Рабочая программа и планирование по биологии 10 класс 1 час
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме
Рабочая программа и планирование для старшей школы при одном часе биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса авторов И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М. Дрофа, 2009.)
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии 1 часа в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10-11 классы).
Изучение курса «Биология» в 10 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.
При двухгодичном курсе биологии в 10 классе изучаются разделы «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», а в 11 классе – «Вид», «Экосистемы». Резервное время в количестве 8 часов, предусмотренное в программе, использовано на проведение экскурсий и обобщающих уроков, которые позволяют обобщить и систематизировать знания, а также применить умения приобретенные на уроках.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2008. – 254 с), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
На изучение биологии на базовом уровне отводится в 10 классе - 35 . Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
- освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биопогической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при осуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в воде.
Личностные результаты
1) реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметные результаты.
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты.
I. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
1) характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
2) выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и искусственного отборов, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере);
3) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости с мены экосистем;
4) привидение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
5) умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
6) решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
7) описание особей вида по морфологическому критерию;
8) выявление изменчивости, приспособление организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
9) сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других млекопитающих, природные экосистемы, и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
II. В ценностно-ориентационной сфере:
1) анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождение жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;
2) оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение
направленное изменение генома).
III В сфере трудовой деятельности:
Овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.
IV В сфере физической деятельности:
Обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1
Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)
Тема 1.1
Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1 час)
Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.
- Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук ».
Основные понятия. Биология. Жизнь.
Тема 1.2
Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы (2 часа)
Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованна иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Основные уровни организации живой материи. Meтоды познания живой природы.
- Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».
- Основные понятия. Свойства жизни. Уровни организации живой природы. Методы познания живой материи.
РАЗДЕЛ 2
Клетка (11 часов)
Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория (1 час)
Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
- Демонстрация. Схема «Многообразие клеток».
- Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.
Тема 2.2 Химический состав клетки (4 часа)
Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.
Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.
- Демонстрация. Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».
- Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация ДНК.
Тема 2.3 Строение эукариотической и прокариотической клеток (3 часа)
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток
.Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.
Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.
Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
- Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки».
- Демонстрация. Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа».
■ Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.
Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)*.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
- Основные понятия. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Прокариотическая клетка, бактерия. Основные понятия.
- Вирус, бактериофаг.
Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке (1 час)
ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.
■ Демонстрация. Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка».
■ Основные понятия. Генетический код, триплет, ген. Транскрипция, трансляция, матричный синтез.
РАЗДЕЛ 3
Организм {10 часов)
Тема 3.1 Организм — единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)
Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.
- Демонстрация. Схема «Многообразие организмов».
- Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточные организмы.
Тема 3.2 Обмен веществ и превращение энергии (2 часа)
Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.
Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.
- Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке».
- Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез.
Тема 3.3 Размножение (4 часа)
Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.
Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
- Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».
- Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.
Тема 3.4 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 часа)
Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.
- Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.
- Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом). Этапы эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни.
Раздел 4.
Основы генетики и селекции (11 часов)
Тема 3. Наследственность и изменчивость (7 часов)
Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.
Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.
Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.
Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.
Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
■ Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.
■ Лабораторные и практические работы
Составление простейших схем скрещивания*.
Решение элементарных генетических задач*.
Изучение изменчивости.
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.
■ Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.
Тема 3.6 Основы селекции. Биотехнология (2 часа)
Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.
Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
- Демонстрация. Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.
- Экскурсия
Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма, селекционная станция, сельскохозяйственная выставка).
■ Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
■ Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы.
