Конспект урока по биологии на тему "АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМОВ" 9 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Предлагаемый конспект привязан изначально к определённому учебнику. но может быть использован и в любой системе при изучении приспособлений организмов. Его можно использовать как в полном объёме в 9-11 классах, так и частично-выборочно: растения - в 6 классе, животные - в 7. Кроме того предлагаемый урок - эталон, писался он для аттестации и курсовой итоговой работы. поэтому включено в него много видов работ. которые можно разобрать по нескольким урокам для разных целей: повторения. закрепления и т.п.
К сожалению, ограничение объёма загружаемого материало заставило убрать из конспекта все подобранные иллюстрации, но список я оставила. В любом случае - можно подобрать свои картинки - "на вкус и цвет".
Успешного урока!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_konspekt_i_prilozheniya_-_bez_kartinok.doc | 263.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по экологии (в курсе биологии) в 9 классе СОШ по теме:
«Приспособленность организмов к действиям факторов среды»
Аннотация.
Урок спланирован с учётом настоящего технического обеспечения кабинета биологии школы, которое заключается в наличии простой доски, экрана, компьютерного рабочего стола учителя и мультимедийного проектора и с учётом материальной обеспеченности (наличие гербариев, гербарных коллекций и живых растений).
Курс биологии в школе изучается по линии УМК под ред. И.Н.Пономарёвой Используемый учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса ОУ».
Урок является частью цикла «Основы экологии». Расчётное время урока – 45 минут. Расчётное время на выполнение обязательной части домашнего задания по биологии в 9 классе – 15 минут.
Материалы к уроку (оформление доски, используемые карточки с заданиями, презентация, задания для анализа усвоенности материала) находятся в Приложениях.
9 класс Тема курса: «Основы общей биологии» Урок №57
Тема цикла: «Основы экологии»
Тема урока: «Приспособленность организмов к действиям факторов среды»
Учебные материалы: параграф 52 учебника, особо – первая страница и рисунок 73; учебная презентация, лабораторная работа №6 в приложениях учебника с использованием гербария (коллекция «Плоды и семена») и живых растений (хлорофитум хохолковый, сансевьера кустовая, кактус эхиноцереус) в кабинете.
Используемые формы, методы и педагогические приёмы: индивидуальные (чтение текста учебника, работа с учебником у доски, заполнение таблицы в тетради, самостоятельный анализ визуального ряда), фронтальные (обсуждение при заполнении таблицы, анализ текста учебника), групповые (лабораторная работа, итоговое обсуждение).
Цель урока: закрепить и конкретизировать понятия «адаптация», «фактор среды»; расширить представления учащихся о влиянии факторов среды на организмы на конкретных примерах.
Задачи урока:
образовательные: проверить и скорректировать знания ранее изученного материала по теме «Общие законы действия факторов среды на организмы», закреплять умения самостоятельного анализа текста и зрительного ряда, выявления причинно-следственной связи на примерах воздействия факторов среды и возникших в результате такого воздействия адаптаций, расширять умения практической работы на уроке с природными объектами;
развивающие: научить использовать межпредметные связи в части выявления причин приспособлений животных к тем или иным условиям среды;
воспитательные: показать необходимость поддержания взаимосвязи организмов в природе, их непосредственную связь и взаимовлияние как между собой (в случаях пищевых адаптаций), так и с окружающим миром.
План урока.
I. Организация класса.
II. Проверка домашнего задания по предыдущей теме «Общие законы действия факторов среды на организмы».
III. Объяснение нового материала.
1. Введение в тему
2. Просмотр презентации с комментариями учителя.
3. Обсуждение презентации, работа по заданию.
