Рабочая программа кружка "Основы проектной деятельности" 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации.
Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_9_klass_proektnaya_deyatelnost.docx | 30.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 города Волгореченск Костромской области»
Рабочая программа кружка по биологии
«Основы проектной деятельности»
9 класс
Составила: учитель биологии
МБОУ «СОШ№2 города Волгореченск»
Зайцева Яна Алексеевна
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации.
Цель программы: развитие у школьников системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности.
Задачи:
- систематизировать представление обучающихся о проектной и исследовательской деятельности;
- формировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы;
- развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, выделять объект и предмет исследования;
- совершенствовать умение поиска информации из разных источников;
- формировать культуру публичного выступления;
- оказывать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на научно-практических конференциях;
- стимулировать познавательную деятельность школьников, потребность в исследовании и охране растительного мира родного края;
- готовить к практическому использованию знаний о живых объектах;
- воспитывать инициативу, ответственность;
- расширять стили и способы взаимодействия с окружающими людьми.
Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Программа предполагает проведение лабораторных работ, что обеспечивает успешное применение технологий активного и развивающего обучения. Для реализации этих технологий используются методы обучения: наглядные, практические, частично – поисковые, исследовательские.
К основным формам работы можно отнести: проектную работу, проектно-исследовательскую работу, работу с научно-познавательной литературой.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам. Работа над проектами позволяет:
- обрести ученикам ощущение успешности;
- научиться применять полученные знания на практике;
- организовывать сотрудничество со сверстниками, учителями, родителями.
Результаты освоения программы
Предметные:
Ученик сможет:
- овладеть научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни;
- характеризовать виды различных исследовательских работ;
- определять структуру научно-исследовательской работы;
- выбирать методы научного исследования;
- работать с различными источниками информации;
- обосновывать актуальность выбранной темы;
- составлять индивидуальный рабочий план, библиографический список, тезисы и т.д.;
- выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при работе с литературой и библиографией по теме исследовательской деятельности;
- описывать реальные связи и зависимости в ходе проведения исследования;
- сопоставлять различные точки зрения и аргументировано высказывать свое суждение по теме исследования;
- высказывать суждение о значении и актуальности своего исследования;
- подготовиться к практическому использованию знаний о живой природе, потребности в исследовании и охране окружающего мира;
- расширить знания о живой природе.
Личностные:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей, развитие критического и творческого мышления;
- развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания;
- формирование умения ориентироваться в информационном пространстве;
- заинтересованность в личном успехе;
- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, умение находить общий язык и общие интересы с сверстниками;
- воспитание инициативы, ответственности;
- расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми;
- привитие любви к родному краю.
Метапредметные:
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
- освоение навыков решения творческих задач и навыков поиска, анализа и интерпретации информации;
- овладение умениями работать с информацией, использовать современные источники информации;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- формулирование собственного мнения и позиции.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Что такое проект (2 часа)
Что такое проект. Типы проектов по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области.
Тема 2. Информационные ресурсы (3 часа)
Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению.
Тема 3. Проектная деятельность (23 часа)
Выбор темы. Постановка проблемы и обоснование актуальности выбранной темы. Определение объекта исследования. Определение предмета исследования. Гипотеза, ведущая идея (или идеи), замысел исследования. Постановка цели исследования. Постановка конкретных задач исследования, база исследования. Выбор и обоснование методов (методики) проведения исследования (при необходимости - конструирование методик). Обоснование основных этапов исследования. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов исследования, выбор и обоснование критериев оценки результатов. Формулирование выводов и прогнозирование.
