Открытый урок по ФГОС "Многообразие и значение бактерий" 5 класс
план-конспект занятия по биологии (5 класс)
Разработка открытого урока имеет цель раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека, познакомить с болезнетворными бактериями и мерами предупреждения заболеваний, вызываемыми бактериями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_fgos_mnogoobrazie_i_znachenie_bakteriy_5_klass.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок – обобщение . Значение бактерий в природе и для человека
Цель урока: раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека, познакомить с болезнетворными бактериями и мерами предупреждения заболеваний, вызываемыми бактериями.
Задачи:
Образовательные:
Дать представление о многообразной роли бактерий в природе и жизни человека, о значении бактерий.
Развивающие:
развивать логическое мышление ,познавательный интерес, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.
Воспитательные:
воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимопомощи.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать роль бактерий в природе, положительное и отрицательное влияние бактерий на человека, меры предупреждения бактериальных заболеваний;
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- коммуникативные:
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
Личностные:
- проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный труд.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения находить отличия, работать с учебником, информационными текстами и таблицами, преобразовывать информацию из одного вида в другую.
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование навыков самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки.
Личностные УУД
- Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Проявлять интерес к новому содержанию
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Оборудование: Учебник: биология 5 класс – В. В. Пасечник.; раздаточные материалы, таблицы.
Ход урока:
Этап 1. Приветствие:
Добрый день. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, повернемся к нашим гостям и скажем им « Добрый день»!
Этап 2. Актуализация знаний:
- Чтобы начать наш с вами урок, давайте вспомним, с какими живыми организмами вы познакомились на прошлом уроке.
- Правильно, на прошлом уроке вы познакомились с царством БАКТЕРИИ. С их общей характеристикой, строением бактериальной клетки, формами бактерий, размножением.
Я предлагаю вам выполнить небольшое задание, это биологический диктант и вспомнить то, что мы уже знаем о бактериях. Так сказать , проверим вашу готовность к уроку.
Перед вами на партах лежат индивидуальные карты, которые мы будем заполнять во время урока. (учащиеся записывают на листе цифры от 1 до 10, учитель произносит понятия, а учащиеся отмечают верные утверждения плюсом, а неверные минусом).
Диктант (слайды- 2,3)
- Бактерии состоят из одной клетки? да
- Бактерии имеют ядро?
- Бактерии размножаются спорами?
- Бактерии имеют разнообразную форму? да
- Бактерии имеют оболочку? да
- Бактерии, для которых кислород является смертельно опасным, называются аэробами?
- Бактерии не имеют хлорофилла? да
- Округлые бактерии называют стрептококками?
- Бактерии имеют цитоплазму? да
- Бактерии относятся к Царству Растений?
Оценивание:
Оценка «5» | 9-10 баллов |
оценка «4» | 7-8 баллов |
оценка «3» | 5-6 баллов |
оценка «2» | до 4 баллов. |
Поменяйтесь ответами со своим соседом и проверьте правильность выбранных утверждений. Номера правильных суждений: 1, 4, 5, 7, 9. Посчитайте, сколько утверждений отмечено правильно. Выставите пожалуйста баллы и отметку в карту. У кто из вас получили 6 баллов, 7 баллов, 9-10 баллов, поднимите руки. Молодцы!
Этап 3. Открытие новых знаний
Форма работы: групповая
- И так, все мы с вами знаем о бактериях? Или еще чего то может быть не знаем?
Проблемный вопрос. - Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.
Как вы понимаете смысл высказывания ученого Луи Пастера:
«Бактериям – этим Бесконечно малым Живым существам – принадлежит бесконечно большая роль в природе». Луи Пастер.
Обратите внимание на экран. Что мы видим? Бактерии кругом, они повсюду. Хорошо это или плохо? Как вы считаете? Слайд 4
Как вы думаете о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Попробуйте сформулировать тему (учащиеся формулируют тему, учитель корректирует).