IV. Закрепление изученного на уроке. Выполнение лабораторной работы.
V. Итог урока. Домашнее задание.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время, мин. |
I. Организация класса. | 1 | |
Приветствие. Запись даты и темы урока на доске | Приветствие. Подготовка учебных принадлежностей к уроку. | |
II. Проверка домашнего задания. (Приложение 1. Карточки с заданиями) | 7 | |
Раздача проверочного материала (карточки с вопросами по вариантам). Объяснение задания. Сбор работ. (Оценка и анализ работ проводится учителем после урока, на следующем уроке – краткий обзор основных ошибок и раздача оцененных работ) | Усвоение сути задания. Письменное выполнение задания на отдельном листе. | |
III. Объяснение нового материала. 1. Введение в тему (Приложение 2. Оформление доски) Параграф 52, рисунок 73. | 25 10 | |
Название темы, её суть. Работа с учебником: ведение чтения текста учебника, вызов учащихся к доске, комментирование текста, ведение работы с таблицей. | Запись даты и темы урока в тетради. Чтение текста учебника (по абзацам). Выявление адаптаций. Заполнение таблицы в тетради и на доске (вызванные ученики). | |
- Откройте параграф 52. Сегодня мы рассмотрим, как организмы приспосабли-ваются к факторам среды, с которыми вы познакомились на предыдущих уроках. - … - Следующий абзац мы не просто прочитаем, но и выберем из него то, что можно занести в таблицу. | Выписываемые слова: среда обитания – водная, образ жизни – планктонный, виды адаптаций: мелкие размеры; выросты, щетины и складки; насыщение клеток каплями жира или наличие полостей. | |
- Рассмотрите рисунок 73 на следующей странице. Вам необходимо самостоя-тельно выбрать примеры планктонных организмов, подходящих к выбранным нами видов адаптаций. | По 1 ученику у доски выбирают, коммен-тируют и записывают в таблицу примеры к каждому из трёх выбранных видов. | |
Результатом работы с текстом учебника и рисунком, иллюстрирующим его, будет заполненная таблица. | ||
2. Просмотр презентации с комментариями учителя. (Приложение 3. Презентация.) | 5 | |
Установка экрана, подготовка к просмотру. | Просмотр презентации, самостоятельное размышление над заданием учителя, называние (фронтально, по поднятой руке) организмов. | |
- Посмотрите на предложенные вам организмы. Пока идёт показ, подумайте, как можно охарактеризовать каждого из них, используя нашу таблицу как план. | ||
Показ презентации, комментарии к каждому слайду (в случае неузнавания организма) | ||
3. Обсуждение презентации, работа по заданию. | 10 | |
Повторный показ слайдов с остановкой на каждом, фронтальная работа с учащимися по выбору текста в урочную таблицу, корректирование ответов. | Индивидуальная работа по заполнению таблицы на основе слайдов презентации. Фронтальная (индивидуальная) работа с учителем по заполнению таблицы. | |
Пример работы: | ||
- Как можно описать в нашей таблице внешние адаптации гепарда? | - Среда обитания – наземно-воздушная, образ жизни –активное движение, хищник; виды адаптаций: к движению – развитая мускулатура, плавное передвижение на скорости, стелющееся при беге, что экономит силы и увеличивает скорость; к хищничеству – развитые клыки, когти, челюсти. | |
IV. Закрепление изученного на уроке. Выполнение лабораторной работы. (Лабораторная работа №6 (Приложение 4. Лабораторная работа.) по теме урока в Приложениях учебника, задания 1 (работа с гербариями) и 4 (работа с живыми растениями)) | 10 | |
Ведение лабораторной работы: раздача материалов, распределение заданий, контроль за выполнением. | Выполнение лабораторной работы в паре (задание на парту). Заполнение таблицы наблюдений и выводов. | |
Ведение итогового фронтального обсуждения по результатам выполненной работы, заключительное комментирование и корректирование ответов учащихся | Фронтальная ответы: объяснение хода работы, выявленных адаптаций, выводы из полученной информации. | |
V. Итог урока. Домашнее задание. | 2 | |
Подведение итога урока. Домашнее задание особо рассматривается и объясняется учителем. | Запись краткого задания в дневник, полного в тетрадь с необходимыми пояснениями. | |
- Посмотрите на доску. Здесь записано ваше домашнее задание, которое помо-жет вам лучше запомнить и понять то, что изучалось нами на уроке. Оно включа-ет в себя 2 части: обязательную для все-го класса и дополнительную – индивиду-ально, на ваш выбор. После обязательной части вы ещё раз усвоите такие понятия как «адаптация», «фактор среды»; раз-берётесь с возможностями различного воздействия среды на организмы. Допол-нительная часть поможет вам расши-рить кругозор и будет интересной для тех, кто увлекается природой, даст вам возможность показать, насколько вы хорошо знаете этот материал. Обязательная: §48 и письменное задание в тетради по тексту из учебника; дополнительная – индивидуально, на выбор: рассмотреть (на ваш выбор) варианты воздействия одного фактора среды или воздействие нескольких различных факторов на организмы в конкретном природном сообществе (дубраве, хвойном лесу, пустыне, саванне – на ваш выбор); указать адаптации этих организмов к этому воздействию. | ||
- Урок закончен, до свидания. | Сбор учебных принадлежностей, приведение рабочего места в порядок. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список приложений:
Приложение 1. Карточки для проверки домашнего задания с вопросами по предыдущей теме «Общие законы действия факторов среды на организмы».
