Конспект урока по биологии "Транспортные системы организма" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Сформировать понятие о транспортных системах – кровеносной и лимфатической; раскрыть связь строения и функций органов кровеносной и лимфатической систем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_21.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 21
Тема: «Транспортные системы организма»
Цель: сформировать понятие о транспортных системах – кровеносной и лимфатической; раскрыть связь строения и функций органов кровеносной и лимфатической систем.
Оборудование: таблицы с изображением кровеносной и лимфатической систем, строение кровеносных сосудов.
ХОД УРОКА
1. Орг.момент
2. Проверка знаний
Биологический диктант
- Культура ослабленных микробов или их ядов, применяемая для предохранительных прививок. (вакцина)
- Клетка крови, участвующая в образовании антител. (лимфоцит)
- Человек, дающий кровь для переливания. (донор)
- Способность организма уничтожать чужеродные клетки и вещества. (иммунитет)
- Вещество, присоединяющее кислород и находящееся в эритроцитах. (гемоглобин)
- Химические вещества, поступающие в кровь и уничтожающие определённый вид антигенов. (антитело)
- Клетка крови, транспортирующая кислород и углекислый газ. (эритроцит)
- Чужеродное вещество. (антиген)
- Сгусток крови, возникающий в процессе свёртывания. (тромб)
- Кровяные пластинки, участвующие в свёртывании крови. (тромбоцит)
- Человек, получающий кровь при переливании. (реципиент)
- Врожденный или приобретённый иммунитеты (естественный иммунитет)
- Невосприимчивость одного из видов организма к заболеваниям, характерным для других видов (видовой иммунитет)
- Иммунитет, приобретённый после прививки или после введения лечебной сыворотки (искусственный иммунитет)
- Повышенная чувствительность к некоторым веществам окружающей среды и ошибочная болезненная реакция организма на них (аллергия)
- Любое вещество, вызывающее аллергическую реакцию называется (аллергеном)
- Лечебный метод, заключающийся во введении в кровеносную систему больного цельной крови или её компонентов (переливание крови)
- Склеивание эритроцитов друг с другом (агглютинация)
- Особый белок – агглютиноген (резус-фактор)
- Кровеносные сосуды пораженного участка расширяются и пропускают повышенное количество крови. Поэтому возникает характерное покраснение кожи и повышается температура. (воспаление)
3. Введение в тему.
Наше тело пронизано густой сетью кровеносных сосудов. Это кровеносная система – это дорога, несущая кислород, тепло, питание каждой клетки нашего организма.
4. Изучение нового материала.
ВИДЫ СОСУДОВ
В отличии от моллюсков и некоторых других беспозвоночных животных, у которых кровь течёт не только по сосудам, но и просто омывает внутренние органы, кровеносная система (совокупность сосудов и полостей, по которым циркулирует кровь или гемолимфа) человека, как и всех позвоночных, замкнутая. Кровь движется только по сосудам – полым трубкам разного диаметра. Между кровью и клетками других тканей всегда находится стенка кровеносного сосуда. У человека суммарная длина кровеносных сосудов составляет около 100 тыс.км. – ими можно было бы опоясать экватор 2,5 раза!
Сосуды подразделяют на три типа: артерии, вены, капилляры. Артерии – сосуды, по которым кровь движется от сердца к внутренним органам. Самая крупная артерия называется аортой. Вены – это сосуды, по которым кровь возвращается к сердцу. Капилляры – сосуды, в которых происходит обмен веществами между органами и кровью.
КАПИЛЛЯРЫ
Просмотр видеоролика.
СТРОЕНИЕ СТЕНОК СОСУДОВ
Снаружи стенка артерий покрыта соединительнотканной оболочкой. Затем следует слой гладких мышц, а изнутри сосуд выстлан одним слоем эндотелиальных клеток. Стенки артерий более толстые и вместе с ем более эластичные, чем других сосудов, так им приходится выдерживать большое давление крови, выталкиваемое сердцем.
У вен стенки тоньше, чем у артерий, из-за того, что мышечный слой вен не такой мощный. Внутренний слой (эндотелий) стенок вен образует кармановидные клапаны, препятствующие движению крови в обратном направлении.
Стенки капилляров образованы одним слоем эндотелиальных клеток.
ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Лимфатическая система – это дренажная система организма, способствующая удалению избытка, находящегося в тканях жидкостей. Все ткани пронизаны не только кровеносными, но и лимфатическими капиллярами. (самые мелкие лимфатические сосуды, в которых происходит обмен веществ между тканями организма и лимфой. По ним же происходит отток лишней жидкости от тканей)
Лимфатические сосуды – транспортные пути лимфатической системы, образующиеся при слиянии лимфатических капилляров.
ФУНКЦИИ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ
В тех местах, где объединяются лимфатические сосуды, образуются лимфатические узлы. Это фильтры, в которых задерживаются посторонние частицы и уничтожаются микроорганизмы. Кроме того в лимфатических узлах образуются лимфоциты. Клетки лимфатических узлов обезвреживают токсины.
5. Закрепление материала.
Самонаблюдение по кровоснабжению органов
- Поднимите одну руку вверх, а другую опустите вниз; держите их так в течении одной минуты. Быстро положите обе руки на стол и сравните их окраску. Чем объясняется эта разница?
- Проверьте перед зеркалом окраску своих ушных раковин. Потрите одно ухо. Проверьте снова окраску ушных раковин. Сделайте выводы.
6. Итог урока
7. Дом.задание §20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока английского языка в 10 классе по теме: "Политическая система США" ( The political system of the USA)
УМК Кузовлев В П...
Конспект урока по астрономии в 11 классе "Большие планеты Солнечной системы"
Предоставленый материал по астрономии по теме "Большие планеты Солнечной системы" сформирует у учащихся общее представление о больших планетах в Солнечной системе, а также о делении...
Конспект урока по истории в 9 классе по теме «Реформа политической системы: цели, этапы, итоги»
Конспект урока по истории в 9 классе по теме«Реформа политической системы: цели, этапы, итоги» и презентация к уроку...
Конспект урока по музыке в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"
Коснспект урока музыки в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...
Конспект урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока: обучающие - обоб...