А как вы думаете , бактери – наши друзья или враги? Нужны ли нам бактерии на Земле? Или может мы и без них замечательно проживем?
«Без меня не сваришь сыр, и не сделаешь кефира,
простоквашу и творог, приготовить я помог.
Хоть меня не видит глаз, Заразить могу я вас, и холерой и ангиной,
Насморком и скарлатиной »
Вот на этот вопрос мы должны будем ответить в конце нашего урока.
Сейчас мы с вами отправимся в мир бактерий.
Они были открыты в 1676 г. Антони Ван Левенгуком. Он увидел их при помощи оптического микроскопа и отнес их к группе микроскопических организмов
Ученые разделили все многообразие бактерий на несколько групп. Вот мы сейчас и вспомним виды бактерий СЛАЙД ,
узнаем их среды обитания, питание, роль в природе и жизни человека. По мере знакомства с этими уникальными живыми организмами, будем заполнять таблицу но не просто заполнять, а работать в группах. обсуждать проблему, высказывать свое мнение , советоваться с товарищами. Так как мы будем рассматривать 4 основных группы бактерий, вы уже у меня тоже разделены на 4 группы. Каждая группа имеет свое название. Выберите пожалуйста руководителя группы, он и будет у нас самым ответственным в команде и он будет решать, кто выйдет представлять свою группу. В течении 5-7 минут вам нужно будет охарактеризовать вашу группу, внести данные в таблицу. А для остальных, пока одна команда выступает, другие заполняют таблицу.
-У каждого из вас на столе есть информационные листы с таблицей, нужный для вас материал о группах бактерий и схемы.
И так, приступим..
Мы с вами узнали много нового и интересного о бактериях и наверное устали, так?
Сейчас небольшая физкультминутка.
Тихо все за парты сели, на меня все посмотрели. Наши ушки на макушке, глазки широко открыты, слушаем запоминаем, ни минуты не теряем.
Этап 4. Закрепление полученных знаний.
Форма работы: индивидуальная.
Для закрепления полученных знаний заполните таблицу. На Индивидуальных картах вы должны поработать над терминами, отметить, среду ее обитания, и практическое значение ( положительное или отрицательное) для человека или окружающей среды, соответствующих бактерий.
Слайды, заполнение таблицы. Оценивание.
Значение бактерий в природе и жизни человека
Бактерии | Значение | Среда обитания | |
Положительное | Отрицательное | ||
Гниения | Перерабатывают органические вещества (листья, трупы животных) в перегной, повышают плодородие почвы. | Портят продукты питания. | Повсеместно |
Почвенные | Разлагают перегной до неорганических веществ (минеральные вещества), необходимых растениям для жизни, повышают плодородие почвы. | - | Почва |
Молочнокислые | Бактерии-кулинары. Используются в производстве продуктов питания, кормов. | Способствуют скисанию молока (участвуют в разрушении органических веществ). | В различных органических веществах |
Болезнетворные | - | Вызывают инфекционные заболевания у живых организмов, в т.ч. у человека. | В организмах |
Оцените пожалуйста выполненную вами работу.
Сформулируем выводы урока.
Какой проблемный вопрос у нас был в начале урока? Сможем мы теперь на него ответить? Бактерии – враги или друзья?
Вывод:
Бактерии имеют большое значение в природе и жизни человека. Есть бактерии, поставляющие в атмосферу кислород, улавливающие из атмосферы азот, есть бактерии, разлагающие отмершее органическое вещество. Некоторые бактерии полезны для человека, другие вызывают опасные заболевания.
Предположим, основываясь на нашей таблице, что все-таки случится на Земле, если вдруг пропадут все бактерии, что если исчезнут все бактерии?
(Исчезновение азотофиксирующих бактерий, бактерий гниения и почвенных бактерий приведет к снижению плодородия, а далее и к полному истощению почвы, а также к «захламлению» окружающей среды непереработанной органикой: трупами животных, палой листвой, погибшими растениями и т.д.