Приложение 2. Оформление доски.
Приложение 3. Презентация «Приспособленность организмов к воздействию факторов среды»
Приложение 4. Лабораторная работа №6 «Приспособленность организмов к действиям факторов среды» по теме урока в Приложениях учебника, стр. 232-233, задания 1 (работа с гербариями) и 4 (работа с живыми растениями).
Приложение 5. Проверочные работы для учащихся по теме «Приспособленность организмов к действиям факторов среды» на последующих уроках.
Приложение 6. Анализ усвоенности материала.
Приложение 1.
Карточки для проверки домашнего задания с вопросами по предыдущей теме «Общие законы действия факторов среды на организмы».
Цель проверки: выяснить уровень восприятия и изученности материала прошлого урока и домашней работы.
Форма проверки: индивидуально-групповые письменные задания (по вариантам, каждый вариант – на одну «линию» ряда) на воспроизведение терминов и умение привести самостоятельный пример к изученному.
Ответы: 1) фотопериодизм; 2) зона оптимума; 3) закон экологической индивидуальности видов; 4) стенобионты; 5) периодичность; 6) эврибионты.
Вариант 1. Замените выделенные слова утверждения термином. Приведите 3 примера, иллюстрирующих или объясняющих этот термин. Способность воспринимать длину дня и реагировать на неё – явление, широко распространённое в растительном и животном мире. | Вариант 4. Замените выделенные слова утверждения термином. Приведите 3 примера, иллюстрирующих или объясняющих этот термин. Виды с узким диапазоном устойчивости относят к разряду специализированных для определённых условий среды и мест обитания, где факторы среды варьируются очень слабо. |
Вариант 2. Замените выделенные слова утверждения термином. Приведите 3 примера, иллюстрирующих или объясняющих этот термин. Определённые границы действия каждого фактора – это пределы, в которых жизне-способность организма реализуется лучше. | Вариант 5. Замените выделенные слова утверждения термином. Приведите 3 примера, иллюстрирующих или объясняющих этот термин. В действии экологических факторов на планете наблюдается постоянная смена и повторение ритмов и явлений, связанная со временем суток, сезонами года, морскими приливами и т.п. |
Вариант 3. Замените выделенные слова утверждения термином. Приведите 3 примера, иллюстрирующих или объясняющих этот термин. Закон, отражающий многообразие отношений организмов со средой, свидетельствует о невозможности существования в природе двух видов с полным совпадением оптимумов и критических точек по отношению к набору факторов среды. | Вариант 6. Замените выделенные слова утверждения термином. Приведите 3 примера, иллюстрирующих или объясняющих этот термин. Виды с широким диапазоном устойчивос-ти к определённым факторам среды могут жить в таких местах обитания, где факторы среды достаточно сильно варьируются. |
Приложение 2.
Оформление доски.
Аннотация.
Таблица заполняется
- в тетрадях учащихся в течение урока на этапах: введение в тему (при работе с текстом и рисунком учебника) и обсуждение презентации
- на доске учащимися и учителем в течение урока только на этапе введения в тему (при работе с текстом и рисунком учебника).