Тема 4. Подготовка и защита проекта (6 часов)
Представление итоговой работы, выполненной под руководством педагога.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Виды деятельности учащихся | Часы | Дата |
Тема 1. Что такое проект (2 часа) | ||||
1 | Что такое проект? | Знакомство с проектной и исследовательской деятельностью. | 1 | |
2 | Типы проектов. | Ознакомление с многообразием проектов: исследовательские, творческие, игровые, информационные, прикладные; монопроекты, межпредметные и др. Предварительный выбор типа проекта. | 1 | |
Тема 2. Информационные ресурсы (3 часа) | ||||
3 | Виды информационных ресурсов. | Знакомство с видами информационных ресурсов. | 1 | |
4 | Методы изучения теоретических источников. | Выбор методов изучения теоретических источников. | 1 | |
5 | Характеристика и требования к научному наблюдению. | Знакомятся с требованиями к научному наблюдению. | 1 | |
Тема 3. Проектная деятельность (23 часа) | ||||
6 | Тема исследования и ее практическая и научная актуальность. | Выбор темы исследования. | 1 | |
7 | Проблема научного исследования. | Постановка проблемы исследования. | 1 | |
8 | Объект и предмет научного исследования. | Определение объекта и предмета исследования. | 1 | |
9 | Гипотеза как предположение. | Гипотеза, ведущая идея (или идеи), замысел исследования. | 1 | |
10 | Цель как представление о результате. Правила постановки целей и задач исследования. | Постановка цели и конкретных задач исследования. | 1 | |
11 | Методы исследования. | Выбор и обоснование методов (методики) проведения исследования (при необходимости - конструирование методик). | 1 | |
12 | Ознакомление с различными источниками информации и правилами работы с ними. | Виды информационных ресурсов и способы работы с ними. | 1 | |
13 | Печатные ресурсы. Библиотечные каталоги. Правила составления библиографии. | Работа с каталогами в библиотеке. Составление списка библиографии. | 1 | |
14 | Техника работы с печатными ресурсами. | Составление конспектов, выписок и т.д. | 1 | |
15 | Интернет – ресурсы. | Подбор интернет - ресурсов по теме исследования. | 1 | |
16 | Тезисный план. | Составление тезисного плана. | 1 | |
17 | Формирование творческих групп. | Распределение обязанностей между членами группы. | 1 | |
18 | Этапы организации исследовательской деятельности, методика работы над проектом, структура проекта. | Ознакомление со структурой проекта, с правилами его написания и оформления. | 1 | |
19-20 | Работа над введением. | Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. | 2 | |
21-23 | Работа над основной частью проекта. | Оформление теоретической и практической части. | 3 | |
24-25 | Работа над заключением. | Формулирование результатов исследования. | 2 | |
26-28 | Оформление результатов исследовательской работы в программе Microsoft PowerPoint. | Создание презентации. | 3 | |
Тема 4. Защита проекта (6 часов) | ||||
29 | Структура доклада. | Подготовка к выступлению по теме исследования. | 1 | |
30-31 | Составление доклада по теме исследования. | Подготовка к выступлению по теме исследования. | 2 | |
32-33 | Защита проекта. | Представление доклада и его обсуждение. | 2 | |
34 | Рефлексия. | Осуществляется рефлексия процесса. | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозростных группах: пособие для учителей общеоб. Организ. / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
- Высоцкая Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся. Изд-во Учитель, 2008. – 203 с.
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2010.
- Петрова Е. Б. Изучение биологии с использованием учебного физического эксперимента //Биология в школе. — 2012. — № 10.
- Подготовка, учащихся к исследовательской работе при обучении биологии // Биология в школе. — 2012. — № 8.
- Розанова Т. А. Проектная деятельность на уроках биологии и экологии в рамках ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 616–620. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54241.htm.
- Самошкина Т. Г. Проектная деятельность на уроках биологии /Т.Г. Самошкина//Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 138-140.
- Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» http://www.researcher.ru
- Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru
- Центр развития исследовательской деятельности учащихся http://www.redu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе по ФГОС
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Курс входит в раздел учебного плана "Внеурочная деятельность" в 5 классе....
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" 6 класс
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для учащихся 6 классов; рассчитана на 35 час...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса для 6 класса проектная деятельность по математике «Быстрый счет без калькулятора»
Программа курса «Быстрый счет без калькулятора», предназначена для учащихся 6-х классов, рассчитана на 19 часов. Разработанная программа позволяет за короткое время н...
Рабочая программа по проектной деятельности «Клуб робинзонов» по географии, 5 класс
Программа программа курса "Клуб робинзонов" расчитан на 16 часов, 1 час в неделю. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования умения у школьников учиться - самос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТЕМЕ «Формирование компетенции проектирования на основе информационно-коммуникационных технологий» ДЛЯ 10 класса
Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно – ориентированного подхода в методике преподавания английского языка важную роль играет проек...
Рабочая программа " Основы проектной деятельности" 5 класс 17-18 год
Рабочая программа " Основы проектной деятельности" 5 класс 17-18 год...
Рабочая программа по проектной деятельности"Я выбираю профессию". 5 класс. Потапкина М.С. Лесколово.
Рабочая программа для внеурочной деятельности. Проектная работа "Я выбираю профессию" для учащихся 5 классов....