Элективный курс "Генетика человека"
методическая разработка по биологии (11 класс)
Элективный курс «Основы генетики человека», 11 класс составлен в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии и авторской программы «Биология. Профильное обучение в школе», В.И.Сивоглазов, В.В. Пасечник, М.: «Дрофа» 2015.
Элективный курс изучается в 11 классе, рассчитан на 34 учебных часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
генетика человека | 36.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс « Генетика человека»
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Основы генетики человека», 11 класс составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии и авторской программы «Биология. Профильное обучение в школе», В.И.Сивоглазов, В.В. Пасечник, М.: «Дрофа» 2015.
Элективный курс изучается в 11 классе, рассчитан на 34 учебных часа
Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в системе разделов и отраслей генетики занимает генетика человека.
Элективный курс предусматривает изучение и теоретических, и прикладных вопросов, в частности медицинской генетики и психогенетики. В содержании курса усилены эволюционный и экологический аспекты изучение генетики человека. Причем особое внимание уделено изучению степени влияния некоторых антропогенных факторов на генотип отдельного человека и на генофонд человечества в целом и, следовательно, на общие перспективы развития биологического вида человек разумный.
Изучение элективного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: основ анатомии и физиологии человека, цитологии, молекулярной биологии и биохимии, гистологии, эмбриологии, общей генетики и современной теории эволюции.
Изучение элективного курса «Основы генетики человека» не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.
Цели и задачи курса «Основы генетики человека», 11 класс
Цели:
освоение знаний о различных механизмах наследования признаков у человека; об особенностях человека как объекта генетических исследований и основных методах изучения генетики человека; об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью; о модификационной изменчивости в популяции человека;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека; составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений; осуществлять реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с учебником и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями; работая над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.
Задачи:
показать интерес человека к изучению явлений наследственности уже с глубокой
древности;
- закрепить и расширить знания о законах наследственности, изменчивости, полученные в курсе общей биологии;
- показать особенности человека как объекта генетических исследований;
- показать генетические основы индивидуальности каждого человека;
- знакомить с факторами наследственной и ненаследственной изменчивости у человека;
- показать особенности гаметогенеза у мужчин и женщин, особенности оплодотворения у человека и значение их особенностей для здоровья будущих детей;
- показать роль родственных браков, мутагенов, канцерогенов возможности возникновения аномалий у ребенка конкретной супружеской пары;
- показать возможности современной генетики в области дородовой и послеродовой диагностики наследственных аномалий;
- показать возможности современной медицинской генетики в области лечения больных с наследственными аномалиями.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности среднего (полного) общего образования по учебному курсу «Основы генетики человека», 11 класс:
- составлять и анализировать родословные человека;
- сравнивать биологические объекты;
- описывать, характеризовать биологические объекты и процессы, связанные с ними;
- анализировать, оценивать биологические явления и процессы;
- осуществлять поиск информации в различных источниках.
Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному курсу «Основы генетики человека», 11 класс
Учащиеся должны знать:
- об особенностях человека как объекта генетических исследований и об основных методах изучения генетики человека;
- об особенностях организации наследственного аппарата соматических и генеративных клеток человека;
- о геноме человека;
- о различных механизмах основах онтогенеза человека;
- о мутациях, в том числе и антропогенного происхождения; о типах мутации, встречающихся в клетках человека;
- об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью;
- об особенностях генетической структуры популяций человека и о распространении в них некоторых признаков;
- о модификационной изменчивости в популяциях человека;
- о генетических основах антропогенеза и о перспективах эволюции человека как биологического вида с точки зрения генетики.
Учащиеся должны уметь:
- применять знание генетических закономерностей при рассмотрении вопросов происхождения и эволюционирования вида Homo sapiens;
- давать аргументированное объяснение распространению тех или иных признаков в популяциях человека;
- решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;
- составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений;
- изготовлять микропрепараты и работать с микроскопом;
- осуществляя реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с учебной и научно – популярной литературой, с периодическими изданиями;
- работая над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- рациональной организации труда и отдыха;
- соблюдения мер профилактики заболеваний;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- применения биологических знаний при охране окружающей среды человека и здоровья человека;
- оценивания воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
Содержание по учебному курсу «Основы генетики человека», 11 класс.
