Рабочая программа и планирование по биологии 11 класс 1 час
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме
Рабочая программа и планирование для старшей школы при одном часе в неделю в общеобразовательных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_i_planirovanie_po_biologii_11_klass_1_chas.docx | 50.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов биологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Данная программа реализуется
- С помощью учебника: В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова «Биология Общая биология 10-11 классы», который включен в Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) МОП РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях. Приказ от 24 декабря 2010г. № 2080 «об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющие государственную аккредитацию на 2011-2012гг»
- С использованием методического сопровождения подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов с участием ТЭК (сайт ФИПИ – демоверсия 2012г.)
- С использованием УМК к линии учебника В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова
- Авторских программ: В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова
к линиям учебников (УМК), рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждения
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию
биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания. Клетка. Организм. Вид. Экосистемы. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (6 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.
Цели
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными
источниками информации;
• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования РФ.
Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 68 часов, в том числе в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
В базовую программу были внесены следующие изменения:
1. На раздел «Вид» отводится 19 часов и включается 4 темы: « История эволюционных идей», «Современное эволюционное учение», «Происхождение жизни на Земле», «Происхождение человека».
2. На раздел « Экосистемы» отводится 15 часов из-за лабораторных работ и повторения материала предидущих лет обучения.
Разделы «Биосфера» и «Основы экологии» объединились по причине взаимопроникновения материала этих тем.
Распределение учебного материала по темам и часам:
11 класс | ||
История эволюционных идей | 4 | |
Современное эволюционное учение | 8 | |
Происхождение жизни на Земле | 3 | |
Происхождение человека | 4 | |
5. | Экологические факторы | 4 |
6. | Структура экосистем | 6 |
7. | Биосфера – глобальная экосистема | 2 |
8. | Биосфера и человек | 3 |
Итого | 34 |
История эволюционных идей (4 ч)
История эволюционных идей. Значение биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Демонстрация
карты – схемы маршрута путешествия Ч.Дарвина; гербарных материалов; коллекций, фотографий и других материалов, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.
Современное эволюционное учение (8 ч)
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.
Демонстрация
схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.
Лабораторные и практические работы
1. Описание особей вида по морфологическому критерию.
2 .Выявление изменчивости у особей одного вида.
3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (при наличии времени).
Происхождение жизни на Земле (3 ч)
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина – Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Демонстрация
Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.
Лабораторные и практические работы
4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Экскурсия
История развития жизни на Земле (Дарвиновский музей).
Происхождение человека (4ч)
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира
( класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные
этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Демонстрация
Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.
Лабораторные и практические работы
5. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
6.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Экскурсия
Происхождение и эволюция человека (музей при возможности).
Экологические факторы (4ч)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Демонстрация
Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.
Структура экосистем (6ч)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.
Демонстрация
схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.
Лабораторные и практические работы
7.Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) в экосистеме.
8.Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
9.Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Экскурсия
Искусственные экосистемы (парк или сквер школы).
Биосфера – глобальная экосистема (2 ч)
Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).
Демонстрация
Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.
Биосфера и человек (3ч)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Демонстрация
Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.
Лабораторные и практические работы
11.Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.
12.Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.
Заключение (1 час).
Личностные результаты
1) реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметные результаты.
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты.
I. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
1) характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
2) выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и искусственного отборов, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере);
3) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости с мены экосистем;
4) привидение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
5) умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
6) решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
7) описание особей вида по морфологическому критерию;
8) выявление изменчивости, приспособление организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
9) сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других млекопитающих, природные экосистемы, и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
II. В ценностно-ориентационной сфере:
1) анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождение жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;
2) оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
III В сфере трудовой деятельности:
Овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.
IV В сфере физической деятельности:
Обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.
Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и число уроков, отводимых на данный раздел. | Основное содержание темы. | Характеристика основных видов деятельности учащихся. |
Раздел 1. Вид (19 часов) | ||
История эволюционных идей (4 часа). | Доказательства эволюции живой природы. Развитие эволюционных идей. Значения работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционные теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картины мира. | Характеризовать содержание эволюционной теории Ч. Дарвина. Объяснять вклад эволюционной теории в формирование современной естественно-научной картины мира. Вклад К.Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина в развитие биологической науки. |
Современное эволюционное учение (8 часов). | Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. | Выделять существенные признаки вида, процессов естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов. Объяснить причины эволюции, изменяемости видов. Приводить доказательства (аргументация) родства живых организмов на основе положений эволюционного учения; необходимости сохранения многообразия видов. Описывать особи вида по морфологическому критерию. Сравнивать естественный и искусственный отборы и делать выводы на основе сравнения. Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания. |
Происхождение жизни на Земле (3 часа). | Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнения живых организмов на земле в процессе эволюции. | Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни. Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни. Находить информацию о гипотезах происхождения жизни в различных источниках и оценивать её. |
Происхождение человека (4 часа) | Гипотеза происхождения человека. Доказательства родства человека в млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение и единство человеческих рас. | Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека. Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы происхождения человека. Находить информации о происхождении человека в разных источниках и оценивать её. |
Раздел 2. Экосистемы (15 часов) | ||
Экологические факторы (4 часа). | Экологические факторы, их значения в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша. | Объяснять влияние экологических факторов на организмы. Приводить доказательства (аргументация) взаимосвязей организмов и окружающей среды. Выявлять приспособления у организмов к влиянию различных экологических факторов. |
Структура экосистем (6часов). | Видовая и пространственная структура экосистемы. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Агроэкосистемы. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. | Выделять существенные признаки экосистем, процесса круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере. Объяснять причины устойчивости и смены экосистем. Приводить доказательства (аргументация) единства живой и неживой природы с использованием знаний о круговороте веществ. Уметь пользоваться биологической терминологией и символикой. Составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания). Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности, изменения в экосистемах на биологических моделях. Сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе сравнения. |
Биосфера – глобальная экосистема (2 часа) | . Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. | Характеризовать содержание учения В.И. Вернадского о биосфере, его вклад в развитие биологической науки. |
Биосфера и человек (3 часа) | Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде | Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; биологическую информацию о глобальных экологических проблемах, получаемую из разных источников; целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающей среде. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах. Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению экологических проблем. Обосновывать правила поведения в природной среде. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № в теме | Дата | Тема урока | Практическая часть | Примене ние ТСО и ИКТ | Подго товка к ЕГЭ | Дом. задание |
История эволюционных идей – 4 часа | |||||||
1. | 1. | История представлений об эволюции живой природы. | Презента ция | 6.2 | § 4.1 | ||
2. | 2. | Развитие биологии в додарвиновский период. | Видеофраг мент | § 4.2;4.3 | |||
3. | 3. | Эволюционная теория Ч.Дарвина. | Презента ция | 6.2 | § 4.4 | ||
4. | 4. | Роль эволюционной теории в формировании современной картины мира. | тестирование | Презента ция | 6.2 | Стр.216, записи | |
Современное эволюционное учение – 8 часов | |||||||
5. | 1. | Вид, его критерии | Лабора торная раб.№1 | Презента ция | 6.1 | § 4.5 | |
6. | 2. | Популяция – структурная единица вида. | Лабора торная раб. №2 | 6.3 | § 4.6; 4.7 - обзорно | ||
7. | 3. | Движущие силы эволюции (мутационный процесс, популяционные волны, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции). | Презента ция | 6.4 | § 4.8 | ||
8. | 4. | Движущий и стабилизирующий естественный отбор. | Презента ция | 6.4 | § 4.9 | ||
9. | 5. | Адаптации организмов к условиям обитания. | Лабора торная раб.№3 | видеофрагмент | 6.3 | § 4.10 | |
10. | 6. | Видообразование, способы и пути видообразования. | видеофрагмент | 6.2 | § 4.11 | ||
11. | 7. | Сохранение многообразия видов, причины вымирания (биологический прогресс и регресс). | видеофрагмент | 6.4 | § 4.12 | ||
