Разноуровневые задания по биологии по теме "Кровь" (8 класс)
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему
Работа включает задания базового, повышенного и сложного уровней в форме ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznourovnevye_zadaniya_tema_krov.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Чем живая вакцина отличается от инактивированной?
2) К какой группе относят заболевания, перечисленные в первом абзаце текста?
3) В чём заключается недостаток использования живых вакцин?
СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ
С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.
В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки. В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.
Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.
Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.
Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитныеантитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.
Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1) Инактивированная вакцина представляет собой препарат убитого микроорганизма, а живая — ослабленного.
2) Инфекционные.
3) У людей с ослабленной иммунной системой живые вакцины могут вызвать тяжёлые формы заболевания.
Используя содержание текста «Современные методики переливания крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Что позволило врачам успешно переливать кровь от донора к реципиенту?
2) В каком случае прибегают к аутогемотрансфузионному переливанию крови?
3) Дефицит каких элементов крови будет восполняться в первую очередь у пострадавшего при анемии, вызванной большой потерей крови?
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ
Переливанием крови лечат многие болезни. В случае ранений, ожогов, травм, связанных с опасностью для жизни, переливание крови является единственным средством спасения.
В начале ХХ столетия были открыты группы крови. С этого времени стало возможным правильно подбирать донора реципиенту. В результате практически удалось свести к нулю смертность при данной процедуре.
В настоящее время в медицинской практике используют следующие методики переливания крови: непрямое, прямое, обменное, аутогемотрансфузию.
Наиболее распространённый метод – непрямое переливание цельной крови и её компонентов. Кровь и её компоненты обычно вводят внутривенно. Прямое переливание осуществляется с помощью специальной аппаратуры непосредственно от донора больному внутривенно. К прямым переливаниям крови прибегают при внезапной массовой кровопотере в случае отсутствия свежезамороженной плазмы, эритроцитной массы. В этом случае переливают только цельную кровь без консерванта.
Аутогемотрансфузия – переливание собственной крови, заготовленной заблаговременно на консервирующем растворе. При этом методе обеспечивается лучшая функциональная активность и приживаемость эритроцитов в сосудистом русле реципиента; исключаются осложнения, связанные с несовместимостью крови, переносом инфекционных и вирусных заболеваний. Показаниями к аутогемотрансфузии являются наличие редкой группы крови и невозможность подбора доноров, оперативное вмешательство у больных с нарушениями функции печени и почек.
Переливание цельной крови представляет определённую опасность, так как помимо необходимых ему компонентов крови – эритроцитов – реципиент получает ненужные для его организма разрушенные лейкоциты, тромбоциты, белки плазмы, антитела, которые могут явиться причиной осложнений.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Открытие групп крови.
2) Наличие редкой группы крови, невозможность подбора доноров. Операции у больных с нарушениями функций печени и почек.
3) Дефицит эритроцитов.
Карточка №1
Задание 1.Вставьте в текст «Кровь» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в привёденную ниже таблицу.
Кровь
Кровь — это жидкая ________(А) ткань, состоящая из ________(Б) и ________(В), в которой растворены минеральные и ________(Г) вещества. Кровь, ________(Д) и тканевая жидкость образуют внутреннюю среду организма.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) лимфа
2) форменный элемент
3) эритроцит
4) плазма
5) соединительный
6) тромбоцит
7) органический
8) вода
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Задание 2.
Какие структуры относят к форменным элементам крови человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эритроциты
2) плазма
3) лейкоциты
4) лимфа
5) тромбоциты
6) миоциты
Карточка №2
Задание 1.
Что из перечисленного образует внутреннюю среду организма человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) органы брюшной полости
2) кровь
3) содержимое пищеварительного канала
4) лимфа
5) тканевая жидкость
6) кровеносная и дыхательная системы
Задание 2.
Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ТИП КЛЕТОК КРОВИ |
A) в зрелом состоянии отсутствует ядро | 1) эритроциты |
Б) поглощают и переваривают чужеродные частицы | 2) лейкоциты |
В) образуют антитела | |
Г) имеют форму двояковогнутого диска | |
Д) содержат гемоглобин |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Карточка №3
Задание 1.
Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ТИП КЛЕТОК КРОВИ |
A) не имеют постоянной формы тела | 1) эритроциты |
Б) в их состав входит белковое вещество гемоглобин | 2) лейкоциты |
В) переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела | |
Г) обеспечивают иммунитет | |
Д) в зрелом состоянии имеют ядро | |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Задание 2
Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) соединительная ткань
2) ион железа
3) эритроциты
4) гемоглобин
5) форменные элементы
6) кровь
Карточка №4
Задание 1.
Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАК |
| ТИП КЛЕТОК КРОВИ |
А) не имеют постоянной формы тела Б) в их состав входит гемоглобин В) переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела Г) обеспечивают иммунитет Д) в зрелом состоянии имеют ядро |
| 1) эритроциты 2) лейкоциты |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Задание 2. Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) соединительная ткань
2) ион железа
3) эритроциты
4) гемоглобин
5) форменные элементы
6) кровь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневые задания по истории России 6 класс
Дидактический материал...
«ВИДЫ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ СМЕШАННЫХ КЛАССОВ»
Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.Цель технологии уровневого обу...
разноуровневые задания по биологии
Разноуровневые задания по биологии1.первый уровень (воспроизведение и описание) отвечает за знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объек...
Разноуровневые задания по русскому языку 5 класс. Тема урока "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг- /-лож- ; -рос- /-раст- (-ращ-)"
Разноуровневые задания можно использовать для закрепления,контроля знаний после изученной темы"Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг- /-лож- ; -рос- /-раст- (-ращ-)"...
Разноуровневые задания по теме "Мышцы" (8 класс)
Работа включает задания базового уровня, повышенного и сложного...
Разноуровневые задания по биологии по теме "Работа мышц" (8 класс)
Работа содержит задания базового, повышенного и сложного уровней....
Разноуровневые задания по биологии
сборник...