I Основы генетики человека (6ч.)
Генетика человека. Становление генетики человека. Донаучные представления о наследовании признаков у человека. Наследование групп крови. Развитие медицинской генетики. Развитие современной генетики человека, их задачи.
Практическая работа. Решение генетических задач по теме: «Наследование групп крови».
II Основные методы исследования в генетики человека (5ч.)
Генеалогический метод. Близнецовый метод. Цитогенетический метод. Антропогенетический метод. Составление и анализ родословных.
III Основы цитогенетики (4ч.)
Классификация человека. Геном человека. Группы сцепления у человека. Выявление хромосомных синдромов.
IV Типы наследования нормальных и аномальных признаков у человека (11ч.)
Развитие медицинской генетики. Мутагены, канцерогены и вызываемые ими отклонения от нормы. Генные болезни и норма. Хромосомные болезни. Генетические болезни соматических клеток. Задачи и методы генетики. Законы Менделя. Неполное доминирование. Кодоминирование. Сцепленное наследование генов. Решение задач.
Практическая работа. Решение генетических задач по темам: «Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование», «Сцепленное наследование генов», «Генетика пола».
V Медико-генетическая служба (2ч.)
Возможности в профилактике наследственных заболеваний и лечении больных. Значение генной инженерии в диагностике и лечении больных наследственными аномалиями.
VI Генетические основы онтогенеза (2ч.)
Особенности сперматогенеза, оогенеза и оплодотворения у человека. Дифференциация пола человека.
VII Основы популяционной генетики человека (2ч.)
Системы браков у человека: аутбридинг (неродственные браки), инбридинг (кровнородственные браки) и их влияние на распространение аномалий у потомства Определение генетической структуры популяции по аллелям аутосомных генов.
VIII Основы экологической генетики человека (2ч.)
Генетический груз и антропогенные факторы. Фармакогенетика как часть экологической генетики.
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) образования по элективному курсу «Основы генетики человека», 11 класс
Предметно-информационная составляющая образованности:
- знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;
- знание (понимание) сущности биологических процессов: наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма;
- знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;
- представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;
умение объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость
защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины
наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,
иммунитета у человека.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
- умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания
- умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
- умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;
- умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
- соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);
- проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.
Учебно-тематический план курса «Основы генетики человека», 11 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Лабораторная/ Практическая работа | Экскурсии |
I | Основы генетики человека | 6 | ||
1 | Генетика человека | 1 | ||
2 | Становление генетики человека | 1 | ||
3 | Донаучные представления о наследовании признаков у человека | 1 | ||
4 | Наследование групп крови | 1 | Решение генетических задач | |
5 | Развитие медицинской генетики | 1 | ||
6 | Развитие современной генетики человека, их задачи | 1 | ||
II | Основные методы исследования в генетики человека | 5 | ||
7 | Генеалогический метод | 1 | ||
8 | Близнецовый метод | 1 | ||
9 | Цитогенетический метод | 1 | ||
10 | Антропогенетический метод | 1 | ||
11 | Составление и анализ родословных | 1 | ||
III | Основы цитогенетики | 4 | ||
12 | Классификация человека | 1 | ||
13 | Геном человека | 1 | ||
14 | Группы сцепления у человека | 1 | ||
15 | Выявление хромосомных синдромов | 1 | ||
IV | Типы наследования нормальных и аномальных признаков у человека | 11 | ||
16 | Развитие медицинской генетики | 1 | ||
17 | Мутагены, канцерогены и вызываемые ими отклонения от нормы | 1 | ||
18 | Генные болезни и норма | 1 | ||
19 | Генные болезни и норма | 1 | ||
20 | Генетические болезни соматических клеток | 1 | ||
21 | Задачи и методы генетики | 1 | ||
22 | Законы Менделя | 1 | Решение генетических задач | |
23 | Неполное доминирование | 1 | Решение генетических задач | |
24 | Кодоминирование | 1 | Решение генетических задач | |
25 | Неполное доминирование | 1 | Решение генетических задач | |
26 | Решение задач | 1 | ||
V | Медико-генетическая служба | 2 | ||
27 | Возможности в профилактике наследственных заболеваний и лечении больных | 1 | ||
28 | Значение генной инженерии в диагностике и лечении больных наследственными аномалиями | 1 | ||
VI | Генетические основы онтогенеза | 2 | ||
29 | Особенности сперматогенеза, оогенеза и оплодотворения у человека | 1 | ||
30 | Дифференциация пола человека. | 1 | ||
VII | Основы популяционной генетики человека | 2 | ||
31 | Системы браков у человека: аутбридинг (неродственные браки), инбридинг (кровнородственные браки) и их влияние на распространение аномалий у потомства | 1 | ||
32 | Определение генетической структуры популяции по аллелям аутосомных генов. | 1 | ||
VIII | Основы экологической генетики человека | 2 | ||
33 | Генетический груз и антропогенные факторы. | 1 | ||
34 | Фармакогенетика как часть экологической генетики. | 1 | ||
Итого | 34 | 5 |
При оценивании результатов обучения обучающихся на элективном курсе выставляться оценка в форме «зачёт» или «незачёт».
