Технологическая карта урока по теме "Мхи - высшие споровые растения"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Материал содержит технологическую карту урока, рабочие листы для групп и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме "Мхи - высшие споровые растения" | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ ПГО "Средняя общеобразовательная школа № 8"
Урок биологии в 5 классе
по теме " Мхи – высшие споровые растения ".
Разработчик:
Слободина Надежда Григорьевна
учитель биологии
первой квалификационной категории
Полевской, 2015
Тема | «Мхи – высшие споровые растения» |
Цель | Формирование новых умений и знаний об обитателях земли,создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, выявление уровня овладения системой знаний и умений. |
Задачи: | Образовательные: формировать умение объяснять характерные признаки бактерий, их отличие от растений и животных; особенности строения связанных с их образом жизни, питания, размножения и распространения , многообразия бактерий. Развивающие: развивать умение работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать, формулировать и решать проблемы, проводить простейшие эксперименты. Воспитательные: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся. |
УУД: | Метапредметные и личностные результаты: Регулятивные УУД 1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД 1. Сформировать умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Коммуникативные УУД 1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. |
Планируемые результаты: | Предметные результаты: – формировать умение характеризовать роль мхов в природе; – формировать умение отличать мхи от других изученных растений (по таблице); – формировать умение объяснять значение мхов в жизни человека; – формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельности мхов; – формировать умение понимать смысл биологических терминов: мхи, торф. |
Основные понятия |
|
Межпредметные связи | Физика, медицина |
Ресурсы: основные дополнительные | Учебник Биология «Обо всем живом», 5 класс : для общеобразовательных учреждений. – М.: Баласс, 2012 , Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С., задачник – практикум. Презентация к уроку «Мхи - высшие споровые растения», (Технологическая карта урока составлена на основе технологической карты авторов: Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С). |
Формы урока : | Ф-фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая Тип урока: комбинированный Метод: по источнику передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические; проблемно- поисковые; |
Технология |
|
1.«Мхи -высшие споровые растения»
Этап | Содержание | Оборудование | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ) |
I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. Диалог Антошки и биолога на с. 129. – Почему биолог обратил внимание на мхи? Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке? Как устроены мхи и как они смогли освоить сушу? Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске. 1 2. – Ребята, прежде чем мы выдвинем гипотезу решения проблемы, хочу сообщить, что мхи называют высшими споровыми растениями. Почему? Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами, и комментирует их связь с данной темой. На доске появляется схема: Высшие органы ткани освоение суши Эта схема и будет гипотезой. А когда гипотеза становиться фактом? Версии учеников (когда подтверждается другими учеными) - Давайте и мы попробуем сегодня на уроке доказать выдвинутую гипотезу. - Как вы думаете, что для этого мы должны изучить:
| Таблицы «Мхи», гербарий «Мхи». | Регулятивные УУД 1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). |
II. Совместное открытие знаний. | 1. Работа в группах. Решаем проблему открываем новые знания. Группа 1. С помощью цифрового микроскопа изучают органы мха. – Какие растения относятся к высшим споровым? Почему? – Чем они отличаются от низших споровых? 2. – С какими высшими споровыми мы знакомимся? Какие растения появились на планете вслед за водорослями? (Мхи.) Бриология – наука о мхах. – На какие вопросы учебник предлагает найти ответы? (См. с. 130.) 1) – Чем мхи похожи, а чем отличаются от водорослей? 2) – Где живут мхи и с чем это связано? Зафиксируем вопросы на доске и будем писать ответы по мере изучения. 3. – Как же устроены мхи, что позволяет им жить на суше и переживать засуху? Работа в парах с гербарием. 