Методическая разработка урока по теме «Увеличительные приборы» - «Микромир вокруг нас», 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс)

Истоминская Ирина Николаевна

Урок проводиться в разделе "Клеточное строение организма" ( линия УМК "Сфера жизни", Биология 5-9 класс, авторов Б.В.Захарова,Н.И.Сонина)Во время изучения темы обучающиеся научаться различать по внешнему виду реальные биологические объекты,получат возможность научиться сравнивать  увеличительные приборы и  полученное изображение, делать обоснованные выводы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_istominskaya.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по теме «Увеличительные приборы» - «Микромир вокруг нас»,  5 класс

Место проведения: кабинет биологии

Урок проводится в  разделе  «Клеточное строение организма» ( линия УМК «Сфера жизни» Биология 5-9 классы, авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.) Во время изучения темы обучающиеся научатся различать  по внешнему виду реальные биологические объекты, получат возможность научиться сравнивать и делать выводы.

  Цель урока: сформировать знания об устройстве различных увеличительных приборов, развивать логическое мышление обучающихся, учить выделять главное, сравнивать, воспитывать интерес к живой природе, культуру общения со сверстниками.

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с устройством увеличительных приборов, правилами работы с ними.

Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к биологическим знаниям, продолжать  сформировывать  бережное отношение к   живой природе .

Развивающие: продолжить  создать условия для развития самостоятельности и внимания при общении со сверстниками и учителем.

Методы и методические приемы: метод «Автобусная остановка», наглядный (демонстрация  увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по ТБ ), работа с маршрутными листами, выполнение практической работы.

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: познавательная лаборатория

Оборудование для учителя: ПК, ручная лупа, световой микроскоп, фолдскоп учителя, предметное стекло, покровной стекло, образцы микропрепаратов,  мультимедийная презентация

 Оборудование для ученика: лабораторное оборудование, ручная лупа, световой микроскоп, фолдскоп ученика, предметное стекло, покровное стекло, образцы микропрепаратов, маршрутные  листы, дополнительная текстовая информация

Личностным результатом изучения темы является

 Ученик научится с самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений.

Ученик получит возможность научиться   устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

 Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

Ученик научится проводит наблюдение  под руководством учителя .

Ученик получит возможность научиться выделять альтернативные способы достижения цели.

Познавательные УУД:

Ученик научится выделяет признак двух или нескольких предметов или явлений и объясняет их сходство.

Ученик получит возможность научиться самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится организовывать учебное взаимодействие в группе при помощи учителя.

Ученик получит возможность научиться

устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Предметным результатом изучения темы является умение узнавать на микропрепаратах основные компоненты живых организмов, устанавливать черты сходства и различия у различных представителей живой природы. 

Ученик получит возможность научиться создавать собственные устные и письменные  сообщения об организмах, сопровождать выступление презентацией.

Кабинет делится на 4 рабочие зоны – «Автобусные остановки», оснащенные  комплектом  оборудования, объектами для наблюдения,  дидактическим и справочным материалом, необходимых для работы учащихся.

1 остановка - Ручная лупа

 2 остановка- Фолдскоп(бумажный микроскоп)

3 остановка -Световой микроскоп

 4 остановка- Стереоскопический микроскоп

Технологическая карта урока по теме

 «Увеличительные приборы» - «Микромир вокруг нас»

Объекты для наблюдения: волокна (вата), клетки кожицы лука, плесневые грибы (мукор), покровы птиц (перья)

Увеличительные приборы : лупа, фолдскоп, микроскопы :  школьный световой, стереоскопический

Цели урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

Сформировать представление  об увеличительных приборах,

их устройстве и особенностях использования для наблюдения различных объектов.

1.Формирование умений организовывать учебное

сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками. (коммуникативное УУД).

2. Развивать умение планировать, контролировать

и соотносить свои действия с планируемыми

результатами, владение основами самоконтроля и

взаимоконтроля, самооценки, принятия решений;

делать выводы(регулятивное УУД).

