Рабочая программа по природоведению 5 класс по учебнику Н.И.Сонина
рабочая программа (природоведение, 5 класс) по теме
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, на основе примерной программы основного общего образования по биологии и «Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2011. –254.с», полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В программе отражен обязательный минимум содержания образования. Региональный компонент находит отражение в содержании учебного материала, подборе заданий и упражнений, практической деятельности учащихся, на уроке отводится 5 – 10 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_prirodovedeniyu_dlya_5_klassa.doc | 331.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Меркуловская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании МО Протокол № __1__ от 30 .08. 2012 г. | Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании МК Протокол № __1__ от 30.08.2012 г. | Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании ПС Протокол № __1__ от 30. 08 . 2012 г. | Утверждена приказом № 112 от 31 .08. 2012 г. |
Рабочая программа
по природоведению для 5 класса
учителя 1 квалификационной категории
В.Н.Буханцовой
на 2012- 2013 учебный г Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, на основе примерной программы основного общего образования по биологии и «Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2011. –254.с», полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В программе отражен обязательный минимум содержания образования. Региональный компонент находит отражение в содержании учебного материала, подборе заданий и упражнений, практической деятельности учащихся, на уроке отводится 5 – 10 минут.
Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение в объёме 2 часов в неделю, 70 часов в год
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Курсивом в программе выделен текст материала, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
В данном курсе прослеживается использование здоровьесберегающих технологий:
-использование физ.минуток на уроке;
-проведение практических работ из раздела «Здоровье человека и безопасность жизни» 1. Измерение своего роста и массы тела. 2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
- изучение темы « Здоровье человека и безопасность жизни. Ядовитые животные и растения».
Цели изучения предмета.
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
-овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
-развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
-воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
-применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Учебно- методический комплект
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа,2010;
Плешаков А.А , Сонин Н.И. Природоведение 5 класс: Рабочая тетрадь – М: Дрофа, 2010 год,
а также методических пособий для учителя:
1) Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина / авт.-сост. Парфилова Л.Д. –М: издательство «Экзамен», 2010. – 126с.
2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2011. – 254с.;
3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2007
.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов |
Тема 1. Изучение природы | 3 |
Тема 2. Вселенная | 18 |
Тема 3. Земля | 18 |
Тема 4. Жизнь на Земле | 16 |
Тема 5. Человек на Земле | 15 |
ИТОГО | 70 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(70 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1. Изучение природы (3 часа)
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Великие естествоиспытатели
■ Практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. Великие естествоиспытатели.
.
Тема 2. Вселенная (18 часов)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею1.
Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия XIV— XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.
Роль Док. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.
Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
■ Демонстрации
Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.
■ Практические работы
Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.
Тема 3. Земля (18 часов)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.
Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.
Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
■ Демонстрации
Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).
■ Практические работы
Описание и сравнение признаков 2—3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1—2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т. п.).
Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
Тема 4. Жизнь на Земле (16 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
■ Практические работы
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.)
Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.
Тема 5. Человек на Земле (15 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
■ Демонстрации
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
■ Практические работы
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать/понимать
- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по3 - 4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2—3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы:
- увеличено количество часов на тему «Вселенная» с 14 до 18 часов за счет резервного времени, так как материал объемный, сложный;
-увеличено количество часов на тему «Жизнь на Земле» с 14 до 16 часов за счет резервного времени и одного часа , взятого из темы «Человек на Земле», ввиду ее сложности;
-уменьшено количество часов на тему « Человек на Земле» на 1ч. ввиду ее наименьшей сложности.
- Перенесена П/Р « Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения» из темы «Жизнь на Земле» в тему «Человек на Земле»
Контрольные параметры оценки достижения ГОС по природоведению.
Четверть Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Проверочная работа | 119.11, | 31.01, | 8.04, 23.05, 27.05 | |
Контрольная работа | ||||
Самост. работа | 27.09 | |||
зачет | ||||
проект | ||||
реферат | ||||
Лабораторная работа | 6.09,10.09,25.10 | 6.12,26.12, | 14.01,21.02,4.03, | 6.05,16.05 |
Практическая работа | ||||
Исследовательская работа | ||||
экзамен |
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
- Печатные пособия ( таблицы, картины, портреты ученых, фотографии, физическая карта полушарий и России, климатическая карта)
- Объекты натуральные ( муляжи, коллекции, глобус Земли, компас, гербарии растений, гипсовые бюсты предков современных людей, микропрепараты раздаточные, модели демонстрационные аквариум с рыбками, комнатные растения).
- Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Литература
Основная литература.
1.Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М: Дрофа 2010.-174 с.
Дополнительная литература.
