Технологическая карта урока по биологии "Органы чувств.Анализаторы"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Технологическая карта урока по биологии "Органы чувств.Анализаторы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_biologiya_organy_chuvstv.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Гирфанова Лилия Ильдаровна
Предмет: биология
Класс: 8
Тема урока | Органы чувств. Анализаторы |
Тип урока | комбинированный |
Цели урока | Сформировать знания о сенсорных системах человека; раскрыть функции и взаимодействие анализаторов для восприятия и ощущения окружающего мира. |
Задачи урока | 1) Обучающая: раскрыть содержание понятий «органы чувств» и «анализаторы», показать различия между ними, сформировать знания о строении, видах и специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии т анализе раздражений, действующих на человека; видах ощущений и иллюзиях. 2) Развивающая: расширить кругозор детей через использование дополнительного материала; побудить интерес к практическому использованию знаний; развивать умения работать со схемами. 3) Воспитывающая: способствовать воспитанию личности ребенка, гуманному отношению по всему живому как великой ценности на Земле. |
Планируемые результаты | Предметные: усвоение знаний о строении и функционировании органов чувств, развитие умений их применять; определение уровня усвоения материала по теме; умение использовать в речевых высказываниях специальной терминологии; овладение умениями работать с различными источниками информации; умение анализировать и обобщать полученные результаты, делать выводы. Личностные: формирование интереса к изучению природы; развитие интеллектуальных и творческих способностей; мотивировать к получению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук; формирование уважительного отношения к одноклассникам. Метапредметные: Регулятивные: формулировать цели урока после предварительного обсуждения; оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Познавательные: осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках; обрабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; составлять описание объектов. Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом виде; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. |
Формы и методы обучения | Технологии: интерактивная лекция, технология проблемного обучения Методы: наглядный, проблемно – поисковый Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Основные понятия и термины | «органы чувств» «анализаторы» «зрение» «слух» «обоняние» «вкус» «осязание» |
Основные источники информации | Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш – 4-е изд.,перераб. – М.: Вентана-Граф,2017. |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, экран; документы (задания, схемы, список необходимых понятий) |
Этап урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Организационный момент 2 минуты | Включает учащихся в учебную деятельность | Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих | Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку | Личностные: демонстрируют ответственное отношение к обучению и проявляют интерес к предлагаемой деятельности с учётом собственных интересов |
II.Актуализация опорных знаний 4 минуты | Активизирует мыслительную деятельность через устные вопросы: показывает практическую значимость изучаемой темы | Проводит фронтальную проверку домашнего задания. Организует повторение базового теоретического материала и актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
| Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания, задают вопросы, возникшие в ходе выполнения заданий. | Личностные: демонстрируют ответственное отношение к обучению и проявляют интерес к предлагаемой деятельности с учётом собственных интересов |
III. Открытие новых знаний 20 минут | Дает задание самостоятельной работы. Активирует знания учащихся | Окружающий мир. Насколько многолик, разнообразен и многогранен он в восприятии человека. Он может покорить нас буйством красок, многоголосьем звуков, удивить многообразием запахов и вкусов, теплотой и легкостью прикосновений. Мы воспринимаем все эти явления и не только удовлетворяем свои потребности, но и наслаждаемся жизнью, творим и преобразуем ее. Но помимо приятных ощущений окружающий мир таит в себе и множество опасностей, которые человек должен предотвратить. - С помощью чего мы познаём окружающий мир? (постановка проблемного вопроса) на этот проблемный вопрос мы должны с вами ответить в конце урока Первыми принимают на себя воздействия всего материального мира особые органы, тесно связанные с нервной системой и даже являющиеся ее периферической часть. - Как называются эти органы ? - Сформулируйте тему урока. -Исходя из темы, назовите цель урока. -Какие задачи должны выполнить на уроке? 1) Органы чувств.
