Проектная задача "Жизнь в капле воды" (авторская работа)
план-конспект урока по биологии

Светлана Геннадьевна Туманова

Проектная задача разновозрасное занятие по биологии .

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Проектная задача

      Название

проектной задачи                    

 Жизнь в капле воды.

Предмет

экология, медицина, ботаника, зоология, анатомия человека

 Класс

 7,8,9,10,11

Тип  задачи

Внутрипредметная, разновозрастная

Цели и педагогические задачи (пед.  замысел)

1.Комплексное  использование освоенных  в  разных отрослях биологии  знаний для решения проблемной задачи

2.Обучение   школьников  совместному  решению  задач ,обмен опытом применения знаний.

Знания, умения и  способы  действий, на которые  опирается  задача

            Биологические  умения:

-работать с источниками биологической информации, анализировать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, классифицировать, делать выводы и заключения;

-объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-выбирать целевые  и смысловые установки      в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;      

-аргументировать свою точку зрения;

- объяснять  место и роль знаний человека о многообразии  живых клеток  а  так же неклеточной  формы жизни  человека  и его практической деятельности в природе.                                                                                                    

Общеучебные  умения

- работа  в  малой разновозрастной  группе (коммуникативная  компетентность):

-организация  работы, распределение  заданий между  участниками  группы  в  соответствии  с  общей  структурой задачи  и  

возможностями  участников, взаимодействие  и  взаимопомощь  в  

 ходе  решения  задачи;

- умение  действовать  согласно инструкции

- умение  выделять существенную  информацию

Планируемый  педагогический  результат

Демонстрация  учащимися:

-усвоения  предметного  материала и  возможность  применять  его  в  нестандартных  условиях;

-умения, работая  в  малой разновозрастной   группе, создать  конечный  «продукт», содержащий  логически связанное  описание основных  этапов решения  проектной задачи .

-умение представить конечный продукт  (плакат, аппликацию и т. д)

Способ и форма оценивания  результатов  работы

При  подведении  итогов  работы  оценивается:

-владение  предметным  материалом, умение применять  его  в  нестандартной ситуации;

- умение  делать выводы;

- публичное  выступление  групп ;

-обобщение знаний, формулировка вывода проектной задачи

Оценивание взаимодействия  учащихся  при  работе в группе

проводится  путём   саморефлексии на листах опросниках.



Предварительный просмотр:

Дорогие  ребята!

   Извечно человечество привлекало всё самое неизвестное, особенно загадки самой природы. Тысячелетия достойнейшие умы задавали  множество вопросов о  происхождении и сущности всего живого.

На сегодняшний день все биологи придерживаются мнения и том, что жизнь взяла свое начало из воды. И нам предстоит совершить небольшой экскурс в прошлое, на несколько миллионов лет назад и обратиться к капле воды, ведь те же формы жизни которые существовали в капле воды прежде ,существуют и сейчас. Достаточно вспомнить курсы ботаники, зоологии  и общей биологии , чтобы всё многообразие форм жизни предстало перед нашим воображением.

Основной вопрос проектной задачи:

«Возможно - ли  встретить различные формы жизни в капле воды?»

       В этом вам помогут задания, которые  необходимо выполнить  в течение  урока. Чтобы  вы   успели всё  выполнить, предлагаем    руководствоваться  планом  действий.

                                     



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ БЛОКА №1

Время выполнения задания 4 минуты

       Присев на берегу пруда или реки, вы можете полюбоваться белоснежными цветками кувшинки, послушать шелест рогоза и камыша в прибрежных зарослях. Поверхность прудов порой сплошь затягивает ряска. Но все эти растения, хотя они и обитают в воде или рядом с водой, — не  ОНИ.

          Чаще всего
ОНИ — это микроскопические организмы, плавающие или «парящие» в толще вод, это скопления зеленоватых нитей, называемых тиной, это буроватый ил на дне водоёма, это слизистый налёт на погружённых в воду предметах.

         Проще, наверное, сказать, где
ОНИ  отсутствуют.

В период, когда ОНИ размножаются   в одном литре воды развивается до миллиарда их клеток! Вода окрашивается яркими красками — «цветёт». В Библии рассказывается: «Вся вода, которая была в реке, превратилась в кровь. И рыбы, которые были в реке, погибли. Вода стала так скверно пахнуть, что египтяне не могли пить эту воду». И в наше время катастрофическое цветение воды часто приводит к массовой гибели рыбы.

