Разработка открытого урока "Распространение плодов и семян"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Цель урока:
- Познакомить обучающихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.
- Формирование умения работать с наглядным материалом, умения объяснять биологические явления, делать выводы.
- Воспитания интереса к предмету, биологического мышления, бережного отношения к природе.
Задачи урока: - сформировать знания обучающихся о способах распространения плодов и семян;
- о значении этого процесса;
- сформировать умения находить черты приспособленности в строении семян и плодов к тому или иному способу распространения;
- продолжить развитие умений находить в тексте сведения для заполнения таблицы;
- воспитывать культуру труда;
- осуществлять экологическое воспитание обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема "Распространение плодов и семян" | 82 КБ |
Презентация к уроку "Распространение плодов и семян" | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Предмет: биология
Класс: 6
Учитель: Иванова Л.А.
Тема урока: Распространение плодов и семян
Цель урока:
- Познакомить обучающихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.
- Формирование умения работать с наглядным материалом, умения объяснять биологические явления, делать выводы.
- Воспитания интереса к предмету, биологического мышления, бережного отношения к природе.
Задачи урока: - сформировать знания обучающихся о способах распространения плодов и семян;
- о значении этого процесса;
- сформировать умения находить черты приспособленности в строении семян и плодов к тому или иному способу распространения;
- продолжить развитие умений находить в тексте сведения для заполнения таблицы;
- воспитывать культуру труда;
- осуществлять экологическое воспитание обучающихся.
Создавать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД)
Личностных: формировать мотивацию учебной деятельности, способность осознавать единство и целостность окружающего мира, создание условий для развития умений, связанных с планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, воспитывать бережное отношение к природе.
Регулятивных: формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, выдвигать версии решения проблемы.
Коммуникативных: формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, выражать свои мысли с достаточной широтой и ясностью.
Познавательных: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, анализировать и обобщать информацию из прочитанного текста, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, анализировать объекты, выделяя существенные признаки.
Планируемые результаты обучения:
предметные: отработать на уроке понятия об основных способах распространения плодов и семян;
личностные: познавательная мотивация на основе интереса к изучению новых для обучающихся объектов;
метапредметные: учить работать с материалом учебника, развивать на уроке активную речевую практику.
Учащиеся должны знать: - что распространение семян необходимое условие существования растений;
- признаки растений, плоды которых распространяются с помощью ветра;
- какие растения выработали приспособления к саморазбрызгиванию семян;
- растения распространяют плоды с помощью человека и животных.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, беседа.
Ход урока.
1.Организационный этап
Приветствие учащихся.
Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.
Добрый день, дорогие ребята! - Проверьте, все ли готово у вас к уроку (учебник, тетрадь, дневник)?
- Сядьте удобно, выпрямите спинки.
- Как обычно, на уроке у вас есть возможность получить оценку за разные виды деятельности. Оценивать будете себя в оценочных листах, которые у вас на столах. В конце урока подведем итоги.
- Ребята! На прошлом уроке познакомились с темой плоды, типы плодов. (давайте вспомним)
Дидактическая игра: разберите плоды и дайте им характеристику.
Работа группой. На столах поднос с плодами
Разберите плоды на 4 группы(ягодовидные, костянковидные, коробочковидные, ореховидные).
На подносе есть лишнее, то что не относится к плодам, найдите их и объясните почему эти овощи не относятся к плодам.
1.Каково строение семени?
2. Какое значение имеют семена в жизни растений?
2. Мотивация учебной деятельности.
(на доске – изображение дуба) Слайд 2
-Хочу прочитать вам одну сказку. Слушайте внимательно.
«На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там вырос дубочек».
А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Испугалась мышка и убежала. С тех пор никто из зверей не осмеливался приближаться к дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и жил он в полном одиночестве.
Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под кроной, прорастали. Но росткам не хватало места и солнца. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.
Прошли годы. Дуб состарился, одряхлел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены». Слайд 3
-Почему дуб не дождался смены?
-Какой выход?
- Если бы все созревающие семена падали прямо под материнское растение, то их прорастанию и развитию препятствовала бы острая конкуренция.
- Сформулируйте тему нашего урока и цель.
"Распространение плодов и семян." ». Слайд 4
Цель нашего урока – выяснить, какими способами распространяются плоды и семена, какие приспособления к распространению они имеют.
