Разноуровневые задания по биологии
методическая разработка по биологии
Предварительный просмотр:
Тема: «Основные свойства живых организмов. Цитология».
Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать, перечислять основные свойства живых организмов, уметь определять их значение для организма.
2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость свойств живых организмов, для объяснения причины многообразия функций у живых организмов.
ЗАДАНИЯ.
1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.
1. Заполнить таблицу «Соответствие»:
Ученные | Вклад в развитие цитологии |
Г. Галиллей | |
Ввел термин «клетка» | |
Ф. Мишер | |
Антони ванн Левенгук | |
Открыл ядро в растительной клетке | |
Ян Пуркенье | |
Открыли «Клеточную теорию» | |
Р.Вирхов |
2. Дополните предложения:
1. Ботаника –это раздел биологии, изучающий……
2. Зоология –это раздел биологии, изучающий……
3. Экология –это раздел биологии, изучающий……
4. Микология –это раздел биологии, изучающий……
5. Герпентология –это раздел биологии, изучающий……
6. Селекция –это раздел биологии, изучающий……
7. Генетика –это раздел биологии, изучающий……
8. Ихтиология –это раздел биологии, изучающий……
9. Орнитология –это раздел биологии, изучающий……
10. Физиология –это раздел биологии, изучающий……
3. Письменный диктант.
Допишите определения (не менее 3-х по желанию)
1.Автотрофами называют…
2. Гетеротрофами называют …
3. Продуценты это…
4. Консументы 1 это…
5. Консументы 2 это …
6. Редуценты это…
7. Нуклеиновые кислоты это…
4. Сделайте кластер:
2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ
1. Вопросы, с последующим обсуждением.
1. Единство химического состава живых организмов?
2. Обмен веществ и энергии живых организмов?
3. Единый уровень организации живых организмов?
4. Размножение живых организмов?
5. Наследственность живых организмов?
6. Изменчивость живых организмов?
7. Рост и питание живых организмов?
8. Раздражимость живых организмов?
9. Дискретность живых организмов?
10. Ритмичность живых организмов?
11. Перечислите основные положения клеточной теории?
12. Назовите известные вам методы исследования клетки?
Тема: «Химический состав клетки».
Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать, перечислять химический состав клетки, уметь классифицировать органические и не органические вещества клетки, уметь определять их значение для организма.
2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость теории химического состава клетки, для объяснения причины многообразия органических соединений, знать отличие не органических от органических веществ клетки.
ЗАДАНИЯ.
1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.
1. Как классифицируют неорганические вещества клетки? Приведите примеры.
2. Письменный диктант.
Допишите определения (не менее 4-х по желанию)
1. Микроэлементами называют…
2. Макроэлементами называют …
3. Белки это…
4. Углеводы это…
5. Липиды это…
6. Ионы это…
7. Нуклеиновые кислоты это…
3. Из перечисленных ниже элементов выпишите соответствующие:
- Микроэлементы - Ионы - Макроэлементы
1. Олово 2. Кадмий 3. Магний 4. Железо 5. Кислород
6. Водород 7. Йод 8. Фтор 9. Кальций 10. Фосфор 11.Селен
12. Хром 13. Молибден
4. Вставьте пропущенные слова.
1. К неорганическим … клетки относятся … и …. и …..
2. К органическим … клетки относятся … и …и …и …и …
3. Молибден находится в белом … ….
4. Недостаток … приводит к поражению листьев растений ….
5. Если в составе растений наблюдается избыток …, то у овец, которые поедают такую траву, выпадает … и происходит деформация ….
6. При расщеплении 1 г белка высвобождается …. кДж энергии
7. Кислород, водород, углерод, азот , сера и фосфор образуют группу под названием ….
8. Хорошо растворимые вещества в воде называются - …
9. Не растворимые в воде вещества называются - …
5. Тестовая форма работы
Какие функции выполняют:
1-вариант 2-вариант
- белки - углеводы
- нуклеиновые кислоты - жиры
А) строительную
Б) энергетическую
В) запасательную
Г) метаболитическую
Д) строительную
Е) двигательную
Ж) транспортную
Е) наследственная информация
6. Заполните таблицу:
СОЕДИНЕНИЕ | ФУНКЦИИ |
1) Углерод 6) Кадмий 7) Барий 8) Йод 9) Олово 10) Хром | А) Инициирует сокращение мышц Е) Находится в гипофизе мозга Ж) Находится в слизистой оболочке языка З) Находится в гормоне щитовидной железы И) Находится в сетчатке глаза К) Находится в почках |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ
1. Вопросы, с последующим обсуждением.
