Разработка урока "Распространение плодов и семян" 6 класс
методическая разработка по биологии (6 класс)

Овсянникова Вера Александровна

Разработка данного урока полностью соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя:

 Овсянникова Вера Александровна

Место работы:

 МБОУ Донская СОШ х.Гундоровский Орловский район Ростовская область.

Предмет: Биология.

Класс: 6.

Учебник: В.В.Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений.

Тема урока: Распространение плодов и семян.

Тип урока: урок освоение новых знаний (ОНЗ).

Цель: сформировать понимание о способах распространения семян и плодов в природе и о приспособлениях, которые в связи с этим у них выработались; биологическое значение распространения плодов и семян в природе

Планируемые результаты:

Личностные результаты обучения

учащиеся должны:

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Метапредметные результаты обучения

познавательные

учащиеся должны уметь:

- анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

коммуникативные

- организовывать работу в группе

регулятивные

- уметь работать по плану

формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— способы распространение плодов и семян.

Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения

Формы организации работыфронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки для групповой работы, таблица «Распространение плодов и семян», коллекция «Распространение семян и плодов».

Ход урока:

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1ЭТАП Мотивация к учебной деятельности (1 мин.)

Проверяет готовность обучающихся к уроку, мотивирует обучающихся к уроку

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам

2 ЭТАП Проверка домашнего задания (5 мин.)

Биологический диктант:
1. Важнейшие функции плода … (защита и распространение семян). 
2. Плод состоит из …(околоплодника и семян).
3.По количеству семян плоды разделяются на … (односемянные и многосемянные).
4. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают … (сочные и сухие плоды).
5. Сочный многосемянный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей…(ягода).
6. Какие растения имеют плод костянку: (вишня, слива, абрикос и т.д.).
7. Плод апельсина, мандарина называется (померанец)
8. Плод коробочка развивается у … (льна, мака, табака и т.д.).
9. Плод тыквина имеется у растений … (тыквы, арбуза, огурца и т.д.).

 3 ЭТАП Проблемная ситуация и актуализация знаний. Целеполагание (4мин)

Фронтальная работа : - Что такое семя?

-Какова роль семян в жизни растений?

-Много ли семян образуется у одного растения?

редька полевая обычно дает примерно 160 семян, одуванчик – 5000,

мак самосейка – 20 тыс., лебеда – около 100 тыс. семян, тополь – около 27 млн.

-Что произойдет, если все семена упадут возле материнского растения и прорастут?

-Как решает эту проблему природа?

Старинная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко катится. На самом деле плоды и семена нередко оказываются далеко от материнского растения благодаря различным приспособлениям. Кто же им помогает? Что мы будем сегодня изучать на уроке? Какова цель нашего урока?

- Мудрая природа придумала много способов для распространения плодов и семян.

- Где вы можете получить информацию об этом?

- Предложите план работы для достижения цели.

План.

1. Способы распространения семян.

2. Черты приспособленности к распространению.

3. Примеры растений.

воспроизводят ранее изученный материал

определяют и формулируют тему и цель урока. Записывают тему урока в тетради.

4 ЭТАП Совместное открытие знаний. (20мин.)

 Составление схемы

РАСПРОСТАНЕНИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН

1.С помощью ветра

2.Водой

3.Саморазбрасыванием

4.С помощью животных и человека

5 ЭТАП РАБОТА В ГРУППАХ

Задания для 1 группы:

Распространение ветром

1.Изучите материал учебника с.74-75 «Распространение с помощью ветра»., а также дополнительный материал Рассмотрите рисунки и образцы плодов и семян.

2.Ответьте на вопросы:

Какие приспособления к распространению ветром имеют семена тополя, ковыля? Семена одуванчика? Семена  клёна, ясеня, вяза?

Задания для 2 группы:

Распространение водой

1.Изучите материал учебника с.75 «Распространение водой» а также дополнительный материал. Рассмотрите рисунки и образцы плодов и семян.

2.Ответьте на вопросы:

Какие приспособления к распространению водой имеют плоды ольхи и кокосовой пальмы?

Задания для 3 группы:

Распространение саморазбрасыванием

1.Изучите материал учебника с.75-76 «Распространение саморазбрасыванием», а также дополнительный материал. Рассмотрите рисунки и образцы плодов и семян. Рассмотрите рисунки.

2.Ответьте на вопросы:

Какие приспособления к распространению имеет недотрога? горох и фасоль?

