Методическая разработка урока по теме «Увеличительные приборы» - «Микромир вокруг нас», 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс)
Урок проводиться в разделе "Клеточное строение организма" ( линия УМК "Сфера жизни", Биология 5-9 класс, авторов Б.В.Захарова,Н.И.Сонина)Во время изучения темы обучающиеся научаться различать по внешнему виду реальные биологические объекты,получат возможность научиться сравнивать увеличительные приборы и полученное изображение, делать обоснованные выводы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_istominskaya.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по теме «Увеличительные приборы» - «Микромир вокруг нас», 5 класс
Место проведения: кабинет биологии
Урок проводится в разделе «Клеточное строение организма» ( линия УМК «Сфера жизни» Биология 5-9 классы, авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.) Во время изучения темы обучающиеся научатся различать по внешнему виду реальные биологические объекты, получат возможность научиться сравнивать и делать выводы.
Цель урока: сформировать знания об устройстве различных увеличительных приборов, развивать логическое мышление обучающихся, учить выделять главное, сравнивать, воспитывать интерес к живой природе, культуру общения со сверстниками.
Задачи:
Образовательные: познакомить обучающихся с устройством увеличительных приборов, правилами работы с ними.
Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к биологическим знаниям, продолжать сформировывать бережное отношение к живой природе .
Развивающие: продолжить создать условия для развития самостоятельности и внимания при общении со сверстниками и учителем.
Методы и методические приемы: метод «Автобусная остановка», наглядный (демонстрация увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по ТБ ), работа с маршрутными листами, выполнение практической работы.
Тип урока: открытие новых знаний
Вид урока: познавательная лаборатория
Оборудование для учителя: ПК, ручная лупа, световой микроскоп, фолдскоп учителя, предметное стекло, покровной стекло, образцы микропрепаратов, мультимедийная презентация
Оборудование для ученика: лабораторное оборудование, ручная лупа, световой микроскоп, фолдскоп ученика, предметное стекло, покровное стекло, образцы микропрепаратов, маршрутные листы, дополнительная текстовая информация
Личностным результатом изучения темы является
Ученик научится с самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений.
Ученик получит возможность научиться устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Ученик научится проводит наблюдение под руководством учителя .
Ученик получит возможность научиться выделять альтернативные способы достижения цели.
Познавательные УУД:
Ученик научится выделяет признак двух или нескольких предметов или явлений и объясняет их сходство.
Ученик получит возможность научиться самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится организовывать учебное взаимодействие в группе при помощи учителя.
Ученик получит возможность научиться
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Предметным результатом изучения темы является умение узнавать на микропрепаратах основные компоненты живых организмов, устанавливать черты сходства и различия у различных представителей живой природы.
Ученик получит возможность научиться создавать собственные устные и письменные сообщения об организмах, сопровождать выступление презентацией.
Кабинет делится на 4 рабочие зоны – «Автобусные остановки», оснащенные комплектом оборудования, объектами для наблюдения, дидактическим и справочным материалом, необходимых для работы учащихся.
1 остановка - Ручная лупа
2 остановка- Фолдскоп(бумажный микроскоп)
3 остановка -Световой микроскоп
4 остановка- Стереоскопический микроскоп
Технологическая карта урока по теме
«Увеличительные приборы» - «Микромир вокруг нас»
Объекты для наблюдения: волокна (вата), клетки кожицы лука, плесневые грибы (мукор), покровы птиц (перья)
Увеличительные приборы : лупа, фолдскоп, микроскопы : школьный световой, стереоскопический
Цели урока | Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Сформировать представление об увеличительных приборах, их устройстве и особенностях использования для наблюдения различных объектов. | 1.Формирование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. (коммуникативное УУД). 2. Развивать умение планировать, контролировать и соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, принятия решений; делать выводы(регулятивное УУД). 3. Развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, работать с информацией и преобразовать её (познавательное УУД) | Формирование навыков развернутого анализа, формирование ответственного отношения к учебной деятельности, готовность к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию. | ||
Основные виды деятельности | Личностные | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные |
1.Проявлять дисциплинированность и внимание; 2. Самоопределиться к задачам занятия и принять цель занятия | Представление сформировать об увеличительных приборах, Их особенностях использования | 1.Определять собственную деятельность по достижению цели; 2.Использовать имеющиеся Знания и опыт | Осознано и произвольно осуществлять высказывание в устной форме; 2.Выдвигать предложения, Согласовывать и принимать совместное решение | |
Материально-техническое обеспечение | Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, слайдовая презентация, ручная лупа, фолдскоп, световой микроскоп, стереоскопический микроскоп. |
Организационная структура занятия | |||
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Длительность этапа |
Подготавливает учащихся к работе на уроке, приветствует их с целью создания благоприятного микроклимата, активизирует работу в группе – согласует «водителя» автобуса | Приветствуют учителя, определяют свою готовность к уроку, образуют 4 группы, выбирают «водителя» автобуса | 2 мин | |