12. | 8. | Доказательства эволюции органического мира. | Презента ция | 6.2 | § 4.13 | ||
Происхождение жизни на Земле – 3 часа | |||||||
13. | 1. | Развитие представлений о возникновении жизни. | тестирование | Презента ция | 6.2 | § 4.14 | |
14. | 2. | Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина – Холдейна. | Лабора торная раб.№4 | Презента ция | 6.2 | § 4.15 | |
15. | 3. | Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | видеофрагмент | 6.4 | § 4.16 | ||
Происхождение человека – 4 часа | |||||||
16. | 1. | Гипотезы происхождения человека. | Лабора торная раб.№5 | Презента ция | 6.2 | § 4.17 | |
17. | 2. | Положение человека в системе животного мира. | Лабора торная раб.№6 | 6.5 | § 4.18 | ||
18. | 3. | Эволюция человека, основные этапы. | Презента ция | 6.5 | § 4.19 | ||
19. | 4. | Расы человека. Видовое единство человечества. | видеофрагмент | 6.5 | § 4.20 | ||
Экологические факторы – 4 часа | |||||||
20. | 1. | Организм и среда. Предмет и задачи экологии. | тестирование | видеофрагмент | 7.1 | § 5.1 | |
21. | 2. | Экологические факторы среды, их значение в жизни организмов. | Презента ция | 7.1 | § 5.2 | ||
22. | 3. | Взаимоотношения между организмами. | Презента ция | 7.2 | записи | ||
23. | 4. | Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. | Презента ция | 7.2 | § 5.3 | ||
Структура экосистем – 6 часов | |||||||
24. | 1. | Видовая и пространственная структура экосистемы. | тестирование | Презента ция | 7.2 | § 5.4 | |
25. | 2. | Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. | Лабора торная раб.№7 | Презента ция | 7.3 | § 5.5 | |
26. | 3. | Причины устойчивости и смены экосистем. | Презента ция | 7.2 | § 5.6 | ||
27. | 4. | Влияние человека на экосистемы. | Лабора торная раб.№8 | видеофрагмент | 7.1 | § 5.7, стр.333-334, записи | |
28. | 5. | Искусственные сообщества – агроценозы. | Лабора торная раб.№9 | Презента ция | 7.1 | § 5.7, стр.334-335, записи | |
29. | 6. | Искусственные экосистемы (парк или сквер школы). | Экскур сия | 7.2 | отчёт | ||
Биосфера – глобальная экосистема – 2 часа | |||||||
30. | 1. | Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. | тестирование | Презента ция | 7.4 | § 5.8 | |
31. | 2. | Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. | Презента ция | 7.4 | § 5.9 | ||
Биосфера и человек – 3 часа | |||||||
32. | 1. | Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | Лабора торная раб. №10 | Презента ция | 7.2 | § 5.10 | |
33. | 2. | Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. | Лабора торная раб. №11 | видеофрагмент | 7.1 | § 5.11 | |
34. | 3. | Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. | тестирование | Презента ция | 7.5 | Не задано | |
35. | Заключительный урок. | Не задано |
Формы и методы контроля
Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки тестирования, лабораторные работы, самостоятельные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Учебно-методическое сопровождение
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005. -368 с;
а также методических пособий для учителя:
- Козлова Т. А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2006. - 140 с;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
- Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
- Козлова ТА., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
- Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;
- Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;
- Фросин В. /-/., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
для учащихся:
- Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
- Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.
Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:
- Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. - 240с;
- Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное
пособие»); - Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/J.B. Иванова, ГС. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);
- Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997.- 96с;
- Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
- Сухова Т. С, Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2005. -171с;
- Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. суглубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с: ил.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и планирование по биологии 10 класс 1 час
Рабочая программа и планирование для старшей школы при одном часе биологии....
Рабочая программа и планирование по биологии 11 класс 2 часа
Для общеобразовательных классов по 2-х часовой программе....
Рабочее календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 7 класс
Календарно-тематическое планирование курса биологии 7 класс по ФГОС линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под ...
Рабочее календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 8 класс
Рабочее календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 8 класс...
рабочая программа и планирование "Обществознание" 8 класс, учебник Соболева О.Б
Настоящая рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 8-х классов общеобразовательной школы. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (ос...
Рабочая программа + тематическое планирование. МАТЕМАТИКА 5 класс МЕРЗЛЯК
Рабочая программа и поурочное планирование учебного материала. МАТЕМАТИКА 5 класс. Мерзляк...
Рабочая программа дополнительного образования "Юный биолог" класс по ФГОС
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситу...