Открытый урок "Ауфтакт - и его значение в разнохарактерных произведениях"
план-конспект урока по музыке на тему
Открытый урок концертмейстера, по классу дирижирование в ДМШ .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №2
ОТКРЫТЫЙ УРОК
«Ауфтакт и его значение в разнохарактерных произведениях»
Провела концертмейстер
ГБУ ДО ДМШ№2
Киртава Инга Роландиевна
Байконур 2015
Конспект открытого урока
по хоровому дирижированию концертмейстера Киртава И.Р.
и преподавателя Закировой З.Г.
Тема урока: «Ауфтакт - и его значение в разнохарактерных произведениях».
Цель: Показ особенностей работы концертмейстера в классе хорового дирижирования.
Задачи:
Образовательные:
- Помощь концертмейстера в организации координации движения рук обучающихся, при выполнении дирижерских жестов;
- Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках.
Развивающие:
- Развитие музыкального восприятия метроритма;
- Развитие познавательного процесса (внимания, воображения, память, восприятие);
Воспитательные:
- Активизация творческих способностей обучающихся;
- Умение взаимодействия обучающихся с концертмейстером.
Основные методы работы:
- Наглядный (практический показ);
- Словесный (беседа, объяснение)
План (ход) урока:
1.Вступительное слово концертмейстера;
2.Организационные моменты (подготовка обучающихся к уроку);
3.Работа над произведениями;
4.Анализ урока.
В основе данного урока положена здоровьесберегающие технологии, а также личностно–ориентированная технология с дифференцированным подходом.
ХОД УРОКА
- Вступительное слово концертмейстера с определением цели и задач.
- Основная часть.
Аккожа Олжас 3 кл. А.Гречанинов слова народные «Стучит бренчит».
Произведение написано для детского или женского хора с сопровождением. Размер 2|4, тональность Ля мажор, темп «подвижно». В начале произведения звучит 4 такта вступления, с ярко выраженным акцентом на сильную долю, которое подготавливает слушателей и хор к характеру произведения. Поэтому вступление исполняется максимально выразительно, сразу в нужном темпе и характере, определенным ауфтактом дирижера (обучающегося). Сложность в данном произведении: в заключительной части произведения встречается переменный размер. Здесь важно концертмейстеру ярче с опорой исполнить сильную долю, что поможет обучающемуся перейти на трёхдольный размер. Завершается произведение в прежнем темпе и с акцентами на сильную долю, с замиранием на pp. В ходе урока велась работа над перекличками между партиями и четким исполнением афтактов к вступлениям и завершениям фраз на сильную и слабую доли.
Адетова Аина обучающая 4 класса.
Чешская народная песня Анечка-Молодичка обр. Р.Габичвадзе русский текст И.Мазнина. Произведение написано для детского хора с сопровождением. Начинается оркестровое вступление с акцентами на сильную долю. Исполняется в задорном характере. Основной работой концертмейстера является исполнения акцентов на сильную долю в левой руке. Произведение написано в куплетной форме. Сложностью произведения является комбинированный жест дирижера ( ауфтакт к снятию является ауфтактом к вступлению звучания) и межтактовая синкопа в конце каждого куплета.
Умбетова Элеонора 5 кл.
Муз. М. Парцхаладзе, слова В.Купатишвили, перевод с грузинского А.Гурина.
Произведение написано советским композитором М.Парцхаладзе а cappella (оригинал для смешанного хора), для женского или детского хора.
По жанру произведение относится к хоровой миниатюре, где представлено картина ночного озера, навевающая филосовский смысл. Основной задачей концертмейстера на уроке являлось точное исполнение четырехголосной хоровой партитуры, с её динамическими оттенками которые очень выразительно передают картину ночного озера. Дирижёрские жесты, в том числе и ауфтакт, выполняется плавным движением рук. В средней части произведения происходит изменение темпа ( Poco piu mosso) которое подводит к кульминации произведения, где жест дирижёра более широкий очень важно концертмейстеру точно играть по руке дирижёра и выполнить ускорение с усилением звука (crescendo), а затем и замедление (ritenuto) с затиханием (diminuendo).
