Методическая разработка урока по теме "Возрастание и убывание функции" в 11 классе
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Петрова Ольга Саксиевна

Первый урок по данной теме, с использованием модульного обучения, работа в группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа 568

Красносельского района

Методическая разработка урока

 по алгебре и началам анализа

по теме «Возрастание и убывание функции»

11 класс

Автор урока учитель

 высшей квалификационной категории

Петрова Ольга Саксиевна

Санкт-Петербург

2014

Технология Модульное обучение

Цели урока:

  1. Образовательные:

- повторить определение возрастающей, убывающей функции,

-рассмотреть применение производной к нахождению промежутков возрастания и убывания функций.

2. Развивающие:

–развитие применения модульного обучения при самостоятельном изучении материала

-развитие аналитических способностей

3. Воспитательные:

-воспитание правильной оценки собственной самостоятельной деятельности

-воспитание умения работать индивидуально и в группе, умение слушать, умение отстаивать собственное мнение.

Оборудование:

Мультимедийный комплекс, учебник, Модуль «Возрастание и убывание функции»

Ход урока:

Стадия вызова. Слово учителя. Постановка цели на урок. Объяснение правила работы учащихся: класс делится на пять групп по 5 человек, во главе каждой группы ученик, хорошо усвоивший тему «Производная, геометрический смысл производной», владеющий грамотной математической речью, умеющий убеждать.

        На каждом столе лежит лист с вопросами: необходимо ответить «да» или «нет». Эти же вопросы на экране: 5 минут

Вопросы

да

нет

1

Функция  y=2x  возрастает на (-∞;∞)

+

2

Функция  y =   возрастает на (-∞; 0)

+

3

Функция y =  убывает на

+

4

Функция y =   возрастает на (0; )

+

5

Функция  y =  возрастает на всей области определения

+

Обсуждение ответов.

Свойства элементарных функций позволяют нам безошибочно определить промежутки возрастания и убывания. Совсем не так просто с функциями, которые не изучались, с функциями общего вида. Как же можно определить промежутки монотонности для любой функции? На этот вопрос мы постараемся ответить на этом уроке.

Стадия осмысления. Работа с модулем.

№ УЭ

Учебный элемент(с указанием заданий)

Руководство по усвоению материала

УЭ-1

  1. Повторить определение возрастающей, убывающей, монотонной функции

Ответить на вопросы:

2.  какие возрастающие (убывающие)функции ты знаешь? Приведи примеры.

3.  Докажи, пользуясь определениями,  что функция y=  возрастает на всей области определения

4.  Запишите связь между производной в точке, угловым коэффициентом и тангенсом угла между касательной к графику в этой точке и положительным направлением оси абсцисс.

5. Сравните с нулем тангенс острого угла, тупого угла, 0º.

1. Карточка с определениями на столе

  1. прими участие в обсуждении

  1. Разбери задачу 1 в параграфе 49.Найди область определения данной функции, примени определение возрастающей функции
  2. Учебник, стр.251-252, повтори геометрический смысл производной

  1. Вспомни знаки тангенса по четвертям

УЭ-2

Найди связь между знаком производной и монотонностью дифференцируемой функции

  1. Прочти в §49 пункт 1, 2.Запиши утверждение (теорему) о связи между знаком производной и монотонностью функции в тетрадь,

3. повтори рис. 120, 121, обсуди с группой.

 4. Разбери задачу 2.

УЭ-3

Примени теорему к решению задач

Выполни два примера, обсуди с группой

Первая группа: № 900(1), № 902(1)

Вторая группа: № 900(2), 902(2)

Третья группа: № 900(3), 902(3)

Четвертая группа: № 900(4), 902(4)

Пятая группа: № 900(5), 902(5)

Стадия рефлексии. Показать решение на доске, обсудить с классом алгоритм нахождения промежутков монотонности функции при помощи производной.

Выполняем самостоятельную работу: 3 минуты

Подведение итогов. Учитель собирает индивидуальные сопроводительные карточки учащихся с отметками старших по группам, подводит итоги урока.

Домашнее задание:§49, п.1, №900(чет), 902(чет)

Приложение 1

Карточка 1

Вопросы

да

нет

1

Функция  y=2x  возрастает на (-∞;∞)

2

Функция  y =   возрастает на (-∞; 0)

3

Функция y =  убывает на

4

Функция y =   возрастает на (0; )

5

Функция  y =  возрастает на всей области определения

Приложение 2

Карточка 2

Определение возрастающей функции.

  1. Функция y=f(x) возрастает на интервале X, если для любых формула и формулавыполняется неравенство формула. Другими словами – большему значению аргумента соответствует большее значение функции.

Определение убывающей функции.

  1. Функция y=f(x) убывает на интервале X, если для любых формула и формулавыполняется неравенство формула. Другими словами – большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции.
  2. Если функция возрастает или убывает на интервале, то её называют строго монотонной на данном интервале.

Приложение 3

Группа 1

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

Самостоятельная работа

Итог

1

Иванов - старший

2

Петрова

3

Сидоров

4

Козлов

5

Белов

Список используемой литературы

  1. Учебник Алгебра и начала анализа 10-11 класс, Ш.А.Алимов и другие, М., Просвещение, 2011 год
  2. Шамова Т.К. Модульное обучение: теоретические вопросы, опыт, перспективы, М., Педагогика, 1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики по теме "Исследование функций по графику. Построение графиков функций"

 Пояснительная записка               Характеристика учебной группы.  Открытый урок по дисциплине «Математика» проводится в группе  по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ...

Методическая разработка урока по теме "Построение графиков функции с помощью производной".

Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе. Соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Используемые технологии: критическое мышление через чтение и письмо, ИКТ, технология сотрудничества и п...

Методическая разработка урока по теме: "Производная сложной функции".

Данный урок является уроком изучения новой темы. Представленная разработка урока раскрывает методические подходы к введению понятия сложной функции, алгоритма вычисления её производной. Разработка пре...

методическая разработка урока "Признаки возрастания и убывания функции. Точки экстремума"

методическая разработка урока математики для студентов 1 курса СПО...

Учебно-методическая разработка урока алгебры на тему "Исследование функций с помощью производной" (для учащихся 10 классов)

Развернутый план откртого урока -зачета по теме "Производная" в 10 классе.Предлагаются многочисленные графические материалы для проведения тестирования и ответов у доски вдифференцированной форме....

методическая разработка урока "Взаимное расположение графиков линейных функций"

методическая разработка урока "Линейная функция и её график"...

Разработка урока Тема: Возрастание и убывание функции

Используемые приёмы: верные и неверные утверждения, ИНСЕРТ, Кластер....