Технологическая карта урока "Распространение плодов и семян"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Ваганова Елена Родионовна

Материал содержит целеполагание урока,структуру урока по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku_sd_vaganova_e.r.rar29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (системно-деятельностный подход)

Учитель: Ваганова Е.Р.

Предмет: Биология            класс: 6

Тема урока «Распространение плодов и семян».

Место урока: 14 урок из 14 по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: урок-исследование

Форма учебной деятельности: групповая работа

 Методы обучения: публичное выступление, защита работ, работа с учебником,

Цель урока: ознакомить обучающихся с различными приспособлениями к распространению, раскрыть значение распространения семян и плодов в жизни растений.

Задачи урока:

Предметные: знать способы и приспособления к распространению семян, уметь извлекать нужную информацию из  текста.

Метапредметные:

1.Познавательные УУД:

     - закреплять умение  представлять информацию в виде таблицы;

     - формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы;

2.Регулятивные УУД:

     - формировать умение концентрировать внимание;

  - закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание;

  3. Коммуникативные УУД:

     - формировать умение работать  в группе;

     -  представлять результат своей деятельности,

Личностные: осознавать наличие родства разных цветковых растений и возникновении приспособлений, возникших в процессе эволюции.

Предполагаемый результат

Предметный результат:

-знают способы распространения семян и плодов с помощью воды, ветра, саморазбрасыванием, животными и человеком.

- умеют выявлять приспособления для распространения

- умеют находить связь между способом распространения и приспособлениями.

Метапредметные результаты / УУД:

Личностные:

  • владеют навыками коллективной работы (при выполнении исследовательских заданий)
  • владеют компетенциями выполнения исследовательских и творческих заданий;
  • могут самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;  находить информацию в предложенных источниках;
  • способны воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
  • могут давать самооценку деятельности и подводить итоги работы;

Познавательные:

  •  могут  ориентироваться в своей системе знаний:
  • находить ответы на вопросы, используя свои знания, жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках.

Коммуникативные:

  • имеют навыки сотрудничества; могут представлять результат работы, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

  • определяют границы знания- незнания
  • выбирают действия по достижению цели
  •   умеют планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Оценивают свою работу.

Педагогические технологии

Оборудование

- исследовательские методы обучения,

 - Пасечник В.В.  Биология 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Дрофа, 2013г;

-ноутбук с проектором, презентация, гербарии семян, муляжи плодов, фото растений.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности- 2 мин

- проверяет готовность к уроку;

- создает условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на уроке

- настраивает на получение конечного результата:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок!

Парта у тебя в порядке?

Где учебник, где тетрадки?

Ты настроился, готов

Слушать следующий урок?

Готовят к уроку учебные принадлежности,

-включаются  в деловой ритм;

 

Коммуникативные УУД:

- слушают учителя

- строят устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

Регулятивные УУД:

-самостоятельно организовывают свое рабочее место;

- планируют свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

-самооценка готовности к уроку;

- оценка эмоционального состояния;

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии-2мин

Фронтальная беседа.

Для чего растениям нужны плоды?

Учащиеся обсуждают, предлагают свои ответы.

Познавательные УУД:

- осуществляют актуализацию личного жизненного опыта,

- ориентируются в своей системе знаний – незнаний,

Коммуникативные УУД:

- слушают и понимают речь других;

- строят  высказывания;

- отстаивают свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

- планируют свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- выполняют учебные действия;

- выяснение готовности класса к изучению нового материала;

Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности-2мин

Ставит проблемные вопросы, подводящие учащихся к формулированию цели урока.

Почему цветковые растения так широко распространились на нашей планете? Какие факторы природы способствуют распространению?

   

Выдвигают свои предложения, ставят цель урока «Необходимо выяснить способы распространения и приспособления для распространения семян и плодов»

Познавательные УУД:

- выдвигают предложения о распространении плодов и семян,

Коммуникативные УУД:

-  строят речевые высказывания в устной форме;

- формулируют и аргументируют свое мнение;

Регулятивные УУД:

- определяют и формулируют цель урока и учебной деятельности,

- планируют пути реализации целей и задач урока

-  оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению;

- оценка умения формулировать тему урока;

Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)-3мин

Организует работу учащихся в группах.

Каждая из групп выполняет свое задание: 1группа работает с семенами растений, которые распространяются водой,

2группа – ветром,

3 группа животными и человеком,

4 группа – саморазбрасыванием,

затем проводится защита  проектов. Результатом совместной работы является создание страниц журнала « По следам плодов и семян».

   Осуществляют поиск и выделение необходимой информации, анализировать и отбирать нужную  информацию, планируют деятельность членов своей группы, планируют пути достижения цели своего исследования.

