Элективный курс "Генетика человека"
методическая разработка по биологии (11 класс)

       Элективный курс «Основы генетики человека», 11 класс составлен в соответствии  с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования,  на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии и авторской  программы «Биология. Профильное обучение в школе», В.И.Сивоглазов, В.В. Пасечник, М.: «Дрофа» 2015.

       Элективный курс изучается в 11 классе, рассчитан на 34 учебных часа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл генетика человека36.45 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс « Генетика человека»

                                             Пояснительная записка

       Рабочая программа по элективному курсу «Основы генетики человека», 11 класс составлена в соответствии  с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования,  на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии и авторской  программы «Биология. Профильное обучение в школе», В.И.Сивоглазов, В.В. Пасечник, М.: «Дрофа» 2015.

       Элективный курс изучается в 11 классе, рассчитан на 34 учебных часа

Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в системе разделов и отраслей генетики занимает генетика человека.

       Элективный курс предусматривает изучение и теоретических, и прикладных вопросов, в частности медицинской генетики и психогенетики. В содержании курса усилены эволюционный и экологический аспекты изучение генетики человека. Причем особое внимание уделено изучению степени влияния некоторых антропогенных факторов на генотип отдельного человека и на генофонд человечества в целом и, следовательно, на общие перспективы развития биологического вида человек разумный.

      Изучение элективного курса базируется на знаниях, полученных учащимися  при изучении биологических дисциплин: основ анатомии и физиологии человека, цитологии, молекулярной биологии и биохимии, гистологии, эмбриологии, общей генетики и современной теории эволюции.

      Изучение элективного курса «Основы генетики человека» не только обеспечивает  приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.

Цели и задачи курса «Основы генетики человека», 11 класс

Цели:

освоение знаний о различных механизмах наследования признаков у человека; об особенностях  человека как объекта генетических исследований и  основных методах изучения генетики человека; об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью; о модификационной изменчивости в популяции человека;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии  современных технологий; решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека; составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений; осуществлять реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с учебником и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями; работая над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного  отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при  обсуждении биологических проблем.

Задачи:

показать интерес человека к изучению явлений наследственности уже с глубокой

древности;

  • закрепить и расширить знания о законах наследственности, изменчивости, полученные в курсе общей биологии;
  • показать особенности человека как объекта генетических исследований;
  • показать генетические основы индивидуальности каждого человека;
  • знакомить с факторами наследственной и ненаследственной изменчивости у человека;
  • показать особенности гаметогенеза у мужчин и женщин, особенности оплодотворения у человека и значение их особенностей для здоровья будущих детей;
  • показать роль родственных браков, мутагенов, канцерогенов возможности возникновения аномалий у ребенка конкретной супружеской пары;
  • показать возможности современной генетики в области дородовой и послеродовой диагностики наследственных аномалий;
  • показать возможности современной медицинской генетики в области лечения больных с наследственными аномалиями.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности среднего (полного) общего образования  по учебному курсу  «Основы генетики человека»,  11 класс:

  • составлять и анализировать родословные человека;
  • сравнивать биологические объекты;
  • описывать, характеризовать биологические объекты и процессы, связанные с ними;
  • анализировать, оценивать биологические явления и процессы;
  • осуществлять поиск информации в различных источниках.

Специальные умения, навыки и способы деятельности  по  учебному курсу «Основы генетики человека»,  11 класс

Учащиеся должны знать:

  • об особенностях человека как объекта генетических исследований и об основных методах изучения генетики человека;
  • об особенностях организации наследственного аппарата соматических и генеративных клеток человека;
  • о геноме человека;
  • о различных механизмах основах онтогенеза человека;
  • о мутациях, в том числе и антропогенного происхождения; о типах мутации, встречающихся в клетках человека;
  • об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью;
  • об особенностях генетической структуры популяций человека и о распространении в них некоторых признаков;
  • о модификационной изменчивости в популяциях человека;
  • о генетических основах антропогенеза и о перспективах эволюции человека как биологического вида с точки зрения генетики.