3. Развивать умение осознанно и произвольно

строить речевые высказывания в устной форме,

умение самостоятельно определять цели своего

обучения, планировать пути достижения целей,

работать с информацией и преобразовать её

(познавательное УУД)

Формирование навыков

развернутого анализа,

формирование ответственного

отношения к учебной

деятельности, готовность к

восприятию научной картины

мира, к саморазвитию и

самообразованию.

Основные виды

деятельности

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

1.Проявлять

дисциплинированность и

внимание;

2. Самоопределиться к задачам занятия и принять цель занятия

Представление сформировать об увеличительных приборах,

Их особенностях использования

1.Определять собственную

деятельность по достижению

цели;

2.Использовать имеющиеся

Знания и опыт

Осознано и произвольно

осуществлять высказывание

в устной форме;

2.Выдвигать предложения,

Согласовывать и принимать совместное решение

 Материально-техническое обеспечение

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, слайдовая презентация, ручная лупа, фолдскоп, световой микроскоп, стереоскопический микроскоп.

Организационная структура занятия

1.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Длительность этапа

Подготавливает учащихся к работе на уроке, приветствует их с целью создания благоприятного микроклимата, активизирует работу в группе – согласует «водителя» автобуса

Приветствуют учителя, определяют свою готовность к уроку, образуют 4 группы, выбирают «водителя» автобуса

2 мин

2 Мотивационный

1.Организует погружение в тему урока (беседа по вопросам).

Вопросы:

- Что такое увеличительные приборы? Как называются приборы с которыми будем работать? Как устроены лупа, фолдскоп, световой  микроскоп?

- Как называются объекты  которые  вы будете рассматривать сейчас?

-Какими  увеличительными приборами  вы уже пользовались ранее?

- Как устроен и работает Фолдскоп?

2)  Обозначает  тему и способствует целеполаганию.

3) Разъясняет организацию работы на уроке (демонстрация презентации о правилах ТБ, беседа по вопросам о том, рассказ о правилах передвижения по остановкам по звуковому сигналу автобуса и перемещению по часовой стрелке).

Отвечают на вопросы, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме,

контролируют правильность ответов

Отвечают на вопросы,

участвуют в диалоге с учителем,

планируют свои действия в соответствие с проблемным вопросом,  обозначенной темой, поставленной целью.

Проблемный вопрос:

Какой прибор для увеличения  даёт большее представление об объекте наблюдения?

7 мин

3 Выступление от групп «Изображение, полученное с помощью увеличительного прибора»

1)Содействует в выработке критериев

2)Обеспечивает подготовку наблюдения, фотографирование /зарисовку объектов, корректирует выступление групп.

3)Организует  выступление группы (с использованием фото/рисунков объектов наблюдения, мультимедийной установки)

4)Подводит учащихся к формулированию общего вывода и практической значимости наблюдений с помощью  разных увеличительных приборов.

Вырабатывают критерии для оценки выступления: доступность изложения, культура речи, вывод,иллюстрации.

Готовятся к выступлению, используя мультимедийные презентации/фото,изготовленные самостоятельно, взаимодействуют с учителем во время беседы.

Демонстрируют изображения наблюдаемых объектов, рассказывают, слушают в соответствие с целевой установкой, учатся оппонировать (формулируют вопросы), понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей.

Вступают в диалог с учителем, учащимися, обмениваются мнениями

20 минут

(4  остановки

 по 5 минут каждая)

Смена видов деятельности

Динамическая пауза- Дождик 1 мин

4 Контроль и коррекция

Корректирует выступления учащихся во время представления результатов наблюдения.

Инициирует к сравнительному выводу, преимуществам каждого увеличительного прибора

Осуществляют самокоррекцию, самоконтроль

Составляют  правила работы с увеличительными приборами

10мин

5.Подведение итогов урока  (рефлексия)

Организует самооценку и взаимооцунку.