В изучаемом тексте параграфа учебника рассматриваются планктонные организмы, их способы облегчения веса и увеличения поверхности тела как приспособления к противодейст-вию выталкивающей силы воды и взаимодействия с силой сцепления частиц воды с поверх-ностью тела. Рисунок представляет различные виды морского планктона от диатомовых водорослей до инфузорий и личинок моллюсков.
Домашнее задание особо рассматривается и объясняется учителем. Оно включает в себя 2 части: обязательную и дополнительную. Обязательная: параграф и письменное задание в тетради; дополнительная: рассмотреть (на выбор) варианты воздействия одного или воздействие нескольких различных факторов на организмы в конкретном природном сообществе; указать адаптации этих организмов к этому воздействию – всего должно быть приведено не менее 5 примеров.
Приложение 3.
Презентация «Приспособленность организмов к воздействию факторов среды»
Цель: расширить знания учащихся о многообразии организмов и об адаптациях организмов на конкретных наглядных примерах.
Форма: простое слайд-шоу из иллюстративного ряда без обозначения названий организмов.
Приведённые примеры (в порядке следования): колокольчик, одуванчик, водомерки, паук-крестовик, бабочка лимонница, попугай ара, гуси белые, ёж обыкновенный, белка обыкновен-ная, африканский слон, жираф, пятнистый олень, гепард, белый медведь, дельфин афалина.
Примечание: рассмотренные объекты расположены в порядке хронологического возникновения и сходства сред жизни.
Приложение 4.
Лабораторная работа №6 «Приспособленность организмов к действиям факторов среды» по теме урока в Приложениях учебника, стр. 232-233, задания 1 (работа с гербариями) и 4 (работа с живыми растениями).
(Здесь приводится описание необходимой части лабораторной работы из учебника (без заданий 2 и 3)
Цель работы: доказать, что приспособленность – общее свойство организмов.
Оборудование: гербарий «Коллекция плодов и семян», живые растения (хлорофитум хохолковый, сансевьера кустовая, кактус эхиноцереус).
Ход работы:
Задание 1. Работа с коллекцией «Плоды и семена»
- Рассмотрите плоды и семена разных растений. Определите способы распространения семян этих растений.
- Определите, какие адаптивные особенности обеспечивают распространение семян с помощью ветра, какие – с помощью животных.
- Свои наблюдения и выводы запишите в таблице по образцу:
Растение | Адаптации семян и плодов | Чем/кем распространяется |
1. | ||
2. | ||
3. |
- Запишите правильный ответ на вопрос: в чём проявляется относительный характер приспособленности?
А) растение рассыпает семена зимой,
Б) семена попадают в неблагоприятные условия,
В) семена поедают животные.
Задание 4. Работа с живыми растениями.
- Рассмотрите растения, определите черты приспособленности к условиям влажности, выработавшиеся у них в процессе эволюции.
- Определите, какие морфофизиологические приспособительные свойства обеспечили такую приспособленность.
- Свои наблюдения и выводы запишите в таблице по образцу:
Растение | Условия влажности | Адаптации |
1. | ||
2. | ||
3. |
Примечание: по выбору учащихся, они выполняют 1 задание из двух на парту (работа в паре).
Приложение 5.
Проверочные работы для учащихся по теме «Приспособленность организмов к действиям факторов среды» на последующих уроках.
Цель проверки: выяснить уровень восприятия и изученности материала прошлого урока и домашней работы.
Форма проверки: индивидуально-групповые письменные задания (по вариантам, каждый вариант – на одну «линию» ряда) на формулирование и объяснение терминов, умение привести самостоятельный пример к изученному, знание образовательного минимума по данной теме.
Время проверки – начальная часть урока (10-15 минут).
Проверочная работа №1.
Письменная работа по заданию учителя. Названия природных сообществ прописаны по вариантам на доске. Проводится в начале урока после проверки домашнего задания. Время проверки, включая расшифровку задания, - 7 минут.
Суть: привести примеры трёх факторов, действующих на организмы в конкретном природном сообществе, указать как минимум 3 организма, подвергающихся этому воздействию и их адаптации.
Задание: 1 вариант – африканская саванна, 2 вариант – хвойный лес (сибирская тайга), 3 вариант – болото средней полосы России, 4 вариант – пресное озеро средней полосы России, 5 вариант – моря Северного Ледовитого океана, 6 вариант – дождевая лужа в нашем микрорайоне.
