Разработка урока "Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян".
план-конспект урока по биологии (6, 7 класс)

Хаметова Гульназ Рафаэлевна

Урок формирования представлений о плоде как о важном генеративном органе цветковых растений.Учащиеся знакомятся с многообразием плодов и способами их распространения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_plody.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок   «Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян».

Цели: сформировать представление о плоде, как о важном генеративном органе покрытосеменного растения, познакомить учащихся с многообразием плодов и семян, со строением плодов и семян, их функциями и различными приспособлениями к распространению; расширять кругозор учащихся, их творческие способности; учить бережному отношению к окружающему миру.

Оборудование: таблицы «Цветковое растение и его орган»,  «Типы плодов»; гербарии растений; коллекции сухих и сочных плодов, коллекции семян, муляжи плодов, плоды яблока, апельсина, киви, перца,  корнеплод моркови, клубень картофеля, луковица.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация . Мотивация.

Посмотрите вокруг себя на оборудование нашего урока, на материалы на ваших столах. Как вы думаете, что мы будем изучать с вами на сегодняшнем уроке?

Рассмотрите плод яблони, плод апельсина, корнеплод моркови, клубень картофеля, луковицу. Есть ли общее? Различия?

Сделайте вывод, что называют плодом?

Вывод: Только тот орган называют плодом, который содержит семена.

  1. Изучение новой темы.

Каким органом растения является плод? (Ответы учащихся)

Плод – генеративный орган цветкового растения.

Плод – это орган размножения растений, развивающийся из цветка и имеющий семена.

Вопросы (СЛАЙД)

Из каких частей цветка образуются плоды покрытосеменных растений? Плоды чаще всего образуются из завязей пестиков.  

Каковы основные функции плода?  В нем происходит образование и созревание семян.

Строение плода. (СЛАЙД)

Как мы уже знаем, плод состоит из семян и околоплодника. Какова основная функция околоплодника?  Он защищает формирующиеся семена от механических повреждений, пересыхания и различных неблагоприятных воздействий окружающей среды. Именно благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют покрытосеменными.

В природе существует огромное многообразие плодов. Такое разнообразие плодов связано с образованием различных приспособлений у растений к распространению семян. Эти приспособления вырабатывались длительное время в процессе эволюции. Для того чтобы разобраться в этом многообразии, существует несколько классификаций плодов.

Рассмотрите плоды и изображения плодов (карточки на партах). На какие группы можно разделить эти плоды?  (СЛАЙДЫ). Сочные и сухие. Односеменные и многосеменные.

По характеру околоплодника можно разделить плоды на сухие и сочные. Какая часть плода может быть сочной?  

Обычно у сочных плодов бывает сочным околоплодник.  

Плоды бывают вскрывающиеся и невскрывающиеся. Вскрывающимися  чаще всего бывают сухие плоды.

Если в цветке только один пестик, то плод, который развивается из этого цветка, называют простым. Если же в цветке несколько пестиков, то формирующийся  в результате плод называют сложным или сборным.

У некоторых растений, таких как инжир, ананас, ольха, в результате срастания нескольких плодов из целого соцветия образуется соплодие.

В результате беседы чертится схема «Типы плодов». (СЛАЙД)

Пользуясь учебником (странцы 143-146), дайте характеристику разным типам плодов. (СЛАЙДЫ).

Выполнение лабораторной работы №13Ознакомление с сухими и сочными плодами. (СЛАЙД)

Плод тыквы, арбуза, кабачков, огурцов - многосемянная сочная ложная ягода (тыквина)

Баклажан – ягода

Банан – ягода

Киви –ягода

Грецкий орех – костянка

Лимон, мандарин, апельсин – померанец

Какао – ягодообразный

Перец  черный – односемянная костянка

Дыня - тыквина

Очень часто мы встречаемся со знакомым нам растением в необычном для него месте. Радуемся, увидев на опушке хвойного леса тонкую рябину, увешанную алыми гроздьями, или найдя, бронзовые гномики желудей вдалеке от многовекового исполина дуба.

Всегда ли мы можем ответить на вопрос: как попало сюда это растение?

Работа с текстом учебника (страницы 148-150). По группам.

Очень мало растений, которые сами разбрасывают семена. Одним помогает ветер. Одни семена летят по ветру с помощью своих пушинок, хохолков, крылаток. Для этого у семян есть специальные приспособления: они или покрыты волосками и пушком (ива, тополь), или же снабжены крылатыми выростами для полета (вяз, ель).

Вспомните, как все лето на полянах и лугах, вдоль дорог и заборов, в скверах и садах желтеют солнечные цветки одуванчиков. Завоевали они такую огромную территорию, которых всего одно семя и хохолок из белоснежных  волосков,  сидящих на сильно вытянутом  носике.

А семена березы — мелкие орешки снабжены двумя прозрачными крылышками. При малейшем дуновении ветра летят белые парашютики, не зная преград.

