Открытый урок "Прямое и переносное значения слов" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цель деятельности учителя: познакомить обучающихся с понятием «прямое и переносное значение слова», научить различать данные понятия.
Цели как деятельность обучающихся:
Предметные: знать понятие «прямое и переносное значение слова»; уметь находить слова в переносном значении в тексте, толковом словаре; употреблять в своей речи слова в переносном значении.
Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск информации, преобразовывать её (составлять таблицу, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Личностные: находить слова, употреблённые в переносном значении в речи, в том числе художественной (олицетворение)
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности 2 мин | Игра «Подари улыбку».
Я вам желаю удачи! Садитесь. | Приветствуют учителя, оценивают готовность рабочего места | Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок. Регулятивные УУД: самоконтроль. Познавательные: самоопределение, прогноз учебной деятельности Коммуникативные: готовность к учебному сотрудничеству с учителем и сверстниками. |
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии мин | Ребята! Какой раздел лингвистики мы сейчас изучаем? Давайте вспомним, что мы уже знаем. У меня в руках ромашка. На каждом лепестке записано толкование слова. Ваша задача, определить слово по его значению. (Терминологический диктант).
Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием! Ребята! Хочу рассказать вам одну историю. Недавно я познакомилась с одним удивительным человеком. Представляете, он оказался иностранцем. Мы стали с ним общаться, и после разговора я сказала ему, что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки и что он светится от счастья. Но, к сожалению, этот человек меня не понял. Как вы думаете, чего он не понял? | - Лексикология. По одному отрывают лепесток, называют слово. Савченко Леша Богуш Женя Матафонова Наташа Пимонов Саша Кузнецова Софья Елина Арина Учащиеся высказывают свои предположения (он не понял значения слов) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков; расширение лексического запаса. |
Постановка учебной задачи Постановка проблемного вопроса (10 мин) | И сегодня мы продолжим говорить о значении слов. А сформулировать тему и цели урока нам поможет стихотворение «Золотая мама». Послушайте его. Читаю стихотворение. Раздаточный материал Золотая мама. У мамы сердце золотое И золотая голова, И руки мамы золотые, И спорятся ее дела. И папа маму называет: - Ты человек наш золотой! Сестричка только вот вздыхает: - Ведь золото – металл такой, Колечко, правда, есть на пальце, Но руки вовсе не блестят, А на лице у глаз морщинки. Не золотые – штучек пять… И нет на сердце золотого. А сердце…так оно внутри, Оно в груди у мамы бьется, Попробуй, пробу разгляди! А теперь возьмите этот текст (на партах) и ответьте на вопросы: Сколько раз встречается слово «золотой» в тексте?(5) Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае. Проверьте себя. (Слайд ) Хорошо, молодцы! Беседа с учащимися: - Что вы можете сказать про слово «золотой»? Какое это слово? ЗаглЯнем в словарь С.И. Ожегова, узнаем, сколько значений у данного слова. (Слайд ). Золотой –
2.перен.Счастливый, благоприятный. Золотая пора. 3.перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки. 4.перен. Дорогой, любимый. Золотой мой! -Какое из данных значений основное? -С какими из этих значений мы встретились в стихотворении «Золотая мама»? -Обратите внимание, что 2,3,4 значения слова даны под пометой перен. И мне хочется задать вопрос, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить? Запись темы урока «Прямое и переносное значения слов». Целеполагание. Сформулируйте цели на урок для себя.(слова на доске) узнать… Научиться различать …. Запомнить… | Ученики внимательно слушают стихотворение. Читают текст повторно, подчеркивая ССЧ со словом «золотой» (работают в парах): Золотая мама, золотое сердце, золотая голова, золотые руки, золотой человек, формулируют их лексическое значение. Золотая мама – хорошая мама. Золотое сердце – доброе сердце. Золотая голова – умная голова. Золотые руки – умелые руки Золотой человек – хороший, добрый. Проверяют полученные результаты - Это слово многозначное. Коноплева Лена Основное - цвет золота – 1 значение. Мы будем говорить о значениях – прямых и переносных. Записывают тему урока. Формулируют цели. | Регулятивные: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. Коммуникативные: постановка вопросов и их обсуждение. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Усвоение новых знаний. (5мин) | -Ребята, а попробуйте догадаться, какое значение слова будет называться прямым? Назовите прямое значение слова «золотой». - А почему другие значения являются переносными? Почему они называются переносными? (Затрудняетесь – узнаем, получается – подтвердим) - Давайте обратимся к нашему помошнику. (чтение учебника). - На основе чего произошел перенос значения слова в словосочетании «золотая мама», т.е. почему мы такое определение даем маме?( на основе высокого качества металла – золота. Золотая мама – ценная, дорогая.) - Какой вывод сделаем? Вывод: Таким образом, многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения Приведите свои примеры. Молодцы! Вы грамотно справились с заданием. | У. пробуют сформулировать определения. Учащиеся внимательно читают правило на стр. 28-29 учебника. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. |
Физминутка 1, 5 мин | И славно потрудились и можем немного отдохнуть Продолжим… | видео | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке; создание доброжелательного настроения |
