Конспект урока по биологии на тему "АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМОВ" 9 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Солдатова Екатерина Викторовна

Предлагаемый конспект привязан изначально к определённому учебнику. но может быть использован и в любой системе при изучении приспособлений организмов. Его можно использовать как в полном объёме в 9-11 классах, так и частично-выборочно: растения - в 6 классе, животные - в 7. Кроме того предлагаемый урок - эталон, писался он для аттестации и курсовой итоговой работы. поэтому включено в него много видов работ. которые можно разобрать по нескольким урокам для разных целей: повторения. закрепления и т.п.

К сожалению, ограничение объёма загружаемого материало заставило убрать из конспекта все подобранные иллюстрации, но список я оставила. В любом случае - можно подобрать свои картинки - "на вкус и цвет".

Успешного урока!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_konspekt_i_prilozheniya_-_bez_kartinok.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по экологии (в курсе биологии) в 9 классе СОШ по теме:

«Приспособленность организмов к действиям факторов среды»

Аннотация.

Урок спланирован с учётом настоящего технического обеспечения кабинета биологии школы, которое заключается в наличии простой доски, экрана, компьютерного рабочего стола учителя и мультимедийного проектора и с учётом материальной обеспеченности (наличие гербариев, гербарных коллекций и живых растений).

Курс биологии в школе изучается по линии УМК под ред. И.Н.Пономарёвой Используемый учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса ОУ».

Урок является частью цикла «Основы экологии». Расчётное время урока – 45 минут. Расчётное время на выполнение обязательной части домашнего задания по биологии в 9 классе – 15 минут.

Материалы к уроку (оформление доски, используемые карточки с заданиями, презентация, задания для анализа усвоенности материала) находятся в Приложениях.

9 класс Тема курса: «Основы общей биологии» Урок №57

Тема цикла: «Основы экологии»

Тема урока: «Приспособленность организмов к действиям факторов среды»

Учебные материалы: параграф 52 учебника, особо – первая страница и рисунок 73; учебная презентация, лабораторная работа №6 в приложениях учебника с использованием гербария (коллекция «Плоды и семена») и живых растений (хлорофитум хохолковый, сансевьера кустовая, кактус эхиноцереус) в кабинете.

Используемые формы, методы и педагогические приёмы: индивидуальные (чтение текста учебника, работа с учебником у доски, заполнение таблицы в тетради, самостоятельный анализ визуального ряда), фронтальные (обсуждение при заполнении таблицы, анализ текста учебника), групповые (лабораторная работа, итоговое обсуждение).

Цель урока: закрепить и конкретизировать понятия «адаптация», «фактор среды»; расширить представления учащихся о влиянии факторов среды на организмы на конкретных примерах.

Задачи урока:

образовательные: проверить и скорректировать знания ранее изученного материала по теме «Общие законы действия факторов среды на организмы», закреплять умения самостоятельного анализа текста и зрительного ряда, выявления причинно-следственной связи на примерах воздействия факторов среды и возникших в результате такого воздействия адаптаций, расширять умения практической работы на уроке с природными объектами;

развивающие: научить использовать межпредметные связи в части выявления причин приспособлений животных к тем или иным условиям среды;

воспитательные: показать необходимость поддержания взаимосвязи организмов в природе, их непосредственную связь и взаимовлияние как между собой (в случаях пищевых адаптаций), так и с окружающим миром.

План урока.

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания по предыдущей теме «Общие законы действия факторов среды на организмы».

III. Объяснение нового материала.

1. Введение в тему

2. Просмотр презентации с комментариями учителя.

3. Обсуждение презентации, работа по заданию.

IV. Закрепление изученного на уроке. Выполнение лабораторной работы.

V. Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время, мин.

I. Организация класса.

1

Приветствие. Запись даты и темы урока на доске

Приветствие. Подготовка учебных принадлежностей к уроку.

II. Проверка домашнего задания. (Приложение 1. Карточки с заданиями)

7

Раздача проверочного материала (карточки с вопросами по вариантам).

Объяснение задания.

Сбор работ.