1.Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по природоведению:5 кл.-М: Издательство «Экзамен»,2010 г.-126с.
2.РохловВ.С., Сонин Н.И. Тестовые задания. Природоведение 5 класс.-М: Дрофа, 2010 г -104с.
3. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
Научно-популярная литература.
- . Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
- Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
- Шпинар 3. В. История жизни на Земле / худож. 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.
- Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
- Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
- Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.
Контрольно-измерительные материалы
Вводного контроля нет.
Проверочная работа по теме « Вселенная»
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных
А1. Кто первым научно доказал, что Земля вращаетеся вокруг Солнца?
1).Дж. Бруно 3) Н. Коперник
2)Г. Галилей 4) К. Птолемей
А2. Шарообразность Земли была доказана кругосветным путешествием
1)X. Колумба 3) Ф. Магеллана
2)А. Веспуччи 4) Д. Кука
A3. В состав Солнечной системы входят
1)9 планет 3) 8 планет
2)10 планет 4) 6 планет
А4. Из перечисленных планет к планетам земной группы относят
1)Сатурн 3) Юпитер
2)Марс 4) Нептун
А5. Самая маленькая планета земной группы — это
1)Венера 3) Земля
2)Меркурий 4) Марс
А6. Самая большая планета Солнечной системы — это
3)Марс 3) Юпитер
4)Сатурн 4) Венера
А7. Упавшие на Землю космические тела называют
1)астероидами 3) кометами
2)метеоритами 4) метеорами
А8. Центром нашей Солнечной системы является
1)Земля 3) Солнце
2)Регул 4) Луна
А9. Солнце — это звезда, она относится к группе
1) карликов 3) гигантов
2) сверхгигантов 4) мини-карликов
А 10 Небо разделено на
- 1) 102 созвездия 3) 68 созвездий
2)88 созвездий 4) 30 созвездий
Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1. К планетам земной группы относят
- Землю 4) Марс
- Нептун 5) Сатурн
- Венеру 6) Юпитер
•
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
2. Установите соответствие между планетами и группами, к которым их относят.
ПЛАНЕТЫ ГРУППЫ
А)Юпитер 1) планеты земной группы
Б) Меркурий 2) планеты-гиганты
В) Сатурн
Г) уран
Д) Нептун
Проверочная работа по теме «Земля». 5 класс
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных
А1. Научная гипотеза, согласно которой Земля произошла гигантского холодного пылевого облака, принадлежит
1) Ж. Бюффону 3) П. Лапласу
2) И. Канту 4) Д. Джинсу
А 2. В центре Земли располагается
1) ядро 3) мантия
2) земная кора 4) мантия и ядро
A 3. К магматическим породам относят
1) мел 3) гранит
2) мрамор 4) песок
А4. Химическим явлением считают
1) кипение воды 3) замерзание воды
2) горение воды 4) плавление металла
А5. Место, где происходит сдвиг горных пород, называют
1) очагом землетрясения
2) территорией землетрясения
3) участком землетрясения
4) местом землетрясения
А 6. Самый маленький материк Земли — это
1) Антарктида 3) Южная Америка
2) Австралия 4) Евразия
А 7. Самым большим по площади океаном является
1) Тихий 3) Атлантический
2) Индийский 4) Северный Ледовитый
А 8. Вода на Земле образует оболочку, которую называют
1) биосферой 3) гидросферой
2) литосферой 4) атмосферой
А 9. Содержание кислорода в воздухе составляет
1) 11% 3) 31%
2) 21% 4) 41%
Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В 1. Какие из указанных природных объектов находятся на материке Евразия?
1) Эверест 4) Янцзы
2) Кордильеры 5) Амазонка
3) Байкал 6) Анды
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
В 2. Установите соответствие между природными объектами и материками, на которых они находятся.
ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ МАТЕРИКИ
A) Кордильеры 1) Северная Америка
Б) Анды 2) Южная Америка
B) Миссисипи 3) Евразия
Г) Амазонка
Д) Эверест
Е) Янцзы
Проверочная работа по теме «Жизнь на Земле».