1) Уточняет, достиг ли цели исследования каждая группа (беседа по вопросам).Вопросы:

-Что удалось во время посещения остановок? Почему так получилось?

-Что вызвало затруднения? Почему ?

3)Обеспечивает благоприятный микроклимат в конце занятия.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль Оценивают собственную учебную деятельность,

Формулируют  законченное  высказывание: Я –знал, я -узнал , я хочу узнать.

Определяют собственное отношения к проблеме, разрешаемой на уроке.

Дополняют и уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания.

Завершают учебное занятие. Прощаются с учителем

5 мин

Домашнее задание: Учебник Введение в биологию 5 класс Сонин Н.И., Плешаков А.В., параграф 4 прочитайте. Ответить устно на вопрос: какие общие черты устройства микроскопа и фолдскопа вам известны.

 Дополнительные вопросы для самоподготовки:

1 . Окраска цветков мякоти арбуза – розовая, мякоти помидора – красная, мякоти лимона – желтая. Однако известно, что цитоплазма растительных клеток бесцветна. С чем связаны различия в окраске клеток?

  • В клеточном соке, заполняющем вакуоли, могут содержаться красящие вещества – пигменты. Они и обуславливают окраску органов и тканей, в которых накапливаются.

2. Объектив микроскопа увеличивает в 20 раз, а окуляр – в 10 раз. Подсчитайте, какое увеличение можно получить в микроскопе.

  3. Клубни сырого картофеля твердые. Но при варке, особенно очищенного картофеля, они становятся рассыпчатыми. Почему это происходит?

  • Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество. Если это вещество разрушается, клетки разъединяются. Так происходит при варке клубней картофеля.

Литература для учителя:

1. Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 5 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2013

2.Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 5 клас, “Владос”, Москва, 2015

Литература для учащихся:

1.Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник.- М.: Дрофа, 2016.

2.Сонин Н.И., Биология. Введение в биологию. 5 класс: тестовые задания.- М.: Дрофа, 2016.

3.Акперова И.А., Сысолятина Н.Б., Сонин Н.И.  Введение в биологию. 5 класс. Тетрадь для лабораторных и исследовательских работ.- М.: Дрофа, 2016.                                                                                                                                   

Электронные издания:

1. Электронный учебник Лекта Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс

2.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека уроков по биологии. – «Кирилл и Мефодий»,  Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

http://infoschool.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс

Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс . Презентация....

Методическая разработка урока по теме: "Война за независимость. Создание США". 7 класс

Методическая разработка урока по теме: "Война за независимость. Создание США". 7 класс....

Методическая разработка урока по теме "Хĕллехи кайăксем" в 5 классе

Урок используется при изучении раздела "Птицы". В данной методической разработке содержатся цели и задачи, полный конспект урока и прилагается презентация по этой теме....

Методическая разработка урока по теме « Einkäufe. Покупки» в 5 «В» классе, УМК «Мозаика», aвтор Н.Д. Гальскова

В своей методической разработке урока по теме «Einkäufe. Покупки» реализую принцип коммуникативной направленности, который является ведущим методическим принципом.. Принцип коммуникативной направленно...

Методическая разработка урока по теме « Этажи природы» курса экологии в 5 классе.

Разработка урока экологии в 5 классе в структуре ФГОС ООО.Урок входит в состав раздела  «Группы живых организмов»....

Методическая разработка урока по теме "Возрастание и убывание функции" в 11 классе

Первый урок по данной теме, с использованием модульного обучения, работа в группах...

Методическая разработка урока по теме "Средства массовой информации" для учащихся 8 класса к УМК М.З. Биболетовой "Английский с удовольствием".

Описание: Методическая разработка урока по теме "Средства массовой информации" для учащихся 8 класса к УМК М.З. Биболетовой "Английский с удовольствием". Урок направлен на расширение словарного запаса...