Высшие споровые растения-Мхи. Выход растений на сушу
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Разработка урока биологии для 6 класса по ФГОС"Мхи- высшие споровые растения. выход растений на сушу. Урок составлен по учебнику В.В.Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения.6 класс.:учеб. для общеобразоват. учреждений.М.: Дрофа 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мхи. Высшие споровые растения.Мох. Кукушкин лен, Сфагнум | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Высшие споровые растения-Мхи. Выход растений на сушу
Зиннатуллин Рашид Абдулхакович,
учитель биологии и химии МБОУ «Большеподберезинская СОШ им.А.Е.Кошкина Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Регулятивные УУД: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
Познавательные УУД: выявление особенностей строения и жизнедеятельности мхов, сравнение объектов разных систематических групп), умение рассматривать объекты, выявлять их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы.
Планируемые результаты Предметные:
Знать: Значение в природе и жизни человека, строение и жизнедеятельность мхов,
Уметь: выполнять лабораторную работу под руководством учителя, уметь ее оформлять в тетради, делать выводы, ориентироваться в тексте учебника, работать с рисунками, схемами, раздаточным материалом, выслушивать чужое мнение, соблюдать дисциплину на уроке.
Личностные: воспитывать чувство гордости, соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.
Метапредметные: Умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости.
Основные понятия: Мох. Спора. Высшее споровое растение. Сперматозоид. Яйцеклетка.
Межпредметные связи: Экология. Окружающий мир.ОБЖ, География, Химия.
Основные ресурсы: УМК В.В. Пасечник
Дополнительные: мультимедийное пособие к УМК В.В. Пасечник
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуально-групповая
Технология: Деятельностный подход. Технология проблемного диалога. Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа, таблицы по биологии, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, стакан с водой, весы, мох сфагнум, коллекция торфа, географическая карта, гербарий.
Раздаточный материал: гербарий (кукушкин лен, сфагнум на каждого ученика)
I Организационный момент
Приветствие учащихся, отметка отсутствующих установочная беседа, психологический настрой на урок.
Представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчелы, шмели. Слышим птичий гомон. Нам хорошо и радостно.
2. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя
С хорошим и радостным настроением мы переходим к изучению следующего отдела Царства Растения – (слайд МХИ или таблица-) отдела Моховидные.
Предполагаемый ответ: Мох, мхи
Цель урока: Формируется учащимися с помощью учителя - изучить отдел Моховидные, их среду обитания, питание, размножение, значение;
- познакомить с особенностями строения;
При необходимости дополнить цели и записать на доске
Изучить роль мхов в природе и жизни человека, строение, жизнедеятельность, распространение и их представителей.
Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зеленый ковер, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3 мм до 5-7 см, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. (Жизненный опыт)
Проблемный вопрос? Растения отдела моховидные называют первыми земноводными растениями. Как вы думаете, почему?
Гипотеза: Потому что они являются первыми растениями, живущими на земле), (возможны другие гипотезы)
У животных тоже есть класс Земноводных, к ним относят лягушек. Живут лягушки на земле, но для размножения им нужна вода.
И мы сегодня нам предстоит ответить на этот вопрос?
Для этого нам необходимо выработать план действий. План предлагают дети, учитель корректирует и записывает на доске.
II Актуализация прежних знаний:
Еще раз вспомним, к какой группе относят мхи - к низшим или высшим растения? (к высшим)
Почему к высшим споровым? Значит у них должны быть ткани, органы и размножение спорами.
Фронтальный опрос:
- Какое царство живых организмов мы начали изучать на прошлом уроке? (Водоросли)
- Какие растения относятся к низшим споровым? А к высшим споровым? А к семенным?
- Почему низшие споровые так названы?
- Какие признаки характеризуют низшие споровые? Чем отличаются низшие споровые и высшие споровые? А семенные растения?
Моховидные – обширная группа растений, очень разнообразных по внешнему строению. Во всем мире их насчитывается около 27 тысяч видов. Среди высших растений по количеству видов они занимают второе место после цветковых.
Наука, изучающая мхи, называется бриология.
Моховидные представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Почти все они - многолетние растения.
Лабораторная работа. Строение мха (стр 73 В.В. Пасечник «Биология») с микроскопами и гербарными экземплярами мха:
Рассмотреть препарат под микроскопом. Сравнить с рисунком в учебнике, сделать вывод.