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных
А1. Стегоцефал — древний предок
1) земноводных 3) рыб
2) птиц 4) рептилий
А2. Первым учёным, который наблюдал в микроскоп клетки растений, был
1) Н. Коперник 3) Р. Гук
2) А. Левенгук 4) Дж. Бруно
A3. Структуры клетки, выполняющие определённую работу, называют
1) деталями 3) органами
2) органоидами 4) отделами
А4. К царству животных относят
1) грибы 3) бактерий
2) птиц 4) водоросли
А5. К позвоночным животным относят
1) насекомых 3) моллюсков
2) рыб 4) иглокожих
А6. Дождевой червь обитает
1) в почвенной среде
2) в наземно-воздушной среде
3) в водной среде
4) в телах других организмов
А7. Родиной жирафа является
1) Австралия 3) Африка
2) Евразия 4) Южная Америка
А8. Императорский пингвин обитает
1) в Австралии 3) в Антарктиде
2) в Африке 4) в Северной Америке
А9. Белая куропатка — обитатель
1) тундры 3) тайги
2) степей 4) пустыни
А10. Для таежных лесов не характерна
1)берёза 3)ель
2) сосна 4) лиственница
Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
81. В Южной Америке обитают
1) баобаб 4) кенгуру
2) виктория регия 5) дровосек-титан
3) совка агриппина 6) эвкалипт
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
82. Установите соответствие между природными зонами и их обитателями. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОБИТАТЕЛИ ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
А) песец 1)тундра
Б) летяга 2) пустыня
В)ягель 3)тайга
Г) кедровка
Д)саксаул
Е) лемминг
Ж) варан
3)глухарь
И) джейран
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | 3 | И |
Проверочная работа по теме «Человек на Земле».
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных
А1. Современные люди относятся к виду
1) Человек умелый 3) Человек прямоходящий
2) Человек разумный 4) Человек современный
А2. Америку для европейцев открыл в 1492 году
1)Дж. Кук 3)М. Поло
2) X. Колумб 4) Васко да Гама
A3. Первым русским путешественником, осуществившим кругосветное плавание, был
1) В. Беринг
2) Н. М. Пржевальский
3) И. Ф. Крузенштерн
4) А. Никитин
А4. Среди перечисленных ниже животных ядовитым для человека является
1) божья коровка 3) уж
2) дождевой червь 4) скорпион
А5. Среди перечисленных ниже растений неядовитым считается
1) борщевик Сосновского 3) багульник болотный
2) подорожник 4) паслён чёрный
А6. Озоновый слой в атмосфере
1) способствует накоплению вредных газов в атмосфере
2) предохраняет живые организмы от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей
3) способствует увеличению свободного кислорода в атмосфере
4) способствует уменьшению углекислого газа в атмосфере
А7. Человек полностью истребил
1) зубра 3) латимерию
2) дронта 4) китовую акулу
А8. К редким и исчезающим видам животных относят
1) морскую корову 3) дронта
2) бизона 4) странствующего голубя
Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
81. Во время грозы можно укрыться
1) под высокими деревьями
2) в зарослях кустарника
3) в сухой яме
4) на горном склоне
5) в сухой траншее
6) в воде
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
82. Установите соответствие между животными и группами, к которым их относят. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ЖИВОТНЫЕ ГРУППЫ
A) дронт 1) ныне живущие животные
Б) тигр 2) вымершие животные
B) морская корова
Г) лис
Д) аист
А | Б | В | Г | д |
Итоговый контроль
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных
A1. В состав Солнечной системы входят
1).9 планет 3) 8 планет
2)10 планет 4) 6 планет
А2. Из перечисленных планет к планетам земной группы относят
1)Сатурн 3) Юпитер
2)Марс 4) Нептун
А3. В центре Земли располагается
1) ядро 3) мантия
2) земная кора 4) мантия и ядро
А4 Место, где происходит сдвиг горных пород, называют
1) очагом землетрясения
2) территорией землетрясения
3) участком землетрясения
4) местом землетрясения
А5. Самый маленький материк Земли — это
1) Антарктида 3) Южная Америка
2) Австралия 4) Евразия
A6 Структуры клетки, выполняющие определённую работу, называют
1) деталями 3) органами
2) органоидами 4) отделами
А7. К царству животных относят
1) грибы 3) бактерий
2) птиц 4) водоросли
А8. Вода на Земле образует оболочку, которую называют
1) биосферой 3) гидросферой
2) литосферой 4) атмосферой
А9. Содержание кислорода в воздухе составляет
1)11% 3)31%
2)21% 4)41%
А10.Наука, изучающая разнообразие явлений природы, называется
1) анатомией 3) физикой
2) химией 4) геологией
Задания уровня В
Прочитайте утверждения и решите, какие из них верны. Номера верных утверждений выпишите в тетрадь.
1. Астероиды — это крупные звезды.
2. Большинство астероидов движется между орбитами Марса и Юпитера.
3. Кометы состоят из ядра, газовой оболочки и хвоста.
4. Ближайшая к Земле звезда — Солнце.
5. Солнце неподвижно.
6. Клетки грибов не имеют ядра
7. Растения берут пищу из почвы.
8. Баобаб-обитатель Австралии.