Задания для 4 группы:

Распространение с помощью животных и человека

1.Изучите материал учебника с.76-78 «Распространение с помощью животных и человека», а также дополнительный материал. Рассмотрите рисунки и образцы плодов и семян.

2.Ответьте на вопросы:

Какие приспособления к распространению имеют лопух и череда.

Почему  коренные жители Америки называют подорожник следом белого человека? Откуда к нам завезены амброзия и ромашка пахучая?

Какие приспособления к распространению имеют плоды рябины, бузины, брусники, черники, черемухи?

Работают с текстом учебника, карточками , раздаточным материалом.

Описывают приспособления плодов и семян для их распространения.

5 ЭТАП Первичное закрепление(5 мин.)  

Заполняют таблицу

Название растений

Способ распространения

Приспособления

6 ЭТАП Рефлексия и домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Параграф 14; уметь устно отвечать на вопросы и задание

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог.

- Достигли ли мы цели урока?

- Что было самым трудным? Интересным?

- Что понравилось или не понравилось?

- Как бы вы оценили свое участие на уроке?

- Ощущали ли вы взаимопомощь в группе?

-Какую оценку вы могли бы себе поставить за усвоение материала, за прилежание?

формулируют вывод по теме урока.

оценивают работу на уроке

ПРИЛОЖЕНИЕ

1Дополнительный материал к самостоятельной работе. "Распространение плодов и семян".

I гр. Распространение с помощью ветра.

В конце апреля - начале мая, гуляя по берегу речки, поросшей ивняком, нетрудно попасть в настоящую "метель". Белые хлопья, точно снег летят с деревьев и кустов. Если пушинку рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что это - семя, окруженное пучком белых длинных волосков. Пучок играет роль парашюта, при помощи которого семя переносится ветром на большие расстояния. У тополя и осины также есть парашютики - пучки волосков вокруг семени. Семена и плоды многих сорных растений снабжены пучками, хохолками волосков( осот, бодяк). А у вяза, осины, ели семена снабжены крылатками крыловидными выростами. Семена березы- мелкие орешки - снабжены двумя прозрачными крылышками. При малейшем дуновении взмывают они в воздух и уносятся ветром. Семена у этих деревьев имеют небольшую массу. Например, 50 000 семян осины имеют массу всего 4г.

Плоды пузырника, осоки вздутой путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек.

Многие слышали о растении "перекати-поле". Его научное название — качим метельчатый. "Перекати - поле" -неустанные странники. Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Рыхлые шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит на большие расстояния. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, "перекати – поле" рассеивает семена.

II гр. Распространение водой.

Водой распространяются плоды ольхи, кокосовой и сейшельской пальмы. До середины XVIII века, еще до открытия Сейшельских островов, европейские мореплаватели лишь изредка встречали гигантские орехи плавающими среди океана. Находили их и у западных берегов Суматры, примерно за 400 км от их родины. Их считали волшебными созданиями океана. Когда были открыты и обследован Сейшельские острова, выяснилось настоящее происхождение орехов. Кокосовая пальма растёт на побережьях тропических морей, на островах, атоллах. Её гладкие стволы обычно наклонены в сторону моря. Плоды пальмы - волокнистые костянки массой 1,5 -2 кг. Снаружи они покрыты волокнистой, содержащей воздух тканью, прикрытой ещё одной гладкой оболочкой. Созревшие и упавшие в море орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся по близлежащим островам. И семена кувшинок путешествуют по воде. Каждое семечко белой кувшинки окружено белой оболочкой, наполненной воздухом. Словно лодочка плывёт оно по воде, и так держится до тех пор, пока не выйдет весь воздух. Тогда семечко падает на дно и прорастает.

Плавучесть семян растений, обитающих на морских побережьях в приливно - отливной зоне, обеспечивается присутствием воздухоносной ткани в семенной кожуре, опробковением плодов или наличием заполненной воздухом полости в косточках( Геттарда великолепная).

III гр. Распространение саморазбрасыванием.

Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Мак сам распространяет семена. Коробочка у мака закрыта до тех пор, пока не созреют семена. Затем отверстия открываются, ветер колышит растение и семена вылетают.

Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Он встречается на Кавказе и в Крыму. Плод у него похож на небольшой огурчик. Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров. Американское тропическое растение – трескучка болотная «стреляет» на расстоянии 14 метров. И при этом издаёт звук, похожий на выстрел из револьвера. Так с шумом растрескивается плод. Человек может испугаться, пока не выяснит причин.