Одна группа работает с цифровым микроскопом, выводит изображение на экран. Вопросы: «Какие органы есть у мхов? Для чего нужен каждый орган? Почему у водорослей нет органов и тканей, а у мхов есть?»
- Используя гербарии, интерактивные сопровождение «Дрофа» текст учебника и рисунки в учебнике изучить внешнее строение мхов: кукушкина льна и сфагнума.
- Особенности размножения мхов
- Выяснить на какие группы делятся мхи. Закончить схему. На доске и в тетрадях
(Классификация мхов)
МХИ
Печеночники Листостебельные мхи
Среди моховидных выделяют два больших класса – Печеночники и Листостебельные мхи. Формулирование проблемы
С незапамятных времен мох использовался в народной медицине и быту народов Севера. По свидетельству древнего автора, «лапландские матери кладут в колыбели ….(мох), который меняют утром и вечером, благодаря чему ребенок остается в замечательной сухости, удобстве и тепле».
В партизанских отрядах во времена ВОВ военные медики применяли его вместо ваты при проведении хирургических операций. Он впитывает огромное количество крови, гноя и других жидкостей. Причем, его использовали не только во время войны, но и сейчас врачи все чаще и чаще прибегают к этому средству.
В больших количествах сфагновый мох заготавливали во время первой мировой войны. Его рассылали по всей России, и вместе с ним губернские врачи получали анкеты, в которых должны были оценить достоинства мха. (Практически все врачи высоко оценивали сфагнум: его рыхлость, высокую впитываемость,) Сегодня нам предстоит стать губернским врачом и узнать ? (Цели работы должны предложить ученики)
Опыт показывающий гигроскопические свойства торфяного мха сфагнума
Провести опыт
Методика постановки опыта:
– Определите на весах массу сухого мха сфагнума.
– Опустите взвешенный мох в стакан с водой на 2-3 минуты.
– Вынуть мох и дать стечь воде.
– Взвесить мох на весах.
Рассказать, о клеточном строение мха. Сказать, как изменилась масса мха. И почему это произошло.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Бактерицидные свойства сфагнума можно использовать не только при порезах, а также при ожогах и обморожениях
Многие знают, что нужно сделать в случае перелома, допустим, конечности. Необходимо наложить шину и транспортировать больного в медицинское учреждение. Но немногие знают о том, что шину нельзя класть непосредственно на тело. Необходима какая-то смягчающая прокладка и в этом случае идеально подойдет сфагнум. Помимо того, что он смягчит возможные удары и трение между шиной и кожей, он еще и подействует как обеззараживающее средство, если есть какие-то поверхностные повреждения.
Существует свидетельство о том, что сфагнум в качестве перевязочного средства использовался с 11 века, а возможно даже и ранее. Но и в нашем 21 веке современная медицина приходит к выводу, что сфагнум является более эффективным средством, чем, например, хлопковая вата и возобновляется производство сфагново-марлевых тампонов. Для этого сфагнум дополнительно стерилизуется и пропитывается раствором борной кислоты, что еще больше усиливает его антибактериальные свойства.
Места обитания: Работа с текстом учебника стр. 73, обсуждение. В какой природной зоне не бывает мхов? (В пустынях) Почему? (Они любят воду, а корней у них нет) Почему среди мхов нет деревьев? (Не развиты сосуды)
Давайте заглянем в учебник и для начала найдем, какие два вида мха растут в лесах (кукушкин лен и сфагнум).
Ого, у нас в лаборатории есть и гербарные экземпляры этих мхов. Отлично!
Давайте их хорошо рассмотрим и запомним, как они выглядят.
Кукушкин лен. Что это за мох? Почему он так называется? (У льна такие же тонкие вытянутые стебли и листья, а коробочка мха похожа на сидящую на ветке кукушку).
Давайте сравним кукушкин лен и сфагнум. Что можно сравнить? (Строение, место обитания, значение).
Нам помогут гербарии, плакаты и учебник (самостоятельная работа парами )
Черты сравнения | Кукушкин лен | Сфагнум |
Стебли | не ветвистые | ветвистые |
Листья | Узкие | Более широкие |
Наличие ризоидов | Есть | Нет |
Коробочка | Удлиненная | Круглая |
Наличие воздушных клеток | Нет | Есть |
Окраска растения | Ярко- зеленая | Светло-зеленая |
Количество накапливаемой влаги | Небольшое | Очень большое |
Где растет | В лесу | На болоте |
Образует ли торф | Нет | Да |
Задание
Используя карту и текст учебника, выяснить, где можно встретить мхи, какие условия нужны для их произрастания?
