Технологическая карта урока по теме "Мхи - высшие споровые растения"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Надежда Григорьевна Слободина

Материал содержит технологическую карту урока, рабочие листы для групп и презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ ПГО "Средняя общеобразовательная школа № 8"

Урок биологии в 5 классе

по теме " Мхи – высшие споровые растения ".

Разработчик:

Слободина Надежда Григорьевна

учитель биологии

первой квалификационной категории

Полевской, 2015

Тема        

«Мхи – высшие споровые растения»

Цель        

Формирование новых умений и знаний об обитателях земли,создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, выявление уровня овладения системой знаний и умений.

Задачи:

Образовательные: формировать умение объяснять характерные признаки бактерий, их отличие от растений и животных;  особенности строения связанных с их образом жизни, питания, размножения и распространения , многообразия бактерий.

Развивающие: развивать умение работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать, формулировать и решать проблемы, проводить простейшие эксперименты.

Воспитательные: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.

УУД:

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 

Познавательные УУД

1. Сформировать умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Планируемые результаты:        

Предметные результаты: 

– формировать умение характеризовать роль мхов в природе;

– формировать умение отличать мхи от других изученных растений (по таблице);

– формировать умение объяснять значение мхов в жизни человека;

– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельности мхов;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: мхи, торф. 

Основные понятия        

  • торф
  • мхи

Межпредметные связи         

Физика, медицина

Ресурсы:

основные

дополнительные

Учебник Биология «Обо всем живом», 5 класс : для общеобразовательных учреждений. – М.: Баласс, 2012 , Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С., задачник – практикум.

Презентация к уроку «Мхи - высшие споровые растения»,

(Технологическая карта урока составлена на основе технологической карты авторов: Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С).

Формы урока :

Ф-фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая

Тип урока: комбинированный

Метод: по источнику передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические;

проблемно- поисковые;

Технология        

  1. Проектная.
  2. ИКТ.

1.«Мхи -высшие споровые растения»

Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I.

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. Диалог Антошки и биолога на с. 129.  – Почему биолог обратил внимание на мхи? Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Как устроены мхи и как они смогли освоить сушу?

Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске. 1

2. – Ребята, прежде чем мы выдвинем гипотезу решения проблемы, хочу сообщить, что мхи называют высшими споровыми растениями. Почему?

Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами, и комментирует их связь с данной темой. На доске появляется схема:

Высшие     органы ткани         освоение суши

Эта схема и будет гипотезой. А когда гипотеза становиться фактом?

Версии учеников (когда подтверждается другими учеными)

- Давайте и мы попробуем сегодня на уроке доказать выдвинутую гипотезу.

- Как вы думаете, что для этого мы должны изучить:

  1. Имеются ли органы у мхов?
  2. Как мхи удерживаются в пространстве?
  3. Имеют ли мхи разные ткани?
  4. Где обитают мхи?
  5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?
  6. Есть ли у мхов смена покалений?

Таблицы «Мхи», гербарий «Мхи».

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

II.

Совместное открытие знаний.

1. Работа в группах.

Решаем проблему открываем новые знания.

Группа 1.

С помощью цифрового микроскопа изучают органы мха.

– Какие растения относятся к высшим споровым? Почему?

– Чем они отличаются от низших споровых?

2. – С какими высшими споровыми мы знакомимся? Какие растения появились на планете вслед за водорослями? (Мхи.)

Бриология – наука о мхах.

На какие вопросы учебник предлагает найти ответы? (См. с. 130.)

1) – Чем мхи похожи, а чем отличаются от водорослей?

2) – Где живут мхи и с чем это связано?

Зафиксируем вопросы на доске и будем писать ответы по мере изучения.

3. – Как же устроены мхи, что позволяет им жить на суше и переживать засуху?

Работа в парах с гербарием.  1 Лабораторная работа «Мои биологиче-

ские исследования. Строение мха».  3

а) Внешний вид (рис. 25.1.). Из каких частей состоит тело мха?

б) Рассмотрите листья мха. Какой формы они бывают?

Рисунок 25.2. на с. 130 (формы листьев мхов). 