Учащиеся должны уметь:

  • применять знание генетических закономерностей при рассмотрении вопросов происхождения и эволюционирования вида Homo sapiens;
  • давать аргументированное объяснение распространению тех или иных признаков в популяциях человека;
  • решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;
  • составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений;
  • изготовлять микропрепараты и работать с микроскопом;
  • осуществляя реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с учебной и научно – популярной литературой, с периодическими изданиями;
  • работая над  содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • рациональной организации труда и отдыха;
  • соблюдения  мер профилактики заболеваний;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

  • применения биологических знаний при охране окружающей среды человека и здоровья человека;

  • оценивания  воздействия  факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

Содержание по  учебному курсу «Основы генетики человека», 11 класс.

I  Основы генетики человека (6ч.)

Генетика человека. Становление генетики человека. Донаучные представления о наследовании признаков у человека. Наследование групп крови. Развитие  медицинской генетики. Развитие современной генетики человека, их задачи.

Практическая работа. Решение генетических  задач по теме: «Наследование групп крови».

II  Основные методы исследования в генетики человека (5ч.)

Генеалогический метод.  Близнецовый метод.  Цитогенетический метод.  Антропогенетический метод. Составление и анализ родословных.

III  Основы цитогенетики (4ч.)

Классификация человека. Геном человека. Группы сцепления у человека. Выявление хромосомных синдромов.

IV  Типы наследования нормальных и аномальных признаков у человека (11ч.)

Развитие медицинской генетики. Мутагены, канцерогены и вызываемые ими отклонения от нормы. Генные болезни и норма. Хромосомные болезни.  Генетические болезни соматических клеток. Задачи и методы генетики. Законы Менделя. Неполное доминирование. Кодоминирование. Сцепленное наследование генов. Решение задач.

Практическая работа. Решение генетических задач по темам: «Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование», «Сцепленное наследование генов», «Генетика пола».

V  Медико-генетическая служба (2ч.)

Возможности в профилактике наследственных заболеваний и лечении больных. Значение генной инженерии в диагностике и лечении больных наследственными аномалиями.

VI  Генетические основы онтогенеза (2ч.)

Особенности сперматогенеза, оогенеза и оплодотворения у человека. Дифференциация пола человека.

VII  Основы популяционной генетики человека (2ч.)

Системы браков у человека: аутбридинг (неродственные браки), инбридинг (кровнородственные браки) и их влияние на распространение аномалий у потомства Определение генетической структуры популяции по аллелям  аутосомных  генов.

VIII  Основы экологической генетики человека (2ч.)

Генетический груз и антропогенные факторы. Фармакогенетика  как часть экологической генетики.

Требования к уровню подготовки обучающихся  на ступени  среднего (полного)  образования  по элективному курсу «Основы генетики человека», 11 класс

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;
  • знание (понимание) сущности биологических процессов: наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма;
  • знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;
  • представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;

умение объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость

защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды;

зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины

наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,

иммунитета у человека.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания
  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
  • умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника,  в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
  • умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;
  • умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;
  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);
  • проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.

Учебно-тематический план курса «Основы генетики человека», 11   класс.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Лабораторная/

Практическая работа

Экскурсии

I

Основы генетики человека

6

1

Генетика человека

1

2

Становление генетики человека

1

3

Донаучные представления о наследовании признаков у человека

1

4

Наследование групп крови

1

Решение генетических задач

5

Развитие  медицинской генетики

1

6

Развитие современной генетики человека, их задачи

1

II

Основные методы исследования в генетики человека

5

7

Генеалогический метод

1

8

Близнецовый метод

1

9

Цитогенетический метод

1

10

Антропогенетический метод

1

11

Составление и анализ родословных

1

III

Основы цитогенетики

4

12

Классификация человека

1

13

Геном человека

1

14

Группы сцепления у человека

1

15

Выявление хромосомных синдромов

1

IV

Типы наследования нормальных и аномальных признаков у человека

11

16

Развитие медицинской генетики

1

17

Мутагены, канцерогены и вызываемые ими отклонения от нормы

1

18

Генные болезни и норма

1

19

Генные болезни и норма

1

20

Генетические болезни соматических клеток

1

21

Задачи и методы генетики

1

22

Законы Менделя

1

Решение генетических задач

23

Неполное доминирование

1

Решение генетических задач

24

Кодоминирование

1

Решение генетических задач

25

Неполное доминирование

1

Решение генетических задач

26

Решение задач

1

V

Медико-генетическая служба

2

27

Возможности в профилактике наследственных заболеваний и лечении больных

1

28

Значение генной инженерии в диагностике и лечении больных наследственными аномалиями

1

VI

Генетические основы онтогенеза

2

29

Особенности сперматогенеза, оогенеза и оплодотворения у человека

1

30

Дифференциация пола человека.