1) Расскажите о классификации углеводов.
2) Опишите с приведением примеров функции белка.
3) Опишите с приведением примеров функции углеводов.
4) Опишите с приведением примеров функции жиров.
5) Расскажите о классификации не органических веществ.
6) Какую опасность для организма представляет недостаток микроэлементов?
7) Начертите схему строения молекулы воды, показав на ней химические связи. Объясните значение воды для живых организмов.
2. Вставьте пропущенное:
1) В клетках поджелудочной железы содержаться …, в белом веществе мозга …, в слизистой оболочке языка …, в сетчатке глаза ….
2) Молекула полимера состоит ……… К мономерам углеводов относятся…… Их молекулы состоят из ….. атомов.
3) Все жиры делятся на ….. и …… В состав молекулы липидов входят атомы ….. В клетках животных внутренний слой мембраны состоит из молекул …
4) Белки подразделяются на …. , простые белки называют ….., сложные ….. К простым белкам относятся ….., к сложным белкам относятся……
5) Разрушение природной структуры белка называют ……. Белок, ускоряющий реакцию биосинтеза, называется …… Газы транспортируются белком …. Белок – источник …Белок, защищающий организм о чужеродных тел, называется….
Тема: «Структурный состав клетки».
Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать, перечислять структурный состав клетки, уметь классифицировать мембранные и не мембранные компоненты клетки, уметь определять их значение для целостного организма.
2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость структурного состава клетки, для объяснения причины многообразия функций данных компонентов, знать отличие не мембранных от мембранных компонентов клетки.
ЗАДАНИЯ.
1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.
1Работа по рисунку.
2. Заполните таблицу:
КОМПОНЕНТ | ФУНКЦИИ |
1) Ядро 6) Лизосома 7) ЭПС 8) Пластиды 9) Клеточный центр 10) Жгутики, реснички, ложноножки. | А) Фотосинтетическая Е) «Пищеварительная система клетки» Ж) Транспортировка, синтез жиров и углеводов. З) Деление клетки, образование веретена деления. И) Функция передвижения К) Передача наследственной информации. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3. Письменный диктант.
Допишите определения (не менее 4-х по желанию)
1. Пиноцитоз это ….
2. Фагоцитоз это …..
3. Плазматическая мембрана это…
4. Гликокаликс это…
5. Кариоплазма это…
6. Эукариот это…
7. Прокариот это…
4. Сделайте кластер:
5. Дополните предложения:
1. Комплекс Гольджи был открыт (когда и кем?) ……….
2. Его назвали ………..
3. В составе лизосом содержаться ферменты……..
4. К ним относятся ……….
5. Впервые митохондрию исследовал Р. Кликкер и назвал ……..
6. На внутренней мембране синтезируются ……
7. Основная жидкость ядра называется………
8. В ней расположены молекулы ………, где записана наследственная………
6. Заполните таблицу «Соотнесение»:
1. Компонент растительной клетки | 1. Ядро |
2. Компонент животной клетки | 2. Гликокаликс |
3. Общие компоненты, как для растительной, так и для животной клетки | 3. Плазматическая мембрана |
4. Цитоплазма | |
5. Клеточный центр | |
6. Хлоропласты | |
7. ЭПС | |
8. Органы движения | |
9. Рибосомы | |
10. Лейкопласты |
2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ
1. Альтернативный тест
1. Гликокаликс это внутренний слой плазматической мембраны?
2. Плазматическая мембрана животной клетки тонкая, эластичная?
3. Цитоплазма обеспечивает синтез жиров и углеводов?
4. ЭПС бывает 3 –х видов.
5. Хромопласты отвечают за зеленый цвет клетки.
6. Митохондрия это «пищеварительная система» клетки.
7. Лизосома участвует в образовании веретене деления.
8. Жгутик обеспечивает функцию передвижения.
9. Пиноцитоз - это поглощение твердых частиц.
10. Клеточные включения обеспечивают функцию накопления и запасающую.
2. Ответить на вопросы:
Даны органоиды и их составные, встречающиеся в эукариотических клетках: митохондрия, пластиды, вакуоли, хромосомы, жгутики, Аппарат Гольджи, плазматическая мембрана клетки, эндоплазматическая сеть, клеточный центр, рибосомы, наружная мембрана клетки, зерна крахмала, лизосомы, реснички, капли жира, гликоген, кариоплазма, белок:
А) какие из перечисленных составных цитоплазмы относятся к включениям?
Б) какие из них выполняют специфическую роль в цитоплазме?