  Обратите внимание на кудрявую рябину, красу русского леса. Осенью в ее кроне хозяйничают дрозды, свиристели, сойки, но можно быть спокойными за семена: птицы рассеют их с пометом по всей многокилометровой округе. Плоды рябины — яблочки так же, как дуба — желуди, лещины — орехи, оказываются непосредственной пищей многих птиц и зверей. Часто плоды яркой окраски: у черники — фиолетовые, красные у клюквы — заметные для животных. Несмотря на то, что птицы и звери поедают много семян, часть их все же падает на землю при кормежке, часть теряется по дороге, а сойки, пряча желуди, бывает, не находят их и вовсе.

Семена, проглоченные зверем или птицей, вместе с плодами выбрасываются затем с экскрементами, и случается это тоже в самых различных местах леса. Например, на сухих плодах развиваются различные хитрые приспособления — крючочки, щетинки и другие выросты, которые цепляются за шерсть животных и таким своеобразным способом передвигаются далеко от материнского растения. Семена с колючками цепляются шипами и крючками за шерсть, перья, лапы зверей и птиц, животные разносят их в различные концы лесных угодий. У моркови дикой плоды семянки имеют 4 длинных крючковато загнутых на конце шипа и несколько маленьких.

Плоды некоторых растений покрыты липкими волосками (например: Пизония растет на островах Тихого океана). Эти липкие волоски приклеиваются легко к любому предмету. Пресмыкающиеся и мелкие птицы бывают настолько облеплены этими плодами, что не могут двигаться и погибают.

Реже плоды и семена переносятся водой. Чаще всего это у водных и прибрежных растений. Плоды благодаря окружающему их раздутому мешочку, например у осок, легко, как поплавки, держатся на поверхности воды и переносятся по ней ветром либо прилипают к водоплавающим птицам и вместе с ними улетают далеко от родных мест. Другие плывут по воде, удерживаясь на собственных воздушных поясах и пузырях. И если дождевая вода уносит семена недалеко, то весенние паводковые ручьи — на много километров. Самый большой любитель путешествий — кокосовая пальма, которая растет на побережье почти всех материков и островов в тропической зоне. Только благодаря морским течениям и волнам завоевала она такое пространство. Плоды ее — костянки, часто неправильно называемые кокосовым орехом, в свежем виде весят до 8 килограммов, а размером с небольшой арбуз. Они смываются с берега отливом и плывут по волнам за многие километры, пока у какого-нибудь берега их не вынесет прилив.Проросшие кокосовые орехи находили на островах, удаленных на 4800 км от места их созревания. Даже после 100 дней плавания по морским волнам эти плоды не теряют всхожести.

  Есть и у нас в средней полосе дерево — труженик и помощник, растущее у водоемов, которое обязано своим распространением рекам, ручьям, речушкам. Это ольха.

 

Есть такие семена, которые разлетаются в разные стороны от сильного взрыва плода, в котором созревают. В тропическом лесу, например, такое явление, как стрельба деревьев и кустов семенами является делом обычным. Иногда в джунглях слышится громкая канонада. Оказывается, что стрельбу ведет обыкновенное дерево – обезьяний гонг, или гура. С оглушительным треском лопаются похожие на тыковку плоды - и, как пули из пистолета, семена летят метров за пятьдесят в разные стороны. Они стреляют с одной лишь целью — разбросать семена подальше от материнского растения, с тем чтобы проклюнувшиеся молодые ростки заняли подходящие жизненные пространства, хорошо укоренились и возмужали. Выстреливаемые семена могут перемещаться на несколько метров, а могут улететь и очень далеко, расширяя границы проживания своего вида. Удаляясь от родительского дерева, семена дают возможность своим росткам удачно и надежно продолжить род на новом месте. И в лесах средней полосы России есть растения-стрелки. Звуки их выстрелов не такие громкие, как в тропиках, но все же хорошо слышны. Стреляют, например, некоторые виды сосны. Однако большинство стрелков наблюдается среди травянистых растений. Это — фиалки, недотроги, гвоздики, колокольчики, сердечники, кислицы и другие.

Говоря о способах передвижения плодов и семян, нельзя не сказать об уникальном и удивительном механизме, которым обладают плоды бешеного огурца (тиле кыяр) и недотроги (бальзамин). Уже само название растений говорит о многом. И действительно, стоит чуть дотронуться до плода, как он быстро раскрывается и с силой выбрасывает семена. Плод бешеного огурца — тыквина, как у арбуза и дыни, разбрасывает семена на несколько метров.

Бальзамин, или недотрога, — тоже неплохой артиллерист. Его плод похож на тонкий стручок. Если к нему прикоснуться, когда он созреет и подсохнет, то упругие створки стручка мгновенно закручиваются спиралью и, действуя как пружина, с большой силой выталкивают семена, которые летят в разные стороны. Стручок-недотрога может выстрелить и сам, когда созреет; это происходит и в том случае, если к нему даже никто не прикасается.

Достаточно велика и роль человека в распространении плодов и семян многих растений. Семена культурных растений распространяются человеком целенаправленно, но кроме того, человек часто распространяет растения, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить, как переселился из Европы в Америку подорожник,  а из Америки к нам случайно были завезены такие растения, как амброзия полыннолистная, ромашка пахучая, мелколепестник канадский.