1

VII

Основы популяционной генетики человека

2

31

Системы браков у человека: аутбридинг (неродственные браки), инбридинг (кровнородственные браки) и их влияние на распространение аномалий у потомства

1

32

Определение генетической структуры популяции по аллелям  аутосомных  генов.

1

VIII

Основы экологической генетики человека

2

33

Генетический груз и антропогенные факторы.

1

34

Фармакогенетика  как часть экологической генетики.

1

Итого

34

5

При оценивании результатов обучения обучающихся на элективном курсе выставляться оценка  в форме «зачёт» или «незачёт».

Перечень лабораторных работ по учебному  курсу

«Основы генетики человека», 11 класс.

№ п/п

Тема уроков

Лабораторные и практические  работы

Кол-во часов

I

Основы генетики человека

Решение генетических задач

1

II

Основные методы исследования в генетики человека

III

Основы цитогенетики

IV

Типы наследования нормальных и аномальных признаков у человека

Решение генетических задач

4

Законы Менделя

Решение генетических задач

Неполное доминирование

Решение генетических задач

Кодоминирование

Решение генетических задач

Неполное доминирование

Решение генетических задач

V

Медико-генетическая служба

VI

Генетические основы онтогенеза

VII

Основы популяционной генетики человека

VIII

Основы экологической генетики человека

Итого

5

Список литературы

Литература для учителя

1.  Ярыгин В.Н., Васильева В.И., Волков И.Н., Синельщикова В.В, «Биология. Жизнь.    Гены. Клетка. Онтогенез. Человек» – М.: ФГУП Издательство «Высшая школа», 2001.

2. Афанасьев Ю.Н., Юрина Н.А., Котовский Е.Ф. «Гистология» – М.:  Издательство «Медицина», 2002.

3. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

4. Ишкина И.Ф. Поурочные планы  Издательство «Учитель – АСТ», 2000.

5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии»  М.: Вентана – Граф», 2009.

Литература для учащихся

1.Дикарев  С.Д.  Генетика: Сборник задач. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

2.Пономарева И.Н., Корниклова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Интернет-материалы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для

учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

 Приложение №1

Наследование, сцепленное с полом. Решение задач.

Задачи: сформировать умение знания о закономерностях наследования признаков, сцепленных с полом, при решении задач.

Самостоятельное решение задач.

  1. Женщина – носительница рецессивного гена гемофилии - вышла замуж за здорового мужчину. Составьте схему  решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношения генотипов и фенотипов.
  2. Каким может быть зрение  у детей от брака мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отцы у них были дальтониками? Ген дальтонизма рецессивен  и расположен в Х – хромосоме.
  3. Юноша, не страдающей отсутствием потовых желез, женился на девушке, отец которой лишен потовых желез, а мать и ее предки здоровы. Какова вероятность того, сыновья и дочери от этого брака будут страдать отсутствием потовых желез? Будут ли внуки того или другого пола страдать этим заболеванием, если предположить, что жены сыновей и мужья дочерей будут здоровыми людьми. Отсутствие потовых желез передается как рецессивный, сцепленный с полом признак.
  4. У человека слишком тонкий слой зубной эмали (гипоплазия) обусловлен доминантным геном (А), расположенным в Х- хромосоме. Женщина с нормальными зубами выходит замуж за мужчину с этим заболеванием. Какого пола будут их  дети с этим заболеванием?
  5. У человека аниридия (отсутствие радужной оболочки глаза) определяется доминантным аутосомным  геном (А), а дальтонизм (неспособность правильно различать цвета) -  рецессивным геном (b), расположенным в Х- хромосоме. Мужчина -  дальтоник женился на женщине с аниридией, у которой отец также имел этот дефект, а мать была здорова и происходила из семьи, в которых описанных недостатков никогда не было. Какова вероятность того, что в этой семье родится сын  без описанных недостатков?  Какова вероятность того, что в этой семье родится дочь без описанных недостатков.
  6. У человека гипертония (повышенное кровяное давление) определяется доминантным  аутосомным геном (А), оптическая атрофия (дефект зрения) вызывается рецессивным геном (b), сцепленным с полом. Женщина с оптической атрофией и нормальным давлением выходит замуж за мужчину – гипертоника с нормальным зрением. Отец этого мужчины тоже страдал гипертонией, а его мать была избавлена от этих недостатков. Какова вероятность рождения ребенка с этими двумя заболеваниями? Какой пол будет у такого ребенка?
  7. У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного  гена (А), а ихтиоз (заболевание кожи)  - рецессивного гена (b), сцепленного с полом. Женщина больная ихтиозом, выходит замуж за мужчину, страдающего катарактой. У мужчины мать тоже страдала катарактой, а у отца этих заболеваний не было. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, предрасположенного к обоим заболеваниям? Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка? Какова вероятность рождения в этой семье здоровой дочери?