(Оценка и анализ работ проводится учителем после урока, на следующем уроке – краткий обзор основных ошибок и раздача оцененных работ)

Усвоение сути задания.

Письменное выполнение задания на отдельном листе.

III. Объяснение нового материала.

1. Введение в тему (Приложение 2. Оформление доски)

Параграф 52, рисунок 73.

25

10

Название темы, её суть.

Работа с учебником: ведение чтения текста учебника, вызов учащихся к доске, комментирование текста, ведение работы с таблицей.

Запись даты и темы урока в тетради.

Чтение текста учебника (по абзацам).

Выявление адаптаций. Заполнение таблицы в тетради и на доске (вызванные ученики).

- Откройте параграф 52. Сегодня мы рассмотрим, как организмы приспосабли-ваются к факторам среды, с которыми вы познакомились на предыдущих уроках.

- …

- Следующий абзац мы не просто прочитаем, но и выберем из него то, что можно занести в таблицу.




Выписываемые слова: среда обитания – водная, образ жизни – планктонный, виды адаптаций: мелкие размеры; выросты, щетины и складки; насыщение клеток каплями жира или наличие полостей.

- Рассмотрите рисунок 73 на следующей странице. Вам необходимо самостоя-тельно выбрать примеры планктонных организмов, подходящих к выбранным нами видов адаптаций.


По 1 ученику у доски выбирают, коммен-тируют и записывают в таблицу примеры к каждому из трёх выбранных видов.

Результатом работы с текстом учебника и рисунком, иллюстрирующим его, будет заполненная таблица.

2. Просмотр презентации с комментариями учителя. (Приложение 3. Презентация.)

5

Установка экрана, подготовка к просмотру.

Просмотр презентации, самостоятельное размышление над заданием учителя, называние (фронтально, по поднятой руке) организмов.

- Посмотрите на предложенные вам организмы. Пока идёт показ, подумайте, как можно охарактеризовать каждого из них, используя нашу таблицу как план.

Показ презентации, комментарии к каждому слайду (в случае неузнавания организма)

3. Обсуждение презентации, работа по заданию.

10

Повторный показ слайдов с остановкой на каждом, фронтальная работа с учащимися по выбору текста в урочную таблицу, корректирование ответов.

Индивидуальная работа по заполнению таблицы на основе слайдов презентации. Фронтальная (индивидуальная) работа с учителем по заполнению таблицы.

Пример работы:

- Как можно описать в нашей таблице внешние адаптации гепарда?

- Среда обитания – наземно-воздушная, образ жизни –активное движение, хищник; виды адаптаций: к движению – развитая мускулатура, плавное передвижение на скорости, стелющееся при беге, что экономит силы и увеличивает скорость; к хищничеству – развитые клыки, когти, челюсти.

IV. Закрепление изученного на уроке. Выполнение лабораторной работы.

(Лабораторная работа №6 (Приложение 4. Лабораторная работа.) по теме урока в Приложениях учебника, задания 1 (работа с гербариями) и 4 (работа с живыми растениями))

10

Ведение лабораторной работы: раздача материалов, распределение заданий, контроль за выполнением.

Выполнение лабораторной работы в паре (задание на парту). Заполнение таблицы наблюдений и выводов.

Ведение итогового фронтального обсуждения по результатам выполненной работы,  заключительное комментирование и корректирование ответов учащихся

Фронтальная ответы: объяснение хода работы, выявленных адаптаций, выводы из полученной информации.

V. Итог урока. Домашнее задание.

2

Подведение итога урока.

Домашнее задание особо рассматривается и объясняется учителем.

Запись краткого задания в дневник, полного в тетрадь с необходимыми пояснениями.

- Посмотрите на доску. Здесь записано ваше домашнее задание, которое помо-жет вам лучше запомнить и понять то, что изучалось нами на уроке. Оно включа-ет в себя 2 части: обязательную для все-го класса и дополнительную – индивиду-ально, на ваш выбор. После обязательной части вы ещё раз усвоите такие понятия как «адаптация», «фактор среды»; раз-берётесь с возможностями различного воздействия среды на организмы. Допол-нительная часть поможет вам расши-рить кругозор и будет интересной для тех, кто увлекается природой, даст вам возможность показать, насколько вы хорошо знаете этот материал.  Обязательная: §48  и письменное задание в тетради по тексту из учебника; дополнительная – индивидуально, на выбор: рассмотреть (на ваш выбор) варианты воздействия одного фактора среды  или воздействие нескольких различных факторов на организмы в конкретном природном сообществе (дубраве, хвойном лесу, пустыне, саванне – на ваш выбор); указать адаптации этих организмов к этому воздействию.

