Рабочая программа учебного предмета «Общая биология» 10 класс, базовый уровень
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Надехина Ольга Геннадиевна

 

Рабочая программа  составлена на основе федерального Государственного образовательного стандарта,  Программы среднего  (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б. Агафоновой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Захаровой, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2008.-138с

В  курсе Общей биологии нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования:

·         Освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно научной картины мира; о методах научного познания;

·         Овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

·         Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

·         Воспитание: убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

·         Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, негативное отношение к вредным привычкам.

 

Количество учебных часов 34 (1 час в неделю) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_kl_biologiya.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

РАССМОТРЕНО                                            СОГЛАСОВАНО                                            УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО                                               Замдиректора                                                           Директор

    учителей                                                                по УВР                                                         МОУ СОШ №3

естественного цикла                                             Никишина Ж.А.                                              Бутова В.Д.

Прот. № _________                                              ______________                                               ____________ от_______2011 г.                                                  _______________                                             ____________                            

 

Рабочая программа учебного предмета  «Общая биология»

 10 класс, базовый уровень

2011-2012 учебный год

Разработана

Надехиной  Ольгой Геннадиевной

учителем биологии высшей

квалификационной категории 

 г.Ногинск 2011 г

       

         Пояснительная записка.

Рабочая программа  составлена на основе федерального Государственного образовательного стандарта,  Программы среднего  (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б. Агафоновой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Захаровой, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2008.-138с

В  курсе Общей биологии нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования:

  1. Освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно научной картины мира; о методах научного познания;
  2. Овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  4. Воспитание: убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  5. Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, негативное отношение к вредным привычкам.

Количество учебных часов 34 (1 час в неделю)

Содержание программы:

Введение - 1 ч

Раздел 1.Биология как наука. Методы научного познания -  3 ч

Раздел 2. Клетка - 11 ч

Раздел 3. Организм - 18 ч

Резервное время - 1 ч

Количество учебных часов сокращено на 1 час за счёт резервного времени, потому что с 20 декабря по 26 декабря проводится зачётная неделя в 10-11 классах (Локальный акт «Положение о промежуточной аттестации за первое полугодие обучающихся 10-11 классов в форме зачётной недели»)

Календарно-тематическое планирование

Плановые сроки прохожде

ния

Тема урока

Требования к уровню подготовки обучающихся:

УМЕТЬ  ЗНАТЬ

Скорректированные сроки прохожде

ния

Домаш

нее задание

1

08.09

1 четверть

Введение. Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете биологии. Повторение изученного в 9 классе.

Технику безопасности

 с.3.

Тв.раб. Учёные-биологи

Раздел 1.Биология как наука. Методы научного познания - 3 ч

2

15.09

Биология – наука о жизни. Краткая история развития биологии. Связи биологии с другими науками.

Называть естественные науки, составляющие биологию

с.4-11

3

22.09

Сущность жизни и свойства живого

Давать определение понятия «жизнь»; основные свойства живого

с.11-15

4

29.09

Уровни организации живой материи. Методы познания живой материи Обобщение знаний по теме.

Проверочный тест.

Перечислять уровни организации живой материи, характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях организации; выделять основные признаки понятия «биологическая система»

с.15-21

Раздел 2. Клетка - 11 ч

5

06.10

История изучения клетки. Клеточная теория. Химическая организация клетки.

Давать определения ключевым понятиям. Называть положения клеточной теории, приводить доказательства. Сравнивать хим.состав тел живой и неживой природы.

с.24-33

6

13.10

Неорганические вещества клетки.

Органические вещества клетки.

Липиды – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии.

Давать определения ключевым понятиям. Описывать элементарный состав и функции, приводить примеры

с.33-38

7

20.10

Углеводы. Особенности строения, функции. Моно и дисахариды.

Давать определения ключевым понятиям. Описывать элементарный состав и функции, приводить примеры

с.41-44

8

27.10

Строение белков. Функции.

Давать определения ключевым понятиям. Описывать элементарный состав и функции, приводить примеры

с.44-47

9

03.11

Нуклеиновые кислоты.

Строение и функции ДНК  и  РНК.

Решение задач по молекулярной биологии.

Проверочная работа

Давать определения ключевым понятиям. Описывать элементарный состав и функции, приводить примеры

с.47-52

10

17.11

2 четверть

Строение и функции эукариотической клетки. Мембранный принцип организации

Давать определения ключевым понятиям. Называть мембранные и не мембранные органоиды

с.53-58

11

24.11

Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.

Строение клеточного ядра. Хромосомы.

Давать определения ключевым понятиям. Называть мембранные и не мембранные органоиды клетки

с.58-68

12

1.12

Строение и функции прокариотической клетки.

Давать определения ключевым понятиям. Называть мембранные и не мембранные органоиды клетки, формы бактериальных клеток, экологическую роль бактерий клетки

с.68-73

13

8.12

Реализация наследственной информации в клетке. Генетический код.

Практическая работа «Решение задач по молекулярной генетике»

Давать определения ключевым понятиям. Описывать строение ядра, функции структурных компонентов ядра, прогнозировать последствия для жизнедеятельности клетки нарушения функций её органоидов. Решать задачи.

с.73-79

14

15.12

Неклеточная форма жизни: Вирусы.

Вирусы-возбудители болезней. СПИД. Здоровье человека. Видеофильм.

Описывать процесс проникновения вируса в клетку и его воздействия на клетку. Использовать приобретённые знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний.

с.81-85

15

22.12

Клетки растений и животных.