Анализ работы состоит из следующих положений: точность приведённых примеров и их объяснения; знание особенностей природного сообщества, соответствие примеров к нему; качество изложения знаний, полнота и грамотность ответа.
Проверочная работа №2.
Письменная работа по заданию на раздаточных двусторонних карточках. Проводится в самом начале урока. Время работы, включая объяснения задания, - 10 минут.
Суть: привести примеры адаптаций у различных растений и животных к среде обитания и способу питания.
Задание:
1 вариант
(Первая сторона)
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП РАСТЕНИЙ К МЕСТАМ ОБИТАНИЯ
Экогруппа растений по месту обитания | Виды | Образ жизни и приспособления к месту обитания |
Растения леса | ||
Растения луга | ||
Растения пустынь и полупустынь | ||
Растения побережий, водоёмов и болот | ||
(Обратная сторона)
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ РАСТЕНИЯ К СПОСОБУ ПИТАНИЯ
Экогруппа растений по способу питания | Виды | Особенности строения |
обычные | ||
хищные | ||
бобовые | ||
2 вариант
(Первая сторона)
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП ПТИЦ К МЕСТАМ ОБИТАНИЯ
Экогруппа птиц по месту обитания | Виды | Образ жизни и приспособления к месту обитания |
Птицы леса | ||
Птицы открытых пространств | ||
Водоплавающие птицы | ||
Птицы побережий, водоёмов и болот | ||
(Обратная сторона)
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ КЛЮВА К СПОСОБУ ПИТАНИЯ ПТИЦ
Экогруппа птиц по типу питания | Виды | Особенности строения клюва |
Хищные | ||
Зерноядные | ||
Насекомоядные | ||
3 вариант
(Первая сторона)
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП РЫБ К МЕСТАМ ОБИТАНИЯ
Экогруппа рыб по месту обитания | Виды | Образ жизни и приспособления к месту обитания |
Рыбы речные | ||
Рыбы морские, в толще воды | ||
Рыбы морские придонные | ||
Рыбы аквариумные | ||
(Обратная сторона)
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ РЫБ К СПОСОБУ ПИТАНИЯ
Экогруппа рыб по типу питания | Виды | Особенности строения |
Растительноядные | ||
Насекомоядные | ||
Хищные | ||
4 вариант
(Первая сторона)
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП МЛЕКОПИТАЮЩИХ К МЕСТАМ ОБИТАНИЯ
Экогруппа зверей по месту обитания | Виды | Приспособления к месту обитания |
Типично наземные | ||
Наземно-древесные | ||
Почвенные | ||
Летающие | ||
(Обратная сторона)
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ МЛЕКОПИТАЮЩИХ К СПОСОБУ ПИТАНИЯ
Экогруппа зверей по типу питания | Виды | Особенности строения |
Растительноядные | ||
Насекомоядные | ||
Хищные | ||
Анализ работы состоит из следующих положений: точность приведённых примеров и их объяснения; знание особенностей организмов, соответствие примеров; качество изложения знаний, грамотность ответа.
Проверочная работа №3.
Работа составлена на основе материалов ГИА и по форме и по содержанию.
Письменная тестовая работа по заданию на раздаточных карточках. Проводится в самом начале урока. Время проверки, включая объяснения задания, - 10 минут.
Суть: показать свои знания по изученным в течение нескольких уроков темам в цикле «Основы экологии».
Задание:
1 вариант
Блок А. Выберите 1 правильный ответ
1. Какой организм отсутствует в приведенной цепи питания: листовой опад …… еж лисица?
1) | крот |
2) | кузнечик |
3) | дождевой червь |
4) | плесневые грибы |
2. Сигналом к осеннему перелету птиц служит
1) | понижение температуры воздуха |
2) | увеличение количества осадков |
3) | наступление первых заморозков |
4) | сокращение длины светового дня |
3. Формирование приспособленности у организмов происходит в результате
1) | освоения видом новых территорий |
2) | прямого воздействия среды на организм |
3) | дрейфа генов и увеличения численности гомозигот |
4) | сохранения отбором особей с полезными признаками |
4. Агроэкосистема отличается от экосистемы
1) | отсутствием вредителей и паразитов |
2) | более длинными цепями питания |
3) | меньшей устойчивостью |
4) | замкнутым круговоротом веществ |
5. Как предотвратить нарушения человеком равновесия в биосфере ?