В) какие из составных цитоплазмы характерны для растительных клеток?
Г) какие из составных цитоплазмы не встречаются в животной клетке?
Д) в каком органоиде идет синтез белка?
Е) какой органоид играет роль «энергетической станции»?
Ж) перечислите основные части ядра?
З) через какую структуру наследственная информация передается из поколения в поколение?
3. Заполнить таблицу: «Структурный состав клетки».
Компонент клетки | Строение | Функции | Значение |
4. Тестовая форма работы: на тему «Строение клетки»
1. Оболочка клетки растений состоит из
А) клетчатки
Б) гликогена
В) крахмала
Г) нуклеиновых кислот
2. Оболочка клетки животных состоит из
А) липидов и белков
Б) внешнего слоя и плазматической мембраны, расположенных на нижней стороне
В) вакуолей
Г) гликокаликсов
3. Оболочка клеток животных отличается от клеточных стенок растений тем, что она
А) толстая
Б) тонкая
В) средняя
Г) ровная
4. Роль плазматической мембраны в деятельности клетки
А) транспортная
Б) двигательная
В) защитная
Г) обмен веществ
5. Нижний слой клетки, прилегающий к цитоплазме
А) вакуоль
Б) ядро
В) плазматическая мембрана
Г) оболочка
6. В клетки крупные молекулы белков и полисахаридов, крупные частицы еды, бактерии поступают путем
А) пиноцитоза
Б) фагоцитоза
В) осмоса
Г) диффузии
7. В состав цитоплазмы входят
А) органоиды
Б) органоиды, гиалоплазма и матрица, необходимые для жизнедеятельности организма
В) ферменты
Г) жирные кислоты
8. Части клетки, которые были открыты с помощью световых микроскопов
А) ядро
Б) внешняя мембрана
В) оболочка ядра
Г) цитоплазма
9.Части клеток, которые были определены с помощью электронного микроскопа
А) центр клетки
Б) каналы
В) ядрышко
Г) митохондрия
10. К клеточным органоидам относятся
А) цитоплазма
Б) митохондрия
В) рибосома
Г) ядро
11. Синтез белка происходит
А) в митохондрии
Б) в рибосоме
В) в эндоплазматической сети
Г) в ядре
12. Органическое вещество, являющееся основным источником энергии в клетке
А) белок
Б) жиры
В) углеводы
Г) АТФ
13. Органоиды клетки, в котором идет процесс высвобождения энергии
А) в митохондрии
Б) в рибосоме
В) в ядре
Г) в лизосоме
14. Макромолекула, выполняющая роль матрицы в клетке
А) ДНК
Б) АТФ
В) РНК
Г) НАДФ
15. Число хромосом в ядре клетки человека
А) 48
Б) 36
В) 46
Г) 32
16. Ученный, открывший вирусы
А) Д.И. Ивановский
Б) Л.Пастер
В) И.И.Мечников
Г) С.Н.Виноградский
17. Постоянная составная часть клетки растений и животных
А) митохондрия
Б) лизосома
В) цитоплазма
Г) ядро
18. Первичная перетяжка хромосомы – это
А) хроматида
Б) центромера
В) гистон
Г) метацентрическая хромосома
19. Органоид, называемый пищеварительным органом клетки
А) комплекс Гольджи
Б) лизосома
В) рибосома
Г) эндоплазматическая сеть
20. Пространство в цитоплазме клетки растений и животных, заполненное жидкостью
А) цитоплазма
Б) центр клетки
В) вакуоль
Г) митохондрия
Тема: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать, перечислять типы размножения организмов, уметь классифицировать митозное и мейозное деление клеток, уметь определять их значение для живого организма.
2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость различных типов деления клеток, для объяснения причины многообразия способов размножения организмов, знать отличие амитозного, митозного и мейозного деления клеток.
ЗАДАНИЯ.
1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.
1. Письменный диктант.
Допишите определения (не менее 4-х по желанию)
1. Амитоз это ….
2. Кариокинез это …..
3. Цитокинез это…
4. Мейоз это…
5. Митоз это…
6. Гаметогенез это…
7. Овогенез это…
8. Сперматогенез это …
2. Заполните таблицу:
Бесполый типы | Примеры |
1) Истинно бесполое 2) Вегетативное | А) Стебельками Е) Отростками Ж) Лепестками З) Клубнями И) Деление клетки пополам К) Луковицами |
1 | 2 |
3. Дополните предложения:
1. Размножение организмов происходит ………………..
2. В половом размножении участвуют……
3. Половые клетки подразделяются ……….
4. К ним относятся …….
