Рабочая программа по биологии в 6 классе (УОД) (индивидуальное обучение)
рабочая программа по биологии (6 класс)
Данная рабочая программа по биологии разработана на основе программы по естествознанию (биологии) В.И. Сивоглазова, Т.В.Шевырёвой, Л.В.Кмытюк, В.В. Воронковой программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_6_d.docx | 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(6 КЛАСС ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ УОД)
Образовательная область, предмет - биология, неживая природа.
Данная рабочая программа по биологии разработана на основе программы по естествознанию (биологии) В.И. Сивоглазова, Т.В.Шевырёвой, Л.В.Кмытюк, В.В. Воронковой программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета биология отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
По учебному плану школы в 6 классе на дому отведено 1 час в неделю, (34 часа в год).
Программа адресована учащемуся 6 «Д» класса Щеголеву Даниле.
Содержание учебной программы по биологии сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности мальчика (осложнённая форма ДЦП), материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности мальчика по усвоению естественнонаучных представлений, знаний о неживой природе, практическому применению этих знаний в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта.
Используемый учебно-методический комплект, программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. - Сб.1. - 224 с.
Никишов А.И. Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб, для спец, (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ А.И.Никишов. - 4-е изд. - М.: Просвещение. 2014. - 200 с.: ил.
Материалом для обучения предмету помимо УМК является: дидактический раздаточный и иллюстративный материал; образцы полезных ископаемых: различных почв, задания графического характера, практические упражнения творческого характера, дидактические игры, книга Н.В.Королёвой. Е.В.Макаревич для дополнительного чтения по естествознанию (неживая природа).
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащегося, их потребностей и интересов , но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по биологии(неживая природа), который доступен мальчику. В то же время данный учебный предмет для шестиклассника является новым опытом, подготовительным этапом, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению им элементарных естествоведческих, биологических и других знаний. Ученик должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимости природных явлений, взаимозависимости живых организмов с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё. Такая деятельность учащегося имеет большое значение для коррекции недостатков его психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. Естествоведческие знания помогут мальчику лучше понимать отношение человека к природе, а в совокупности с отдельной практической деятельностью на уроках биологии, географии, истории помогут эстетически воспринимать и любить её, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ и т.п. Обучение биологии носит элементарно-практический характер. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащимся, программа предусматривает проведение специально организованных опытов и практических работ (свойства воды, почвы, воздуха и пр.).
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
• сообщение учащемуся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
• формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето;
• воспитание бережного отношения к природе, её ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; воспитание социально значимых качеств личности;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
- коррекция речи и мышления.
Интеграция с другими предметами: письмо, чтение, математика, окружающий мир, природоведение, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд). ЛФК. специально организованные коррекционные занятия, внеклассные мероприятия широкого профиля.
Формы контроля: поурочный опров, беседы по прочитанному, увиденному, тестовые задания, составление устных отчётов по экскурсии и проделанной практической работе.
Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия. Урок биологии активно содействует формированию положительных качеств личности учащегося. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное воображение, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.
Исходя из потенциальных возможностей мальчика основные требования к знаниям будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы, а умения снижены до уровня ознакомления и теоретических сведений.
К концу учебного года обучающийся должен знать:
- отличительные признаки твёрдых тел, жидкостей и газов;
- характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; некоторые свойства твёрдых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха;
- расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха;
• как обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
• как проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;
обучающийся должен уметь:
• определять температуру воды и воздуха.
Содержание рабочей программы
№ п.п | Тема | Кол-во учебных часов(по авторской программе) | Кол-во учебных часов (в рабочей программе) |
1 | ВВЕДЕНИЕ. ПРИРОДА | 4 | 2 |
2 | ВОДА | 15 | 8 |
3 | ВОЗДУХ | 15 | 8 |
4 | ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ | 20 | 10 |
5 | ПОЧВА | 10 | 6 |
6 | ПОВТОРЕНИЕ | 2 | 0 |
Итого: | 66 | 34 |
Сетка рабочих часов на изучение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей мальчика.
Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с их расположением в учебнике «Биология. Неживая природа». Тема «Повторение» не была мною выделена в отдельные часы как в авторской программе, а была органично внесена во все темы, изучаемые по предмету в течение учебного года.