1) | повысить интенсивность хозяйственной деятельности |
2) | увеличить продуктивность биомассы экосистем |
3) | учитывать экологические закономерности в хозяйственной деятельности |
4) | изучить биологию редких и исчезающих видов растений и животных |
Блок В
В1 Установите соответствие между левой и правой частями таблицы
Ответ запишите по образцу: 1 АВГ
СРЕДА ОБИТАНИЯ | МЕСТО ОБИТАНИЯ |
1. Наземно-воздушная | А лес |
2. Водная | Б кишечник животного |
3. Организм | В озеро |
Г болотистая почва | |
Д пустыня | |
Е шерсть собаки | |
Ж кора дуба | |
З луг | |
И река | |
К океан |
В2 Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.
Выберите и запишите буквами правильную последовательность ответов.
А) | заселение территории мхами и кустистыми лишайниками |
Б) | появление кустарников и полукустарников |
В) | формирование травяного сообщества |
Г) | появление накипных лишайников на скальных породах |
Д) | формирование лесного сообщества |
Блок С Запишите ответ на вопрос.
Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.
2 вариант
Блок А. Выберите 1 правильный ответ
1. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?
1) | лисица дождевой червь ёж листовой опад |
2) | листовой опад дождевой червь ёж лисица |
3) | ёж дождевой червь листовой опад лисица |
4) | дождевой червь ёж лисица листовой опад |
2. К биотическим компонентам экосистемы относят
1) | газовый состав атмосферы |
2) | состав и структуру почвы |
3) | особенности климата и погоды |
4) | продуцентов, консументов, редуцентов |
3. В чем причина смены одного биоценоза другим?
1) | изменение погодных условий |
2) | сезонные изменения в природе |
3) | колебание численности популяций одного вида |
4) | изменение среды обитания живыми организмами |
4. Показателем устойчивости экосистемы служит
1) | уменьшение в ней числа хищников |
2) | сокращение численности популяций жертв |
3) | многообразие видов |
4) | высокая плодовитость животных |
5. В преобразовании биосферы главную роль играют
1) | живые организмы |
2) | биоритмы |
3) | круговорот минеральных веществ |
4) | процессы саморегуляции |
Блок В1
В1 Установите соответствие между левой и правой частями таблицы
Ответ запишите по образцу: 1 АВГ
МЕСТО ОБИТАНИЯ | ЖИВОТНОЕ |
1. Пруд | А щука |
2. Пустыня | Б лиса |
3. Смешанный лес | В верблюд |
Г улитка | |
Д тушканчик | |
Е дельфин | |
Ж варан | |
З дятел | |
И окунь | |
К крот |
В2 Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.
Выберите и запишите буквами правильную последовательность ответов.
А) | уменьшение ресурсов, необходимых для существования исходных видов |
Б) | заселение среды обитания особями других видов |
В) | сокращение численности исходных видов |
Г) | изменение среды обитания в результате действия экологических факторов |
Д) | формирование новой экосистемы |
Блок С Запишите ответ на вопрос.
К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?
3 вариант
Блок А. Выберите 1 правильный ответ
1. Какая систематическая группа организмов реально существует в природе?
1) | вид |
2) | род |
3) | класс |
4) | тип |
2. При сборе грибов нельзя повреждать грибницу, так как она
1) | служит местом образования спор |
2) | служит пищей для животных, обитающих в почве |
3) | поглощает из почвы минеральные, а из корней деревьев – органические вещества |
4) | скрепляет комочки почвы, защищает её от эрозии и накопления в ней вредных веществ |
3. Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах?