Отсутствие молочнокислых бактерий влечет к полному изменению рациона человека. Исчезновение кишечной палочки, может повлечь за собой ряд проблем, связанных с пищеварением.
Отсутствие болезнетворных бактерий, с одной стороны ведет к улучшению жизни из-за отсутствия многих болезней, однако, может привести к перенаселению животных, растений и человека, что также чревато рядом неприятных последствий).
Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да) Как именно? (Знания о бактериях помогают осознать, что бактерии могут быть полезные и вредные, и соответственно использовать данную информацию, используя бактерии полезные и защищаясь от вредных бактерий, разрабатывая и используя различные методы борьбы с ними).
А теперь давайте оценим вашу работу на уроке. Каждый из вас в течение урока получал оценки ,посчитайте пожалуйста средний бал и выставите итоговую.
РЕФЛЕКСИЯ. А сейчас оценим свое настроение в конце урока. Поднимите смайлик у себя в карте.
Широкая улыбка - На уроке мне было интересно, я много узнал нового, тема мне понятна;
Легкая улыбка – На уроке мне было не всегда интересно, тема мне в целом понятна, но по некоторым вопросам я испытываю затруднения;
Грустный - На уроке мне было неинтересно, я нового ничего не узнал, тема мне непонятна).
. Домашнее задание: § 11-12, провести исследование – вырастить картофельную палочку.
Спасибо за урок, было очень интересно с вами работать! Урок закончен.
Индивидуальная карта ученика 5а класса_______________________________________
- Биологический диктант
Вопросы | Ответ записать «да» + или «нет» - | Баллы правильно-1б, неправильно -0б |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
Итого баллов: | ||
Оценка: |
- Значение бактерий в природе и жизни человека
Бактерии | Значение | Среда обитания | |
Положительное | Отрицательное | ||
Гниения | |||
Почвенные |
| ||
Молочнокислые | |||
Болезнетворные |
|
Приложение к плану-конспекту открытого урока биологии в 5 классе по теме «Бактерии»
Дополнительная информация для работы в группах
По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.
Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.
Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.
Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.
Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.
Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.
Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.
Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.
Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.
Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.
Вопросы для интерактивного тестирования по теме «Бактерии»
А1. Бактерии – это организмы:
- только одноклеточные;
- только многоклеточные;
- и одноклеточные, и многоклеточные.
А2. В клетке бактерий есть:
- оболочка, цитоплазма, ядро;
- цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота;
- оболочка, цитоплазма, ядерное вещество (нуклеиновая кислота).
А3. Бактерии:
- питаются готовыми питательными веществами;
- сами способны создавать питательные вещества;
- верно 1 и 2.
А4. Определите правильное высказывание.
- Бактерии размножаются спорами.
- Споры помогают бактериям переживать неблагоприятные условия и распространяться.
- Споры бактерий быстро погибают в неблагоприятных условиях.
А5. Определите правильное высказывание.
- Все бактерии приносят вред другим живым организмам.
- Целлюлозоразрушающие бактерии приносят пользу человеку.
- Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок:" Прямое и переносное значение слова"
Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний.Цели урока: создать условия для осознания учащимися понятия метафора, на примере художественных текстов формировать умение находить...
Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме: "Значение и правописание частиц"
Тип урока: повторительно-обобщающийЦели:Закрепление понятия о функциях частицы как служебной части речи.Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.Задачи:Показат...
Открытый урок "Ауфтакт - и его значение в разнохарактерных произведениях"
Открытый урок концертмейстера, по классу дирижирование в ДМШ ....
Конспект открытого урока по физической культуре: "Значение осанки в жизни человека"
Сюжетно – игровой урок по физической культуре для 2 класса о значении осанки в жизни человека...
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Слово. Лексическое и грамматическое значения слова".
Открытый урок по русскому языку в 5 классе....
открытый урок "Витамины и их значение" (11 класс)
Разработанный мной урок предназначен для учащихся 11 класса. Предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока....
Открытый урок "Прямое и переносное значения слов" 5 класс
Открытый урок в 5 классе (ФГОС)...