5. Все клетки делятся …… способами это …. …… …..
6. Интерфаза состоит из ….. периодов.
7. Промежуток между делениями клеток называется …..
4. Перечислите в правильном порядке фазы митоза и мейоза:
МИТОЗ:
Анафаза Метафаза Прометафаза Телофаза
Профаза Интерфаза.
МЕЙОЗ: Анафаза 2 Стадия спаренных нитей Метафаза 1 Телофаза 1 Стадия тонких нитей Стадия отделения нитей друг от друга Интерфаза 1 Анафаза 1 Метафаза 2 Профаза 2
Интерфаза 2 Телофаза 2.
5. Заполнить таблицу:
Зародышевые оболочки | На каком этапе развития образуется зародыш | Какие ткани и органы образуются |
1. Эктодерма 2. Энтодерма 3. Мезодерма |
2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ
1. Вопросы, с последующим обсуждением.
1. Как размножаются простейшие?
2. Как размножаются клетки тела?
3. Как размножаются половые клетки?
4. Как называется оплодотворенная клетка?
5. Как называются половые клетки?
6. Как называется женская половая клетка?
7. Как называется мужская половая клетка?
8. Как называются клетки с ядром?
9. Как называются клетки без ядра?
10. В каких организмах число хромосом удваивается?
11. В какой фазе хромосомы накаливаются в плоскости?
12. В какой фазе хромосомы расходятся по плоскостям?
13. В какой фазе клетка делится пополам?
14. Как называется подготовительный период деления клетки?
15. Как называются молодые клетки?
16. Как называется полный набор хромосом?
17. Как называется половинный набор хромосом?
18. Как называется питательный слой зародыша?
2. Заполните таблицу:
Процесс | Сходство | Отличия | Биологическое значение |
Митоз Мейоз |
3. Тестовая форма работы: по теме: «Индивидуальное развитие - онтогенез».
1. Количество способов деления
А) один
Б) два
В) три
Г) четыре
2. К периоду деления клетки тела не относится
А) анафаза
Б) кариокинез
В) цитокенез
Г) интерфаза
3. Интерфаза состоит из
А) из одного периода
Б) из двух периодов
В) из трех периодов
Г) из четырех периодов
4. Процессы, тесно связанные с наследственностью, происходят в интерфазе
А) генетический материал самостоятельно удваивается
Б) генетический материал остается без изменений
В) можно отчетливо увидеть хромосомы через световой микроскоп
Г) в этой фазе оболочка ядра растворяется
5. К фазе митоза не относится
А) интерфаза
Б) профаза
В) прометафаза
Г) анафаза
6. Два вида размножения, широко распространенные в природе
А) половое и вегетативное размножение
Б) бесполое и вегетативное размножение
В) половое и бесполое размножение
Г) бесполое и искусственное размножение
7. Основные отличия полового размножения от бесполого
А) в размножении участвуют два организма
Б) в размножении участвует один организм
В) в размножении участвуют три организма
Г) размножение происходит на прямую
8. Созревание мужской и женской гамет в половых железах называется
А) овогенезом
Б) гаметогенезом
В) сперматогенезом
Г) гистогенезом
9. Эмбриология изучает
А) наследственность
Б) развитие зародыша в организме
В) размножение
Г) деление
10. В результате деления оплодотворенной яйцеклетки на первой стадии онтогенеза развивается
А) бластомер
Б) гаструла
В) нейрула
Г) энтодерма
11. Прямое развитие – это
А) эмбриональное развитие
Б) личиночное развитие
В) рождающийся организм сходен со взрослым
Г) эмбриональное развитие приводит к образованию личинки
12. Ступень, не относящаяся к развитию онтогенеза
А) бластула
Б) гаструла
В) нейрула
Г) прямое развитие
13. Х-образные фигуры, появляющиеся при отдалении друг от друга сходных хромосом, называются
А) хиазмами
Б) кроссинговером
В) конъюгацией
14. Область, не входящая в развитие процесса овогенеза
А) размножение
Б) рост
В) созревание
Г) деление
15. В некоторых случаях в яйцеклетки млекопитающихся проникает несколько сперматозоидов, этот процесс называется
А) моноспермий
Б) полиспермий
В) диспермий
Г) триспермий
16. Ученный, внесший большой вклад в развитие эмбриологии
А) Г.Кребс
Б) И.И. Сеченов
В) И.П. Павлов
Г) К.Бэр
17. Частицы, появившиеся в результате деления митоза
А) бластомеры
Б) гаструла
В) нейрула
Г) бластула
18. Оплодотворенная клетка называется
А) гаметой
Б) зиготой
В) овогенезом
Г) сперматогенезом
19. Фаза, при которой происходит удвоение хромосом в мейозе
А) метафаза
Б) анафаза
В) телофаза
Г) профаза
20. Появление личинок после эмбрионального развития
А) видовое развитие
Б) постэмбриональное развитие
В) прямое развитие
Г) онтогенез
Тема: «Основные закономерности наследственности и изменчивости».
Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать основные закономерности наследственности и изменчивости, уметь классифицировать закономерности наследственности, при различных типах скрещивания , уметь определять их значение для живого организма.
2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость различных типов наследственности и изменчивости, для объяснения причины многообразия признаков живых организмов.
ЗАДАНИЯ.
1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.
1. Письменный диктант.
Допишите определения (не менее 4-х по желанию)
1. Ген это ….
2. Генотип это …..
3. Фенотип это…
4. Гомозигота это…
5. Гетерозигота это…
6. Изменчивость это…
7. Наследственность это…
8. Мутагенез это …
9. Мутация это …
2. Допишите предложения:
1. Одинаковые гены называются……
2. А разные гены ……
3. Преобладающие гены называются ….
4. Не проявленные гены называются …..
5. Обозначают символами родителей ……., поколения……..
6. Совокупность генов называется ……
7. Совокупность внешних признаков называется …….
8. Есть ….. вида мутагенов, к ним относятся …………
9. Удвоение одного участка хромосом называется ……
10. Отрыв одного участка хромосом называется…….
11. Число хромосом при удвоении называется ……
3. Заполните таблицу «Соотнесение»:
Знак | Обозначение |
F | Поколения |
* | Гаметы |
AA | Третье поколение |
Г | Скрещивание |
P | Родительские формы |
aa | Доминанта |
Aa | Рецессива |
AA | Гомозигота |
F3 | Гетерозигота |
5. Решение моногибридных задач:
1. Ген, определяющий признак ранней спелости ячменя, доминантный, в отличие от гена поздней спелости. Какое поколение образуется при скрещивании гомозиготного раннеспелого растения с позднеспелым? Растения с какими генотипом и фенотипом образуются при скрещивании полученных гибридов между собой?
2. Ген шерсти собаки черной окраски является доминирующим по отношению к коричневому. Несколько раз скрестили черную самку с коричневым самцом. Получили 15 черных и 13 коричневых щенят. Определите генотипы родителей и потомства (черная окраска шерсти – доминантный признак).
3. Гладкий мех морских свинок определен рецессивным геном, всклоченный – доминантным:
А) при скрещивании двух свинок с всклоченным мехом в потомстве получили 36 особей с всклоченным мехом и 11 с гладким мехом. Сколько гомозиготных особей среди них?
Б) Скрещивая морских свинок с всклоченным и гладким мехом, получили 28 всклокоченношерстных и 26 гладкошерстных особей. Определите генотипы родителей и потомства.
2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ
1. Решение дигибридных задач:
1. Томаты с красными плодами, нормальным ростом опылили с низкорослыми желтыми томатами. Если известно, что: а) красный цвет плодов – доминантный, низкий рост стебля – рецессивный; б) все исходные растения гомозиготные, то какими будут признаки гибридов, если гены, обладающие признаки, расположены в различных хромосомах? Какой результат получится, если скрестить эти гибриды между собой?
2. Какие гаметы образуют растения, имеющие следующие генотипы:
А) ААВВ; б) АаВВ; в) ааВВ; г) ААВв; д) ААвв; е) АаВв; ж) Аавв; з) аавв?
3. Плоды гороха желтой окраски А доминируют по отношению к а – зеленому цвету. Гладкая форма В доминирует над морщинистой в. Определите окраску и форму семян следующих генотипов: а) ааВВ; б) Аавв; в) АаВВ; г) ааВВ; д) ААВв; е) ААвв?
4. Определите фенотип потомства, полученного при скрещивании следующим образом: а) ааВВ*аавв; б) Аавв*Аавв; в) АаВВ*АаВв; г) ААВв*аавв; д) ААвв*аавв?
5. Гетерозиготное по окраске и форме семян растение скрестили с рецессивным по этим признакам гомозиготным растением. Определите генотип и фенотип полученного потомства.
6. Возможно ли проявление группы крови одного из родителей в потомстве, если у матери 1 группа крови, у отца 4 группа.
7. У гетерозиготной матери с 3 группой крови и гетерозиготного отца со 2 группой четверо детей. Определите группы крови у детей и их генотипы.