Перечень лабораторных работ по учебному курсу
«Основы генетики человека», 11 класс.
№ п/п | Тема уроков | Лабораторные и практические работы | Кол-во часов |
I | Основы генетики человека | Решение генетических задач | 1 |
II | Основные методы исследования в генетики человека | ||
III | Основы цитогенетики | ||
IV | Типы наследования нормальных и аномальных признаков у человека | Решение генетических задач | 4 |
Законы Менделя | Решение генетических задач | ||
Неполное доминирование | Решение генетических задач | ||
Кодоминирование | Решение генетических задач | ||
Неполное доминирование | Решение генетических задач | ||
V | Медико-генетическая служба | ||
VI | Генетические основы онтогенеза | ||
VII | Основы популяционной генетики человека | ||
VIII | Основы экологической генетики человека | ||
Итого | 5 |
Список литературы
Литература для учителя
1. Ярыгин В.Н., Васильева В.И., Волков И.Н., Синельщикова В.В, «Биология. Жизнь. Гены. Клетка. Онтогенез. Человек» – М.: ФГУП Издательство «Высшая школа», 2001.
2. Афанасьев Ю.Н., Юрина Н.А., Котовский Е.Ф. «Гистология» – М.: Издательство «Медицина», 2002.
3. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
4. Ишкина И.Ф. Поурочные планы Издательство «Учитель – АСТ», 2000.
5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» М.: Вентана – Граф», 2009.
Литература для учащихся
1.Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
2.Пономарева И.Н., Корниклова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Интернет-материалы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для
учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Приложение №1
Наследование, сцепленное с полом. Решение задач.
Задачи: сформировать умение знания о закономерностях наследования признаков, сцепленных с полом, при решении задач.
Самостоятельное решение задач.
- Женщина – носительница рецессивного гена гемофилии - вышла замуж за здорового мужчину. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношения генотипов и фенотипов.
- Каким может быть зрение у детей от брака мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отцы у них были дальтониками? Ген дальтонизма рецессивен и расположен в Х – хромосоме.
- Юноша, не страдающей отсутствием потовых желез, женился на девушке, отец которой лишен потовых желез, а мать и ее предки здоровы. Какова вероятность того, сыновья и дочери от этого брака будут страдать отсутствием потовых желез? Будут ли внуки того или другого пола страдать этим заболеванием, если предположить, что жены сыновей и мужья дочерей будут здоровыми людьми. Отсутствие потовых желез передается как рецессивный, сцепленный с полом признак.
- У человека слишком тонкий слой зубной эмали (гипоплазия) обусловлен доминантным геном (А), расположенным в Х- хромосоме. Женщина с нормальными зубами выходит замуж за мужчину с этим заболеванием. Какого пола будут их дети с этим заболеванием?
- У человека аниридия (отсутствие радужной оболочки глаза) определяется доминантным аутосомным геном (А), а дальтонизм (неспособность правильно различать цвета) - рецессивным геном (b), расположенным в Х- хромосоме. Мужчина - дальтоник женился на женщине с аниридией, у которой отец также имел этот дефект, а мать была здорова и происходила из семьи, в которых описанных недостатков никогда не было. Какова вероятность того, что в этой семье родится сын без описанных недостатков? Какова вероятность того, что в этой семье родится дочь без описанных недостатков.