Ребята, а какие задачи поставим на сегодняшний урок. . Слайд 4
3. Актуализация объективного опыта
Раньше картофель, табак, кукуруза росли только в Америке. А огурцы только в Китае. Но нам совершенно не кажется удивительным тот факт, что теперь они растут и у нас. Просто человек взял и распространил семена этих растений по всему земному шару. Но помимо человека семена распространяют ветер, животные, вода. А некоторые растения буквально «стреляют» своими семенами. На этом уроке мы узнаем, как же происходят эти процессы
- А как вы думаете, зачем растения распространяют плоды?
- Как распространяются плоды и семена, какие приспособления для расселения есть у плодов и семян.
- Мудрая природа придумала много способов для распространения плодов и семян
- Какую проблему будем обсуждать на уроке?
Проблема: Каково значение в природе распространения плодов и семян. Слайд 5
.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Изучаем презентацию и учебник стр.74-79 составляем
таблицу1
Работа с учебником и таблицей
- Распространение с помощью ветра Слайд 6
В конце апреля - начале мая, гуляя по берегу речки, поросшей ивняком, нетрудно попасть в настоящую "метель". Белые хлопья, точно снег летят с деревьев и кустов. Если пушинку рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что это - семя, окруженное пучком белых длинных волосков. Пучок играет роль парашюта, при помощи которого семя переносится ветром на большие расстояния. У тополя и осины также есть парашютики - пучки волосков вокруг семени. Семена и плоды многих сорных растений снабжены пучками, хохолками волосков( осот, бодяк). А у вяза, осины, ели семена снабжены крылатками крыловидными выростами. Семена березы- мелкие орешки - снабжены двумя прозрачными крылышками. При малейшем дуновении взмывают они в воздух и уносятся ветром. Семена у этих деревьев имеют небольшую массу. Например, 50 000 семян осины имеют массу всего 4г.
Плоды пузырника, осоки вздутой путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек.
Многие слышали о растении "перекати-поле". Его научное название — качим метельчатый. "Перекати - поле" -неустанные странники. Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Рыхлые шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит на большие расстояния. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, "перекати – поле" рассеивает семена.
-Распространение водой Слайд 7
Плоды некоторых растений распространяются водой. Кувшинка, ольха, кокосовая пальма этому пример.
Плоды некоторых осок, благодаря окружающему их раздутому мешочку, как поплавки, держатся на поверхности воды и переносятся по ней ветром.
А плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи. Они являются рекордсменами по дальнему плаванию. Эта пальма растет на побережьях тропических морей, на островах. Плоды – волокнистые костянки массой до двух кг, падают в море, подхватываются волнами и течениями, могут удаляться на 5 тысяч км от места их создания. Они не теряют всхожести даже после 100 дней плавания. Благодаря большому запасу питательных веществ проросток образует 3-4 крупных листа. Плоды пальмы - волокнистые костянки массой 1,5 -2 кг. Снаружи они покрыты волокнистой, содержащей воздух тканью, прикрытой ещё одной гладкой оболочкой. Созревшие и упавшие в море орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся по близлежащим островам. И семена кувшинок путешествуют по воде. Каждое семечко белой кувшинки окружено белой оболочкой, наполненной воздухом. Словно лодочка плывёт оно по воде, и так держится до тех пор, пока не выйдет весь воздух. Тогда семечко падает на дно и прорастает.
Распространение саморазбрасыванием Слайд 8
Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Мак сам распространяет семена. Коробочка у мака закрыта до тех пор, пока не созреют семена. Затем отверстия открываются, ветер колышит растение и семена вылетают.
Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Он встречается на Кавказе и в Крыму. Плод у него похож на небольшой огурчик. Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров. Американское тропическое растение – трескучка болотная «стреляет» на расстоянии 14 метров. И при этом издаёт звук, похожий на выстрел из револьвера. Так с шумом растрескивается плод. Человек может испугаться, пока не выяснит причин.
Не менее интересна недотрога обыкновенная. Плод недотроги - длинный зеленый стручок, состоит из 5 плодолистиков. Стоит слегка прикоснуться к плоду недотроги, как его створки разрываются, скручиваются внутрь наподобие часовой пружины и с силой разбрасывают прикрепленные к ним семена. При созревании растрескиваются плоды у гороха, фасоли, бобов. Поэтому нужно вовремя собрать урожай. И у караганы ( желтой акации), фиалки, кислицы разрывающиеся с легким треском створки действуют как пружины, разбрасывая семена далеко вокруг
-Распространение при помощи животных и человека
Слайд 9,10,11
Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Плоды таких растений как лопух, череда, гравилат, имеют особые выросты в виде крючков, липучек, шипиков, которые прикрепляются к шерсти животных или одежде человека. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды.
