План - конспект урока по биологии в 9 классе. Онтогенез. эмбриональное развитие организмов.
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме
Урок позволяет сформировать знания о закономерностях ирдивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных. о взаимосвязи индивидуального и исторического развития организмов. в ходе урока вырабатывается умение устанавливать родство позвоночных животных, делать вывод об общности их происхождения, а так же формируются знания о вредном влиянии наркотиков, алкоголя и никотина на развитие зародыша человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_biologii_v_9_klasse._ontogenez._embrionalnoe_razvitie..doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Онтогенез. Эмбриональное развитие организмов.
Задачи:
Образовательные: сформировать знания о закономерностях индивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных, о взаимосвязи индивидуального и исторического развития организмов;
Развивающие: выработать умение устанавливать родство позвоночных животных, делать вывод об общности их происхождения;
Воспитательные: сформировать знания о вредном воздействии наркотиков, алкоголя и никотина на развитие зародыша человека.
Оборудование: таблицы: «Индивидуальное развитие организмов (на примере ланцетника), «Сходство эмбрионов некоторых животных на ранних стадиях развития», «Митоз», «Мейоз», мультимедийная презентация.
Ход урока:
- Организационный этап.
- Проверка домашнего задания:
- Тестирование (приложение № 1).
- Работа у доски:
- Найти связь между изученными явлениями и понятиями, соединить стрелками, ответ обосновать:
коньюгация сперматогенез
сперматозоид мейоз
яйцеклетка обоеполые
гермафродиты яичники
- Найти лишнее, пронумеровать по порядку, ответ обосновать:
Анафаза
Метафаза
Интерфаза
Телофаза
Профаза
- Фронтальный опрос:
- Особенности половых клеток. Их строение.
- Гаметогенез. Овогенез. Сперматогенез.
- Сравнить два процесса: митоз и мейоз:
А) Каковы фазы деления?
Б) Есть ли коньюгация?
В) Какое число дочерних клеток образуется?
Г) Какое число хромосом получают дочерние клетки?
Д) Какое значение имеет для существования вида тот и другой способ деления?
- Найти ошибку в тексте: При овогенезе и сперматогенезе цитоплазма равномерно распределяется между клетками, образующимися в мейозе. Образуются четыре полноценные и жизнеспособные клетки с гаплоидным набором хромосом.
- Изучение нового материала:
- Сообщение темы и цели урока: изучить эмбриональный период онтогенеза, его этапы, влияние на него условий окружающей среды; научиться устанавливать родство позвоночных животных и делать вывод об общности их происхождения.
- Демонстрация схемы:
Онтогенез
(индивидуальное развитие особи от ее образования до смерти)
Эмбриональный период Постэмбриональный период
(от образования зиготы до рождения) (от рождения до смерти)
- Рассказ учителя об этапах эмбрионального развития позвоночных животных на примере ланцетника, образовании зародышевых листков и их производных.
- Самостоятельная работа (заполнение таблицы):
Зародышевые листки и их производные.
Зародышевые листки | Органы |
1. Эктодерма | 1. |
2. | 2. Скелет, мышцы, почки, половая система, кровеносная система. |
3. Энтодерма | 3. |
- Сообщение обучающихся о вредном влиянии наркотиков, алкоголя и никотина на развитие зародыша человека с демонстрацией презентации: (приложение № 2)
- Беседа с опорой на знания эмбриологических доказательств эволюции о взаимосвязи онтогенеза и филогенеза. Биогенетический закон.
- Закрепление.
- Подведение итогов. Домашнее задание: параграф 3.4, подготовиться к биологическому диктанту по основным понятиям и терминам параграфа.
Приложение № 1
1 вариант:
1. Какой тип деления клеток не сопровождается уменьшением числа хромосом:
А –митоз
Б – мейоз
2. Какое деление характерно для соматических клеток:
А –митоз
Б – мейоз
3. Какой набор хромосом получается при митотическом делении диплоидного ядра:
А – гаплоидный
Б – диплоидный
4. Сколько хроматид в хромосоме к началу профазы:
А- две
Б – одна
5. Сколько хроматид в хромосоме к концу митоза:
А – одна
Б – две
6. Сколько клеток образуется в результате митоза:
А – одна
Б – две
В – три
Г – четыре
7. Какое деление сопровождается редукцией (уменьшением)числа хромосом в клетке в два раза:
А –митоз
Б – мейоз
8. В какой фазе мейоза происходит коньюгация хромосом:
А – профаза 1
Б – метафаза 1
В – профаза 2
9. В результате какого типа деления клетки получаются четыре гаплоидные клетки:
А –митоз
Б – мейоз
10. Какой набор хромосом будет в клетке после деления, если в материнской было 6 хромосом: (при митозе и при мейозе)
А – 6
Б – 12
В – 8
Г - 4
2 вариант:
1. Для какого способа размножения характерно образование гамет:
А – бесполое
Б - вегетативное
В – половое
2. Коньюгация происходит во время:
А – профазы 1
Б – метафазы 1
В – телофазы 1
3. Во время митоза расхождение хроматид к полюсам клетки происходит:
А – в профазу
Б – в метафазу
В – в анафазу
Г – в телофазу
4. При гаметогенезе интенсивное деление клеток митозом происходит в:
А – фазе размножения
Б – фазе роста
В – фазе созревания
5. При митозе редупликация ДНК происходит в:
А – профазу
Б – метафазу
В – анафазу
Г – интефазу
6. У сперматозоида акросома находится в:
А- головке
Б – шейке
В – хвостике
7. При митозе спирализация хромосом начинается в:
А – профазу
Б – метафазу
В – анафазу
Г – интерфазу
8. Исчезновение ядрышек происходит в:
А – профазу
Б – метафазу
В – анафазу
Г – телофазу
9. Подготовка клеток к мейозу происходит в:
А- зоне размножения
Б – зоне роста
В – зоне созревания
10. Мейоз происходит в зоне:
А – деления
Б – роста
В - созревания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по биология 9 класс "Вирусы"
"Вирусы-неклеточные формы жизни"...
План-конспект урока по биологии 8 класс "Строение и работа сердца"
"Строение и работа сердца"...
План конспект урока по биологии 7 класс "Класс Птицы"
План конспект урока по биологии 7 класс "Класс Птицы"...
Конспект урока по биологии 8 класс "Обменные процессы в организме"
развивать понятия «обмен веществ», «нейрогуморальная регуляция», сформировать знания о сущности пластического и энергетического обмена, их взаимосвязи, этапах обмен...
10 класс "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"
Разработка открытого урока в 10 классе, проведённого на школьном этапе конкурса профессионального мастерства "Учитель года - 2019"....
План-конспект урока по биологии 10 класс "Совместная жизнь организмов в биоценозе"
Предмет: биологияКласс : 10Базовый учебник: Биология. Базовый уровень. 10 класс - Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. - Вентана-Граф, 2015 годТема урока: «Совместная жи...
План-конспект урока по биологии, 8 класс, тема: Терморегуляция, закаливание организма
Класс: 8Тема: Терморегуляция. Закаливание организмаЦель: Изучить способы терморегуляции организма человекаЗадачи:Проинформировать обучающихся об основных понятиях механизма теплорегуляции, «тепл...