- Урок закончен, до свидания.

Сбор учебных принадлежностей, приведение рабочего места в порядок.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Список приложений:

Приложение 1. Карточки для проверки домашнего задания с вопросами по предыдущей теме «Общие законы действия факторов среды на организмы».

Приложение 2. Оформление доски.

Приложение 3. Презентация «Приспособленность организмов к воздействию факторов среды»

Приложение 4. Лабораторная работа №6 «Приспособленность организмов к действиям факторов среды» по теме урока в Приложениях учебника, стр. 232-233, задания 1 (работа с гербариями) и 4 (работа с живыми растениями). 

Приложение 5. Проверочные работы для учащихся по теме «Приспособленность организмов к действиям факторов среды» на последующих уроках.

Приложение 6. Анализ усвоенности материала.

Приложение 1.

Карточки для проверки домашнего задания с вопросами по предыдущей теме «Общие законы действия факторов среды на организмы».

Цель проверки: выяснить уровень восприятия и изученности материала прошлого урока и домашней работы.

Форма проверки: индивидуально-групповые письменные задания (по вариантам, каждый вариант – на одну «линию» ряда) на воспроизведение терминов и умение привести самостоятельный пример к изученному.

Ответы: 1) фотопериодизм; 2) зона оптимума; 3) закон экологической индивидуальности видов; 4) стенобионты; 5) периодичность; 6) эврибионты.



Вариант 1.

Замените выделенные слова утверждения термином.

Приведите 3 примера, иллюстрирующих или объясняющих этот термин.


Способность воспринимать длину дня и реагировать на неё – явление, широко распространённое в растительном и животном мире.



Вариант 4.

Замените выделенные слова утверждения термином.

Приведите 3 примера, иллюстрирующих или объясняющих этот термин.


Виды с узким диапазоном устойчивости относят к разряду специализированных для определённых условий среды и мест обитания, где факторы среды варьируются очень слабо.


Вариант 2.

Замените выделенные слова утверждения термином.

Приведите 3 примера, иллюстрирующих или объясняющих этот термин.


Определённые границы действия каждого фактора – это пределы, в которых жизне-способность организма реализуется лучше.



Вариант 5.

Замените выделенные слова утверждения термином.

Приведите 3 примера, иллюстрирующих или объясняющих этот термин.


В действии экологических факторов на планете наблюдается постоянная смена и повторение ритмов и явлений, связанная со временем суток, сезонами года, морскими приливами и т.п.

Вариант 3.

Замените выделенные слова утверждения термином. Приведите 3 примера, иллюстрирующих или объясняющих этот термин.


Закон, отражающий многообразие отношений организмов со средой, свидетельствует о невозможности существования в природе двух видов с полным совпадением оптимумов и критических точек по отношению к набору факторов среды.


Вариант 6.

Замените выделенные слова утверждения термином.

Приведите 3 примера, иллюстрирующих или объясняющих этот термин.


Виды с широким диапазоном устойчивос-ти к определённым факторам среды могут жить в таких местах обитания, где факторы среды достаточно сильно варьируются.

Приложение 2.

Оформление доски.


Д/З


§ 52, зад. в тетр. по стр.178 (§ 48): воздействие факторов по плану:

Где-Какой-На кого-Как?


дополнительно (5 примеров):

воздействие 1 фактора среды  или нескольких на организмы в конкретном  ПС; адаптации этих организмов к этому воздействию.


Дата урока


Приспособленность организмов к действиям факторов среды


Среда обитания

Образ жизни

Адаптации

Организмы



к питанию

к защите от врагов

к условиям среды


























Аннотация.

