Открытый урок:" Прямое и переносное значение слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Рябова Валентина Ивановна

 

Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний.

Цели урока: создать условия для осознания учащимися понятия метафора, на примере художественных текстов формировать умение находить  метафору, олицетворения, эпитеты, формировать умение работать по толковому словарю, повторить постановку _ между подлежащим и сказуемым, правописание парных согласных в корне слова, работать по развитию связной речи учащихся.

Воспитывать аккуратность, любовь к слову.

Оборудование: карточки с текстом стихотворения С. Есенина « Поёт зима- аукает», карточки со словами « метафора», « олицетворение», «эпитет», предметные рисунки ( подсолнух ,ромашка, солнце ), сигнальные карточки для проведения рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Прямое и переносное значение слова

Рябова В. И.

учитель русского языка и литературы

1 квалификационная категория

МОУ ПООШ №2

Тема: Прямое и переносное значение слова.

Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний.

Цели урока: создать условия для осознания учащимися понятия метафора, на примере художественных текстов формировать умение находить  метафору, олицетворения, эпитеты, формировать умение работать по толковому словарю, повторить постановку _ между подлежащим и сказуемым, правописание парных согласных в корне слова, работать по развитию связной речи учащихся.

Воспитывать аккуратность, любовь к слову.

Оборудование: карточки с текстом стихотворения С. Есенина « Поёт зима- аукает», карточки со словами « метафора», « олицетворение», «эпитет», предметные рисунки ( подсолнух ,ромашка, солнце ), сигнальные карточки для проведения рефлексии.

                                     Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания.Упр.650 ( по учебнику Львовой В.И.)

              Опрос. Какие слова называются однозначными?  Какие слова называются многозначными?   Привести примеры однозначных многозначных слов с опорой на толковый словарь.

  1. Словарно-орфографическая работа.

Метафора, греч. мета-пере, фора-несу.

Метафорический.

Метафора – слово или оборот речи, употреблённый в переносном значении на основе сходства.

Задание: Объяснить постановку тире и произвести синтаксический разбор.

  1. Осложнённое списывание. (Предложения даны на доске или на экране).

Загадка.

В огороде у доро…ки

Стоит солнышко на  _____. (На ножке)

Только ж…лтые лучи

У него не ______. (Горячи)

Задание. Объяснить правописание слов с пропущенными буквами, отгадать загадку.

Работа с предметными рисунками.

Солнышко                       ромашка                           подсолнух

  1. Беседа об употреблении слов в переносном значении.

В загадке слово «солнышко» употреблено в переносном значении. Название одного предмета (солнце, солнышко) перенесено на другой предмет, сходный с ним по цвету и по форме. Употребление слов или оборотов речи в переносном значении, называется метафора.

На метафоре построены почти все загадки. Подлинными мастерами метафоры являются поэты и писатели.

  1. Закрепление новой темы.
  1. Упр. 652. Учащиеся находят в предложенных текстах метафору.

Физминутка.

  1. Работа по толковому словарю (Упр 651 устно).

  1. Распределительный диктант.

Задание. 1 вариант – записать слова в прямом значении, 2 вариант – в переносном значении.

Железный гвоздь, тяжелый чемодан, волчий аппетит, тяжелый характер, олимпийское спокойствие, железная рука, золотое кольцо, золотой человек, волчья шкура.

  1. Самостоятельная работа с текстом стихотворения С. Есенина «Поёт зима-аукает» (Текст дан в распечатанном виде каждому ученику).

Задание : выразительно прочитайте текст и своими словами попробуйте описать ту картину, которая возникает в вашем воображении.Какое настроение передаёт автор?

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней. А вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным и злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные под эти вихри снежные у мёрзлого окна.

И снится им прекрасная в улыбках солнца ясная

Красавица весна.

  1. Сочинение-миниатюра «Зимний день».

Задание: описать зимний день, используя слова в переносном значении.

Итоги урока. Оценка работы класса.

Домашнее задание: Упр. 667.

Рефлексия. Что нового дал сегодняшний урок? С каким настроением работали на уроке? Учащиеся поднимают цветные сигнальные карточки.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Прямое и переносное значение слов" (5 класс)

Данный урок разработан для слабых учащихся....

Конспект урока "Прямое и переносное значение слова"

Данный урок разработан для слабых учащихся....

Технологическая карта урока "Прямое и переносное значение слов"

Технологическая карта урока "Прямое и переносное значение слов"...