Рабочая программа "Биология 6 класс" к учебнику Н.И. Сонин
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая прграмма рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_6_klass_ak.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по биологии, рабочих программ по биологии для 5–9 классов системы учебников «Вертикаль» – концентрическая «Сфера жизни» и линейная «Живой организм», базисного учебного плана. Она полностью отражает базовый уровень подготовки школьников. Программа ориентирована на использование учебника Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. М.: Дрофа, 2017. Учебник входит в линию учебников «Сфера жизни» (концентрический курс). Программа выполняет две основные функции: • информационно-методическую – позволяет всем участникам образовательного процесса получать представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета; • организационно-планирующую – предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Цели и задачи преподавания биологии
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, с учетом требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели универсальны для основного общего и среднего (полного) общего образования. Они определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее социально значимыми. Таким образом, глобальными целями биологического образования являются:
• социализация (вхождение в мир культуры и социальных отношений) – включение обучающихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Цели изучения биологии в 6 классе:
• систематизация знаний об объектах живой природы, которые учащиеся получили при изучении пропедевтического курса в начальной школе, курса «Введение в биологию. 5 класс»;
• приобретение новых знаний об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Основные задачи обучения (биологического образования):
• ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к результатам обучения Изучение курса «Биология» в 6 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий – УУД).
Личностные результаты:
• осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
• формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
• умение применять полученные знания в практической деятельности;
• осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
• определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• формирование и развитие уважительного отношения к окружающим; умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;
• оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
• формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
• работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
• проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
• сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
• определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Регулятивные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
• организовывать и планировать свою учебную деятельность: определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи и прогнозировать результаты работы;
• самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
• работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
• слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
• интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
• понимать смысл биологических терминов;
• характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
• осуществлять элементарные биологические исследования;
•описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности покрытосеменных растений;
• распознавать органы цветковых растений;
• устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют в организме растения;
• различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов основные систематические группы растений отдела Покрытосеменные;
• сравнивать особенности строения однодольных и двудольных растений;
• составлять морфологическое описание растений;
•выделять прогрессивные черты цветковых растений, позволившие им занять господствующее положение в растительном мире;
• находить сходство в строении растений разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство;
• объяснять взаимосвязь особенностей строения растения с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособления растений к среде обитания;
• характеризовать взаимосвязи между растениями в природных сообществах;
• объяснять роль растительных организмов в круговороте веществ в биосфере;
• оценивать роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека;
• обосновывать значение природоохранной деятельности человека для сохранения и умножения растительного мира;
• формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
• проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
• демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• создавать условия, необходимые для роста и развития растений;
• проводить наблюдения за растениями;
• определять всхожесть семян и правильно высеивать семена различных растений;
• проводить искусственное опыление, размножать растения;
• уметь оказать первую помощь при отравлении ядовитыми растениями;
• оценивать с эстетической точки зрения растения и растительные сообщества.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Биология. Живой организм. 6 класс»
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (11 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Деление - важнейшее свойство клеток. Значение деления для роста и развития многоклеточного организма. Два типа деления. Деление — основа размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза и его биологическое значение. Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка— зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (18 ч)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа. Кровь и ее составные части (плазма, клетки крови). Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Организм функционирует как единое целое. Организм— биологическая система.
Раздел 3. Организм и среда (2 ч)
Влияние факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. Биологическое краеведение родного края.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 Класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | |
По плану | Фактически | |||
Строение и свойства живых организмов (11ч) | ||||
1 | Чем живое отличается от неживого | 1 | ||
2 | Химический состав клетки. ЛР№1 «Определение химического состава семян растений» | 1 | ||
3 | Органические вещества в растениях | 1 | ||
4 | Строение растительной и животной клеток | 1 | ||
5 | Клетка – живая система. ЛР№2 «Строение клеток живых организмов» | 1 | ||
6 | Деление клетки | 1 | ||
7 | Ткани растений и животных. ЛР№3 «Ткани живых организмов» | 1 | ||
8 | Органы цветковых растений | 1 | ||
9 | Органы и системы органов животных | 1 | ||
10 | Сравнение органов растений и животных. ЛР№4 «Распознавание органов и систем органов растений и животных» | 1 | ||
11 | Организм как единое целое. Что мы узнали о строении живых организмов | 1 | ||
Жизнедеятельность организмов (18ч) | ||||
12 | Питание растений | 1 | ||
13 | Питание животных. Типы пищеварения | 1 | ||
14 | Дыхание, его значение | 1 | ||
15 | Дыхание растений и животных | 1 | ||
16 | Транспорт веществ в организме. ЛР№5 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | 1 | ||
17 | Особенности переноса веществ в организмах животных | 1 | ||
18 | Выделение | 1 | ||
19 | Обмен веществ и энергии | 1 | ||
20 | Скелет – опора организма. ЛР№6 «Разнообразие опорных систем» | 1 | ||
21 | Движение как одно из главных свойств живого организма. ЛР№7 «Движение инфузории туфельки» | 1 | ||
22 | Движение живых организмов. ЛР №8 «Перемещение дождевого червя» | 1 | ||
23 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов | 1 | ||
24 | Эндокринная система, ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. Ростовые вещества растений | 1 | ||
25 | Бесполое размножение. ЛР№9 «Вегетативное размножение комнатных растений» | 1 | ||
26 | Половое размножение растений и животных | 1 | ||
27 | Рост и развитие растений | 1 | ||
28 | Рост и развитие животных. ЛР№10 «Прямое и непрямое развитие насекомых» | 1 | ||
29 | Что мы узнали о жизнедеятельности организмов | 1 | ||
Организм и среда. Биологическое краеведение (6ч) | ||||
30 | Среда обитания. Экологические факторы | 1 | ||
31 | Природные сообщества. Цепи питания | 1 | ||
32 | Растительный мир родного края | 1 | ||
33 | Животный мир родного края | 1 | ||
34 | Природные сообщества родного края | 1 | ||
35 | Повторение, обобщение и систематизация по курсу биология 6 класс. Обсуждение заданий на лето | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс по учебнику Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, на основе примерной программы основного общего образования по биоло...
Рабочая программа по биологии 6 кл по учебнику Н.И.Сонина 1 час в неделю
календарно-тематическое планирование за год...
Рабочая программа к учебнику Сонина Биология 6 кл Живой организм
Вам предлагается рабочая программа по биологии, реализуемая в лицее №8 "Олимпия" г. Волгограда...
рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образова...
рабочая программа по биологии 7 класс по учебнику Н.И.Сонина
· Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы ос...
рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для ...
рабочая программа по биологии 9 класс по учебнику Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для ...