Как называется группа организмов , кто такие ОНИ?

______________________________________________

1)Выберите на столе возле  доски  представителя этой группы организмов и перенесите  его(представителя) в каплю воды.

2)Выберите одноимённую папку  , в ней находятся задания для вашей группы.

ЗАДАНИЯ БЛОКА № 1

Время выполнения задания 4 минуты

  Водятся в прудах, во влажной почве, во внутренностях животных; они состоят из тонкой наружной оболочки клетки, большого ядра, питательных и сократительных вакуолей и жировых глобул. Они размножаются  делением на двое . Выделения у НИХ  проходят через всю поверхность тела. Длина до 0,3 мм. Наиболее известен вид       ?     протей .

ОНА  была впервые обнаружена в 1757 году Августом Иоганном Рёзель фон Розенгофом. Ранние натуралисты называли  ЕЁ протеем в честь греческого бога Протея, который мог изменять свою форму. Название ЭТОМУ   микроорганизму было дано Ж. Б. Бори де Сен-Венсанем, от греческого слова изменение. ОНА дезентирийная впервые была  описана в 1918 году и был показан её вред для человека.

Как называется группа организмов , кто такие ОНИ?

______________________________________________

1)Выберите на  столе возле доски  представителя этой группы организмов и перенесите  его(представителя) в каплю воды.

2)Выберите одноимённую папку  , в ней находятся задания для вашей группы.

ЗАДАНИЯ БЛОКА № 1

Время выполнения задания 4 минуты

Хоть меня не видит глаз,

 Заразить могу я вас.

 И холерой, и ангиной,

 Насморком и скарлатиной.

 

 Без меня не сваришь сыра,

 И не сделаешь кефира.

 Простоквашу и творог,

 Приготовить я помог .

ОНИ – это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. ОНА  состоит только из одной клетки и имеет свойства как животных, так и растений ,у НИХ нет оформленного ядра. ИХ относят к прокариотам – первым живым организмам, возникшим на Земле.
Существует около 2000  
ИХ  видов , и живут они повсюду:  в воде во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных. ОНИ живут повсюду.

Как называется группа организмов , кто такие ОНИ?

______________________________________________

1)Выберите на столе возле  доски  представителя  этой группы организмов и перенесите  его(представителя) в каплю воды.

2)Выберите одноимённую папку , в ней находятся задания для вашей группы.

ЗАДАНИЯ БЛОКА № 1

Время выполнения задания 4 минуты

Ученые говорят, что, по своему «поведению» ОНИ больше похожи на примитивные механизмы, которые преследуют единственную цель: искать живые клетки и внедряться в них. Но кем, когда и для чего поставлена перед ними такая задача? Кто  ОНИ такие  – живые организмы или неорганические вещества – наука до сих пор не в состоянии объяснить. На дворе 21 век, но и сегодня науке неизвестна природа ИХ возникновения
На настоящий момент ученые договорились считать
ИХ особой формой материи. В пользу того, что они живые, говорит то, что состоят они из органических молекул, которые имеют свой геном; к тому же – ОНИ могут размножаться. А это – один из главных признаков живого существа. Однако если любое живое существо размножается само по себе, то ОНИ – только внутри другого организма, чужеродной для них клетки, так как, находясь вне условий клетки или организма-донора, ОНИ  представляют собой просто кучку кристаллообразных молекул. В отличие от живых существ, ОНИ  не питаются и не усваивают пищу: попросту говоря – ОНИ  не едят.
 
Существует теория, что ОНИ загадочные, практически не поддающиеся изучению , вообще имеют внеземное происхождение, так как по своему «поведению» кажутся чуждыми живым организмам, живущим на Земле. Согласно этой теории ОНИ  появились на Земле как десант вредителей из дальнего космоса. И всё-таки  ОНИ - неклеточная форма жизни.

Как называется группа организмов , кто такие ОНИ?

______________________________________________

1)Выберите на столе возле доски  представителя этой группы организмов и перенесите  его(представителя) в каплю воды.

2)Выберите одноимённую папку , в ней находятся задания для вашей группы.