- У человека гипертония (повышенное кровяное давление) определяется доминантным аутосомным геном (А), оптическая атрофия (дефект зрения) вызывается рецессивным геном (b), сцепленным с полом. Женщина с оптической атрофией и нормальным давлением выходит замуж за мужчину – гипертоника с нормальным зрением. Отец этого мужчины тоже страдал гипертонией, а его мать была избавлена от этих недостатков. Какова вероятность рождения ребенка с этими двумя заболеваниями? Какой пол будет у такого ребенка?
- У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного гена (А), а ихтиоз (заболевание кожи) - рецессивного гена (b), сцепленного с полом. Женщина больная ихтиозом, выходит замуж за мужчину, страдающего катарактой. У мужчины мать тоже страдала катарактой, а у отца этих заболеваний не было. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, предрасположенного к обоим заболеваниям? Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка? Какова вероятность рождения в этой семье здоровой дочери?
Какова вероятность рождения в этой семье двух здоровых дочерей подряд?
- У человека гипертрихоз (чрезмерное развитие волосяного покрова) определяется геном, расположенным в Y- хромосоме, а отсутствие потовых желез зависит от рецессивного гена (b), расположенного в Х –хромосоме. Мужчина с потовыми железами и гипертрихозом женится на женщине, нормальной по этим признакам, но у отца которой не было потовых желез. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с гипертрихозом? Какова вероятность рождения в этой семье ребенка без потовых желез? Будет ли у дочерей в этой семье хотя бы один из описанных дефектов? Доминантным или рецессивным геном определяется гипертрихозом?
- Гемофилия (несвертываемость крови ) контролируется рецессивным геном (а),расположенным в Х – хромосоме, а сахарный диабет – аутосомным рецессивным геном (b) У здоровых супругов родился сын, больной гемофилией и диабетом. Какова вероятность, что в этой семье родится здоровая дочь? Какова вероятность рождения дочери с двумя этими заболеваниями? Сколько будет у детей неповторяющихся генотипов?
- Способность чувствовать
1. Дополните предложения:
- Генетика- наука, изучающая …
- Наследственность- свойство организмов…
- Изменчивость-способность организмов…
- Геном называется участок…
- Если за определение признака отвечают два гена, расположенные в гомологичных хромосомах, то их называют…
- Организм, содержащий два одинаковых аллельных гена, называется…
- Гетерозиготный организм содержит….
- Доминантный признак…
- Рецессивный признак…
- Основоположником генетики...
1. У каракульских овец ген серой окраски доминирует над геном черной окраски. В гетерозиготном состоянии он обеспечивает серую окраску, а в гомозиготном – вызывает гибель животных. Сколько можно ожидать мертворожденных ягнят?
2. У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов имели нормальное зрение. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, страдающего дальнозоркостью?
3.У морских свинок мохнатая шерсть доминирует над гладкой. Мохнатую свинку
скрестили с гладкой и получили 18 мохнатых и 20 гладких потомков. Какое должно быть расщепление по фенотипу, если скрестить двух мохнатых свинок из F1? Если ли среди их потомков в F1 доминантные гомозиготы?
4. Нерешительный (А) мужчина – левша женился на решительной женщине, у которой
правая рука работает лучше (В), чем левая. В семье родился ребенок – левша с
решительным
характером. Какое расщепление по фенотипу должно быть у детей в этой семье?
А. Какое расщепление по фенотипу следует ожидать во втором поколении дигибридного скрещивания ААbb и ааВВ, если обнаруживающиеся мужские гаметы с двумя доминантными генами окажутся не способными к слиянию с яйцеклетками?
Б. Какое следует ожидать расщепление, если не способными к оплодотворению
окажутся также и аналогичные женские
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Человек и профессия»
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный...
Программа элективного курса «Человек и его права»
Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников 9 класса правовых аспектов курса обществознания. Проблемы, которые включ...
Элективный курс "Человек и эпоха" для 10 класса
Дополнительный курс литературы...
Элективный курс "Человек и профессия"
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профи...
Элективный курс"Человек и его здоровье"
Этот элективный курс направлен на: ...
Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.
Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....
Элективный курс «Человек: психология и профессия»
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направ...