9. Неандертальцы жили раньше кроманьонцев.
10.Плошадь пустынь на земле постоянно увеличивается.
Календарно-тематическое планирование по природоведению для 5 класса.
№ ур. | Дата | Название разделов, количество часов | Тема урока | Лабораторные (практические работы) | Компетенции учащихся | Виды контроля за уровнем усвоения знаний | Домашнее задание. | |
план | факт | |||||||
Тема1. «Изучение природы « 3 ч. | ||||||||
1. | 3.09 | Науки о природе. Инструктаж по т.б. | Называть естественные науки, объекты их изучения, значение их в познавании природы, описывать возможности использования знаний о природных процессах и явлениях в практической деятельности человека. | фронтальный | С.6-14 В-с1-4 | |||
2 | 6.09 | Методы изучения природы. | П/Р №1 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизаций знаний о методах изучения природы» П/Р №2 «Знакомство с оборудованием для научных исследований | Называть, что такое «тело», «вещество», «явление природы»; методы изучения окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерение); приборы, используемые для познания природы (увеличительные, измерительные, лабораторное оборудование); работать с текстом учебника; совершать логические операции: сравнивать, анализировать, обобщать. выполнять не сложные наблюдения; составлять рассказы природоведческого содержания, используя результаты наблюдений. | Индивидуальный, отчет о п\р | С.15-20 В-с1-4 | ||
3 | 10.09 | Великие естествоиспытатели | п\р 3 Великие естествоиспытатели | Называть имена великих естествоиспытателей, приводить примеры их открытий | фронтальный | С.21-22 | ||
Тема 2 «Вселенная» 18 часов. | ||||||||
4 | 13.09 | Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную. | Давать современное определение Вселенной; сравнивать, как представляли себе Вселенную древние индейцы, шумеры, греки; характеризовать взгляды Пифагора на форму Земли; суть модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею. Осуществлять самостоятельную работу с учебником; сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; составлять рассказы, сообщения, набольшие рефераты природоведческого содержания, используя материал учебника и дополнительную литературу. | Фронтальный, словарный диктант | С.24-27 В-с1-4 | |||
5 | 17.09 | Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | Называть, какой вклад в науку внесли Аристотель и Птолемей. Сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты об ученых, используя материал учебника и дополнительную литературу; излагать материал составленных рассказов, сообщений, опираясь на записи, но не читая их; формулировать вопросы и отвечая на них; оформлять сообщения . | Индивидуальный | С.27-28 В-с5 | |||
6 | 20.09 | Коперник и его модель Вселенной. | Характеризовать особенности модели Вселенной, созданной польским астрономом Н.Коперником. Сравнивать модель Вселенной по Н.Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | фронтальный | С.29-30 В-с1 | |||
7 | 24.09 | Дж. Бруно и Г. Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника. | Называть заслуги Д.Бруно в развитии взглядов о Вселенной; вклад в изучение строения Вселенной, внесенный Г.Галилеем; современные представления о строении вселенной. Осуществлять самостоятельную работу с учебником как источником знаний и извлекать из него нужную информацию; совершать логические операции: сравнивать, анализировать, делать выводы. | тест | С.30-32 В-с2-4 | |||
8. | 27.09 | Солнечная система и ее состав. Планеты земной группы. Самостоятельная работа | Называть состав солнечной системы; планеты земной группы и их характеристики, анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию. | фронтальный | С.34-36 В-с1-4 | |||
9. | 1.10 | Ещё немного о планете Земля и её соседях | Давать характеристику планетам земной группы. Называть их общие признаки и отличительные. | фронтальный | С.38-39 В-с5-7 | |||
10. | 4.10 | Планеты - гиганты. Самая маленькая планета - Плутон. | Называть планеты-гиганты и давать их характеристики; карликовую планету – Плутон. Осуществлять работу самостоятельно с учебником, извлекать из него необходимую информацию; совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать. | Индивидуальный | С.39-40 В-с1-3 | |||
11. | 8.10 | Спутники планет. | Называть спутник Земли – Луну и её характеристики; спутники других планет Солнечной системы. Осуществлять самостоятельную работу с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить, анализировать, сравнивать. | Фронтальный, слов. дикт. | С.41-42 В-с4-8 | |||
12. | 11.10 | Астероиды. Кометы. | Определять ,что астероиды и кометы – небесные тела, входящие в состав Солнечной системы; характеризовать их. Осуществлять самостоятельную работу с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в тетрадь | Индивидуальный | С.43-45 В-с1-4 | |||
13. | 15.10 | Метеоры. Метеориты. | Описывать, что представляют собой метеоры и метеориты, самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать. | фронтальный | С.45-46 В-с 5 | |||