Не менее интересна недотрога обыкновенная. Плод недотроги - длинный зеленый стручок, состоит из 5 плодолистиков. Стоит слегка прикоснуться к плоду недотроги, как его створки разрываются, скручиваются внутрь наподобие часовой пружины и с силой разбрасывают прикрепленные к ним семена. При созревании растрескиваются плоды у гороха, фасоли, бобов. Поэтому нужно вовремя собрать урожай. И у караганы ( желтой акации), фиалки, кислицы разрывающиеся с легким треском створки действуют как пружины, разбрасывая семена далеко вокруг.

IV гр. Распространение с помощью животных.

Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Плоды таких растений как лопух, череда, гравилат, имеют особые выросты в виде крючков, липучек, шипиков, которые прикрепляются к шерсти животных или одежде человека. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды.

Многие сочные плоды имеют яркий цвет: красный, синий, оранжевый. Поэтому они хорошо заметны для животных. Семена имеют плотную оболочку, которая не переваривается в желудке. Затем семена выбрасываются вместе с помётом. Помёт – это ещё и удобрение для прорастающего растения. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений. (Использовать гербарий, открытки)

Белка, бурундук, кедровка делают запасы на зиму. Если этот запас был спрятан на земле, например, под корягой, и про него забыли, то семена могут прорасти.

Во время перелётов птицы разносят семена на лапках. Часто семена водных и прибрежных растений прилипают вместе с грязью на лапки и путешествуют к другому водоёму. Цветок раффлезии называют слоновьим не потому, что он самый крупный, а потому, что его семена, прилипая к подошвам слонов, распространяются ими по тропам, ведущим к водопою. Цветок раффлезии расположен практически на земле. Он имеет мясистые лепестки. Когда созреют семена, лепестки превращаются в слизистую массу, которая и прилипает к подошвам слонов.

Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи. У чистотела семена черные, с большим мясистым белым придатком. Их охотно поедают муравьи. Из-за этих придатков муравьи тащат довольно тяжелые для них семена чистотела к себе в муравейник. Сами семена муравьи не едят, придатки отделены от семени плотной кожурой. под нею семена остаются неповрежденными.

V гр. Распространение с помощью человека.

Достаточно велика и роль человека в распространении плодов и семян многих растений. Семена культурных растений распространяются человеком целенаправленно(высаживаются в определенным местах) или неосознанно( плод съел, а семена выбросил...) Плоды и семена дикорастущих растений могут прилипнуть или прицепиться к одежде, мешкам или тюкам при перевозке грузов с помощью крючочков, зубчиков... Таким образом, семена многих растений оказываются далеко от родных мест. Так в своё время из Европы в Америку попали семена подорожника. Семена этого растения очень маленькие и если человек случайно заденет ногой растение с созревшими семенами, они осыпаются и легко удерживаются в мельчайших неровностях на обуви, а потом падают уже на новом месте и прорастают. Индейцы - коренные жители Америки - называют подорожник "следом белого человека". А из Америки к нам были завезены амборозия - злейший сорняк южных полей, вызывающий у людей тяжелые аллергические реакции; ромашка пахучая.

 

Биологический диктант по теме «Плоды»      

1. Важнейшие функции плода …
2. Плод состоит из …
3.По количеству семян плоды разделяются на …
4. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают …
5. Сочный многосемянный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей…
6. Какие растения имеют плод костянку:
7. Плод апельсина, мандарина называется
8. Плод коробочка развивается у …
9. Плод тыквина имеется у растений …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок" Плоды. Классификация плодов." для 6 класса

Урок развития критического мышления и презентация....

Урок" Плоды. Классификация плодов." для 6 класса

Урок развития критического мышления и презентация....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Плоды"

данная разработка содержит в себе сценарий урока и презентацию. Яркая презентация поможет детям в более доступной форме усвоить материал....

Разработка урока "Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян".

Урок формирования представлений о плоде как о важном генеративном органе цветковых растений.Учащиеся знакомятся с многообразием плодов и способами их распространения....

Плоды. Разнообразие и значение плодов урок 6 класс

Проверка домашнего задания: о строение цветка. Какие есть плоды, какое значение они имеют....

Презентация. Плоды. Классификация плодов. Биология 6 класс.

Презентация для урока Плоды. Классификация плодов. в 6 классе Биология....

Разработка урока "Плод". 6 класс.

Разработка урока на тему "Плод"...