Человек воспринимает окружающий мир с помощью пяти основных органов чувств. Мы видим цвет и форму предметов, слышим звуки, чувствуем запахи и вкус. Но это лишь первый этап в сложной обработке, поступающей информации, когда внешние раздражители преобразуются в форму доступную для восприятия рецепторами, находящимися в органах чувств. Пользуясь доп.информацией и текстом учебника на стр.206 ответьте на вопрос: Что такое рецепторы? Вопросы: - Орган чувств с рецепторами — это начало восприятия, а где происходит обработка полученной информации? - А как поступает информация от рецепторов органов чувств в головной мозг? - Что является сигналом передачи информации? - Cложная цепочка чувства называется? 2) Анализаторы. - Что же такое анализатор? (Самостоятельная работа с учебником) Термин «анализатор» впервые ввёл в науку И.П. Павлов в 1909 г. Под анализатором учёный понимал систему, состоящую из трёх звеньев. Вопросы: - Из каких частей состоит анализатор? - Какие функции выполняет каждая часть анализатора? Виды анализаторов 1. Зрительный 2. Слуховой 3. Обонятельный 4. Вкусовой 5. Кожно-мышечной чувствительности 6. Равновесие (вестибулярный). Каждый анализатор обладает специфичностью, т.е. реагирует только на свои раздражители. Так глаз воспринимает свет и цвет, ухо - звуки, язык - вкус и т.д. Рецепторы органов чувств воспринимают раздражения, а их анализ происходит в головном мозге. - В каких долях головного мозга расположены различные зоны чувствительности?
Специфичность анализаторов (обобщение) - каждый рецептор реагирует на определённые раздражители. В рецепторах сигналы преобразуются в нервные импульсы, поступающие по специфическим нервным путям в соответствующую зону коры больших полушарий головного мозга. Клетки коры также приспособлены к восприятию только соответствующих сигналов, где происходит анализ и ощущения 3) ОЩУЩЕНИЯ. Ощущение - это непосредственное отражение свойств предметов и явлений внешнего мира и внутренней среды, воздействующих на органы чувств. Ощущения - это средство, с помощью которого формируются наши знания об окружающем мире и внутренней среде организма. Анализаторы тесно связаны между собой, они дополняют информацию друг друга и лишь согласованная деятельность всех анализаторов даёт полное представление об окружающем мире. - Давайте проведем несколько опытов (Приложение 1) Органы чувств можно развивать и тренировать. Развиваются органы чувств во время труда. - Врач - ставит диагноз больному по шумам в сердце и характере дыхания; - Дегустатор - узнаёт вкус различных сортов чая или кофе, аромат духов; - Сталевар - узнаёт по цвету готовность стали; - Мукомол - на ощупь узнаёт сорт муки. И все же в некоторых случаях анализаторы дают нам искажённую информацию. Они называются - иллюзиями. 5. ИЛЛЮЗИИ (от лат illusion - обманывать) - искажённое восприятие, нечто кажущееся. Иллюзии физических явлений, оптические иллюзии, иллюзии установки и др. (примеры - раздаточный материал на партах). | Слушают Отвечают -ОРГАНЫ ЧУВСТВ Отвечают: «Органы чувств» - Изучить органы чувств и как они действуют. - раскрыть содержание понятий «органы чувств», показать различия между ними Чувство Органы Зрение Глаза Слух Уши Осязание Кожа Обоняние Нос Вкус Язык Равновесие Вестибулярный орган Работа с учебником и доп.материалом. Отвечают: Рецепторы (от лат. receptor - принимающий) - это специальные образования у животных и человека, воспринимающие действие раздражителей и преобразующие его в нервные импульсы. - В головном мозге - Через нервные пути - Нервный импульс -Анализатор - Анализаторы (сенсорные системы) - это системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения. - Анализатор состоит из рецепторов, нервных путей и мозгового центра.
- Теменная доля: зоны кожно - мышечной чувствительности; - Затылочная доля: зрительная зона; - Височная доля: слуховая, обонятельная, вкусовая зоны; - Лобная доля: моторные зоны (центры мышечного движения);поведения и чувства; ассоциативные зоны. Выполняют опыты. Делают выводы - Сообщение учащегося об иллюзиях | Познавательные: формируют умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Коммуникативные: формируют умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом Регулятивные: формируют умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу Личностные: формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
IV.Включение новых знаний в систему знаний, рефлексия (закрепление) 14 минут | Проверяет уровень усвоения нового материала. Организует деятельность по применению знаний | Возвращаемся к проблемному вопросу урока:
Рефлексия. поднимите зелёную карточку, если вы усвоили тему урока в полной мере; … красную, если у вас возникли новые вопросы; …жёлтую, если у вас остались вопросы по изученной теме. На основе полученных данных учитель делает вывод о продуктивности урока. | - Человек познает окружающий мир с помощью познания на уровне чувст - наблюдение, описание, эксперимент. Знание фиксируется с помощью органов чувств - зрения, осязания, обоняния и слуха. Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. | Личностные: проявляют уважительное отношение к учителю и одноклассникам и результатам их деятельности Коммуникативные: формируют умение слушать и понимать других; формируют умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируют умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: формируют умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; формируют умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....