14. | 18.10 | Звезды. Солнце -ближайшая к нам звезда. | Д.Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы. | Называть, что такое звезда; каковы размеры и природа Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды. Осуществлять самостоятельную работу с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию. | Индивидуальный | С.48-49 В-с1-2 | ||
15. | 22.10 | Многообразие звезд. | Определять, что звезды – гигантские пылающие шары, находящиеся на очень больших расстояниях от нашей планеты; приводить примеры многообразия звезд и давать иим характеристики. | тест | С.49-50 В-с3 |
16. | 25.10 | Созвездия. | П/Р№4 Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба. | Определять , что представляют собой созвездия. Находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, Дракона, Цефея, Кассиопеи. | Отчет о п\р, словарный диктант | С.50 В-с4 | ||
17. | 8.11 | Галактики. Световой год. | Объяснять , что представляют собой Галактика Млечный Путь; давать её характеристики; характеризовать астрономическую единицу длины – световой год. Находить в ночном небе Млечный Путь. | фронтальный | Запись в тетради | |||
18. | 12.11 | Многообразие галактик. | Приводить пример множества галактик во Вселенной; методы их изучения. Выполнять логически мыслительные операции; анализировать, сравнивать, обобщать. | Индивидуальный | Запись в тетради | |||
19. | 15.11 | Обобщающий урок по теме «Вселенная». | Описывать как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков; как устроена Солнечная система; что представляет собой Галактика. Осуществлять самостоятельную работу с учебником, извлекать из него информацию; совершать логические мыслительные операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать изученный материал. | Индивидуальный | Подг. к зачету | |||
20. | 19.11 | Итоговый урок по теме. Проверочная работа по теме: «Вселенная. Изучение природы» (зачет1) | Характеризовать основные этапы в развитии взглядов людей на Вселенную; называть отличие системы мира по Птолемею и Н.Копернику; роль Дж . Бруно и Г.Галилея в развитии взглядов на Вселенную; определять строение и состав Солнечной системы; давать общую характеристику планет Солнечной системы, астероидов, комет, метеоров, метеоритов; называть основные типы звезд, созвездия неба Северного полушария; давать характеристику галактик. | тест | Инд. Зад | |||
21. | 22.11 | Работа над ошибками | Определять, какие вопросы пройденной темы изучены недостаточно глубоко, ликвидировать пробелы в своих знаниях. | Индивидуальный | Инд. Зад | |||
Тема 3 «Земля» 18 часов | ||||||||
22. | 26.11 | Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. | Определять сущность термина «гипотеза» (научное предположение); объяснять гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффона; И.Канта; Д.Джинса; О.Ю.Шмидта; П.Лапласа); современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. Извлекать из различных источников (в первую очередь из учебника) необходимую информацию, оперировать ею и использовать для решения набольших проблем. | фронтальный | С.54-55 В-с1-3 | |||
23. | 29.11 | Возникновение Земли. | Называть и характеризовать основные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы. Составлять рассказы, сообщения, об ученых, используя материал учебника и дополнительную литературу; излагать материал составленных рассказов, сообщений, опираясь на записи, но не читая их; формулировать вопросы и отвечать на них; оформлять сообщения. | фронтальный | С.56-58 В-с4-6 | |||
24. | 3.12 | Внутреннее строение Земли Горные породы, минералы, полезные ископаемые.. | Давать определение терминам -мантия, ядро, кора. Описывать внутреннее строение Земли и её внешние оболочки. Осуществлять работу с учебником и картой. Называть принципиальное отличие горных пород от минералов; определять суть термина «полезные ископаемые». Выполнять несложные наблюдения и практические работы; фиксировать их результаты в тетрадях. | Индивидуальный, слов. дикт. | С.60-61 В-с1-4 С.62 В-с5-7 | |||
25. | 6.12 | Вещества | Д. Примеры простых и сложных веществ, смесей п\р №5 Описание и сравнение признаков 2—3 веществ | Различать тела и вещества, приводить примеры. Описывать и сравнивать по признакам вещества | фронтальный | С.64-67 В-с1-4 | ||
26. | 10.12 | Многообразие явлений природы Землетрясения. | Д. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму). п\р №6 Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1—2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т. п.). | Давать характеристику химическим и физическим явлениям, делать выводы. Проводить наблюдения | Отчет о п\р | С.67-71 В-с.5-6 | ||
27. | 13.12 | Землетрясения. Вулканы. | Давать определения терминам- сейсмический очаг, эпицентр. Называть причины землетрясения, используя материалы учебника. | Тест
| С.72 В-с1-2 | |||
28. | 17.12 | Вулканы. | Давать определения терминам –жерло, кратер, магма, лава. Называть причины вулканической деятельности. Находить нужную информацию из различных источников знаний. | с\р на 10 мин | С.73-75 В-с3-6 | |||
