Рабочая программа и КТП по биологии в 7 классе (УОД)
рабочая программа по биологии (7 класс)
Данная рабочая программа по биологии разработана на основе программы по естествознанию (биологии) В.И. Сивоглазова, Т.В.Шевырёвой, Л.В.Кмытюк, В.В. Воронковой программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка биология 7 класс УОД | 30.28 КБ |
КТП биология 7 класс УОД | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Образовательная область, предмет – естествознание (биология), растения. грибы и бактерии.
Данная рабочая программа по биологии разработана на основе программы по естествознанию (биологии) В.И. Сивоглазова, Т.В.Шевырёвой, Л.В.Кмытюк, В.В. Воронковой программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ, на изучение предмета биология отводится 2 часа в неделю (68 часов в год), в авторской программе - 2 часа в неделю, но 66 часов в год.
По учебному плану школы в 7 классе отведено 2 часа в неделю (68 часов в год).
Содержание учебной программы по биологии сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей по усвоению естественнонаучных представлений, знаний о неживой природе, практическому применению этих знаний в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика.
Используемый учебно-методический комплект: программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 224 с.
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ З.А.Клепинина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
Материалом для обучения предмету помимо УМК является: дидактический раздаточный и иллюстративный материал; набор специальной химической посуды для проведения опытов; образцы полезных ископаемых; различных почв, задания графического характера, практические упражнения творческого характера, дидактические игры, рабочая тетрадь по предмету под редакцией З.А.Клепининой.
Программа адресована обучающимся 7 б класса.
Поскольку в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по биологии, который доступен учащимся. В то же время данный учебный предмет для семиклассников является практическим опытом, этапом, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических и других знаний. Ученики должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимости природных явлений, взаимозависимости живых организмов с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё. Такая деятельность учащихся имеет большое значение для коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. Естествоведческие знания помогут детям лучше понимать отношение человека к природе, а в совокупности с практической деятельностью на уроках биологии, географии и трудового обучения помогут эстетически воспринимать и любить её, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ и т.п. Обучение биологии носит элементарно-практический характер. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащимися, программа предусматривает проведение специально организованных опытов и практических работ (свойства воды, почвы, воздуха и пр.). Изучение курса «Растения, грибы, бактерии» начинается со знакомства с зелёными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, которые доступны для чувственного восприятия учащихся, на которых начинают формирование физиологических понятий, свойственных всем живым организмам. Затем изучаются грибы и бактерии. Такая последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися класса.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
- сообщение учащимся общие сведения о строении и жизни растений;
- формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето, смена времён года и др., а также их роль в живой природе;
- проведение экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов);
- воспитание бережного отношения к природе, её ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
- первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними;
- воспитание социально значимых качеств личности;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
- коррекция речи и мышления.
Интеграция с другими предметами:
русский язык, чтение, математика, окружающий мир, природоведение, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), СБО, физическая культура профессионально-трудовое обучение, специально организованные коррекционные занятия, внеклассные мероприятия широкого профиля.
Формы контроля: поурочный опрос, беседы по прочитанному, увиденному, поурочные тестовые задания, составление отчётов по экскурсии и проделанной практической(лабораторной) работе, тестовые контрольные задания.
Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия. Урок биологии активно содействует формированию положительных качеств личности учащихся. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное воображение, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. Так как учеников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространённых и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных, голосеменных, покрытосеменных, цветковых растений и т.п. К концу учебного года планируется, что учащиеся будут ориентироваться в характеристике основных растений огорода, поля, леса и сада. Смогут выделять общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений. Смогут перенести полученные ЗУНы на собственные дачные и садово-огородные участки (под присмотром родных).
Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы и снижены для детей со сложными дефектами развития (Дёминова Максима и Логиновой Дарьи.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
- строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
- некоторые биологические особенности, а также приёмы возделывания наиболее распространённых сельскохозяйственных растений, особенно местных;
- разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
Обучающиеся должны уметь:
- отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
- приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
- различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
- различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
- различать грибы и растения.