Учащимся показать на карте районы произрастания мха. Рассказать об условиях, необходимых для произрастания мха.
Предполагаемый ответ:
Мхи растут в тех местах, где много влаги. Таким образом, там, где поселяются мхи, почва заболачивается.
На избыточно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетенными, а сфагнум, напротив, разрастается пышным ковром и постепенно заболачивает лес.
К местам произрастания мхов относятся Белоруссия, Прибалтика, Север европейской части, Урал, Западная Сибирь (показывает на карте).
Так какой же мох больше значений имеет для человека? Почему?
Сфагнум. Этот мох поселяется на почве и, столетиями накапливая влагу, образует болота, а болота питают реки и ручьи. Не будет болот – обмелеют и высохнут лесные речки, а вслед за ними высохнет и сам лес.
Исследователи, вы молодцы!!! Физминутка (1 минута)
У нас в лабораторных коллекциях есть экземпляры торфа, рассмотрите их. Какую связь имеет торф и сфагнум? Как получается торф? Какое значение имеет торф для человека.
Предполагаемый ответ: Торф - топливо – удобрение
ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ
ТОРФА
Топливо древесный спирт
Удобрение сырье для промышленности
Дополнение к ответу: Из торфа получают древесный спирт, карбоновую кислоту, пластмассы, изоляционные плиты, смолу и многие другие ценные материалы.
Применение мха и торфа. Демонстрация горения торфа. Во время демонстрации беседую о пожарах. Я видел летом сюжет в земных «Новостях», как горели торфяники. Кто и что об этом слышал? От чего могли загореться залежи торфа? Почему-то сказали, что такие пожары страшнее, чем пожары в степи. Почему? Какие последствия могут иметь эти пожары для природы и для человека?
III. Закрепление.
Итак, пора подвести итог нашей работы. Почему?
-. С какими чудесами земной природы мы сегодня впервые познакомились? - Что вам показалось самым интересным? Полезным для природы и человека? Жизненно необходимым для природы и человека?
IV. Рефлексия
Один из «губернских врачей» должен доложить мне о результатах сегодняшнего исследования.
Достигнуты ли цели исследования?
Попробуй устно оценить работу групп.
Каковы общие впечатления от нашей совместной работы?
Выводы по уроку исходя из сформулированных целей и сравнение его с авторским.
V. Домашнее задание п. 14 учебника. Ответить на вопросы
Творческие задания:
- Как думают твои родители и или ты думаешь сам.
Что будет если осушить болото?
- Найти информацию об интересных находках в торфяных болотах
- Применение мха сфагнума в строительстве, в садоводстве, в пчеловодстве и животноводстве.
Спасибо всем за сотрудничество!
Литература:
- В.В.Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения.6 класс.:учеб. для общеобразоват. учреждений.М.: Дрофа 2012
- A.A.Калинина «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника – Москва:»Вако», 2011. - 376с.; Интернет ресурсы: http://www.tsvetnik.info/moss/15.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Высшие споровые растения" 7кл.
Обобщающий урок "Высшие споровые растения" составлен по авторской программе В.Б.Захарова, Н.И. Сонина. По курсу "Биология . Многообразие живых организмов. 7кл."...
Презентация к уроку "Высшие споровые растения" 7кл
Составлено на основе авторской программы "Многообразие живых организмов" В.Б.Захарова, Н.И.Сонина....
Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему "Высшие споровые растения. Мхи"
Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему "Высшие споровые растения. Мхи"...
Разработка урока по биологии на тему:«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве"
«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйст...
Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний по темам "Высшие споровые растения. Голосеменные растения"с тестами 7класс
Разработка урока может использовать для систематизации , повторения и коррекции знаний о споровых иголосеменных растениях. спомощью теста можно проверить качество усвоения знаний....
Конспект и презентация к уроку биологии в 6 классе. Мхи - высшие споровые растения.
Разработка и презентация к уроку биологии в 6 классе по теме: Мхи - высшие споровые растения. Строение и значение....
«Урок обобщения и систематизации знаний по темам «Высшие споровые растения». «Голосеменные».»
Разработка обощающего урока с разными видами заданий и тестами...