Содержание курса
Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы и число уроков, отводимых на данный раздел. | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания. | ||
Биология как наука. Методы научного познания(1ч.) | Биология. Связи биологии с другими науками. Современная естественно-научная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира. Методы познания живой природы: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование. | Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира. |
Объект изучения биологии (2ч.). | Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Общие признаки биологических систем | Выделять существенные признаки живой природы и биологических систем (клетки, организма, вида, экосистем). |
Раздел 2. Клетка. | ||
Клеточная теория (1ч.). | Цитология – наука о клетке. Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М.Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира. | Характеризовать содержание клеточной теории. Объяснять вклад клеточной теории в формирование современной естественно-научной картины мира; вклад учёных – исследователей клетки в развитие биологической науки. Приводить доказательства (аргументация) родства живых организмов с использованием положений клеточной теории. |
Химический состав клетки (4ч.). | Неорганические (вода, минеральные соли) и органические (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) вещества, их роль в клетке и организме человека. Удвоение молекулы ДНК. | Приводить доказательства (аргументация) единства живой и неживой природы на примере сходства их химического состава. Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения. Ставить эксперименты по определению каталитической активности ферментов и объяснять их результаты. |
Клетка – структурная единица живого (3ч.). | Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, из функции. Ядро. Хромосомы. Гомологочные и негомологичные хромосомы. Многообразие клеток: доядерные и ядерные клетки; соматические и половые клетки. Вирусы – неклеточные формы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. | Выделять существенные признаки строения клетки, хромосом, доядерных и ядерных клеток, половых и соматических клеток. Уметь пользоваться цитологической терминологией. Обосновывать меры профилактики вирусных заболеваний. Находить информацию о вирусных заболеваниях в разных источниках, анализировать и оценивать их. |
Клетка – функциональная единица живого (2ч.). | Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический и пластический обмен, их сущность и значение. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Сущность и значение фотосинтеза. | Выделить существенные признаки гена, обмена веществ и превращений энергии в клетке. |
Клетка – генетическая единица живого (1ч.). | Жизненный цикл клетки. Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. | Выделить существенные признаки процесса деления клетки. Приводить доказательства (аргументация) родства живых организмов используя знания о геноме. |
Раздел 3. Организм. | ||
Организм – единое целое (1ч.). | Организм. Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. | Выделить существенные признаки одноклеточных и многоклеточных организмов. |
Обмен веществ и превращение энергии (2ч.). | Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. Фотосинтез. Типы питания. Автотрофы. Гетеротрофы. | Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме. |
Размножение организмов (4ч.). | Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. | Выделять существенные признаки процессов размножения и оплодотворения. Сравнивать половое и бесполое размножение и делать выводы на основе сравнения. |
Индивидуальное развитие организмов (2ч.). | Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Индивидуально развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; причины нарушений развития организмов. Сравнивать зародыши человека и других млекопитающих и делать выводы на основе сравнения. Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью, последствия влияния факторов риска на здоровье. Обосновывать меры профилактики вредных привычек. |
Раздел 4. Основы генетики и селекции. | ||
Наследственность и изменчивость – свойства организмов (7ч.) | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Генетические карты. Значения генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации, их причины. Влияние мутагенов на организм человека. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. | Характеризовать содержание закономерностей наследования, установленных Г. Менделем, хромосомные теории наследственности; современных представлений о гене и геноме, закономерностей изменчивости. Объяснять вклад Г. Менделя в развитие биологической науки, установленных им закономерностей в формирование современной естественно-научной картины мира; причины наследственных и ненаследственных изменений, влияния мутагенов на организм человека, наследственных заболеваний, мутаций. Приводить доказательства (аргументация) родства живых организмов на основе положений генетики. Уметь пользоваться генетической терминологией и символикой. Решать элементарные генетические задачи. Составлять элементарные схемы скрещивания. Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно). |
Генетика – теоретическая основа селекции (2ч.) | Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственные отбор. Биотехнология, её достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома, искусственное оплодотворение). | Характеризовать Н.И. Вавилова в развитие биологической науки. Выделять существенные признаки процесса искусственного отбора. Оценивать этически аспекты некоторых исследований в области биотехнологии. |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Номер в теме | Дата | Тема урока | Лаборатор- ные,прак- тические,зачёты, тесты | Применение ТСО и ИКТ | Подготовка к ЕГЭ | Дом. задание |
Раздел 1.Биология как наука. Методы научного познания (3 ч.) | |||||||