Содержание рабочей программы
№ п.п | Тема | Кол-во учебных часов (в авторской программе) | Кол-во учебных часов (в рабочей программе) |
1 | ВВЕДЕНИЕ | 2 | 0 |
2 | РАСТЕНИЯ ВОКРУГ НАС | 0 | 3 |
3 | ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ | 16 | 22 |
4 | МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА | 34 | 39 |
5 | РАСТЕНИЯ – ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ | 0 | 1 |
6 | БАКТЕРИИ | 2 | 1 |
7 | ГРИБЫ | 2 | 2 |
8 | ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ | 3 | 0 |
9 | ЭКСКУРСИЯ | 1 | 0 |
10 | ПОВТОРЕНИЕ | 2 | 0 |
Итого: | 62 | 68 |
В связи с тем, что в авторской программе В.И. Сивоглазова, Т.В.Шевырёвой, Л.В.Кмытюк, В.В. Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем дана частично, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей. Планирование содержания предмета сохранено полностью (по сравнению с авторской программой), при этом отдельные разделы (введение, практические работы, экскурсия, повторение) введены целиком в другие разделы, а не выделены отдельно как в авторской программе. Сокращение на 1 час раздела «Бактерии» произошло потому, что мною был выведен раздел «Растения – живой организм», в составе которого и будет заключён недостающий час раздела рабочей программы.
Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с их расположением в учебнике «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» З.А.Клепининой. При этом хочется отметить, что данный учебник, хоть и заявлен как УМК, соответствующий данной авторской программе, но качественное составляющее предмета оставляет желать лучшего. Темы размыты, частично сокращены, а в разделе «Многообразие растительного мира» темы «Осенние работы в саду и на учебно-опытном участке. Осенняя перекопка почвы»; «Обработка почвы в приствольных кругах плодового дерева»; «Подготовка сада к зиме»; «Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке. Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы»; «Уход за посевами и посадками» с практической работой в саду вообще идут друг за другом, что с практической точки зрения для детей с интеллектуальной недостаточностью неприемлемо. Данные темы должны быть рассмотрены в течение учебного года, в соответствии с сезонными изменениями природы.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование учебного материала на 2016/2017 учебный год
Биология. Растения. Грибы и Бактерии. 7 класс (VIII вид)
Раздел | ТЕМА УРОКА | Кол-во часов | № п/п |
I | РАСТЕНИЯ ВОКРУГ НАС | 3 | |
Разнообразие растений | 1 | 1 | |
Значение растений. | 1 | 2 | |
Охрана растений. | 1 | 3 | |
II | ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ | 22 | |
Строение растения | 1 | 4 | |
Цветок. Строение цветка | 1 | 5 | |
Виды соцветий. | 1 | 6 | |
Опыление цветков. | 1 | 7 | |
Плоды. Разнообразие плодов. | 1 | 8 | |
Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян. | 1 | 9 | |
Семя. Внешний вид и строение семени фасоли | 1 | 10 | |
Строение семени пшеницы | 1 | 11 | |
Условия прорастания семян. | 1 | 12 | |
Определение всхожести семян | 1 | 13 | |
Корень. Виды корней. | 1 | 14 | |
Корневые системы. Значение корня. | 1 | 15 | |
Видоизменение корней. | 1 | 16 | |
Лист. Внешнее строение листа. | 1 | 17 | |
Из каких веществ состоит растение. Образование органических веществ в растении | 1 | 18 | |
Испарение воды листьями. | 1 | 19 | |
Дыхание растений. | 1 | 20 | |
Листопад и его значение. | 1 | 21 | |
Стебель. Строение стебля. | 1 | 22 | |
Значение стебля в жизни растения. | 1 | 23 | |
Разнообразие стеблей. | 1 | 24 | |
Растение – целостный организм. Взаимосвязь частей растения. | 1 | 25 | |
III | МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА | 39 | |
Деление растений на группы. Мхи. | 1 | 26 | |
Папоротники. | 1 | 27 | |
Голосеменные хвойные растения | 1 | 28 | |
Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на классы. | 1 | 29 | |
Однодольные покрытосеменные растения. Злаковые. Общие признаки злаковых. | 1 | 30 | |
Хлебные злаковые культуры. | 1 | 31 | |
Выращивание зерновых. | 1 | 32 | |
Использование злаков в народном хозяйстве. | 1 | 33 | |
Лилейные. Общие признаки лилейных | 1 | 34 | |
Цветочно-декоративные лилейные. | 1 | 35 | |
Овощные лилейные | 1 | 36 | |
Дикорастущие лилейные. Ландыш. | 1 | 37 | |
Двудольные покрытосеменные растения. Паслёновые. Общие признаки паслёновых. | 1 | 38 | |
Дикорастущие паслёновые. Паслён. Овощные и технические паслёновые. Картофель. Выращивание картофеля. | 1 | 39 | |
Овощные паслёновые. Томат. | 1 | 40 | |
Овощные паслёновые. Баклажан и перец. | 1 | 41 | |
Цветочно-декоративные паслёновые. | 1 | 42 | |
Бобовые. Общие признаки бобовых. | 1 | 43 | |
Пищевые бобовые растения. | 1 | 44 | |
Фасоль и соя – южные бобовые культуры. | 1 | 45 | |
Кормовые бобовые растения. | 1 | 46 | |
Розоцветные. Общие признаки розоцветных. | 1 | 47 | |
Шиповник – растение группы розоцветных. | 1 | 48 | |
Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня. | 1 | 49 | |
Плодово-ягодные розоцветные. Груша. | 1 | 50 | |
Плодово-ягодные розоцветные. Вишня. | 1 | 51 | |
Плодово-ягодные розоцветные. Малина | 1 | 52 | |
Плодово-ягодные розоцветные. Земляника. | 1 | 53 | |
Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры. | 1 | 54 | |
Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. | 1 | 55 | |
Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник. | 1 | 56 | |
Календула и бархатцы – однолетние цветочно-декоративные сложноцветные. | 1 | 57 | |
Маргаритка и георгин – многолетние цветочно-декоративные сложноцветные. | 1 | 58 | |
Уход за комнатными растениями. Перевалка комнатных растений. Пересадка комнатных растений. | 1 | 59 | |
Осенние работы в саду и на учебно-опытном участке. Осенняя перекопка почвы. | 1 | 60 | |
Обработка почвы в приствольных кругах плодового дерева. | 1 | 61 | |
Подготовка сада к зиме. | 1 | 62 | |
Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке. Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. | 1 | 63 | |
Уход за посевами и посадками. | 1 | 64 | |
IV | РАСТЕНИЯ – ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ | 1 | |
Растения – живой организм. | 1 | 65 | |
V | БАКТЕРИИ | 1 | |
Бактерии. | 1 | 66 | |
VI | ГРИБЫ | 2 | |
Строение грибов. | 1 | 67 | |
Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы. | 1 | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Общая биология» 10 класс, базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе федерального Государственного образовательного стандарта, Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (...
Рабочая программа и планирование по биологии 10 класс 1 час
Рабочая программа и планирование для старшей школы при одном часе биологии....
Рабочая программа и планирование по биологии 11 класс 1 час
Рабочая программа и планирование для старшей школы при одном часе в неделю в общеобразовательных классах....
Рабочая программа по изучению курса «Биология – 8 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю 34 часа)
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной ...
Рабочая программа по изучению курса «Биология- 8 класс» Индивидуальное обучение по программе СКОУ VIII вид ( 1час в неделю 34часа)
Рабочая программа составлена на основе программы по биологии В.В.Воронковой, Т.М.Лифановой, С.А.Кустовой для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовате...
Рабочая программа по изучению курса «Биология- 9 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю, 34 часа)
Рабочая программа по биологии составлена на основе программы Федерального базисного плана. «Природоведение. Биология. Естествознание.» сборник нормативно-правовых документов и методических мате...
Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс. "Современные теории биологии".
Курс рассчитан на 17 часов....