29. | 20.12 | Суша планеты. | Давать общую характеристику материков. Показывать на карте основные материки и острова. Находить нужную информацию из различных источников знаний. | фронтальный | С.78-80 В-с1-4 | |||
30. | 24.12 | Суша планеты ( продолжение) | Давать общую характеристику материков. Показывать на карте основные материки и острова. Находить нужную информацию из различных источников знаний. | индивидуальный | С.80-84 В-с5-9 | |||
31. | 27.12 | Атмосфера Земли. | Называть состав воздуха; типы облаков; закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью. Работать самостоятельно с различными источниками знаний. | фронтальный | С.85-86 В-с1 | |||
32. | 14.01 | Погода. Климат. Инструктаж по тб | П/р№7 Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей. | Давать определения терминам – «погода», «климат»; описывать влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Извлекать самостоятельно нужную информация; логически мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать. | Отчет о п\р | С.86-87 В-с2-7 | ||
33. | 14.01 | Ураганы. Смерчи. | Характеризовать причины и результаты ураганов и смерчей. извлекать нужную информацию из различных источников знаний; логически мыслить и оформлять результаты мыслительной операции в форме таблиц, схем. | фронтальный | С.88-90 В-с1-5 | |||
34. | 17.01 | .Гидросфера Земли, её части. Мировой океан. | Определять составные части гидросферы; сущность круговорота воды в природе. | тест | С.91-93 В-с1-3 |
35. | 21.01 | Воды суши. океаны, моря. омывающие Россию, крупнейшие реки» | Называть источники пресной воды, роль каждого из них в круговороте воды, как используется пресная вода человеком. Выполнять несложные практические работы, логически мыслить: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. | индивидуальный | С.93-96 В-с4-7 | |||
36 | 24.01 | Уникальная планета Земля. | Объяснять месторасположение Земли в Солнечной системе; значение Солнца для жизни на Земле; вращение Земли вокруг Солнца и вокруг собственной оси; значение атмосферы для сохранения и поддержания жизни на нашей планете; роль гидросферы и круговорота воды в природе в перераспределении тепла и влаги на поверхности Земли; роль зеленых растений в поддержании постоянства газового состава атмосферы, обеспечении кислородом и органическими веществами всех живых организмов. Осуществлять самостоятельную работу с текстом учебника, извлекая нужную информацию; совершать мыслительные операции: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать и оформлять их в виде таблицы, схем. | фронтальный | С.97-98 В-с1-5 | |||
37 | )28.01 | Закрепление изученного | Объяснять основные гипотезы приосхождения Земли и Солнечной системы; сущность землятресений, извержений вулканов, ураганов, смерчей; их причины и поведение людей в экстремальных ситуациях; особенности Земли, обусловившие существование на ней жизни; отвечать на вопросы письменно и устно; извлекать из различныхз источников нужную информацию. | тест | С.99-100 В-с1-4 | |||
38. | Обобщающий урок по теме: «Земля». | Объяснять основные гипотезы возникновения Земли и Солнечной системы.; внутреннее строение Земли и её внешние оболочки» причины землетрясений и вулканической деятельности, общую характеристику материков; отвечать на вопросы; совершать логические мыслительные операции: сравнивать, анализировать, обобщать. | фронтальный | Подг. к зачету | ||||
39. | 31.01 | Проверочная работа по теме «Земля» (словарный диктант) (зачет2) | Применять полученные знания при выполнении зачета в виде теста Сравнивать и делать выводы. | Тест, словарный диктант | Инд.зад | |||
Тема 4 «Жизнь на Земле» 16 ч. | . | |||||||
40. | 4.02 | Развитие жизни на Земле | Описывать историю развития жизни на Земле; вода – колыбель жизни; древние водные растения и животные древнейших времен; растения и животные древних лесов; происхождение земноводных и пресмыкающихся, млекопитающих и птиц, папоротников, голосеменных и цветковых растений. Превращать различные материалы в наглядные пособия; работать с дополнительной литературой. | фронтальный | С102. Подг.сообщ. | |||
41. | 7.02 | Животные прошлого. | Описывать историческое развитие растений и животных на Земле; переход организмов от водного образа жизни к наземному, их постепенное усложнение; доказывать развитие растений и животных; работать с дополнительной литературой; выполнять несложные практические задания; отвечать на вопросы и извлекать информацию из различного источника. | сообщ.уч-ся | С.103-106 Подг.сообщ. | |||
42. | 11.02 | Живые клетки. | Описывать историю открытия клетки; роль увеличительных приборов в изучении клеточного строения растений и животных; главные части клетки: питание, дыхание, рост, размножение. Выполнять несложные практические задания; оформлять результаты практических работ. | фронтальный | С.107-108 В-с1-3 | |||