Таблица заполняется

  • в тетрадях учащихся в течение урока на этапах: введение в тему (при работе с текстом и рисунком учебника) и обсуждение презентации
  • на доске учащимися и учителем в течение урока только на этапе введения в тему (при работе с текстом и рисунком учебника).

В изучаемом тексте параграфа учебника рассматриваются планктонные организмы, их способы облегчения веса и увеличения поверхности тела как приспособления к противодейст-вию выталкивающей силы воды и взаимодействия с силой сцепления частиц воды с поверх-ностью тела. Рисунок представляет различные виды морского планктона от диатомовых водорослей до инфузорий и личинок моллюсков.

Домашнее задание особо рассматривается и объясняется учителем. Оно включает в себя 2 части: обязательную и дополнительную. Обязательная: параграф и письменное задание в тетради; дополнительная: рассмотреть (на выбор) варианты воздействия одного или воздействие нескольких различных факторов на организмы в конкретном природном сообществе; указать адаптации этих организмов к этому воздействию – всего должно быть приведено не менее 5 примеров.

Приложение 3.

Презентация «Приспособленность организмов к воздействию факторов среды»

Цель: расширить знания учащихся о многообразии организмов и об адаптациях организмов на конкретных наглядных примерах.

Форма: простое слайд-шоу из иллюстративного ряда без обозначения названий организмов.

Приведённые примеры (в порядке следования): колокольчик, одуванчик, водомерки, паук-крестовик, бабочка лимонница, попугай ара, гуси белые, ёж обыкновенный, белка обыкновен-ная, африканский слон, жираф, пятнистый олень, гепард, белый медведь, дельфин афалина.

Примечание: рассмотренные объекты расположены в порядке хронологического возникновения и сходства сред жизни.

Приложение 4.

Лабораторная работа №6 «Приспособленность организмов к действиям факторов среды» по теме урока в Приложениях учебника, стр. 232-233, задания 1 (работа с гербариями) и 4 (работа с живыми растениями).

(Здесь приводится описание необходимой части лабораторной работы из учебника (без заданий 2 и 3)

Цель работы: доказать, что приспособленность – общее свойство организмов.

Оборудование: гербарий «Коллекция плодов и семян», живые растения (хлорофитум хохолковый, сансевьера кустовая, кактус эхиноцереус).

Ход работы:

Задание 1. Работа с коллекцией «Плоды и семена»

  1. Рассмотрите плоды и семена разных растений. Определите способы распространения семян этих растений.
  2. Определите, какие адаптивные особенности обеспечивают распространение семян с помощью ветра, какие – с помощью животных.
  3. Свои наблюдения и выводы запишите в таблице по образцу:

Растение

Адаптации семян и плодов

Чем/кем распространяется

1.

2.

3.

  1. Запишите правильный ответ на вопрос: в чём проявляется относительный характер приспособленности?

А) растение рассыпает семена зимой,

Б) семена попадают в неблагоприятные условия,

В) семена поедают животные.

Задание 4. Работа с живыми растениями.

  1. Рассмотрите растения, определите черты приспособленности к условиям влажности, выработавшиеся у них в процессе эволюции.
  2. Определите, какие морфофизиологические приспособительные свойства обеспечили такую приспособленность.
  3. Свои наблюдения и выводы запишите в таблице по образцу:

Растение

Условия влажности

Адаптации

1.

2.

3.

Примечание: по выбору учащихся, они выполняют 1 задание из двух на парту (работа в паре).

Приложение 5.

Проверочные работы для учащихся по теме «Приспособленность организмов к действиям факторов среды» на последующих уроках.

Цель проверки: выяснить уровень восприятия и изученности материала прошлого урока и домашней работы.

Форма проверки: индивидуально-групповые письменные задания (по вариантам, каждый вариант – на одну «линию» ряда) на формулирование и объяснение терминов, умение привести самостоятельный пример к изученному, знание образовательного минимума по данной теме.

Время проверки – начальная часть урока (10-15 минут).

Проверочная работа №1.

Письменная работа по заданию учителя. Названия природных сообществ прописаны по вариантам на доске. Проводится в начале урока после проверки домашнего задания. Время проверки, включая расшифровку задания, - 7 минут.