– Какую форму может иметь край листа у мхов?

– Из скольких слоёв клеток состоит лист мха? Какое это может иметь значение?

– Фотосинтез у мхов.

в) – Рассмотрите стебель мха. 

– Какой формы он бывает?

Работа с рисунком 25.3 на с. 131; изучение микропрепарата. 3

– Какие клетки находятся снаружи стебля? Их значение?

– Какие клетки располагаются внутри?

– Как они располагаются?

– Какие преимущества получили мхи за счёт листостебельного строения? (Проверка по учебнику на с. 131.)

– Как устроена нижняя часть стебля мхов?

Задача 25.10 из задачника-практикума.

4. – Прокомментируйте утверждение: «Водоудерживающая способность сфагновых мхов в 20 раз превышает их собственную сухую массу. Для сравнения: хлопковая вата может поглотить воды только в 4–5 раз больше собственной сухой массы».

5. – Есть ли у мхов ещё один способ запасать влагу?

Опыт со сфагнумом из лабораторной работы «Мои биологические

исследования. Влагоёмкость сфагнума». 3 

6. – Где же можно запасти влагу?

Работа с гербарием.  3

– Сравните два мха: кукушкин лён и сфагнум. 1

– Обратите внимание на цвет этих растений. Это их особенность? Почему он такой?

– Все ли клетки сфагнума содержат хлоропласты? (Присущ ли всем им фотосинтез?)

– Рассмотрите лист сфагнума под микроскопом.

7. Работа в парах.

 Объясните, почему мхи называют «земноводными» растениями.  1

– Где их можно встретить? Почему именно в этих местах?

8. – Какое же значение имеет эта группа растений?

Подведение итога изучения темы. Фиксация на доске найденного

ответа на проблемный вопрос.

Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п.

Микроскоп с микропрепара-тами «Стебель мха».

Регулятивные УУД

3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

III. Самосто-ятельное применение знаний.

1. – Чем мхи похожи, а чем отличаются от водорослей?

– Где живут мхи и с чем это связано?

2. Вопросы 1–5 на с. 133 (при необходимости, если кто-то из учеников недостаточно понял учебный материал). Задачи 25.3–25.4 из

задачника-практикума. Самооценка по алгоритму.    2

– Почему большинство мхов произрастают плотными дерновинками и являются невысокими растениями?

– В отсутствие дождей листья мха плотно прижаты к стеблю. В чём

целесообразность этого явления?

– Что является ограничивающим фактором для мхов?

ТОУУ

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

IV. Итог урока.

Обмен мнениями по заданиям.

Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока). 

Домашнее задание: § 25, вопрос 6. Задачи 25.6–25.9 (одна на выбор) из задачника-практикума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Высшие споровые растения" 7кл.

Обобщающий урок "Высшие споровые растения" составлен по авторской программе В.Б.Захарова, Н.И. Сонина. По курсу "Биология . Многообразие живых организмов. 7кл."...

Презентация к уроку "Высшие споровые растения" 7кл

Составлено на основе авторской программы "Многообразие живых организмов" В.Б.Захарова, Н.И.Сонина....

Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний по темам "Высшие споровые растения. Голосеменные растения"с тестами 7класс

Разработка урока может использовать для систематизации , повторения и коррекции знаний о споровых иголосеменных растениях. спомощью теста можно проверить качество усвоения знаний....

Высшие споровые растения-Мхи. Выход растений на сушу

Разработка урока биологии для 6 класса по ФГОС"Мхи- высшие споровые растения. выход растений на сушу. Урок составлен по учебнику  В.В.Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения.6 класс.:учеб. д...

Технологическая карта урока по теме "Репродуктивные органы растения" 6 класс УМК Н.И.Сонин

Технологическая карта урока по теме "Репродуктивные органы растения" 6 класс УМК Н.И.Сонин...

Технологическая карта урока по теме "Воздушное питание растений - фотосинтез". Биология. 6 класс

Цель данного урока: создание условий для понимания и освоения обучающимися процесса воздушного питания - фотосинтеза, формирование естественнонаучной грамотности. На каждом этапе урока предусмотрена о...