 Особенности строения.

Обобщающий урок по теме «Клетка».

Тест «Основы цитологии»

Проверочное письменное домашнее задание

Приводить доказательства различий в строении клеток растений и животных. Давать определения ключевым понятиям. Называть мембранные и не мембранные органоиды клетки

85-87

16

Резервный урок. Зачётная неделя

3 четверть

Раздел 3. Организм – 18 ч

17

Организм – единое целое.

Метаболизм – основа существования живых организмов.

Энергетический обмен.

Определения. Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов, называть их отличия.

Объяснять роль АТФ в обмене веществ  клетки, называть этапы энергетического обмена, сущность обмена веществ.

с.90-98

Проект «Здоровье»

18

Пластический обмен.

Фотосинтез.

Определения. Описывать типы питания живых организмов. Приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов, сущность фотосинтеза.

98-102

19

Жизненный цикл клетки.

Деление клетки. Митоз.

Тест

Определения. Описывать процесс удвоения ДНК, последовательность митоза, биологическое значение митоза.

102-107

20

Типы размножения организмов.

Бесполое размножение.

Определения. Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы, сравнивать бесполое размножение и половое.

108-111

21

Половое размножение организмов. Образование половых клеток.

Мейоз.

Оплодотворение.

Выделять отличия мейоза от митоза, описывать строение половых клеток, стадии гаметогенеза.

111-124

22

Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез человека.

Репродуктивное здоровье.

Определения. Называть периоды онтогенеза, причины нарушения развития организмов.

124-136

23

Основы генетики.

Закономерности наследования.

 Моногибридное скрещивание.

Определения. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.

140-146

24

Дигибридное скрещивание.

 Практическая работа «Решение задач на законы Менделя»

Определения. Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания, формулировать закон независимого наследования. Решать задачи.

146-150

25

Хромосомная теория наследственности.

 Сцепленное наследование генов.

Современные представления о гене и геноме.

Определения, формулировать и  объяснять сущность закона сцепленного наследования, причины нарушения сцепления, биологическое значение перекреста хромосом.

С.150-157

26

Генетика пола.

Наследование признаков, сцепленных с полом. Практическая работа «Решение задач на сцепленное наследование генов»

Определения. Описывать строение гена эукариот, приводить примеры взаимодействия генов. Решать задачи.

С.158-164

27

Ненаследственная (модификационная) изменчивость.

Определения. Называть виды изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций

С.164-166

28

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

Определения. Называть виды изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций

С.166-169

29

Мутации. Мутагенные факторы. Закономерности изменчивости.

Определения. Называть виды изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций

С.167-169

30

Генетика и здоровье человека.

Урок – конференция. «Здоровье человека».

Уметь работать в группе, кратко аргументировано излагать тему. Презентация.

С.170-176

31

Селекция.  

Центры происхождения культурных растений.

Сорт и порода.

Определения. Называть основные методы селекции растений и животных. Характеризовать роль учения Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений для развития селекции.

С.176-180

32

Основные методы селекции. Видеофильм. Селекция микроорганизмов. Урок-конференция. Достижения и основные направления современной селекции.

Тест.

Определения. Называть основные методы селекции растений и животных.

С.180-183

33

Биотехнология. Достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Этические аспекты развития биотехнологии.

Определения. Приводить примеры промышленного получения и использования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Называть проблемы и трудности генной инженерии.

С.183-191

34

Обобщающий урок по теме «Организм»

Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов, называть их отличия.

 

Использованная литература:

Базовый учебник:

В.И. Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова «Общая биология. Базовый уровень. 10-11  классы»

Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией академика РАЕН профессора В.Б.Захарова. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2-е издание, стереотипное, «Дрофа», Москва, 2007 год.

Дополнительная литература для обучающихся:

Рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой «Общая биология. Базовый уровень. 10-11  классы». Часть 1. – Москва, ООО «Дрофа», 2007 г.

  1. Л.П.Анастасова «Общая биология. Дидактические материалы» - М., Вентана-Граф, 1997 г
  2. «ЕГЭ 2009. Биология» сост. Е.А.Никишов, С.П.Шаталов, ФИПИ, 2008, ООО «Астрель», 2008.
  3. Интернет-ресурсы
  4. www.km.ru education  – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Методические пособия для учителя:

  1. Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, Москва, ООО «Дрофа», 2010 г.;
  2. «Рабочие программы по биологии 6-11 класс», ООО «Глобус», 2008 г.;
  3. Т.И.Чайка «Биология. Поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина 10 класс.- Волгоград, «Учитель», 2007 г.
  4. Сборники для подготовки к ЕГЭ 2011. Биология» сост. Е.А.Никишов, С.П.Шаталов, ФИПИ, 2011, ООО «Астрель», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « алгебра, 9 класс, базовый уровень».

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:1.         Феде...

Рабочая программа учебного предмета « геометрия, 9 класс, базовый уровень».

Рабочая программа учебного предмета «Геометрия 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:1.         Фе...

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» 7 класс, базовый уровень

Рабочая программа к УМК Колягина Ю.М. Программа рассчитана на 3,5 часа в неделю; 4 часа в первом полугодии и 3 часа во втором. Программа базовая....

Рабочая программа учебного предмета "Физика" 10 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11  классов  и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденшт...

Рабочая программа учебного предмета "Физика" 11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11  классов  и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденшт...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 8 класс базовый уровень на 2014 / 2015 учебный год. (Домашнее обучение )

Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса математики для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике, федерального компонента государственн...