            Какова вероятность рождения в этой семье двух здоровых дочерей подряд?

  1. У человека гипертрихоз (чрезмерное развитие волосяного покрова) определяется     геном, расположенным в Y- хромосоме, а отсутствие потовых желез зависит от рецессивного гена (b), расположенного в Х –хромосоме.  Мужчина с потовыми железами и гипертрихозом женится на женщине, нормальной по этим признакам, но у отца которой не было потовых желез. Какова вероятность рождения  в этой семье ребенка с гипертрихозом? Какова вероятность рождения в этой семье ребенка  без потовых желез? Будет ли у дочерей в этой семье хотя бы один из описанных дефектов? Доминантным или рецессивным геном определяется гипертрихозом?
  2. Гемофилия (несвертываемость крови )  контролируется рецессивным геном (а),расположенным в Х – хромосоме, а сахарный диабет – аутосомным рецессивным геном (b) У здоровых  супругов родился сын, больной гемофилией и диабетом. Какова вероятность, что в этой семье родится здоровая дочь? Какова вероятность рождения дочери с двумя этими заболеваниями? Сколько будет у детей неповторяющихся генотипов?
  3. Способность чувствовать

1.  Дополните предложения:

  1. Генетика- наука, изучающая …
  2. Наследственность- свойство организмов…
  3. Изменчивость-способность организмов…
  4. Геном называется участок…
  5. Если за определение признака отвечают два гена, расположенные в гомологичных хромосомах, то их называют…
  6. Организм, содержащий два одинаковых аллельных гена, называется…
  7. Гетерозиготный организм содержит….
  8. Доминантный признак…
  9. Рецессивный признак…
  10. Основоположником генетики...

                                                                                                                                                             

1.  У каракульских овец ген серой окраски доминирует над геном черной окраски. В гетерозиготном состоянии он обеспечивает серую окраску, а в гомозиготном – вызывает гибель животных. Сколько можно ожидать мертворожденных ягнят?

2.  У человека ген дальнозоркости доминирует над  геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов имели нормальное зрение. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, страдающего дальнозоркостью?

      3.У морских свинок мохнатая шерсть доминирует над  гладкой. Мохнатую свинку

       скрестили с гладкой и получили 18 мохнатых и 20 гладких потомков. Какое должно быть расщепление по фенотипу, если скрестить двух мохнатых свинок из  F1?  Если ли среди их потомков  в F1 доминантные гомозиготы?

      4. Нерешительный (А) мужчина – левша женился на решительной женщине, у которой

      правая рука работает лучше (В), чем левая. В семье родился ребенок – левша с

      решительным

       характером. Какое расщепление по фенотипу должно быть у детей в этой семье?

А. Какое расщепление по фенотипу следует ожидать во втором поколении дигибридного скрещивания ААbb и ааВВ, если обнаруживающиеся мужские гаметы с двумя доминантными генами  окажутся не способными к слиянию  с яйцеклетками?

      Б. Какое следует ожидать расщепление, если не способными к оплодотворению  

       окажутся также и аналогичные женские


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Человек и профессия»

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный...

Программа элективного курса «Человек и его права»

Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников 9 класса правовых аспектов курса  обществознания.        Проблемы, которые включ...

Элективный курс "Человек и эпоха" для 10 класса

Дополнительный курс литературы...

Элективный курс "Человек и профессия"

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребно­сти и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профи...

Элективный курс"Человек и его здоровье"

         Этот элективный курс направлен на:                                  ...

Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.

Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....

Элективный курс «Человек: психология и профессия»

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направ...