: какой оно формы, окраски, чем покрыто?
2. Разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку.
3. Рассмотрите белок и желток. Найдите в белке плотные шнуры – канатики. От какой части яйца они отходят?
5. Рассмотрите скорлупу. Какая она на ощупь
8. Зарисуйте и подпишите все части яйца птицы.
9. Сделайте вывод о проделанной работе.
Практическая работа
«Строение куриного яйца»
Инструктивная карточка.
Тема: Изучение строения куриного яйца.
Цель: Изучить особенности строения куриного яйца путём исследования.
Ход работы:
1. Рассмотрите куриное яйцо: какой оно формы, окраски, чем покрыто?
2. Разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку.
3. Рассмотрите белок и желток. Найдите в белке плотные шнуры – канатики. От какой части яйца они отходят?
5. Рассмотрите скорлупу. Какая она на ощупь
8. Зарисуйте и подпишите все части яйца птицы.
9. Сделайте вывод о проделанной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по биологии в 9 классе. Онтогенез. эмбриональное развитие организмов.
Урок позволяет сформировать знания о закономерностях ирдивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных. о взаимосвязи индивидуального и исто...
Конспект урока по биологии на тему "АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМОВ" 9 класс
Предлагаемый конспект привязан изначально к определённому учебнику. но может быть использован и в любой системе при изучении приспособлений организмов. Его можно использовать как в полном объёме в 9-1...
План-конспект урока по биологии (11класс) на тему: «Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».
Пояснительная записка. В курсе общей биологии базового уровня 11 класса в теме «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение» по программе Захарова В....
План-конспект урока по биологии (11класс) на тему: «Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».
Пояснительная записка. В курсе общей биологии базового уровня 11 класса в теме «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение» по программе Захарова В....
План-конспект урока по биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма"
Аннотация. Конкурсная работа ме...
План-конспект урока по биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма"
Аннотация. Конкурсная работа ме...
Конспект урока по биологии "Транспортные системы организма" 8 класс
Сформировать понятие о транспортных системах – кровеносной и лимфатической; раскрыть связь строения и функций органов кровеносной и лимфатической систем....