разработка урока "Распространение плодов и семян"
методическая разработка по биологии по теме
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Распространение плодов и семян
Цели урока : познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению. продолжить развитие умений и навыков самостоятельного изучения растений , воспитывать ответственное отношение к природе и познакомить с правилами поведения в природе
Оборудование: коллекция плодов и семян, распространяющихся разными способами; таблица «Способы распространения плодов и семян».
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
что распространение семян - необходимое условие существования растений;
признаки растений, плоды которых распространяются с помощью ветра;
какие растения выработали приспособления к саморазбрасыванию семян;
каким образом растения распространяют плоды с помощью человека и животных.
Ход урока
I. Проверка знаний.
1. Вопросы:
Какие плоды называют сухими? Сочными?
Какие признаки лежат в основе классификации плодов?
У каких растений плод ягода? Тыквина? Гесперидий? Костянка? Зерновка? Семянка?
2. Дидактическая игра «Собери в корзину плоды».
Класс делится на 4 команды. Каждая команда получает задание, по правильности и быстроте выполнения которого учитель определяет победившую команду.
Задание 1. В корзину собрать сочные односемянные плоды.
Задание 2. В корзину собрать сочные многосемянные плоды.
Задание З.В корзину собрать сухие односемянные плоды.
Задание 4. В корзину собрать сухие многосемянные плоды.
Можно использовать рисунки, фотографии плодов, муляжи, натуральные объекты и карточки с названиями растений, имеющих названную группу плодов.
II. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.
Распространение плодов и семян ветром обусловлено наличием у них пленчатых выростов, хохолков-парашютиков; султанчиков.
Такие приспособления характерны для сухих односемянных плодов, а также для семян ели, сосны, березы, ясеня, одуванчика, ковыля, рогоза, клена.
Семена могут быть покрыты волосками или пушком, как, например, у ивы, тополя. А у вяза и клёна семена снабжены крыловидными выростами. Семена берёзы - мелкие орешки - снабжены двумя прозрачными крылышками. При малейшем дуновении взмывают они в воздух и уносятся ветром.
Водой распространяются плоды ольхи, кокосовой и сейшельской пальмы.
Семена некоторых водных и прибрежных растений могут прилипать к лапам водоплавающих птиц и перемещаться вместе с ними из водоёма в водоём. Или совершать самостоятельные путешествия по воде, плывя по течению. Плоды некоторых осок, благодаря окружающему их раздутому мешочку, как поплавки держатся на поверхности воды и переносятся по ней ветром.
Рекордсменами по дальности водных путешествий можно считать плоды кокосовой пальмы - кокосовые орехи. Кокосовая пальма растет на побережьях тропических морей, на островах и атоллах. Её высокие гладкие стволы обычно наклонены в сторону моря. Плоды пальмы - волокнистые костянки массой 1,5-2 кг. Содержимое незрелой костянки сначала совсем жидкое - знаменитое кокосовое молоко, загустевает по мере созревания. Снаружи они покрыты волокнистой, содержащей воздух тканью, прикрытой ещё одной гладкой оболочкой. Созревшие и упавшие в море орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся по близлежащим островам. Проросшие кокосовые орехи находили на островах, удаленных на 4800 км от места их созревания. Даже после 100 дней плавания по морским волнам эти плоды не теряют всхожести. Попав на берег, часть плодов оказываются в условиях, не очень подходящих для роста растения, - на голом песке. Помогает пальме выжить в этих условиях большой запас питательных веществ, содержащихся в плоде. Проросток использует их более года, даже тогда, когда молодая пальма уже образует 3-4 крупных листа Способность некоторых семян сохранять свою всхожесть на протяжении длительного времени - удивительная особенность ряда растений.
Так, в сентябре 1940 г. в Британском музее произошёл пожар. При его тушении вода попала на семена шелковой акации, которые были собраны в 1793 г., и они проросли. Семена индийского лотоса, находящиеся в гербарии музея Нью-Йоркского ботанического сада, дали ростки после 250 лет хранения! Напротив, своеобразный рекорд быстроты потери всхожести принадлежит семенам тополя -они утрачивают её в течение нескольких часов и, если за это время не попадут в благоприятные для прорастания условия, гибнут.
Некоторые семена поражают своей устойчивостью к неблагоприятным условиям. Семена люцерны без всяких признаков повреждения выносят длительное нагревание до 80 °С. Семена лугового клевера можно держать в спиртовом растворе в течение нескольких лет, не опасаясь того, что они утратят способность к прорастанию.
3) Саморазбрасыванием распространяются: бешеный огурец, недотрога, горох, фасоль, желтая акация.