8. Группа крови у матери – 2, у отца – 4. Определите группы крови у детей.
9. Какая группа крови будет у детей, если родители имеют первую группу крови.
10. Наследуют ли дети группы крови родителей, если у матери 1 группа, у отца 4 группа.
11. Что можно сказать о группах крови детей, когда мать имеет 2 группу, отец 4 группу крови.
2. Решение задач на полигибридное скрещивание.
3. Тестовая форма работы: на тему: «Основы генетики. Наследственность и изменчивость»
Вариант 1.
1. Удобный для проведения генетических исследований объект.
А) муха-дрозофила
Б) человек
В) крыса
Г) заяц
2. Что изучает наука генетика
А) отбор
Б) наследственность и изменчивость
В) эволюцию
Г) селекцию
3. Как называется появление новых признаков при взаимодействии двух или нескольких неаллельных доминантных генов
4. Назовите ученных, открывших законы Г.Менделя повторно и доказавших их
А) Г. де Фриз
Б) М.А. Айтхожин
В) К. Корренс
Г)Э. Чермак-Зейзенегг
5. Как называются гены, отвечающие только за один признак
А) аллельные
Б) альтернативные
В) рецессивные
Г) доминантные
6. Кто доказал нахождение генов в хромосомах
А) К.Корренс
Б) Ч.Дарвин
В) Т.Морган
Г) Н.И.Вавилов
7. Как называется взаимообмен соответствующих участков в схожих хромосомах
А) кроссинговер
Б) конъюгация
В) локус
Г) транслокация
8. Особенности свойств гороха
А) несколько признаков, проявляющихся в фенотипе
Б) удобен в выращивании
В) самоопыляемость
Г) все ответы правильные
9. Как называются проявление только одного доминантного признака
А) полное доминирование
Б) неполное доминирование
В) рецессивность
Г) доминантность
10. Как называется первый закон Г.Менделя
А) закон единообразия
Б) закон расщепления признаков
В) сцепленное наследование
Г) независимое растворение
11Как называются проявляющиеся гены
А) доминантные
Б) рецессивные
В) аллельные
Г) неаллельные
12. Как называются парные гены
А) рецессивные
Б) аллельные
В) доминантные
Г) эпистаз
13. Какую группу крови будут иметь дети, если у родителей 1 группа
А) 1 группа
Б) 2группа
В) 3 группа
Г) 4 группа
14. Как называется набор генов
А) фенотип
Б) помекликросс
В) генотип
Г) кроссинговер
15. Определите генотип потомства гетерозиготной матери со 2 группой крови и отца с 4 группой крови.
А) 1, 2,4
Б) 2,3,4
В) 3,2,1
Г) 4, 1,2
16. Как называются разнообразные гены
А) гомозиготные
Б) комплементарные
В) гетерозиготные
Г) эпистаз
17. Как называется место расположения генов в хромосоме.
А) группа сцепления
Б) локус
В) кроссинговер
Г) генотип
Вариант2.
1. Кто первым исследовал основные закономерности наследственности
А) Т.Морган
Б) Г.Мендель
В) Ч.Дарвин
Г) Н.И.Вавилов
2. Как называется превалирование одного гена над другим
А) комплементарность
Б) эпистаз
В) полимерия
Г) локус
3) Кто ввел в науку термин «ген»
А) Т.Морган
Б) И.Павлов
В) С.С.Четвериков
Г) В.Иоганнсен
4. Как называется усиление одного признака при взаимодействии нескольких доминантных генов
А) комплементарность
Б) полимерия
В) эпистаз
Г) многоаллельность
5. С каким растением Мендель проводил опыты
А) ночная красавица
Б) репа
В) горох
Г) томаты
6. Кто заложил основу хромосомной теории наследственности
А) Г.Мендель
Б) Т.Морган
В) Н.И.Вавилов
Г) В.Иоганнсен
7. Сколько известно сортов гороха
А) 40
Б) 34
В) 52
Г) 20
8. Как называется третий закон Г.Менделя
А) сцепленное наследование
Б) закон расщепления
В) независимое расщепление признаков
Г) изменчивость
9. Как называется образование промежуточных форм при проявлении влияния обоих аллельных генов
А) полное доминирование
Б) неполное доминирование
В) рецессивность
Г) доминантность
10. Как называются подавляющие гены
А) аллельные
Б) рецессивные
В) геномные
Г) доминантные
11. Может ли доминантный ген индивидуально проявить свой признак
А) проявит
Б) не проявит
В) оба ответа верны
Г) оба ответа неверны
12. Как называется совокупность внутренних и внешних признаков организма
А) фенотип
Б) полимер
В) генотип
Г) полимерия
13. Какую группу крови будут иметь дети, если у родителей 4 группа
А) 1,2
Б) 3,4
В) 2,4,5
Г) 2,3
14. Как называются одинаковые гены
А) гетерозиготные
Б) гомозиготные
В) полимерия
Г) эпистаз
15. Определите генотип потомства гетерозиготной матери со 2 группой крови и отца с 4 группой крови.