5. Первичное закрепление изученного материала (8 мин) | Перед вами текст. Внимательно прочитайте. Легенда. Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты. Но сердце у молодой жены было черное, а характер тяжелый. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай, пусть не ходит в хату». Боялась мать холодных глаз снохи. Только по ночам выходила она из темного сарая. Но и этого было мало красавице. Вот она и говорит мужу: «Если не хочешь потерять меня, вынь из груди сердце и принеси его». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовала его красота жены. Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а сердце положил на ладонь. Споткнулся он о камень, упал, ударился. А горячее сердце упало окровавленное на утес и прошептало: «Сыночек золотой, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!» (В.А.Сухомлинский.) (Подчеркнутые слова объясняем.) - О чем эта легенда? - Сейчас в парах Выпишите из текста в столбик словосочетания с переносным значением. -Как они характеризуют героев? -Подберите к найденным словам примеры с прямым значением.(подпишите через тире) Все справились? Кому было легко? А кому сложно? Давайте проведем самопроверку Подчеркнули все – 5 1-2 не подчеркнули – 4 3-4 не подчеркнули - 3 Над каждым словосочетанием поставьте цифру, соответствующую переходу значения на основе сходства: 1) цвета; 2) веса; 3) тепла; 4) высокое качество металла; 5) действия людей приписываются неживым предметам. (1)ослепительная красота, черное сердце; 2) тяжелый характер; 3) холодные глаза, горячее сердце; 4) золотой сыночек; 5) потерять меня, околдовала красота.) Давайте сделаем вывод. | 1 ученик читает выразительно 1ослепительная красота 1 черное сердце 2 тяжелый характер 3 холодных глаз 3 горячее сердце 4 сыночек золотой 5 сердце прошептало 5 околдовала красота Ставят себе оценку Расставляют цифры Делают вывод Вывод: т.о. переносное значение слов может быть на основе каких-либо признаков на основе сходства предметов и явлений, например, цвета, веса, качества и т.д. | Регулятивные: действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: управление поведением партнера, коррекция, оценка действий партнера; владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками |
Самостоятельная работа с самопроверкой .. Организация первичного контроля (4 мин.) | А сейчас, ребята, придумайте продолжение легенды. Напишите 2-3 предложения, включив слова с переносным значением. Предлагает ответить на вопрос: - Какие ССЧ использовал ….., в которых есть слова с переносным значением (на слух). - Справилась (ся) ….с этим заданием? Оцените. Молодцы! А хотите узнать, как заканчивается эта легенда у автора? Зачитываю окончание легенды. Продолжение легенды. Из глаз сына побежали слезы, закружилась голова. Вложил он сердце обратно, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала курчавую голову к груди. Не захотел после этого сын возвращаться к жене, в груди которой было каменное сердце. Не вернулась и мать. | (один человек зачитывают свои варианты окончания этой истории.) Внимательно слушают учащихся, выписывая на слух ССЧ со словами в переносном значении. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний. |
Включение нового знания в систему знаний и повторение (7 мин) | - Для чего нужны переносные значения слов в этом тексте?? Переносные значения – средства выразительности. Они делают текст красочным, выразительным. -Чему нас учит эта Легенда? Воспитание чувства любви к близким – это идея, о которой говорится в Легенде Сухомлинского - Я бы хотела, чтобы вы были добрыми, человечными, чтобы вы откликались на чужую боль, чтобы ваши сердца никогда не стали каменными. А теперь поиграем в игру «Отправь слова в свой домик» Далее учитель предлагает обучающимся выполнить задание по вариантам- учащиеся 1 варианта выписывают слова с прямым значением, 2 вариант – с переносным. Не забудьте вставить пропущенные буквы и графически объяснить орфограммы Болтать языком Болтать ногами Девочка плакала Елка плакала Глубокое озеро Глубокое раздумье Медвежья берлога Медвежья услуга Поменяйтесь тетрадкой с соседом, проверьте работу и оцените её. Поставьте оценку | Работают по вариантам, два человека у доски. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками. : уметь слушать и понимать речь ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
Рефлексия (2 мин) | - Вернемся к началу нашего урока. - Достигли ли мы с вами поставленных целей? - Ответили ли вы на проблемный вопрос? Какое новое знание вы для себя сегодня открыли? - Где можно применить эти знания? -Что вы можете сказать о нашей сегодняшней работе Чемодан. Мясорубка. Корзина На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Предлагает выбрать, как ученики поступят с информацией, полученной на уроке. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; | |
Информация о домашнем задании (1,5мин) |
2. упражнение 460 3. упражнение 461 | Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности. Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную цель и задачу. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок:" Прямое и переносное значение слова"
Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний.Цели урока: создать условия для осознания учащимися понятия метафора, на примере художественных текстов формировать умение находить...
Конспект урока "Прямое и переносное значение слов" (5 класс)
Данный урок разработан для слабых учащихся....
Открытый урок в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слова".
Открытый урок в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слова"....
Конспект урока открытого русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока «Прямое и переносное значение слова»
Технология проблемно- развивающего обучения....
Конспект открытого урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока «Прямое и переносное значение слова»
Технологическая карта...
Открытый урок по теме "Прямое и переносное значение слова"
quot;Прямое и переносное значение слова"...
Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.
Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...