2 Мотивационный | 1.Организует погружение в тему урока (беседа по вопросам). Вопросы: - Что такое увеличительные приборы? Как называются приборы с которыми будем работать? Как устроены лупа, фолдскоп, световой микроскоп? - Как называются объекты которые вы будете рассматривать сейчас? -Какими увеличительными приборами вы уже пользовались ранее? - Как устроен и работает Фолдскоп? 2) Обозначает тему и способствует целеполаганию. 3) Разъясняет организацию работы на уроке (демонстрация презентации о правилах ТБ, беседа по вопросам о том, рассказ о правилах передвижения по остановкам по звуковому сигналу автобуса и перемещению по часовой стрелке). | Отвечают на вопросы, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме, контролируют правильность ответов Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем, планируют свои действия в соответствие с проблемным вопросом, обозначенной темой, поставленной целью. Проблемный вопрос: Какой прибор для увеличения даёт большее представление об объекте наблюдения? | 7 мин |
3 Выступление от групп «Изображение, полученное с помощью увеличительного прибора» | 1)Содействует в выработке критериев 2)Обеспечивает подготовку наблюдения, фотографирование /зарисовку объектов, корректирует выступление групп. 3)Организует выступление группы (с использованием фото/рисунков объектов наблюдения, мультимедийной установки) 4)Подводит учащихся к формулированию общего вывода и практической значимости наблюдений с помощью разных увеличительных приборов. | Вырабатывают критерии для оценки выступления: доступность изложения, культура речи, вывод,иллюстрации. Готовятся к выступлению, используя мультимедийные презентации/фото,изготовленные самостоятельно, взаимодействуют с учителем во время беседы. Демонстрируют изображения наблюдаемых объектов, рассказывают, слушают в соответствие с целевой установкой, учатся оппонировать (формулируют вопросы), понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей. Вступают в диалог с учителем, учащимися, обмениваются мнениями | 20 минут (4 остановки по 5 минут каждая) |
Смена видов деятельности | Динамическая пауза- Дождик 1 мин | ||
4 Контроль и коррекция | Корректирует выступления учащихся во время представления результатов наблюдения. Инициирует к сравнительному выводу, преимуществам каждого увеличительного прибора | Осуществляют самокоррекцию, самоконтроль Составляют правила работы с увеличительными приборами | 10мин |
5.Подведение итогов урока (рефлексия) | Организует самооценку и взаимооцунку. 1) Уточняет, достиг ли цели исследования каждая группа (беседа по вопросам).Вопросы: -Что удалось во время посещения остановок? Почему так получилось? -Что вызвало затруднения? Почему ? 3)Обеспечивает благоприятный микроклимат в конце занятия. | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль Оценивают собственную учебную деятельность, Формулируют законченное высказывание: Я –знал, я -узнал , я хочу узнать. Определяют собственное отношения к проблеме, разрешаемой на уроке. Дополняют и уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания. Завершают учебное занятие. Прощаются с учителем | 5 мин |
Домашнее задание: Учебник Введение в биологию 5 класс Сонин Н.И., Плешаков А.В., параграф 4 прочитайте. Ответить устно на вопрос: какие общие черты устройства микроскопа и фолдскопа вам известны.
Дополнительные вопросы для самоподготовки:
1 . Окраска цветков мякоти арбуза – розовая, мякоти помидора – красная, мякоти лимона – желтая. Однако известно, что цитоплазма растительных клеток бесцветна. С чем связаны различия в окраске клеток?
- В клеточном соке, заполняющем вакуоли, могут содержаться красящие вещества – пигменты. Они и обуславливают окраску органов и тканей, в которых накапливаются.
2. Объектив микроскопа увеличивает в 20 раз, а окуляр – в 10 раз. Подсчитайте, какое увеличение можно получить в микроскопе.
3. Клубни сырого картофеля твердые. Но при варке, особенно очищенного картофеля, они становятся рассыпчатыми. Почему это происходит?
- Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество. Если это вещество разрушается, клетки разъединяются. Так происходит при варке клубней картофеля.
Литература для учителя:
1. Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 5 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2013
2.Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 5 клас, “Владос”, Москва, 2015
Литература для учащихся:
1.Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник.- М.: Дрофа, 2016.
2.Сонин Н.И., Биология. Введение в биологию. 5 класс: тестовые задания.- М.: Дрофа, 2016.
3.Акперова И.А., Сысолятина Н.Б., Сонин Н.И. Введение в биологию. 5 класс. Тетрадь для лабораторных и исследовательских работ.- М.: Дрофа, 2016.
Электронные издания:
1. Электронный учебник Лекта Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс
2.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека уроков по биологии. – «Кирилл и Мефодий», Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс
Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс . Презентация....
Методическая разработка урока по теме: "Война за независимость. Создание США". 7 класс
Методическая разработка урока по теме: "Война за независимость. Создание США". 7 класс....
Методическая разработка урока по теме "Хĕллехи кайăксем" в 5 классе
Урок используется при изучении раздела "Птицы". В данной методической разработке содержатся цели и задачи, полный конспект урока и прилагается презентация по этой теме....
Методическая разработка урока по теме « Einkäufe. Покупки» в 5 «В» классе, УМК «Мозаика», aвтор Н.Д. Гальскова
В своей методической разработке урока по теме «Einkäufe. Покупки» реализую принцип коммуникативной направленности, который является ведущим методическим принципом.. Принцип коммуникативной направленно...
Методическая разработка урока по теме « Этажи природы» курса экологии в 5 классе.
Разработка урока экологии в 5 классе в структуре ФГОС ООО.Урок входит в состав раздела «Группы живых организмов»....
Методическая разработка урока по теме "Возрастание и убывание функции" в 11 классе
Первый урок по данной теме, с использованием модульного обучения, работа в группах...
Методическая разработка урока по теме "Средства массовой информации" для учащихся 8 класса к УМК М.З. Биболетовой "Английский с удовольствием".
Описание: Методическая разработка урока по теме "Средства массовой информации" для учащихся 8 класса к УМК М.З. Биболетовой "Английский с удовольствием". Урок направлен на расширение словарного запаса...