43. | 14.02 | Строение клетки. | Называть разновидность клеток; их строение и жизнедеятельность; строение микроскопа и правила работы с ним. Выполнять т.б. работы с микроскопом. | индивидуальный | С.110 В-с4-6 | |||
44. | 18.02 | Царства живой природы. Одноклеточные организмы. | Называть царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные; одноклеточные организмы. Выполнять т.б. при работе с микроскопом; выполнять несложные практические задания; работать с дополнительной литературой и делать небольшие сообщения; формулировать вопросы и отвечать на них. | фронтальный | С.113-114 В-с1-2 | |||
45. | 21.02 | Многоклеточные организмы (грибы, растения) | П\р№8 Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использовании ем различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.) | Характеризовать многоклеточные организмы: грибы, растения, животные; называть отличие грибов от растений; определять грибы съедобные и ядовитые; называть многообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые. Выполнять несложные практические задания; работать с дополнительной литературой. | фронтальный | С.114- В-с3-4 | ||
46. | 28.02 | Беспозвоночные и позвоночные животные. | Объяснять разнообразие животных, их широкое распространение на земном шаре; беспозвоночных и позвоночных животных, их многообразие, отличительные признаки; связь животных с растениями и другими организмами. Выполнять самостоятельную работу с текстом и рисунками учебника; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблиц, схем, выводов. | Индивидуальный | С.114 В-с5 | |||
47. | 4.03 | Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней. | П\р№9 Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. | Характеризовать многообразие сред обитания организмов (наземно-воздушная, водная, почвенная); их роль в жизни организмов; особенности наземно-воздушной среды и приспособленность растений и животных к жизни в неё. Выполнять несложные практические задания. | Отчет о п-р | С.118-119,121 В-с 1-2 | ||
48 | 7.03 | Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. | Называть отличительные особенности водной среды от наземно-воздушной среды; водных животных, особенности их строения и жизнедеятельности, обеспечивающие их обитание в водной среде; распространений в водной среде на различной глубине. | фронтальный | С.119,121 В-с3 | |||
49 | 11.03 | Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве. | Называть отличительные особенности почвы – среды обитания бактерий, грибов, растений, животных; приспособленность организмов к почвенной среде. | Индивидуальный | С.119,121 В-с4 |
50 | 14.03 | . | Жизнь на разных материках | Характеризовать особенности растительного и животного мира Евразии на примере Китая; своеобразие и животный мир Африки; растительный и животный мир Северной Америки, его особенности; редкие растения и животные Южной Америки; особенности растений и животных Австралии и Антарктиды. Осуществлять самостоятельную работу с текстом и рисунками учебника, оформлять результаты мыслительных операций в виде таблицы. | тест | С.123-124 В-с1-4 | ||
51. | 18.03 | Жизнь на разных материках (продолжение) | Характеризовать особенности растительного и животного мира редкие растения и животные Южной Америки; особенности растений и животных Австралии и Антарктиды. Осуществлять самостоятельную работу с текстом и рисунками учебника, оформлять результаты мыслительных операций в виде таблицы. | По карточкам | С.125 В-с5-6 | |||
52 | 21.03 | Природные зоны Земли. | Характеризовать природные зоны Земли; расположение каждой из природных зон на планете; особенности растительного и животного мира в них; причины (условия) распространения растений и животных на суше. Показывать на карте основные природные зоны Земли; оформлять результаты логических операций в виде выводов, таблиц, схем; работать с гербарным материалом. | фронтальный | С.129-130 В-с1-4 | |||
53 | 1.04 | Природные Зоны ( продолж. материала.) | Характеризовать природные зоны Земли; расположение каждой из природных зон на планете; особенности растительного и животного мира в них; причины (условия) распространения растений и животных на суше. Показывать на карте основные природные зоны Земли; оформлять результаты логических операций в виде выводов, таблиц, схем; работать с гербарным материалом. | Индивидуальный | С.130-131 В-с5-6 | |||
54. | 4.04 | Жизнь в морях и океанах. | Характеризовать разнообразие растений и животных морей и океанов; распространение их в прибрежной мелководной части, в толще и на дне, в коралловых рифах; взаимосвязь и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях. Выполнять практические работы; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в форме схем, таблиц. | фронтальный | С.135-138 В-с1-5 | |||
55 | 8.04 | Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле».(зачет 3) | Называть отличительные черты живых организмов; их клеточное строение; характеризовать среды обитания организмов и их приспособленности к жизни в них; распределение растений и животных на материках и в океанах в важнейших зонах Земли; анализировать, сравнивать, обобщать. | тест | Инд. Зад. | |||