1 | 1 | Биология- наука о живой природе | Видеофрагмент | 1.1 | Введение,§1.1 | ||
2 | 2 | Уровни организации живой материи | 1.2 | §1.3 | |||
3 | 3 | Основные свойства живого | Тестирова- ние | Видеофрагмент | 1.2 | §1.2 | |
Раздел 2. Клетка (11 ч.) | |||||||
4 | 1 | История изучения клетки. Клеточная теория | 2.1 | § 2.1 | |||
5 | 2 | Химический состав клетки | 2.3 | §2.2 | |||
6 | 3 | Неорганические вещества клетки. | 2.3 | § 2.3 | |||
7 | 4 | Органические вещества клетки. Липиды. Углеводы. | 2.3 | §2.4 | |||
8 | 5 | Органические вещества клетки. Белки. Нуклеиновые кислоты. | Тестирова- ние | Видеофрагмент | 2.3 | §2.5; 2.6 | |
9 | 6 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. «Наблюдение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах.» | Лабораторная работа №1 | 2.4 | §2.7 | ||
10 | 7 | Клеточное ядро. Хромосомы. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». | Лабораторная работа №2 | 2.4 | §2.8 | ||
11 | 8 | Прокариотическая клетка. Вирусы. | презентация | 2.4 | §2.9; 2.11 | ||
12 | 9 | Реализация наследственной информации в клетке. « Сравнение строения клеток растений и животных.» | Лабораторная работа №3 | 2.6 | §2.10 | ||
13 | 10 | Клетка-сложная структура. | зачёт | 2.7 | Не задано | ||
Раздел3. Организм (10 ч.) | |||||||
14 | 1 | Организм- единое целое. Многообразие организмов. | 3.1 | §3.1 | |||
15 | 2 | Энергетический обмен. | видеофрагмент | 2.5 | §3.2 | ||
16 | 3 | Пластический обмен. Фотосинтез. | видеофрагмент | 2.5 | §3.3 | ||
17 | 4 | Деление клетки. Митоз. | Видеофрагмент | 2.7 | §3.4 | ||
18 | 5 | Размножение: бесполое и половое. | семинар | 3.2 | §3.5 | ||
19 | 6 | Образование половых клеток. Мейоз. | 2.7 | §3.6 | |||
20 | 7 | Оплодотворение. | видеофрагмент | 3.2 | §3.7 | ||
21 | 8 | Индивидуальное развитие организмов. | 3.3 | §3.8 | |||
22 | 9 | Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. | Презентация | 3.3 | §3.9 | ||
23 | 10 | Процессы жизнедеятельности организмов | Тестирова- ние | 3.3 | |||
Раздел4. Основы генетики и селекции (11 ч.) | |||||||
24 | 1 | История представлений о наследственности и изменчивости | 3.4 | §3.10 | |||
25 | 2 | Закономерности наследования признаков. I Закон Менделя. | Видеофрагмент | 3.5 | §3.11 | ||
26 | 3 | Дигибридное скрещивание. «Составление простейших схем скрещивания». | Практичес- кая работа №1 | видеофрагмент | 3.5 | §3.12 | |
27 | 4 | Хромосомная теория наследственности. «Решение элементарных генетических задач.» | Практичес- кая работа №2 | 3.4 | §3.13 | ||
28 | 5 | Генотип как целостная система | Тестирова- ние | видеофрагмент | 3.5 | §3.14 | |
29 | 6 | Генетика пола | видеофрагмент | 3.5 | §3.15 | ||
30 | 7 | Изменчивость. «Изучение изменчивости.» | Практичес- кая работа №3 | 3.6 | §3.16 | ||
31 | 8 | Генетика и здоровье человека | 3.7 | §3.17 | |||
32 | 9 | Селекция: основные методы и достижения.Биотехнология. | видеофрагмент | 3.8 3.9 | §3.18; §3.19 | ||
33 | 10 | Основы генетики и селекции | зачёт | 3 | Не задано | ||
34 | 11 | Обобщающий урок по курсу | Не задано |
Формы и методы контроля
Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки тестирования, лабораторные работы, самостоятельные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Учебно-методическое сопровождение
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой,Е.Т.Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень.10-11» Москва «Дрофа» 2009
а также методических пособий для учителя:
- В.И. Сивоглазов, Т.С. Сухорукова, Т.А. Козлова «Биология. Общие закономерности» Книга для учителя. М., «Школа-Пресс», 1996
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. – М. Дрофа, 2009
- Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М. Дрофа, 2006
дополнительной литературы для учащихся:
- Д.К.Беляев, Г.М. Дымшиц «Общая биология» учебник для 10-11 класса, М., «Просвещение», 2003
- Биологический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1989
- Биология. Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина. М., Медицина, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/29/picture-228918-1372521704.jpg)
Рабочая программа и планирование по биологии 11 класс 1 час
Рабочая программа и планирование для старшей школы при одном часе в неделю в общеобразовательных классах....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/29/picture-228918-1372521704.jpg)
Рабочая программа и планирование по биологии 11 класс 2 часа
Для общеобразовательных классов по 2-х часовой программе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/04/picture-293290-1409853510.jpg)
Рабочее календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 7 класс
Календарно-тематическое планирование курса биологии 7 класс по ФГОС линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/04/picture-293290-1409853510.jpg)
Рабочее календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 8 класс
Рабочее календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 8 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/08/picture-930259-1496916655.jpg)
рабочая программа и планирование "Обществознание" 8 класс, учебник Соболева О.Б
Настоящая рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 8-х классов общеобразовательной школы. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (ос...
Рабочая программа + тематическое планирование. МАТЕМАТИКА 5 класс МЕРЗЛЯК
Рабочая программа и поурочное планирование учебного материала. МАТЕМАТИКА 5 класс. Мерзляк...
Рабочая программа дополнительного образования "Юный биолог" класс по ФГОС
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситу...
Комментарии
рабочая программа
Уважаемая Тамара Дмитриевна! Я ознакомилась с вашей программой. У меня примерно такая же по 10-11 классам, при одном часе, этих же авторов. Это говорит о большом опыте работы. Молодым учителям можно смело ее брать и реализовывать в своей работе, внося свои коррективы.
Я с Вами абсолютно согласна в
Я с Вами абсолютно согласна в том, что молодым учителям это будет большим подспорьем. Именно для этого я её и выложила.