А) 2,4
Б) 3,4
В) 1,2
Г) 2,3
16. Как называется совместное наследование генов, определяющих признаки похожести на родителей
А) кроссинговер
Б) перекрест
В) эпистаз
Г) сцепление генов
17. Как происходят генетические изменения признаков в потомстве F2 моногибридного скрещивания
А) АА, Аа, Аа, аа
Б) АА,Аа
В) Аа,АА,аа
Г) Аа,аа
Тема: «Селекция растений, животных и микроорганизмов».
Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать, перечислять различные типы скрещивания, уметь классифицировать их, уметь определять их значение для жизни организма.
2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость методов селекции, для объяснения причины многообразия живых организмов.
ЗАДАНИЯ.
1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.
1. РИСУНОК. Используя схему карты «Центры происхождения культурных растений», напишите названия центров. Перечислите виды культурных растений, используя их порядковые номера, расположите по центрам происхождения:
1. Банан 8. Рожь
2. Рис 9. Ячмень
3. Просо 10. Хлопок
4. Сахарный тростник 11. Фасоль
5. Морковь 12. Картофель
6. Виноград 13. Кукуруза
7. Пшеница 14. Какао
2. Заполните таблицу:
Виды отбора | Краткая характеристика | Результат | Значение отбора в сельском хозяйстве. |
Массовый отбор | |||
Индивидуальный отбор |
2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ
1. Заполните сравнительную таблицу:
Методы селекции | Краткая характеристика | Примеры отдаленной гибридизации | Значение для сельского хозяйства |
1.Отдаленное скрещивание растений | |||
2.Отдаленное Скрещивание животных |
2. Решение тестового материала:
Тесты по теме: «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
1. Какая наука является теоретической основой селекции
А) ботаника
Б) цитология
В) генетика
Г) мутация
2. Кто из ученных впервые ввел в науку понятие о гетерозисе
А) К. Шелл
Б) П.П.Лукьяненко
В) Г.Д.Карпеченко
Г) М.Ф.Иванов
3. Кто из ученных получил межвидовой гибрид редьки и капусты
А) К. Шелл
Б) П.П.Лукьяненко
В) Г.Д.Карпеченко
Г) М.Ф.Иванов
4. Какой вид отбора применяют для получения племенных пород животных
А) массовый отбор
Б) индивидуальный отбор
В) инбридинг
Г) аутбридинг
5. Какие бактерии отравляют организм
А) брожения
Б) сапрофиты
В) патогенные
Г) клубневые
6. С помощью какого вида отбора можно получить группы организмов с гетерозиготными генами
А) индивидуальный отбор
Б) естественный отбор
В) массовый отбор
Г) искусственный отбор
7. Как называют бактерии – растворители инфекционных заболеваний
А) сапрофиты
Б) патогенные
В) брожения
Г) вредоносные
8. С помощью какого вида отбора можно получить группы с монозиготными генами
А) искусственный отбор
Б) индивидуальный отбор
В) массовый отбор
Г) движущий отбор
9. Как называются микроорганизмы, используемые в пищевой промышленности
А) патогенные бактерии
Б) сапрофитные бактерии
В) бактерии брожения
Г) плесневые грибы
10. Как называются бактерии, расщепляющие органические вещества
А) брожения
Б) сапрофитные
В) патогенные
Г) актиномицеты
Тема: «Актуальные проблемы современной экологии».
Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать, перечислять различные факторы влияющие на развитие живых организмов, уметь классифицировать их, уметь определять их значение для жизни организма.
2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость актуальных проблем современной экологии.
ЗАДАНИЯ.
1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.
1. Письменный диктант.
Допишите определения (не менее 4-х по желанию)
1. Экологическое сознание это ….
2. Экологическая этика это …..