Многие сочные плоды имеют яркий цвет: красный, синий, оранжевый. Поэтому они хорошо заметны для животных. Семена имеют плотную оболочку, которая не переваривается в желудке. Затем семена выбрасываются вместе с помётом. Помёт – это ещё и удобрение для прорастающего растения. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений. (Использовать гербарий, открытки)
Белка, бурундук, кедровка делают запасы на зиму. Если этот запас был спрятан на земле, например, под корягой, и про него забыли, то семена могут прорасти.
Во время перелётов птицы разносят семена на лапках. Часто семена водных и прибрежных растений прилипают вместе с грязью на лапки и путешествуют к другому водоёму. Цветок раффлезии называют слоновьим не потому, что он самый крупный, а потому, что его семена, прилипая к подошвам слонов, распространяются ими по тропам, ведущим к водопою. Цветок раффлезии расположен практически на земле. Он имеет мясистые лепестки. Когда созреют семена, лепестки превращаются в слизистую массу, которая и прилипает к подошвам слонов.
Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи. У чистотела семена черные, с большим мясистым белым придатком. Их охотно поедают муравьи. Из-за этих придатков муравьи тащат довольно тяжелые для них семена чистотела к себе в муравейник. Сами семена муравьи не едят, придатки отделены от семени плотной кожурой. под нею семена остаются неповрежденными.
Распространение с помощью человека.
Достаточно велика и роль человека в распространении плодов и семян многих растений. Семена культурных растений распространяются человеком целенаправленно(высаживаются в определенным местах) или неосознанно( плод съел, а семена выбросил...) Плоды и семена дикорастущих растений могут прилипнуть или прицепиться к одежде, мешкам или тюкам при перевозке грузов с помощью крючочков, зубчиков... Таким образом, семена многих растений оказываются далеко от родных мест. Так в своё время из Европы в Америку попали семена подорожника. Семена этого растения очень маленькие и если человек случайно заденет ногой растение с созревшими семенами, они осыпаются и легко удерживаются в мельчайших неровностях на обуви, а потом падают уже на новом месте и прорастают. Индейцы - коренные жители Америки - называют подорожник "следом белого человека". А из Америки к нам были завезены амборозия - злейший сорняк южных полей, вызывающий у людей тяжелые аллергические реакции; ромашка пахучая.
Муравьи, белки, мыши, бурундуки, медведи являются распространителями растений.
Обычная в башкирских лесах сойка расселяет дуб. Она может за один рейс перенести 7 желудей, которые умещаются в её пищеводе. Они создают себе запасы и про часть своих запасов забывают. Этого достаточно, чтобы дуб расселился.
Человек тоже являются распространителем многих растений. Подорожник в Америке индейцы называют «следом белого человека». А сколько культурных растений, их семена в свое время были завезены в нашу страну?
Скажите, пожалуйста, какие отношения складываются между растениями и животными? (Взаимовыгодные отношения).
Ответьте, для чего семена путешествуют? (чтобы заселить новые места, чтобы выжить). Каждое растение стремится освоить большую территорию, чтобы обеспечить жизнь виду. А скажите, нужно ли человеку знать сроки созревания плодов и семян и для чего? (чтобы использовать эти знания в своей жизни при посадке растений, сборе урожая).
(Видеофрагмент)
Таблица 1.Распространение семян
Способ распространения | Примеры растений | Приспособление к распространению |
Максимальное количество - 5 баллов
Физминутка
Перед трудной работой надо размяться!
Раз- подняться, потянуться,
Два- согнуться, разогнуться,
Три- в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре –руки шире,
Пять – руками помохать,
Шесть – за парту сесть опять.
5.Первичная проверка понимания
1.Какими способами распространяются семена.
2.Какие приспособления имеются у растений.
На эти вопросы вы ответите выполняя тест.
3.Выполняют тест.
Тест. (за каждый правильный ответ 1 балл)
1.После созревания свои семена разбрасывает:
а) томат в) бузина
б) акация г) череда
2.Распространяются ветром плоды:
а) клена в) дуба
б) бузины г) кокоса
3.Назовите приспособления к распространению животными:
а) парашютики
б)пушистые волоски
в) загнутые зубчики
г) сочная мякоть
Работа в парах.
