Урок "Высшие споровые растения" 7кл.
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Обобщающий урок "Высшие споровые растения" составлен по авторской программе В.Б.Захарова, Н.И. Сонина. По курсу "Биология . Многообразие живых организмов. 7кл."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_.vysshie_sporovye.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
Открытый урок – игра.
Тема: «Высшие споровые растения»
Подготовила и провела: учитель биологии
Будникова Алла Анатольевна
Губкин – 2011
Цели:
- Обобщить и дополнить знания учащихся по теме «Высшие споровые растения», проверить ЗУН.
- Развивать умения сравнивать, логически мыслить, выступать публично, работать с микроскопом, гербарием, картой, определять систематическое положение растений, узнавать их на картинках и гербариях
- Содействовать формированию ответственного отношения к делу, коллективизма, коммуникабельности, патриотизма, любви к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование:
- Таблицы: «Зеленый мох. Кукушкин лен», «Мох сфагнум», «Хвощи и плауны», «Папоротник – Щитовник мужской».
- Коллекции: «Каменный уголь», «Торф», «Образование торфа».
- Карта России.
- Микроскопы, микропрепараты: «Заросток папоротника», «Спорогоний мха», «Сорусы папоротника».
- Гербарий: хвощ полевой, хвощ лесной, хвощ болотный, кочедыжник женский, сальвиния плавающая, плаун булавовидный, мох сфагнум, кукушкин лен, неккера курчавая.
- Компьютер, презентация.
- Карточки с названием команд: «Хвощи», «Плауны», «Папоротники».
- Черный ящик, присыпка «Ликоподиум»
Эпиграф: Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью.
(Л.Н.Толстой)
Ход урока.
Учитель: Для участия в конкурсе каждый ученик заполняет визитную карточку, указывает фамилию, имя, класс, в которой будут фиксироваться количество полученных баллов. Чтобы получить оценку «5», надо набрать 10 баллов, «4» - 7-9 баллов, а «3» - 5-7баллов. На доске учет баллов ведет учитель. Ученик ставит в визитную карточку 1 балл за каждое участие, кроме некоторых конкурсов, где за ответ ставится большее количество баллов.
Все участники команды, занявшей 1 место, получают дополнительно 1 балл.
За нарушение дисциплины снимается 1 балл у команды, участник которой нарушил правила.
- Конкурс «Эстафета понятий»
Слово эстафета имеет несколько толкований, по одному из них – это срочное сообщение, известие, передаваемое сменяющими друг друга нарочными (гонец, курьер).
Ваша задача в этом конкурсе: поочередно, по командам правильно раскрыть содержание понятий, карточки с которыми находятся на столе каждой команды. Выиграет та команда, которая за 1 минуту даст правильное определение большего количества понятий. Количество баллов определяется количеством названных правильно определений.
1 команда – гаметофит, зигота, спорангий, микроспора, оплодотворение, двудомное растение.
2 команда – спорофит, яйцеклетка, заросток, мегаспора, сфагнум архегонии.
3 команда – ризоиды, сперматозоид, сорус, вайи, антеридии, спорогон.
2. Конкурс «Великий систематик»
На столах даны карточки с изображением растений, гербарий. Дайте название растений и укажите, к какому отделу оно относится. Количество баллов определяется количеством названных правильно растений.
3.Конкурс «Черный ящик» для команды «Плауны» (3 балла)
Проводится для трех команд в разное время.
Отвечает на вопрос первая команда, если она не отвечает, то тогда на него может ответить вторая команда, или другие команды могут дополнять, получая за дополнение – 1 балл.
В черном ящике находится растение, из которого получают чудесный порошок. Если насыпать его в стакан с водой, то он распределяется по поверхности тонким слоем и не тонет, если опустить в этот стакан палец на один сантиметр и вынуть его из воды, то палец остается сухой.
Вопрос: Что лежит в черном ящике, как используется данный порошок и на чем основано его применение?
Ответ: Плаун. Порошок из спор – ликоподиум применяют в качестве детской присыпки, пересыпки пилюль, чтобы они не становились влажными, при формовочном литье. Споры содержат 49% жира, поэтому они не пропускают воду.
- Конкурс «Дальше, дальше…»
За 1 минуту надо дать как можно больше ответов, если команда не знает ответа, то она говорит – дальше и ей задается следующий вопрос. Другие команды никак не участвуют в этом конкурсе. Один ответ – 1 балл.
Вопросы:
1.Пример зеленого мха (кукушкин лен)
2.Корневище – это (видоизмененный побег)
3.Пустые клетки имеет мох (сфагнум)
4.Чем дышит папоротник (кислородом)
5.Название двух видов наземных побегов у хвощей (весенний, летний)
6.Какие растения из изученных отделов образуют плоды и семена (никакие)
7.От корневища отходят (придаточные корни)
8.Ограничивающий фактор для размножения растений изученных отделов (вода)
9.Ризоиды есть у мха (кукушкин лен)
10.Взрослое растение мха (гаметофит)
11.Спора – это (1 клетка)
12.Предками хвощей были (псилофиты)
13.Какие растения произошли ото мхов (никакие – тупиковая ветвь)
14.Какие органы имеет плаун (корень, побег)
15Хвощ показатель, что почва (кислая)
16.Высшие споровые растения имеют (органы и ткани)
17.Весенние побеги хвоща служат для (спороношения)
18.Веточка плауна – это (спорофит)
19.Половое поколение папоротника (заросток)
20.Хвощ богат элементом (кремнием)
21.Форма заростка папоротника (сердечко)
22.Листья у папоротников (вайи)
23.Функции летнего побега хвоща (фотосинтез)
24.Листья у хвоща (рудиментарные)
25.Жившие когда-то и окаменевшие споровые растения (каменный уголь)
26.Где находится цветок у папоротника (нигде)
27.Что такое – плауновидные (отдел)
28.Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)
29.Органы мхов (побег)
30.Стебель у хвоща (членистый)
5. Конкурс «Капитанов» (3 балла)
На столах стоят микроскопы. Надо взять неизвестный микропрепарат, рассмотреть его под микроскопом и назвать его. Оценивается так же умение пользоваться микроскопом, находить биологический объект.