Суть: привести примеры трёх факторов, действующих на организмы в конкретном природном сообществе, указать как минимум 3 организма, подвергающихся этому воздействию и их адаптации.

Задание: 1 вариант – африканская саванна, 2 вариант – хвойный лес (сибирская тайга), 3 вариант – болото средней полосы России, 4 вариант – пресное озеро средней полосы России, 5 вариант – моря Северного Ледовитого океана, 6 вариант – дождевая лужа в нашем микрорайоне.

Анализ работы состоит из следующих положений: точность приведённых примеров и их объяснения; знание особенностей природного сообщества, соответствие примеров к нему; качество изложения знаний, полнота и грамотность ответа.

Проверочная работа №2.

Письменная работа по заданию на раздаточных  двусторонних карточках. Проводится в самом начале урока. Время работы, включая объяснения задания, - 10 минут.

Суть: привести примеры адаптаций у различных растений и животных к среде обитания и способу питания.

Задание:

1 вариант

(Первая сторона)

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП РАСТЕНИЙ К МЕСТАМ ОБИТАНИЯ

Экогруппа растений по месту обитания

Виды

Образ жизни и приспособления к месту обитания

Растения леса

Растения луга

Растения пустынь и полупустынь

Растения побережий, водоёмов и болот

(Обратная сторона)

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ РАСТЕНИЯ К СПОСОБУ ПИТАНИЯ

Экогруппа растений по способу питания

Виды

Особенности строения

обычные

хищные

бобовые

2 вариант

(Первая сторона)

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП ПТИЦ К МЕСТАМ ОБИТАНИЯ

Экогруппа птиц по месту обитания

Виды

Образ жизни и приспособления к месту обитания

Птицы леса

Птицы открытых пространств

Водоплавающие птицы

Птицы побережий, водоёмов и болот

 (Обратная сторона)

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ КЛЮВА К СПОСОБУ ПИТАНИЯ ПТИЦ

Экогруппа птиц по типу питания

Виды

Особенности строения клюва

Хищные

Зерноядные

Насекомоядные

3 вариант

(Первая сторона)

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП РЫБ К МЕСТАМ ОБИТАНИЯ

Экогруппа рыб по месту обитания

Виды

Образ жизни и приспособления к месту обитания

Рыбы речные

Рыбы морские, в толще воды

Рыбы морские придонные

Рыбы аквариумные

(Обратная сторона)

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ РЫБ  К СПОСОБУ ПИТАНИЯ

Экогруппа рыб по типу питания

Виды

Особенности строения

Растительноядные

Насекомоядные

Хищные

4 вариант

(Первая сторона)

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП МЛЕКОПИТАЮЩИХ К МЕСТАМ ОБИТАНИЯ

Экогруппа зверей по месту обитания

Виды

Приспособления к месту обитания

Типично наземные

Наземно-древесные

Почвенные

Летающие

(Обратная сторона)

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ МЛЕКОПИТАЮЩИХ  К СПОСОБУ ПИТАНИЯ

Экогруппа зверей по типу питания

Виды

Особенности строения

Растительноядные

Насекомоядные

Хищные

Анализ работы состоит из следующих положений: точность приведённых примеров и их объяснения; знание особенностей организмов, соответствие примеров; качество изложения знаний, грамотность ответа.

Проверочная работа №3.

Работа составлена на основе материалов ГИА и по форме и по содержанию.

Письменная тестовая работа по заданию на раздаточных карточках. Проводится в самом начале урока. Время проверки, включая объяснения задания, - 10 минут.

Суть: показать свои знания по изученным в течение нескольких уроков темам в цикле «Основы экологии».

Задание:

1 вариант

Блок А.  Выберите 1 правильный ответ

1. Какой организм отсутствует в приведенной цепи питания: листовой опад  ……  еж  лисица?