Способность некоторых семян сохранять свою всхожесть на протяжении длительного времени - удивительная особенность ряда растений.

Так, в сентябре 1940 г. в Британском музее произошёл пожар. При его тушении вода попала на семена шелковой акации, которые были собраны в 1793 г., и они проросли. Семена индийского лотоса, находящиеся в гербарии музея Нью-Йоркского ботанического сада, дали ростки после 250 лет хранения! Напротив, своеобразный рекорд быстроты потери всхожести принадлежит семенам тополя -они утрачивают её в течение нескольких часов и, если за это время не попадут в благоприятные для прорастания условия, гибнут.

Некоторые семена поражают своей устойчивостью к неблагоприятным условиям. Семена люцерны без всяких признаков повреждения выносят длительное нагревание до 80 °С. Семена лугового клевера можно держать в спиртовом растворе в течение нескольких лет, не опасаясь того, что они утратят способность к прорастанию.

  1. Итоги урока. Рефлексия.

Решаем загадки! (СЛАЙДЫ)

Есть матери с чудными

замашками:

Швыряют детей вверх

тормашками.

Под кустами, у плетня,

Не смолкает трескотня:

Пуля – слева, пуля – справа.

На кого идет облава?      

(Растения недотроги -, акации -  сәрви агачы, распространяющие семена саморазбрасыванием).

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держится на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдешь –

На себе их все найдешь.        (Репейник-лопух - әрекмән)

 Что за диво: плод плюется –

Целым в руки не дается.         (Бешеный огурец -  тиле кыяр).

Под тенью сосновой

Цветок есть лиловый,

А плодик - тройчатка –

Как будто взрывчатка.        (Фиалка - миләүшә)

Над лугом парашютики

Качаются на прутике. (Одуванчик.)

На жарком солнышке подсох,

 И рвётся из стручков … (Горох)

Золотое решето

Черных домиков полно,

Сколько черных домиков –

Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Круглый да гладкий-

 Он рос не на грядке.

 На ветке висел,

 На солнышке зрел

 Белка нашла –

 В дупло принесла. (Орех)

Найдите пару!

Плоды имеют сочную мякоть            Распространяются ветром

Плоды имеют перистые волоски            Распространяются  водой

Плоды и семена мелкие, легкие            Распространяются   животными

Плоды имеют крючочки        

Плоды имеют плавательные (воздушные) мешочки        

Дидактическая игра «Собери в корзину плоды».

Каждая команда получает задание, по правильности и быстроте выполнения которого учитель определяет победившую команду.

Задание 1. В корзину собрать сочные односемянные плоды.

Задание 2. В корзину собрать сочные многосемянные плоды.

Задание З.В корзину собрать сухие односемянные плоды.

Задание 4. В корзину собрать сухие многосемянные плоды.

Домашнее задание: параграф 31,32, страницы 142-150.

МБОУ «Нижнеалькеевская СОШ»

Алькеевский муниципальный район Республика Татарстан

Плоды и их классификация.

 Распространение плодов и семян.

(6 класс)

Учитель биологии-химии 1 кв.категории

Хаметова Г.Р.

2014-2015

ФИО

Лаборатор эш № 13 «Коры һәм сусыл җимешләр белән танышу”.

Максат: практикада сусыл һәм коры җимешләр төрләре белән танышу.

Җиһаз: муляжлар, натураль җимешләр, рәсемнәр.

Эш барышы.

Үсемлек

Коры җимеш

Сусыл җимеш

Бер орлыклы җимеш

Күп орлыклы җимеш

Җимешнең төре

Җимешләрнең төрләре.

Сусыл

Коры

Бер орлыклы

Күп орлыклы

Бер орлыклы

Күп орлыклы

Каты төшле җимеш

Җиләк

Чикләвек

Тартмачык

Алма

Имән чикләвеге

Кузакча

Кабакча

Орлыкча

Кузак

Катлаулы каты төшле җимеш

Бөртекчә

Померанец (гесперидий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для 6 класса по теме "Распространение плодов и семян"

Урок построен в виде игры на основе разработки интерактиных заданий разработанных в программе Mimio studio 10.10. опубликованной мной       http://ims.edu-frn.spb.ru/index.php/mk/18-5i...

Повторительно-обобщающий урок "Плоды. Разнообразие и распространение плодов и семян"

Класс 6Предмет биологияТема «Плоды. Разнообразие и распространение плодов и семян»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Данный урок проведён по разделу «Строение и многообразие покрытосеменных ...

Разработка открытого урока "Распространение плодов и семян"

Цель урока:- Познакомить  обучающихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.- Формирование умения работать с наглядным...

Разработка урока "Распространение плодов и семян" 6 класс

Разработка данного урока полностью соответствует требованиям ФГОС....

Разработка урока по биологии в 6 классе "Распространение плодов и семян"

1. Технологическая карта урока.2. Приложение 1.3. Приложение 2.4. Приложение 3....

План-конспект урока "Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян"

Урок рассчитан на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности, предусматривает работу с учебником,  натуральными объектами, фиксацию информации в рабочих листах, выполнение лаборатор...