1) | АТФ |
2) | солнечный свет |
3) | живые организмы |
4) | органические вещества |
4. Наибольшую концентрацию ядовитых веществ в экологически загрязненной наземно-воздушной среде можно обнаружить у
1) | хищников |
2) | древесных растений |
3) | травянистых растений |
4) | травоядных животных |
5. Под воздействием антропогенного фактора уменьшается площадь природных экосистем, что ведет к
1) | изменению климата |
2) | усилению процесса саморегуляции |
3) | удлинению цепей питания |
4) | сокращению биоразнообразия |
Блок В
В1 Установите соответствие между левой и правой частями таблицы
Ответ запишите по образцу: 1 АВГ
СРЕДА ОБИТАНИЯ | ЖИВОТНОЕ |
1. Наземно-воздушная | А крот |
2. Водная | Б блоха |
3. Почва | В орёл |
Г лев | |
Д землеройка | |
Е дельфин | |
Ж щука | |
З дождевой червь | |
И жираф | |
К осьминог |
В2 В чём сходство природной и искусственной экосистем?
Выберите и запишите буквы правильных ответов.
А) | небольшое число видов |
Б) | наличие цепей питания |
В) | замкнутый круговорот веществ |
Г) | использование солнечной энергии |
Д) | использование дополнительных источников энергии |
Е) | наличие продуцентов, консументов, редуцентов |
Блок С Запишите ответ на вопрос.
Массовое истребление волков в ряде регионов привело к снижению численности копытных, например, оленей. Чем это можно объяснить?
Анализ работы состоит из простой проверки ответов и подсчёта суммарных баллов за ответ. Правильные ответы оцениваются: блок А – 1 балл, блок В – 3 балла, блок С – 3 балла. Общая максимальная сумма – 14 баллов.
Приложение 6.
Анализ усвоенности материала и интереса учащихся к теме.
Приведён бланк анализа контрольных и проверочных работ, заполненный после проведения проверочной работы в 9 классе по изученной теме.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 г. Красногорска 143400 Московская область г. Красногорск , ул. Игната Титова 5, т.562 -13–81, 562–13–50. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ проверочной работы Учитель__Солдатова Е.В._____________________________________ Предмет биология Класс 9А Дата проведения: «20» апреля 2010г.
Типичные ошибки: неуверенное или неправильное указывание образа жизни, неточные формулировки экологических терминов, низкие по качеству примеры к предложенным понятиям. Вывод: усилить работу с терминами, их определением, объяснением и конкретизацией на примерах . Подпись учителя ____________________ |
Примечание.
Также проводилась проверка тетрадей на количество и качество выполненных дополнитель-ных творческих домашних заданий, учащиеся выступали с докладами-сообщениями по изучен-ной теме и подготовленными дома презентациями, иллюстрирующими информативную часть темы, что оценивалось поощрением активных учащихся на уроке в виде устного поощрения и положительной отметки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по биологии "Комнатные растения" 7 класс
конспект урока по биологии в 7 классе для коррекционной школы I,II вида-знакомство с разнообразием комнатных растений, правилами ухода за ними, эстетическое значение....
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...
План-конспект урока по биологии. Тема: "Ракообразные" 7 класс
Цель урока: 1. Дать общую характеристику типу и классу.Задачи:1. Ознакомить учащихся с типом и классом.2. Характеризовать термины и понятия и объяснять взаимосвязь между ними.3. Иметь пред...
План-конспект урока по биологии. Тема: "Размножение" 6 класс
Цель урока: Дать представление о понятии размножение в органическом мире.ЗадачиОбразовательныеобобщить знания о размножении в органическом мире, особенностях бесполого размножения, сравнить его ...
Конспект урока по биологии "Мочевыделительная система".9 класс коррекционная школа
Мочевыделительная система. Почки - органы выделения. Предупреждение болезней почек. Конспект урока с презентацией и заданием на повторение....
Конспект урока по биологии для учащихся 9 класса на тему: "Генетика пола. Наследование,сцепленное с полом".
Конспект урока по биологии 9 класс на тему "Генетика пола"....
Конспект урока по биологии "Папоротники" ОВЗ (7 класс)
Тема урока: «Папоротники». Цель урока: познакомить обучающихся с бесцветковыми растениями – папоротниками, их строением и местами произрастания, значением в природе. Задачи...