Самоанализ открытого урока
Тема урока: «Ауфтакт - и его значение в разнохарактерных произведениях».
Цель: Показ особенностей работы концертмейстера в классе хорового дирижирования.
Задачи:
Образовательные:
- Помощь концертмейстера в организации координации движения рук обучающихся, при выполнении дирижерских жестов;
- Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках.
Развивающие:
- Развитие музыкального восприятия метроритма;
- Развитие познавательного процесса (внимания, воображения, память, восприятие);
Воспитательные:
- Активизация творческих способностей обучающихся;
- Умение взаимодействия обучающихся с концертмейстером.
Актуальность данной темы заключается в том, что ауфтакт является одним из основополагающих элементов техники дирижирования.
Техника выполнения ауфтакта включает в себя три основных момента:
- Фиксируется положение «внимание»;
- Выполняется замах отображаемой плоскости «дыхание»;
- Руки опускаются вниз (падение), завершая «точкой» -«вступление».
Ауфтакт предваряет не только вступление и снятия, но и динамическое развитие, изменения темпа, показ штрихов. Мне, как концертмейстеру, необходимо понять характер ауфтакта дирижёра и отреагировать соответствующим звукоизвлечением на фортепиано.
Основная часть урока проводится с обучающимися которые представят разнохарактерные произведения с различными приемами исполнения ауфтакта.
Аккожа Олжас 3 кл. А.Гречанинов слова народные «Стучит бренчит».
В начале произведения звучит 4 такта вступления, с ярко выраженным акцентом на сильную долю, которое определяет характер произведения. Поэтому вступление исполняется максимально выразительно, сразу в нужном темпе и характере, определенным ауфтактом дирижера (обучающегося). Сложность в данном произведении: в заключительной части произведения встречается переменный размер. Здесь важно концертмейстеру ярче с опорой исполнить сильную долю, что поможет обучающемуся перейти на трёхдольный размер. Завершается произведение в прежнем темпе и с акцентами на сильную долю, с замиранием на pp. В ходе урока велась работа над перекличками между партиями и четким исполнением афтактов к вступлениям и завершениям фраз на сильную и слабую доли.
Адетова Аина обучающая 4 класса.
Произведение начинает оркестровое вступление с акцентами на сильную долю. Исполнялось в задорном характере. Основной работой концертмейстера была исполнения акцентов на сильную долю в левой руке. Произведение написано в куплетной форме. Сложностью произведения является комбинированный жест дирижера (ауфтакт к снятию является ауфтактом к вступлению звучания) и межтактовая синкопа в конце каждого куплета.
Умбетова Элеонора 5 кл.
Муз. М. Парцхаладзе, слова В.Купатишвили, перевод с грузинского А.Гурина.
Основной задачей концертмейстера на уроке являлось точное исполнение четырехголосной хоровой партитуры, с её динамическими оттенками которые очень выразительно передают картину ночного озера. Дирижёрские жесты, в том числе и ауфтакт, выполняется плавным движением рук. В средней части произведения происходит изменение темпа ( Poco piu mosso) которое подводит к кульминации произведения, где жест дирижёра более широкий очень важно концертмейстеру точно играть по руке дирижёра и выполнить ускорение с усилением звука (crescendo), а затем и замедление (ritenuto) с затиханием (diminuendo).
Я как концертмейстер с помощью исполнения аккомпанемента и пояснений, помогала преподавателю и обучающимся достичь поставленных на уроке цели и задач.