Бешеный огурец обыкновенный - травянистое растение с большими сердцевидными листьями. Плоды похожи на небольшие огурчики. Даже легкое прикосновение к созревшему плоду вызывает потрясающий эффект. В одно мгновение «огурец» отрывается от плодоножки, а из образовавшегося в основании плода отверстия выбрасывается сильная струя слизи, увлекающая за собой семена. Сам плод при этом движется в противоположном направлении. Семена бешеного огурца рассеиваются на расстояние до 10 м.
Не менее интересна недотрога обыкновенная. Плод недотроги -длинный зеленый стручок, состоит из 5 плодолистиков. Когда они созревают, слой крупных клеток, находящихся непосредственно под кожицой, сильно набухает и оказывается в напряженном состоянии. Одновременно происходит ослабление связи между плодолистиками по линии их сочленения из-за разрушения веществ, склеивающих клетки друг с другом. Стоит слегка прикоснуться к плоду недотроги, как связь между плодолистиками нарушается, они быстро закручиваются внутрь наподобие часовой пружины и с силой разбрасывают прикрепленные к ним семена.
У караганы (желтой акации), дрока, фиалки, кислицы разрывающиеся с легким треском створки плода действуют как пружины, разбрасывая семена далеко вокруг.
4) С помощью животных распространяются сочные плоды, которые поедаются ими, и те плоды, которые имеют крючки и другие приспособления, позволяющие им закрепиться за шерсть или одежду человека. К ним относятся: рябина, калина, бузина, черника, брусника, ландыш, майник, черемуха, череда, репейник.
Орехи и желуди растаскиваются сойками, белками, мышами, бурундуками. Мелкие семена разносят муравьи.
Осенью дрозды и свиристели склевывают сочные плоды - ягоды рябины. Семена рябины не перевариваются в пищеварительном тракте. Птицы рассеивают их с пометом. Сочные плоды, предназначенные для привлечения животных-распространителей, часто ярко окрашены (клюква, черника и другие).
Как уже говорилось, животные расселяют не только те растения, чьи плоды привлекают их своими гастрономическими качествами. Многие травы приспособились к распространению животными. Маленькие орешки липучки покрыты расположенными в 2-3 ряда шипиками. Само название растения говорит о свойстве его плодов накрепко прицеплять к шерсти зверей, перьям птиц, одежде человека. У дикой моркови плоды-семянки имеют 4 длинных, загнутых на конце шипа и несколько маленьких шипиков.
III. Закрепление изученного.
Загадка:
Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла
Здесь дрозды, скворцы снуют И, галдя, его клюют.
(Рябина.)
Заполнить таблицы (карточки)
Способ распространения | Особенности строения | Растения |
Воздушными течениями | 1.Мелкие и легкие семена 2.образование крылатых выростков ,волосков , парашютиков 3.способность растения после созревания плодов отламываться и переносится ветром на большие расстояния | Орхидные ,заразиховые |
Водой | Выросты в виде лодочки или в виде мешочков ,заполненных воздухом , позволяющие держатся на плаву | |
Млекопитающими | 1.крючочки , шипики , щетинки 2.клейкие выделения | |
Птицами | Мясистый ,сочный околоплодник –приманка для поедания ,особенно птицами, непереваренное семя выбрасывается с экскрементами | |
Муравьями | Семена, богатые маслами, поедаются | |
Человеком | Сознательное и бессознательное распространение растений при переселении человека | |
Саморазбрасыванием | 1.разбразывание семян при высыхании околоплодника 2.заполнение плода слизью, оказывающей давление на стенки плода |
Домашнее задание: §31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для 6 класса по теме "Распространение плодов и семян"
Урок построен в виде игры на основе разработки интерактиных заданий разработанных в программе Mimio studio 10.10. опубликованной мной http://ims.edu-frn.spb.ru/index.php/mk/18-5i...
Разработка урока "Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян".
Урок формирования представлений о плоде как о важном генеративном органе цветковых растений.Учащиеся знакомятся с многообразием плодов и способами их распространения....
Повторительно-обобщающий урок "Плоды. Разнообразие и распространение плодов и семян"
Класс 6Предмет биологияТема «Плоды. Разнообразие и распространение плодов и семян»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Данный урок проведён по разделу «Строение и многообразие покрытосеменных ...
Урок – исследование с использованием ИКТ по теме «Плоды. Распространение плодов и семян».
Урок – исследование с использованием ИКТпо теме «Плоды. Распространение плодов и семян».Раздел биологии 6-го класса....
Разработка открытого урока "Распространение плодов и семян"
Цель урока:- Познакомить обучающихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.- Формирование умения работать с наглядным...
Разработка урока "Распространение плодов и семян" 6 класс
Разработка данного урока полностью соответствует требованиям ФГОС....
Разработка урока по биологии в 6 классе "Распространение плодов и семян"
1. Технологическая карта урока.2. Приложение 1.3. Приложение 2.4. Приложение 3....