1)

крот

2)

кузнечик

3)

дождевой червь

4)

плесневые грибы

2. Сигналом к осеннему перелету птиц служит

1)

понижение температуры воздуха

2)

увеличение количества осадков

3)

наступление первых заморозков

4)

сокращение длины светового дня

3. Формирование приспособленности у организмов происходит в результате

1)

освоения видом новых территорий

2)

прямого воздействия  среды на организм

3)

дрейфа генов и увеличения численности гомозигот

4)

сохранения отбором особей с полезными признаками

4. Агроэкосистема отличается от экосистемы

1)

отсутствием вредителей и паразитов

2)

более длинными цепями питания

3)

меньшей устойчивостью

4)

замкнутым круговоротом веществ

5. Как предотвратить нарушения человеком равновесия в биосфере ?

1)

повысить интенсивность хозяйственной деятельности

2)

увеличить продуктивность биомассы экосистем

3)

учитывать экологические закономерности в хозяйственной деятельности

4)

изучить биологию редких и исчезающих видов растений и животных

Блок В

В1 Установите соответствие между левой и правой частями таблицы

Ответ запишите по образцу: 1 АВГ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

МЕСТО ОБИТАНИЯ

1. Наземно-воздушная

А лес

2. Водная

Б кишечник животного

3. Организм

В озеро

Г болотистая почва

Д пустыня

Е шерсть собаки

Ж кора дуба

З луг

И река

К океан

В2 Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.

Выберите и запишите буквами правильную последовательность ответов.

А)

заселение территории мхами и кустистыми лишайниками

Б)

появление кустарников и полукустарников

В)

формирование травяного сообщества

Г)

появление накипных лишайников на скальных породах

Д)

формирование лесного сообщества

Блок С Запишите ответ на вопрос.

Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.

2 вариант

Блок А.  Выберите 1 правильный ответ

1. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?

1)

лисица  дождевой червь  ёж  листовой опад

2)

листовой опад  дождевой червь  ёж  лисица

3)

ёж  дождевой червь  листовой опад  лисица

4)

дождевой червь  ёж  лисица  листовой опад

2. К биотическим компонентам экосистемы относят

1)

газовый состав атмосферы

2)

состав и структуру почвы

3)

особенности климата и погоды

4)

продуцентов, консументов, редуцентов

3. В чем причина смены одного биоценоза другим?

1)

изменение погодных условий

2)

сезонные изменения в природе

3)

колебание численности популяций одного вида

4)

изменение среды обитания живыми организмами

4. Показателем устойчивости экосистемы служит

1)

уменьшение в ней числа хищников

2)

сокращение численности популяций жертв

3)

многообразие видов

4)

высокая плодовитость животных

5. В преобразовании биосферы главную роль играют

1)

живые организмы

2)

биоритмы

3)

круговорот минеральных веществ

4)

процессы саморегуляции

Блок В1  

В1 Установите соответствие между левой и правой частями таблицы

Ответ запишите по образцу: 1 АВГ

МЕСТО  ОБИТАНИЯ

ЖИВОТНОЕ

1. Пруд

А щука

2. Пустыня

Б лиса

3. Смешанный лес

В верблюд

Г улитка

Д тушканчик

Е дельфин

Ж варан

З дятел

И окунь

К крот

В2  Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.

Выберите и запишите буквами правильную последовательность ответов.

А)

уменьшение ресурсов, необходимых для существования исходных  видов

Б)

заселение среды обитания особями других видов

В)

сокращение численности исходных видов

Г)

изменение среды обитания в результате действия экологических факторов

Д)

формирование новой экосистемы

Блок С Запишите ответ на вопрос.

К каким последствиям может привести  внесение в почву избытка минеральных удобрений?

3 вариант

Блок А.  Выберите 1 правильный ответ

1. Какая систематическая группа организмов реально существует в природе?

1)

вид

2)

род

3)

класс

4)

тип

2. При сборе грибов нельзя повреждать грибницу, так как она

1)

служит местом образования спор

2)

служит пищей для животных, обитающих в почве

3)

поглощает из почвы минеральные, а из корней деревьев – органические вещества

4)

скрепляет комочки почвы, защищает её от эрозии и накопления в ней вредных веществ

3. Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах?