Одно из тонкостей концертмейстерской работы – умение видеть боковым зрением руку дирижера. Это важно при темповых отклонениях в хоровых произведениях когда приходится смотреть то в ноты, то на дирижера, контролируя при этом звуковой баланс. Для этого необходимо знать основные приемы дирижирования; размерные сетки; изучить движения, обозначающие ауфтакт, дыхание, снятие звука и другие; жесты, обозначающие штрихи и оттенки. В процессе обучении очень часто приходится повторять музыкальные фрагменты и они не должны исполнятся однообразно. Таким образом, обучающиеся будут не только механически запоминать движения рук, но и соотносить их со звучанием фортепиано. В заключении урока обучающимся было задано домашнее задание:
- понимать строение произведений и их музыкальный замысел;
- выучить пройденные на уроке произведения путем выполнения правильных, точных дирижерских жестов;
- заниматься дома дирижированием перед зеркалом, представляя перед собой плоскость.
Обучающиеся на уроке были активны, сосредоточены в работе, показали умения взаимодействия с концертмейстером и степень владения техникой дирижирования. Атмосфера урока располагала к творчеству и сотрудничеству. Считаю, что цели и задачи урока были достигнуты в доброжелательной рабочей обстановке.
Вступительное слово концертмейстера.
Сегодня мы проведем открытый урок с обучающимися класса преподавателя Закировой З.Г. по предмету «хоровое дирижирование».
Тема урока: «Ауфтакт - и его значение в разнохарактерных произведениях».
Цель: Показ особенностей работы концертмейстера в классе хорового дирижирования.
Задачи:
Образовательные:
- Помощь концертмейстера в организации координации движения рук обучающихся, при выполнении дирижерских жестов;
- Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках.
Развивающие:
- Развитие музыкального восприятия метроритма;
- Развитие познавательного процесса (внимания, воображения, память, восприятие);
Воспитательные:
- Активизация творческих способностей обучающихся;
- Умение взаимодействия обучающихся с концертмейстером.
Актуальность данной темы заключается в том, что ауфтакт является одним из основополагающих элементов техники дирижирования.
Техника выполнения ауфтакта включает в себя три основных момента:
- Фиксируется положение «внимание»;
- Выполняется замах отображаемой плоскости «дыхание»;
- Руки опускаются вниз (падение), завершая «точкой» -«вступление».
Актуальность данной темы заключается в том, что ауфтакт является одним из основополагающих элементов техники дирижирования.
Техника выполнения ауфтакта включает в себя три основных момента:
- Фиксируется положение «внимание»;
- Выполняется замах отображаемой плоскости «дыхание»;
3.Руки опускаются вниз (падение), завершая «точкой» - «вступление».
Ауфтакт предваряет не только вступление и снятия, но и динамическое развитие, изменения темпа, показ штрихов. Мне, как концертмейстеру, необходимо понять характер ауфтакта дирижёра и отреагировать соответствующим звукоизвлечением на фортепиано.
Урок проводится с обучающимися которые представят разнохарактерные произведения с различными приемами исполнения ауфтакта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Строение и значение скелета"
Движение тела - функции мышц, но оно невозможно без опоры — костей....
Символическое значение снов в произведениях А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского
Данная статья анализирует возможности понимание природы снов, настоящего и будущего героя....
Разработка открытого урока «Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания»
Урок по теме "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания" 8 класс....
Интегрированный открытый урок Роль и значение иностранного языка при осуществлении международных автобусных перевозок
Актуальность предложенной темы интегрированного урока обусловлена следующим. Роль и значение иностранного языка - английского - современном мире определяется использованием его более чем одним миллиар...
Открытый урок на тему" Значение питания в жизни человека"
Цель: Формирование у учащихся представления о здоровом питании.Задачи:1. Показать значение питания в жизни человека. ...
Работа над разнохарактерными произведениями на занятиях фортепиано
Занятия фортепиано способствуют разностороннему развитию музыканта - здесь приобретаются навыки аккомпанемента, чтения с листа, подбора по слуху; благодаря владению фортепиано появляется возможн...