Методическая разработка урока по теме: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс . Презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 70.5 КБ |
genetika_pola.ppt | 632 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект учебного занятия.
Предмет: Математика и Окружающий мир - интегрированный курс.
Место занятия в структуре общеобразовательного процесса: Урок по учебному плану.
Тема занятия: « Решение задач на движение. Умножение чисел, оканчивающихся нулями». Обобщающий урок по теме «Растения и животные леса, луга, водоема».
Форма урока: Урок – путешествие.
Цель: 1. Закреплять знания между величинами S, t, V с помощью решения задач.
Обобщить знания о природных сообществах.
2. Продолжить работу по развитию умения умножать числа, оканчивающиеся нулями, обобщать. Развивать речь учащихся.
3. Пробуждать интерес к предметам через дидактическую игру и логические задания.
Оборудование: М.И.Моро «Математика» 4 класс, карточки для парной работы, компьютер, мультимедийный проектор ,экран, авторская работа (Ческидова Татьяна Николаевна) – презентация «Интегрированный урок математика и окружающий мир»
Ожидаемые результаты: Повышение мотивации к обучению.
Пробуждение интереса к предметам.
Этапы урока: 1. Организационный момент: - - 2мин.
2. Актуализация опорных знаний: - 8мин.
3. Путешествие по сообществам - 30мин.
4. Подведение итога урока,
рефлексия - 5мин.
Ф.И.О. учителя. Должность. Место работы. Ческидова Татьяна Николаевна – учитель начальных классов МОУ «Русскотеченская СОШ».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока и постановка задач.
- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир природы./слайд№2/
А куда отправимся, мы узнаем чуть позже, когда расшифруем эти слова.
III. Устный счет.
- На этих карточках зашифрованы слова. Шифр для разгадки дан ниже.
(Дети считают выражения, подставляют буквы и называют слова./ слайд №3/
- Какие получились слова? ( сосна, клевер, рогоз)
- Что они обозначают? (это растения)
- Где они растут? (в лесу, на лугу, на болоте)
- Кто как думает, где мы сегодня побываем? (слайд № 4)
IV. Путешествие по природным сообществам.
- Давайте выберем вид транспорта (слайд № 5) на котором отправимся в путешествие.
- Мы выбираем самолет (слайд № 6)
Задача: «Этот самолет летел 3 часа со скоростью 220 км/ч. Найдите расстояние». (Работают карточки-помощники для нахождения S) Проверка.
- На этом самолете мы произвели посадку на лугу.
- Какие растения мы там встретили? (слайд №7) – появляются растения.
- А кто скрывается в густой траве луга? (появляются животные – обитатели луга
(слайд №7).
- А много ли на лугу насекомых? Давайте попробуем посчитать. ( На экране появляются выражения на нахождение произведения чисел, оканчивающихся нулями). Слайд №8
/ Проверка слайд № 8)
- Удалось ли вам посчитать всех насекомых на лугу? (ответы детей)
- Ребята, так что такое лес? ( Дети делают вывод: - это природное сообщество с травянистыми растениями, мелкими животными и насекомыми.
- Мы продолжаем свое путешествие и прибываем в лес(слайд № 9).
- Кто как считает, на чем мы туда прибыли? (появляется – поезд).
Решение задачи: «Мы проехали на поезде 270 км, со скоростью 90 км/ч. Сколько времени были в пути?»
- Как найти время, если известно расстояние и скорость? (Ответы детей)
- Решите задачу. ( с последующей проверкой слайд № 10)
- Какие деревья растут в этом лесу? (слайд № 10 – березы, осины, сосны)
Решение задачи
«В лесу растет 3386 деревьев. Осин – 235, их в 6 раз меньше, чем берез, остальные сосны. Сколько сосен в лесу?
(Анализ задачи, решение учеником у доски)
- Что узнаем сначала? (берез) 1410
- Что узнаем после этого? ( берез и осин вместе) 1645
- Теперь что узнаем? (сколько сосен) 741
- Как называется лес в котором растут сосны? (сосновый, а еще? – Бор, Тайга)
- А каких животных можем встретить в лесу? (ответы детей – слайд № 11)
- Давайте сделаем вывод. Что такое лес? Это природное сообщество в которое входят деревья, кустарники, травы, там обитают животные.
- А как вы думаете, почему мы в лес отправились на поезде?
V. Физминутка.
(На болоте две лягушки
Две зеленые лягушки
Рано утром умывались
Полотенцем растирались
Ручками - хлопали
Ножками - топали
Вправо - влево наклонялись
И обратно возвращались).
- На чем мы продолжаем свое путешествие? (на автомобиле)
- Куда мы прибыли? (на водоем, слайд № 12)
«За 3 часа этот автомобиль проходит расстояние 240 км, до водоема – 160 км. Найдите время путешествия». (Анализ задачи, на экране появляются формулы помощники:
V = S : t, t = S : V) Работа в парах.
- Посмотрите на водоем, какой он – искусственный или естественный? Почему?
- Какие растения населяют водоем? (камыш, рогоз, кувшинки, кубышки). Слайд №12
- Какие птицы чаще всего встречаются? (гуси, утки, лебеди) Слайд №12
- Какие это птицы? (водоплавающие)
- Какая их особенность? (широкий клюв, лапки с перепонками, плотное оперение).