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ БЛОКА № 2

Время выполнения заданий (15 минут)

1).Какие составляющие капли воды относятся к живой, а какие к неживой природе? (заполните схему №1 в приложении №1)(время выполнения 2 минуты)

2) Какие же формы жизни можно встретить в капле воды? (заполните схему № 2  в приложении № 1,в помощь материал приложения № 2)(время выполнения 2 минуты)

3)В чем сходство, а в чем отличие между этими формами?

(время выполнения 5 минуты)

3)Смогут ли эти формы  жизни существовать  без воды?

(ответ обоснуйте)(3 минуты на выполнение)

4) СФОРМУЛИРУЙТЕ ОТВЕТ НА  ОСНОВНОЙ  ВОПРОС ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ. (3 минуты на подготовку)



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СХЕМА № 1(2 мин.)

КАПЛЯ ВОДЫ

живая природа                                     неживая природа

СХЕМА № 2(2 мин.)

ФОРМЫ ЖИЗНИ

КЛЕТОЧНЫЕ                                                                                     НЕКЛЕТОЧНЫЕ

_____________                                                                                ______________

_____________

_____________

 

 ТАБЛИЦА  «ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ОБИТАТЕЛЕЙ КАПЛИ ВОДЫ»(4 мин.)

Структура

Водоросль

Амёба

Бактерии

Вирус

Оболочка

Ядро

Вакуоль

Хлоропласты

ДНК(РНК)

Сократительная вакуоль

Что подтверждают сходства и отличия перечисленных представителей?

Смогут ли эти формы  жизни существовать  без воды? (ответ обоснуйте на обратной стороне приложения)

«Возможно - ли  встретить различные формы жизни в капле воды?» (какие, по каким признакам отличаются?)



Предварительный просмотр:

                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ №2

C:\Users\Светлана\Desktop\1284146453_rrrrr6.jpg                                                           C:\Users\Светлана\Desktop\18.jpg

C:\Users\Светлана\Desktop\строение бактериофага.png                                                  C:\Users\Светлана\Desktop\1353864001_amoebida-2.png         



Предварительный просмотр:

Рефлексия.

Учитель: А сейчас я попрошу вас оценить наш урок, ответив на вопрос, который записан на карточке:

  • Урок мне понравился, потому что……………….
  • Урок мне не совсем понравился, потому что……
  • Я ожидал от урока большего, потому что………

            Учитель: Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. А. Сент-Экзюпери

Урок мне понравился, потому что……………….

Урок мне не совсем понравился, потому что……

Я ожидал от урока большего, потому что………

Урок мне понравился, потому что……………….

Урок мне не совсем понравился, потому что……

Я ожидал от урока большего, потому что………

Урок мне понравился, потому что……………….

Урок мне не совсем понравился, потому что……

Я ожидал от урока большего, потому что………

Урок мне понравился, потому что……………….

Урок мне не совсем понравился, потому что……

Я ожидал от урока большего, потому что………

Урок мне понравился, потому что……………….

Урок мне не совсем понравился, потому что……

Я ожидал от урока большего, потому что………

Урок мне понравился, потому что……………….

Урок мне не совсем понравился, потому что……

Я ожидал от урока большего, потому что………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми

В настоящее  время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно -  исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффекти...

Проектная деятельность как эффективная форма организации работы с учащимися

Любой проект - это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определенные сроки.  Проектный метод позволяет: • научить уч...

Педагогический проект "Руководство проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий "

Цель данного проекта: формирование знаний, умений и навыков по созданию  школьно-поселковой газеты «Содружество»  с помощью современных образовательных и информационных  технологий, поз...

Педагогический проект "Руководство проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий "

Цель данного проекта- формирование знаний, умений и навыков по созданию  школьно-поселковой газеты «Содружество»  с помощью современных образовательных и информационных  технологий, поз...

«Что можно, а что нельзя узнать по капле крови». - исследовательская работа

Современный врач, практически любого профиля, не может работать без точных качественных показателей состояния систем органов, обмена веществ, защитных резервов организма и т.п., так как на их основе у...

Доклад на тему: «Проектный метод в практике учителя слуховой работы» (из опыта работы)

Современный учитель должен пользоваться современными технологиями. Одной из такой технологий и является метод проектной деятельности.В данном материале я отразила свой личный опыт, отвечая на вопрос: ...

Проектная задача "Жизнь в капле воды" (авторская работа)

Внутрипредметный разновозрастной урок....