1)

АТФ

2)

солнечный свет

3)

живые организмы

4)

органические вещества

4. Наибольшую концентрацию ядовитых веществ в экологически загрязненной наземно-воздушной среде можно обнаружить у

1)

хищников

2)

древесных растений

3)

травянистых растений

4)

травоядных животных

5. Под воздействием антропогенного фактора уменьшается площадь природных экосистем, что ведет к

1)

изменению климата

2)

усилению процесса саморегуляции

3)

удлинению цепей питания

4)

сокращению биоразнообразия

Блок В  

В1 Установите соответствие между левой и правой частями таблицы

Ответ запишите по образцу: 1 АВГ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ЖИВОТНОЕ

1. Наземно-воздушная

А крот

2. Водная

Б блоха

3. Почва

В орёл

Г лев

Д землеройка

Е дельфин

Ж щука

З дождевой червь

И жираф

К осьминог

В2 В чём сходство природной и искусственной экосистем?

Выберите и запишите буквы  правильных ответов.

А)

небольшое число видов

Б)

наличие цепей питания

В)

замкнутый круговорот веществ

Г)

использование солнечной энергии

Д)

использование дополнительных источников энергии

Е)

наличие продуцентов, консументов, редуцентов

Блок С Запишите ответ на вопрос.

Массовое истребление волков в ряде регионов привело к снижению численности копытных, например, оленей. Чем это можно объяснить?

Анализ работы состоит из простой проверки ответов и подсчёта суммарных баллов за ответ. Правильные ответы оцениваются: блок А – 1 балл, блок В – 3 балла, блок С – 3 балла. Общая максимальная сумма – 14 баллов.

Приложение 6.

Анализ усвоенности материала и интереса учащихся к теме.

Приведён бланк анализа контрольных и проверочных работ, заполненный после проведения проверочной работы в 9 классе по изученной теме.


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  №14  г. Красногорска


143400 Московская область г. Красногорск , ул. Игната Титова 5,

т.562 -13–81, 562–13–50.



АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

проверочной работы

Учитель__Солдатова Е.В._____________________________________

Предмет       биология                     Класс  9А

Дата проведения: «20» апреля 2010г.


Результат

Всего уч-ся в классе

Выполняли работу

«5»

«4»

«3»

«2»

26

20

8

6

6

0


Качество знаний, %

70

Степень обученности, %

70

Успеваемость, %

100


Типичные ошибки: неуверенное или неправильное указывание образа жизни, неточные формулировки экологических терминов, низкие по качеству примеры к предложенным понятиям.

Вывод: усилить работу с терминами, их определением, объяснением и конкретизацией на примерах .

Подпись учителя ____________________

Примечание.

Также проводилась проверка тетрадей на количество и качество выполненных дополнитель-ных творческих домашних заданий, учащиеся выступали с докладами-сообщениями по изучен-ной теме и подготовленными дома презентациями, иллюстрирующими информативную часть темы, что оценивалось поощрением активных учащихся на уроке в виде устного поощрения и положительной отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по биологии "Комнатные растения" 7 класс

конспект урока по биологии в 7 классе для коррекционной школы I,II вида-знакомство с разнообразием комнатных растений, правилами ухода за ними, эстетическое значение....

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

План-конспект урока по биологии. Тема: "Ракообразные" 7 класс

Цель урока: 1. Дать общую характеристику типу и классу.Задачи:1. Ознакомить учащихся с типом и классом.2.  Характеризовать термины и понятия и объяснять взаимосвязь между ними.3.  Иметь пред...

План-конспект урока по биологии. Тема: "Размножение" 6 класс

Цель урока:  Дать представление о понятии размножение в органическом мире.ЗадачиОбразовательныеобобщить знания о размножении в органическом мире, особенностях бесполого размножения, сравнить его ...

Конспект урока по биологии "Мочевыделительная система".9 класс коррекционная школа

Мочевыделительная  система. Почки -  органы выделения. Предупреждение болезней почек. Конспект урока с презентацией и заданием на повторение....

Конспект урока по биологии "Папоротники" ОВЗ (7 класс)

Тема урока: «Папоротники». Цель урока: познакомить обучающихся с бесцветковыми растениями – папоротниками, их строением и местами произрастания, значением в природе. Задачи...