3. Мониторинг это…
4. Биосфера это…
5. Экосистема это…
6. Геосистема это…
7. Факторы среды это…
8. Ксерофиты это …
9. Суккуленты это …
2. Заполните таблицу «Соотнесение: экологические группы растений»:
Термин | Определение |
Гидрофиты | Форма светолюбивых ксерофитов. Листья, стебли утолщены и видоизменены в колючки. |
Ксерофиты | Растения, растущие в условиях избыточной влажности |
Мезофиты | Растения засушливых местообитаний |
Гигрофиты | Водные растения, погруженные в воду. |
Суккуленты | Родительские формы |
3. Заполните в таблице не достающее: «Направления экологии»
Направление | Обозначение |
Биоэкология | |
Изучает взаимоотношения отдельных организмов с окружающей средой. | |
Изучает взаимоотношения популяции с природной средой. | |
Синэкология | |
Рассматривает на глобальном уровне закономерности развития земной коры. | |
Экология человека | |
Изучает основные направления развития взаимодействия общества человека с природой. | |
Биосфера |
4. Используя нумерацию примеров соотнесите в правильном порядке факторы:
Абиотические факторы ___________________________________
Биотические факторы ____________________________________
Антропогенные факторы __________________________________
1. Радиоактивное загрязнение почвы, воды, атмосферы.
2. Поедание крестоцветной блошкой капусты.
3. Солнечный свет, влажность, температура воздуха.
4. Заражение человека вирусом гриппа.
5. Газовый состав атмосферы.
6. Минеральный состав и содержание гумуса в почве.
7. Симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий.
8. Эрозия почв в результате загрязнения химическими элементами.
9. Ультрафиолетовое излучение.
10. Рельеф местности.
11. Загрязнение водоемов промышленными и бытовыми стоками.
12. Взаимоотношения рыбы-прилипалы и акулы.
5. Соотнесите верно:
Пойкилотермные организмы | Гомойотермные организмы |
1. береза 7. мухомор 13. синий кит
2. аист 8.простейшие 14. корова
3. бактерии 9. акула 15. амеба
4. медведь 10. членистоногие 16. суслик
5. человек 11. белка 17. горох
6. вирусы 12. василек 18. перепелка
6. Выберите правильное направление пищевой цепочки:
А)
Б)
В)
7. Заполнить недостающее в таблице: «Экологическая опасность, ее вредное воздействие».
Виды экологической опасносности | Последствия | Пути защиты |
Загрязнение среды | Найти источник загрязнения | |
Техногенная опасность | Информирование и пропаганда экологических знаний среди населения, строительство опасных объектов в отдалении от населенных пунктов. | |
Истощение ресурсов | Эффективное использование природных ресурсов | |
Эрозия почвы | Внесение минеральных удобрений. | |
Уменьшение озонового слоя | Отказ от использования газов, разрушающих озоновый слой. | |
Природные катастрофы | Работы по предупреждению и защите от природных катаклизмов, предупреждение населения. |
2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ
Вопросы, с последующим обсуждением.
1. Как классифицируются экологические проблемы?
2. В чем заключается проблема Байкала?
3. Основной источник загрязнения воздушного бассейна г. Улан-Удэ?
4. Проблемы наших заповедников и национальных парков?
5. Виды загрязнения атмосферы?
6. Назовите причины загрязнения нашего региона.
7. Основной источник загрязняющих веществ?
8. С чем связаны региональные показатели загрязнения атмосферы?
9. Тяжелые металлы, загрязняющие атмосферу?
10. Какие виды загрязнения чаще всего встречаются на месте военных полигонов?
11. Какие факторы влияют на исчезновение леса?
12. Существуют ли пути защиты редких и лекарственных растений?
13. Какие виды защиты животных и растений разработаны на государственном уровне?
14. В какие годы была издана Красная Книга Бурятии?
15. Районы экологического бедствия России?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольные разноуровневые задания по географии
Задания применяются на уроке контроля знаний в 7 классе....
Мастер-класс. Структурно-логические технологиии(применение на уроках биологии схем,таблиц, разноуровневых заданий).
Методическая система основана на использовании системы опорного конспекта при обучении биологииЦель: Формирование у обучающихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать учебн...
Разноуровневые задания для учащихся 8 класса, по разделу биологии "Человек и его здоровье" по теме "Кожа"
Контроль умений и знаний...
разноуровневые задания по биологии
Разноуровневые задания по биологии1.первый уровень (воспроизведение и описание) отвечает за знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объек...
Разноуровневые задания по биологии по теме "Работа мышц" (8 класс)
Работа содержит задания базового, повышенного и сложного уровней....
Разноуровневые задания по биологии по теме "Кровь" (8 класс)
Работа включает задания базового, повышенного и сложного уровней в форме ОГЭ...
Использование разноуровневых заданий на уроках биологии.
Разноуровневое обучение - организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом программы на разном уровне не ниже базового, в зависимо...