. | Тема 5 « Человек на Земле» 15 ч. | |||||||
56. | 11.04 | Происхождение человека. Древние предки человека | Называть предков человека, их среду обитания и образ жизни. Выполнять работу с различными источниками знаний (текстом учебника, рисунками, таблицами, муляжами, коллекциями), извлекая из них нужную информацию; проявлять творчество и логически мыслить | фронтальный | С.142-143 В-с1-3 | |||
57. | 115.04 | Первые люди. | Описывать первых людях, появившихся на Земле, их образ жизни, усложнение в строении, поведении в процессе исторического развития. Составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно | Индивидуальный | С.144-147 В-с4-6 | |||
58. | )18.04 | История географических открытий. Открытие Америки. | Иметь представление об открытиях материков нашей планеты. Кратко характеризовать заслуги путешественников – первооткрывателей материков. | фронтальный | С.149-150 В-с1-2 | |||
59. | . | Открытие Австралии и Антарктиды | Называть первооткрывателей Австралии и Антарктиды. Составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно. | тест | С.150-151 В-с3-4 | |||
60. | 22.04 | Великие путешественники -первооткрыватели новых земель | Описывать, как люди открывали новые земли. Называть имена 3-5 великих путешественников-первооткрывателей; кратко охарактеризовать их заслуги. | тест | С.152-153 Подг. сообщ. | |||
61. | 25.04 | Как человек изменил Землю | Описывать последствия влияния человека на природу; экологические проблемы, которые необходимо решать на данном этапе. Осуществлять самостоятельную работу с текстом учебника, извлекая из него необходимую информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме. | Фронтальный, сообщ. уч-ся | С.155-156 Подг.сообщ. | |||
62. | 29.04 | О кислотных дождях, об озоновой дыре, парниковом эффекте. | Называть естественные и вызванные деятельностью человека источники загрязнения атмосферы; виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы. Составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно. | Сообщ. уч-ся | С.157-158 В-с1-6 | |||
63. | 2.05 | . | Жизнь под угрозой. | Называть последствия влияния деятельности человека на живые организмы; конкретные примеры негативной деятельности человека.Составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно | фронтальный | С.160-161 В-с1-2 | ||
64. | 6.05 | Меры сохранения жизни на Земле. | П\Р№10 Знакомство с экологичес кими проблемами своей местности и доступными путями их решения. | Называть основные меры сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ. Составлять рассказы, сообщения, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно. | Сообщ. уч-ся, отчет о п\р | С.161-162 В-с3-4 | ||
65. | 13.05 | . | Опустынивание и его причины | Объяснять сущность понятия «опустынивание»; причины опустынивания и меры остановки и защиты Земли от этого процесса. Самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме. | фронтальный | С.163-165 В-с1-4 | ||
66. | 16.05 | . | Здоровье человека и безопасность жизни | П\Р№10 Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. | Называть главные правила ЗОЖ, соблюдать правила безопасности в различных ситуациях., оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах. | Отчет о п\р | С.166-169 Подг.сообщ. |
67. | 20.05 | Ядовитые животные и растения. | Д. Ядовитые растения и опасные животные своей местности. | Называть ядовитых животных и растений, чем они опасны для людей. Составлять рассказы, сообщения, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно. | Сообщ.уч-ся | С.170-171 В-с3-5 | ||
68 | 23.05 | Обобщающий урок по теме: «Человек на земле» Проверочная работа по теме «Человек на Земле» (зачет4) | Характеризовать влияние деятельности человека на окружающую среду. Обосновывать основные подходы к рациональному использованию природных ресурсов; отстаивать мысль о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды | тест | Подг. к зачету | |||
69 | 27.05 | Итоговый контроль в виде теста (зачет5) | Применять полученные знания при выполнении зачета в виде теста Сравнивать и делать выводы | тест | Инд.зад. | |||
70 | 30.05 | Анализ работы | Применять полученные знания при выполнении итогового контроля в виде теста | Индивид. | Инд.зад |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа. География 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. ФГОС.
«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиес...
Рабочая программа "Биология 5 класс" к учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков
Рабочая прграмма рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов...
Рабочая программа "Биология 6 класс" к учебнику Н.И. Сонин
Рабочая прграмма рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов....
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...