6.Конкурс «Называлка» (3 балла)
Команда выбирает двух участников, которые идут к доске и на таблице называют и показывают все, что можно на ней показать. Другие команды могут дополнять, для этого в команде надо обсудить, что вы хотите дополнить и командировать одного участника к доске.
1 команда – таблица «Мох сфагнум»
2 команда – таблица «Зеленый мох – кукушкин лен»
3 команда – таблица «Папоротник – щитовник мужской»
7. Конкурс «Черный ящик» для команды «Хвощи» (3 балла)
В черном ящике лежит растение, которое в годы войны использовалось как перевязочный материал.
Вопрос: Какое растение лежит в черном ящике. Какие свойства позволили его использовать как перевязочный материал. Где еще используют это растение?
Ответ: Сфагнум. Большая гигроскопичность и бактерицидные свойства позволяли его использовать как перевязочный материал. Используют так же при постройке деревянных домов для заделки щелей между бревнами.
8. Конкурс «Разгадай кроссворд» (3 балла)
Команды по сигналу – «начали», сообща разгадывают кроссворд и находят центральное понятие в нем. Как только все слова будут разгаданы, поднять лист с заданием вверх.
- Конкурс «Домашнее задание» (5 баллов)
Выступают группа учащихся из каждой команды, которая подготовила творческий отчет по проведенному поиску информации. Выступление не более 2 минут. (Используются коллекции, презентация, видеофрагменты, карта России).
Оценивается полнота ответа, оформление, яркость выступления (ораторское мастерство)
Команда «Плауны»
В какой период истории на Земле преобладали папоротникообразные?
Что представляли собой каменноугольные леса?
Почему многие виды папоротников исчезли с лица земли?
Команда «Хвощи»
Согласны ли вы, что каменный уголь имеет растительное происхождение,
какие тому есть доказательства?
Где встречаются месторождения угля в России?
Как используется каменный уголь?
Может ли сейчас образоваться каменный уголь?
Команда «Папоротники»
Как образовались болота, их экологическая роль?
Где расположены болота в России?
Как образуется и используется торф?
- Конкурс «Черный ящик» для команды «Папоротники» (3 балла)
В черном ящике лежит растение, которое раньше измельчали и использовали для полировки металлических изделий.
Вопрос: Какое растение лежит в черном ящике, на чем основано его применение, как еще использует человек это растение?
Ответ: Хвощ, применение основано на том, что он содержит элемент кремний, придающий стеблям жесткость. Человек использует его как лекарственное растение, оказывающее кровоостанавливающее и мочегонное действие и при фасонном литье металлов.
11.Конкурс «Самый сообразительный»
На слайдах даны вопросы на сообразительность. Команды по очереди отвечают на них. Обсуждаете вместе, отвечает. Если команда ответить не может, она пропускает ход, а на вопрос отвечает команда, которая знает ответ.
Вопросы:
1. Что в цикле чередования поколений кукушкина льна указывает на родство мхов с водорослями?
2. Возможно, ли рассмотреть строение листа сфагнума под микроскопом, не делая среза. Почему это возможно?
3. Дмитрий Иванович Менделеев – создатель периодической таблицы химических элементов – говорил, что топить углем – все равно, что топить ассигнациями (деньгами). Выскажите ваше мнение на эту тему.
4. Какое значение в жизни кукушкина льна имеет то, что он растет густыми дернинами?
5. Если один конец пучка сухого мха сфагнума опустить в стакан с водой, а другой перекинуть в пустой стакан, то вскоре в нем появится вода. Как можно объяснить это явление?
6. Существует старое поверье, что в ночь на 7 июля, накануне религиозного праздника Ивана Купалы, происходит цветение папоротника. Цветок у папоротника ярко-красного цвета, обладает волшебной силой и приносит людям счастье. Возможно, ли найти этот цветок?
Подведение итогов. (награждение команды победителей и активных учащихся)
Рефлексия:
Поставьте оценку вашего настроения на уроке с помощью рожицы.
Сбор визитных карточек.
Вывод: Ребята! Вы молодцы! Показали хорошие знания, умения и навыки, способности, которые пригодятся вам в жизни.
И, наверное, не стоит искать клад с помощью цветка папоротника, а лучше проявить профессиональную активность и обеспечить себе и близким достойную жизнь.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Высшие споровые растения" 7кл
Составлено на основе авторской программы "Многообразие живых организмов" В.Б.Захарова, Н.И.Сонина....
Тест по теме "Споровые растения".
Тестовая работа предназначена для проведения в курсе биологии 7 класса "Многообразие живых организмов" (преподавание по УМК Н.И.Сонина), но может быть с успехом использована и припреподавани кур...
Презентация "Грибы. Споровые растения"
презентацию можно использовать при изучении биологического краеведения в 7 классе в разделе "Флора Саратовской области"...
Кругосветка "Споровые растения" 7 класс
Интерактивная форма обучения. Урок практической направленности....
Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. 6 класс
Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений.Размножение – одно из обязательных свойств живого организма. Размножение – увеличение числа ос...
Способы размножения растений. Размножение споровых растений.
Презентация к уроку "Способы размножения растений. Размножение споровых растений."...
Комментарии
Урок "Высшие споровые растения" 7кл.