1 Лабораторная работа «Мои биологиче- ские исследования. Строение мха». 3 а) Внешний вид (рис. 25.1.). Из каких частей состоит тело мха? б) Рассмотрите листья мха. Какой формы они бывают? Рисунок 25.2. на с. 130 (формы листьев мхов). – Какую форму может иметь край листа у мхов? – Из скольких слоёв клеток состоит лист мха? Какое это может иметь значение? – Фотосинтез у мхов. в) – Рассмотрите стебель мха. – Какой формы он бывает? Работа с рисунком 25.3 на с. 131; изучение микропрепарата. 3 – Какие клетки находятся снаружи стебля? Их значение? – Какие клетки располагаются внутри? – Как они располагаются? – Какие преимущества получили мхи за счёт листостебельного строения? (Проверка по учебнику на с. 131.) – Как устроена нижняя часть стебля мхов? Задача 25.10 из задачника-практикума. 4. – Прокомментируйте утверждение: «Водоудерживающая способность сфагновых мхов в 20 раз превышает их собственную сухую массу. Для сравнения: хлопковая вата может поглотить воды только в 4–5 раз больше собственной сухой массы». 5. – Есть ли у мхов ещё один способ запасать влагу? Опыт со сфагнумом из лабораторной работы «Мои биологические исследования. Влагоёмкость сфагнума». 3 6. – Где же можно запасти влагу? Работа с гербарием. 3 – Сравните два мха: кукушкин лён и сфагнум. 1 – Обратите внимание на цвет этих растений. Это их особенность? Почему он такой? – Все ли клетки сфагнума содержат хлоропласты? (Присущ ли всем им фотосинтез?) – Рассмотрите лист сфагнума под микроскопом. 7. Работа в парах. – Объясните, почему мхи называют «земноводными» растениями. 1 – Где их можно встретить? Почему именно в этих местах? 8. – Какое же значение имеет эта группа растений? Подведение итога изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос. Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п. | Микроскоп с микропрепара-тами «Стебель мха». | Регулятивные УУД 3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные УУД 1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. Познавательные УУД 1. Сформировать умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций |
III. Самосто-ятельное применение знаний. | 1. – Чем мхи похожи, а чем отличаются от водорослей? – Где живут мхи и с чем это связано? 2. Вопросы 1–5 на с. 133 (при необходимости, если кто-то из учеников недостаточно понял учебный материал). Задачи 25.3–25.4 из задачника-практикума. Самооценка по алгоритму. 2 – Почему большинство мхов произрастают плотными дерновинками и являются невысокими растениями? – В отсутствие дождей листья мха плотно прижаты к стеблю. В чём целесообразность этого явления? – Что является ограничивающим фактором для мхов? | ТОУУ Регулятивные УУД 2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | |
IV. Итог урока. | Обмен мнениями по заданиям. – Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока). Домашнее задание: § 25, вопрос 6. Задачи 25.6–25.9 (одна на выбор) из задачника-практикума. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Высшие споровые растения" 7кл.
Обобщающий урок "Высшие споровые растения" составлен по авторской программе В.Б.Захарова, Н.И. Сонина. По курсу "Биология . Многообразие живых организмов. 7кл."...
Презентация к уроку "Высшие споровые растения" 7кл
Составлено на основе авторской программы "Многообразие живых организмов" В.Б.Захарова, Н.И.Сонина....
Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний по темам "Высшие споровые растения. Голосеменные растения"с тестами 7класс
Разработка урока может использовать для систематизации , повторения и коррекции знаний о споровых иголосеменных растениях. спомощью теста можно проверить качество усвоения знаний....
Высшие споровые растения-Мхи. Выход растений на сушу
Разработка урока биологии для 6 класса по ФГОС"Мхи- высшие споровые растения. выход растений на сушу. Урок составлен по учебнику В.В.Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения.6 класс.:учеб. д...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Разнообразие растений"
Методический материал...
Технологическая карта урока по теме "Репродуктивные органы растения" 6 класс УМК Н.И.Сонин
Технологическая карта урока по теме "Репродуктивные органы растения" 6 класс УМК Н.И.Сонин...
Технологическая карта урока по теме "Воздушное питание растений - фотосинтез". Биология. 6 класс
Цель данного урока: создание условий для понимания и освоения обучающимися процесса воздушного питания - фотосинтеза, формирование естественнонаучной грамотности. На каждом этапе урока предусмотрена о...