- Чем они питаются? (лягушками, рыбами, насекомыми) Слайд №12
- Так что такое водоем? (Водоем – это природное сообщество с разным растительным и животным миром)
VI. Итог урока, рефлексия. Определите по природным сообществам. Слайд № 13
Спасибо за урок. Слайд № 14.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
II . Дополните предложенные формулировки символами: 1. Доминантный ген – 2. Рецессивный ген – 3. Гомозигота – 4. Гетерозигота – 5. Дигетерозигота – 6. Сорта гамет, образующиеся при мейозе диплоидной клетки гетерозиготного родителя (АаВв) – 7. Гамета А + гамета а = зигота ________ 8. По фенотипу формула расщепления: 3 чёрные: 1 белый, формула по генотипу: 9. Родители – 10. Дети – 11. Внуки – 12. Гаметы –
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Механизм определения пола у человека ♀ 44 А+ХХ ♂ 44 А+ХУ × Р G 22 А+Х 22 А+Х 22 А+У 22 А+Х F1 44 А+ХХ 44 А+ХХ 44 А+ХУ 44 А+ХУ ? ? Гомогаметный пол Гетерогаметный пол
Приведите примеры организмов со следующими половыми кариотипами: ХХ - ♀; ХУ- ♂ ХХ - ♂; ХУ-♀ Х0 -♀; ХХ -♂ Х0 - ♂; ХХ -♀
Понятия Аутосомы - хромосомы, одинаковые у женского и мужского организмов Половые хромосомы – хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга Гомогаметный пол – пол, который образует гаметы, одинаковые по половой хромосоме. Гетерогаметный пол – пол, который формирует гаметы, неодинаковые по половой хромосоме.
Как вы думаете, какая хромосома – Х или Y – несёт на себе больше генов?
Х-хромосома содержит больше генов (150) и они определяют важные функции: свертываемость крови, наличие потовых желез, цветовое зрение и другие. Мутация Х0 жизнеспособна Y -хромосома определяет развитие мужских половых признаков и некоторые другие, как например оволосение ушной раковины, сращение пальцев. Мутация Y 0 летальна
Наследование гена гемофилии представителями династии Романовых Виктория 1819 - 1901 Алиса Людовик IV Гессен – Дармштадский Николай II Алиса (Александра Федоровна) Ольга Алексей ? ? ? ? Татьяна Мария Анастасия здоровая женщина носительница гена гемофилии здоровый мужчина гемофилик Альберт
Дальтонизм – аномалия, сцепленная с полом ТАК ВИДИТ НОРМАЛЬНЫЙ ГЛАЗ И ГЛАЗ ДАЛЬТОНИКА
Наследование дальтонизма Х D - нормальное Х D Х D - ? зрение Х d - дальтонизм Х D Х d - ? Y - не несет гена Х D Y - ? Х d Y - ?
Решите задачу. Какова вероятность рождения детей с нормальным зрением в этой семье? Каким будет их пол? Р ♀ . . х ♂ . . дальт . норм. Г F 1 . . . ♂ . ♀ (Х D – норм, Х d - дальт., Y - нет гена)
Наследование, сцепленное с полом – наследование признаков, гены которых находятся в Х- или У- хромосомах. Сцепление генов с полом – локализация генов в половой хромосоме.
Синквейн 1 слово существительное 2 слова прилагательные 3 слова глагола 1 предложение Слово-резюме
Семейная тайна Д/З После свадьбы молодой супруге “доброжелатели” открыли семейную тайну ее мужа. Оказалось, что и ее мужу, и его братьям, и их отцу в раннем детстве была сделана операция по ликвидации синдактилии (врожденного сращивания безымянного и среднего пальцев на руках). Будущая мама обратилась за советом к медикам. Какова вероятность рождения у нее ребенка с такой патологией?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).
Предложена методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).Учителем поставлена задача создания условий, наряду с обучением, для разностор...
Методическая разработка урока по теме At the circus для 2го класса
Методическая разработка урока-экскурсии для учащихся 2-го класса на тему "At the circus"...
Методическая разработка урока на тему "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" в 9классе
Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе....
Методическая разработка урока по теме "Тепловые и электрические явления" 8 класс
Урок-игра по теме: "Тепловые и электрические явления " можно проводить в качестве повторения или внеклассного мероприятия в 8 классе....
методическая разработка урока на тему: "клеточное строение листа" для 6 класса
Цели и задачи:Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения кожицы листа и его внутренним строением, тканями, входящими в состав мякоти листа. Развивающие: развивать представлени...
методическая разработка урока на тему: "клеточное строение листа" для 6 класса
Цели и задачи:Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения кожицы листа и его внутренним строением, тканями, входящими в состав мякоти листа. Развивающие: развивать представлени...
Методическая разработка - урок на тему: "Генетика пола. Наследование. сцепленное с полом"
Разработка, как мне кажется, будет интересна учителям биологии как одна из возможных форм преподнесения известного им материала.В приложении будет размещена презентация к уроку, ин...