А давайте поработаем в парах Перед вами карточки с растениями, которые распространяются разными способами. Подумайте и соотнесите растение со способом его распространения.
4. Таблица2. Установите соответствие
Признаки плодов и семян | Способ распространения |
1. плоды имеют сочную мякоть | А) ветром Б) водой В) животными |
2. плоды имеют перистые волоски | |
3. плоды и семена мелкие, легкие | |
4. плоды имеют крючочки | |
5. плоды имеют плавательные (воздушные) мешочки |
Ответ:
А | Б | В |
Количество баллов: 2 балла за каждый правильный ответ
- Запишите домашнее задание: параграф 14,рис.60-63, таблицы
1. Сочинить сказку про плоды и семена. (по желанию)
2. Подготовится к контрольно-обобщающему уроку.
5. Первичное закрепление
- Загадки
- 1.Раскололся тесный домик
- На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки. (Боб гороха.) - 2.Отгадайте: снег ли это
- Сыплет с веток
Среди лета? (Тополиный пух.) - 3.Под кустами у плетня
- Не смолкает трескотня:
Пуля – слева, пуля – справа.
На кого идет облава? (Саморазбрасывание семян акации.) - 4.Что за диво: плод плюется,
- Целым в руки не дается? (Бешеный огурец.)
- 5.Отцветает быстро,
- Изменяет цвет.
Станет он пушистым,
Дунь – его и нет. (Одуванчик.) - 6.– Смотрите! Из копилки
- Посыпались опилки!
Ну, Ванюша, ты чудак,
Это не опилки – … . (Мак.)
Рефлексия
Цели поставленной мы достигли?
Что непонятно?
Много узнали? Сравнить по таблице
Проблема: Каково значение в природе распространения плодов и семян.
Распространение плодов и семян способствует процветанию видов
- Достигли ли мы цели урока?
- Что было самым трудным? Интересным?
- Что понравилось или не понравилось?
- Как бы вы оценили свое участие на уроке?
-Какую оценку вы могли бы себе поставить за усвоение материала, за прилежание?
Большой ли вы урожай сегодня получили7
Задание.
Закончите предложения
- Плоды и семена могут распространяться с помощью: -------------, ------------, ---------------,------------- и --------------- .
- Растения имеют ---------------- для распространения семян.
- У берёзы, ясеня, клёна есть ------------------, для распространения семян с помощью ----------------.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Распространение плодов и семян Цель нашего урока – выяснить, какими способами распространяются плоды и семена, какие приспособления к распространению они имеют. Зачем растениям распространять плоды и семена Способы распространения плодов и семян
Проблема: Каково значение в природе распространения плодов и семян.
Распространяются ветром Приспособления: крылышки(берёза, клён, ясень); Парашютики (ковыль одуванчик, рогоз); Пушистые волоски ( ива ).
Распространяются водой Приспособления для плавания имеют семена водных и прибрежных растений (ольха, кокосовая пальма, лотос, осоки).
Саморазбрасыванием Выстреливание семян из лопающихся плодов при их созревании (недотрога, акация, «бешенный огурец», горох, фасоль, мак).
Распространяются животными и человеком Приспособления: 1. Съедобные плоды (рябины, калины, вишни и других плодов)
2. Сухие плоды с прицепками, крючками, зубчиками
3. Орехи и желуди
Ответы А Б В 1, 2 5 3,4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок Распространение плодов и семян
Урок расчитан для сельской школы.После повторения домашнего задания доступно излагаются способы распространения плодов и семян.Предлагаются биологические задачи с учетом регионального компонента...
Конспект урока "Распространение плодов и семян"
Конспект урока в 6 классе "Распространение плодов и семян" к учебнику В.В. Пасечника. Урок содержит биологическую игру, задание по заполнению таблицы....
Методическая разработка урока для 6 класса по теме "Распространение плодов и семян"
Урок построен в виде игры на основе разработки интерактиных заданий разработанных в программе Mimio studio 10.10. опубликованной мной http://ims.edu-frn.spb.ru/index.php/mk/18-5i...
Разработка урока "Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян".
Урок формирования представлений о плоде как о важном генеративном органе цветковых растений.Учащиеся знакомятся с многообразием плодов и способами их распространения....
Технологическая карта урока "Распространение плодов и семян"
Материал содержит целеполагание урока,структуру урока по ФГОС...
Разработка урока "Распространение плодов и семян" 6 класс
Разработка данного урока полностью соответствует требованиям ФГОС....