ТЕМА УРОКА | № п/п | Домашнее задание | |||
I | ВВЕДЕНИЕ. ПРИРОДА | 2 | |||
Вводное занятие. Неживая и живая природа. | 1 | 1 | с.5-9, з.5 | ||
Твёрдые тела, жидкости и газы. Для чего изучают природу | 1 | 2 | с.9-13,з.1 | ||
II | ВОДА | 8 | |||
Вода в природе. Вода - жидкость. | 1 | 3 | с. 14-21 3.4-5 | ||
Температура воды и её измерение. Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. | 1 | 4 | С.21-27,з. 1 | ||
Изменение состояния воды при замерзании. Лёд - твёрдое тело. | 1 | 5 | с.27-31 3.1 | ||
Превращение воды в пар. Кипение воды | 1 | 6 | с.31-36 з.4 | ||
Три состояния воды в природе. Вода - растворитель. | 1 | 7 | с.З 7-44,з.3 | ||
Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. | 1 | 8 | с.44-48 з.4 | ||
Нерастворимые в воде вещества. Чистая и мутная вода. | 1 | 9 | с.48-54 зад 2 | ||
Питьевая вода. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. Что мы узнали о воде. | 1 | 10 | с.54-61 з.1 | ||
III | ВОЗДУХ | 8 | |||
Воздух в природе. Воздух занимает место. | 1 | 11 | с.65-70,з.2 | ||
Воздух сжимаем и упруг. Воздух - плохой проводник тепла. | 1 | 12 | с.71-78,з.1-3 | ||
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Тёплый воздух легче холодного. | 1 | 13 | с.78-84,з. 2 | ||
Движение воздуха в природе. Состав воздуха. | 1 | 14 | с.84-91,з.4 | ||
Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека | 1 | с.91-95 3.5 | |||
Углекислый газ. Применение углекислого газа. | 1 | с.95-101 3.4 | |||
Значение воздуха. Чистый и загрязнённый воздух. | 1 | с.101-106 3.1 | |||
Охрана воздуха. Что мы узнали о воздухе. | 1 | с.107-108 3.5 | |||
IV | ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ | 10 | |||
Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Гранит. | 1 | с.111-1193.5 | |||
Известняки. Песок и глина. | 1 | С.119-128 з.З | |||
Горючие полезные ископаемые. Торф. | 1 | с.128-133 3.1 | |||
Каменный уголь. Нефть. Природный газ. | 1 | с.133-143 3.5 | |||
Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. Калийная соль. | 1 | с.143-147 3.2 | |||
Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения | 1 | с.147-150 3.3 | |||
Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Железные руды. | 1 | с. 150-154 з.З | |||
Чёрные металлы. Чугун. Сталь. | 1 | с.155-160 3.1 | |||
Медная и алюминиевая руды. Алюминий. Медь и олово | 1 | с. 160-167 з.З | |||
Что мы узнали о полезных ископаемых. | 1 | с. 170-177 3.6 | |||
V | ПОЧВА | 6 | с.177-181 3.4 | ||
Что называют почвой. Состав почвы. | 1 | с.181-184 3. 1 | |||
Перегной - органическая часть почвы. Песок и глина - минеральная часть почвы. | 1 | с.184-188 3.4 | |||
Минеральные соли в почве. Различие почв по их составу. | 1 | с. 189-193 з.З | |||
Как проходит вода в разные почвы. Испарение воды из почвы. | 1 | Доклад по теме | |||
Весенняя (предпосевная) обработка почвы. Осенняя (основная) обработка почвы | 1 | Доклад по теме | |||
Охрана почв. Что мы узнали о почве. Итоги года | 1 | Не задано |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ФЗК 9 класс для индивидуального обучения
В настоящее время всё большее количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья переводятся на индивидуальное обучение на дому. Тяжело найти программы по ФЗК для учащихся, находящихся н...
Рабочая программа по ФЗК 6 класс для индивидуального обучения
Рабочая программа по ФЗК для учащихся 6 класса, обучающихся индивидуально на дому, составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным ...
Рабочая программа по математике 6 класс для индивидуального обучения на дому школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предлагаемая программа составлена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне категории школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, н...
Рабочая программа по математике 8 класс для индивидуального обучения на дому школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предлагаемая программа составлена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне категории школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, н...
Рабочая программа по литературе. 8 класс.ФГОС (индивидуальное обучение)
Рабочая программа по литературе. 8 класс. ФГОС адресована обучающимся с НОДА (нарушениями опорно-двигательного аппарата) с учётом требований ФГОС для индивидуального обучения....
Рабочая программа по алгебре 9 класса для индивидуального обучения
Рабочая программа по алгеьре адаптирована для надомного обучения учащихся 9 класса. Всего часов – 68. Количество часов в неделю – 2....
Рабочая программа по геометрии 9 класса для индивидуального обучения
Рабочая программа адаптирована для надомного обучения учащихся 9 класса. Всего часов – 34. Количество часов в неделю – 1...