Познавательные УУД:

- выполняют предложенные задания, используя заданные алгоритмы.

Коммуникативные УУД:

-выполняют задания, взаимодействуя в группах.

Регулятивные УУД:

- планируют свою учебную деятельность;

- определяют способы выхода из затруднения;

- самоконтроль,

-  оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению.

Реализация построенного проекта-10мин

Организует деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности, помогает учащимися выбрать оптимальный способ действий для решения исходной проблемы, вызвавшей затруднения;

Изучают информацию в источниках: учебник, рисунки, статья о распространении плодов и семян, распределяют обязанности между членами группы, собирают материал.

Познавательные УУД:

-извлекают необходимую информацию из текста параграфа;

Коммуникативные УУД:

- строят монологическую речь;

- осуществляют работу в группе;

Регулятивные УУД:

- ищут пути решения проблемы;

-  анализируют работу;

- самоконтроль,

- самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению.

Первичное закрепление-10 мин

Направляет работу учащихся в правильное русло, помогает найти правильный выход из сложных ситуаций.

Создают на листе проект страницы журнала, выявляют у предложенных плодов и семян приспособления к распространению и способы распространения, выполняют рисунки, работают с гербариями, муляжами, с фотографиями растений. Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи, заносят информацию на лист бумаги, извлекают информацию из текста, таблицы;

 - используют результаты опыты для решения поставленных задач

Коммуникативные УУД:

- строят связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей;

- осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Регулятивные УУД:

- решают задания и сравнивают свой результат с эталоном;

- применяют алгоритм действий в самостоятельной деятельности;

самооценка действий по достижению планируемых результатов

Включение в систему знаний и повторение-12мин

Организует представление результатов совместной деятельности групп.

Представляют результаты своей деятельности, выступают публично перед классом.

Коммуникативные УУД:

- формируют навыки речевой деятельности, публичных выступлений,

Регулятивные УУД:

- планируют  свои  действия;

дают оценку результатов исследования других групп и самооценку собственных результатов.

Рефлексия учебной деятельности (итог урока)-2мин

«Возвращает» к теме и цели урока. Предлагает проанализировать и объединить полученные результаты работы групп. Оценивает работу групп и особо активных учащихся. используется прием «рюкзак»

Предложения:

  1. Я узнал…
  2. Я понял…
  3. Я научился…
  4. Мне еще необходимо…

Систематизируют информацию. Формулируют собственное мнение.

Познавательные УУД:

- систематизируют, обобщают изученный материал;

- делают выводы по изученному материалу;

Коммуникативные УУД:

- строят монологическое высказывание;

- адекватно воспринимают критику,

Регулятивные УУД:

- адекватно воспринимают оценку;

-  осуществляют самооценку.

Оценивают результативность и деятельность на уроке.

Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению-2мин

Предлагает провести наблюдения за растениями, растущими около дома и сделать записи в рабочей тетради о способах распространения их семян.

Записывают задание в рабочую тетрадь.

Познавательные УУД:

- систематизируют изученный материал, используя вопросы параграфа;

- применяют знания в новой ситуации,

Коммуникативные УУД:

- слушают объяснения учителя,

- задают уточняющие вопросы.

Регулятивные УУД:

- соотносят полученное домашнее задание с изученным учебным материалом;

- объективно оценивают свои результаты,

-самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Разработка урока "Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян".

Урок формирования представлений о плоде как о важном генеративном органе цветковых растений.Учащиеся знакомятся с многообразием плодов и способами их распространения....

Технологическая карта урока "Плод. Разнообразие и значение плодов"

Учебник: Биология, авторская линия под редакцией И. Н. ПономаревойКласс: 6Ф. И. О.: Солодова Елена АлексеевнаТема урока: Плод. Разнообразие и значение плодовТип урока: комбинированный урокЦелевы...

Технологическая карта урока "Плод. Разнообразие и значение плодов. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений»"

Технологическая карта урока "Плод. Разнообразие и значение плодов. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений» разработатна в соответствии с требованиями ФГ...

Технологическая карта урока биологии по теме: "Распространение плодов и семян" 6 класс

Технологическая карта урока биологии по теме:  "Распространение плодов и семян" 6 класс УМК В.В. Пасечника поможет подготовиться к уроку....

Технологическая карта урока биологии "Строение семян"

Технологическая карта урока биологии в 6 классе   "Строение семян". Тип урока: открытие новых знаний. Цель: Раскрыть особенности строения семян покрытосеменных ...

Технологическая карта урока по биологии 6 класс «Распространение плодов и семян»

Цель урока: Содержательная: создать условия для формирования представления о различных приспособлениях у растений к распространению плодов и семян, раскрыть значение распространения семян и ...