Проектная задача "Жизнь в капле воды" (авторская работа)
план-конспект урока по биологии
Внутрипредметный разновозрастной урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краткое содержание | 37 КБ |
Описание проеткной задачи | 18 КБ |
Действия группы .Блок 1. | 22.11 КБ |
Действия группы Блок 2. | 14.66 КБ |
Приложение №1. | 26.88 КБ |
Приложение №2. | 329.55 КБ |
Рефлексия. | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная задача
Название проектной задачи | Жизнь в капле воды. |
Предмет | экология, медицина, ботаника, зоология, анатомия человека |
Класс | 7,8,9,10,11 |
Тип задачи | Внутрипредметная, разновозрастная |
Цели и педагогические задачи (пед. замысел) | 1.Комплексное использование освоенных в разных отрослях биологии знаний для решения проблемной задачи 2.Обучение школьников совместному решению задач ,обмен опытом применения знаний. |
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача | Биологические умения: -работать с источниками биологической информации, анализировать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; -видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, классифицировать, делать выводы и заключения; -объяснять, доказывать, защищать свои идеи; -выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих; -аргументировать свою точку зрения; - объяснять место и роль знаний человека о многообразии живых клеток а так же неклеточной формы жизни человека и его практической деятельности в природе. Общеучебные умения - работа в малой разновозрастной группе (коммуникативная компетентность): -организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи; - умение действовать согласно инструкции - умение выделять существенную информацию |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация учащимися: -усвоения предметного материала и возможность применять его в нестандартных условиях; -умения, работая в малой разновозрастной группе, создать конечный «продукт», содержащий логически связанное описание основных этапов решения проектной задачи . -умение представить конечный продукт (плакат, аппликацию и т. д) |
Способ и форма оценивания результатов работы | При подведении итогов работы оценивается: -владение предметным материалом, умение применять его в нестандартной ситуации; - умение делать выводы; - публичное выступление групп ; -обобщение знаний, формулировка вывода проектной задачи Оценивание взаимодействия учащихся при работе в группе проводится путём саморефлексии на листах опросниках. |
Предварительный просмотр:
Дорогие ребята!
Извечно человечество привлекало всё самое неизвестное, особенно загадки самой природы. Тысячелетия достойнейшие умы задавали множество вопросов о происхождении и сущности всего живого.
На сегодняшний день все биологи придерживаются мнения и том, что жизнь взяла свое начало из воды. И нам предстоит совершить небольшой экскурс в прошлое, на несколько миллионов лет назад и обратиться к капле воды, ведь те же формы жизни которые существовали в капле воды прежде ,существуют и сейчас. Достаточно вспомнить курсы ботаники, зоологии и общей биологии , чтобы всё многообразие форм жизни предстало перед нашим воображением.
Основной вопрос проектной задачи:
«Возможно - ли встретить различные формы жизни в капле воды?»
В этом вам помогут задания, которые необходимо выполнить в течение урока. Чтобы вы успели всё выполнить, предлагаем руководствоваться планом действий.
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЯ БЛОКА №1
Время выполнения задания 4 минуты
Присев на берегу пруда или реки, вы можете полюбоваться белоснежными цветками кувшинки, послушать шелест рогоза и камыша в прибрежных зарослях. Поверхность прудов порой сплошь затягивает ряска. Но все эти растения, хотя они и обитают в воде или рядом с водой, — не ОНИ.
Чаще всего ОНИ — это микроскопические организмы, плавающие или «парящие» в толще вод, это скопления зеленоватых нитей, называемых тиной, это буроватый ил на дне водоёма, это слизистый налёт на погружённых в воду предметах.
Проще, наверное, сказать, где ОНИ отсутствуют.
В период, когда ОНИ размножаются в одном литре воды развивается до миллиарда их клеток! Вода окрашивается яркими красками — «цветёт». В Библии рассказывается: «Вся вода, которая была в реке, превратилась в кровь. И рыбы, которые были в реке, погибли. Вода стала так скверно пахнуть, что египтяне не могли пить эту воду». И в наше время катастрофическое цветение воды часто приводит к массовой гибели рыбы.
Как называется группа организмов , кто такие ОНИ?
______________________________________________
1)Выберите на столе возле доски представителя этой группы организмов и перенесите его(представителя) в каплю воды.
2)Выберите одноимённую папку , в ней находятся задания для вашей группы.
ЗАДАНИЯ БЛОКА № 1
Время выполнения задания 4 минуты
Водятся в прудах, во влажной почве, во внутренностях животных; они состоят из тонкой наружной оболочки клетки, большого ядра, питательных и сократительных вакуолей и жировых глобул. Они размножаются делением на двое . Выделения у НИХ проходят через всю поверхность тела. Длина до 0,3 мм. Наиболее известен вид ? протей .
ОНА была впервые обнаружена в 1757 году Августом Иоганном Рёзель фон Розенгофом. Ранние натуралисты называли ЕЁ протеем в честь греческого бога Протея, который мог изменять свою форму. Название ЭТОМУ микроорганизму было дано Ж. Б. Бори де Сен-Венсанем, от греческого слова изменение. ОНА дезентирийная впервые была описана в 1918 году и был показан её вред для человека.
Как называется группа организмов , кто такие ОНИ?
______________________________________________
1)Выберите на столе возле доски представителя этой группы организмов и перенесите его(представителя) в каплю воды.
2)Выберите одноимённую папку , в ней находятся задания для вашей группы.
ЗАДАНИЯ БЛОКА № 1
Время выполнения задания 4 минуты
Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной.
Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира.
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог .
ОНИ – это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. ОНА состоит только из одной клетки и имеет свойства как животных, так и растений ,у НИХ нет оформленного ядра. ИХ относят к прокариотам – первым живым организмам, возникшим на Земле.
Существует около 2000 ИХ видов , и живут они повсюду: в воде во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных. ОНИ живут повсюду.
Как называется группа организмов , кто такие ОНИ?
______________________________________________
1)Выберите на столе возле доски представителя этой группы организмов и перенесите его(представителя) в каплю воды.
2)Выберите одноимённую папку , в ней находятся задания для вашей группы.
ЗАДАНИЯ БЛОКА № 1
Время выполнения задания 4 минуты
Ученые говорят, что, по своему «поведению» ОНИ больше похожи на примитивные механизмы, которые преследуют единственную цель: искать живые клетки и внедряться в них. Но кем, когда и для чего поставлена перед ними такая задача? Кто ОНИ такие – живые организмы или неорганические вещества – наука до сих пор не в состоянии объяснить. На дворе 21 век, но и сегодня науке неизвестна природа ИХ возникновения .
На настоящий момент ученые договорились считать ИХ особой формой материи. В пользу того, что они живые, говорит то, что состоят они из органических молекул, которые имеют свой геном; к тому же – ОНИ могут размножаться. А это – один из главных признаков живого существа. Однако если любое живое существо размножается само по себе, то ОНИ – только внутри другого организма, чужеродной для них клетки, так как, находясь вне условий клетки или организма-донора, ОНИ представляют собой просто кучку кристаллообразных молекул. В отличие от живых существ, ОНИ не питаются и не усваивают пищу: попросту говоря – ОНИ не едят.
Существует теория, что ОНИ загадочные, практически не поддающиеся изучению , вообще имеют внеземное происхождение, так как по своему «поведению» кажутся чуждыми живым организмам, живущим на Земле. Согласно этой теории ОНИ появились на Земле как десант вредителей из дальнего космоса. И всё-таки ОНИ - неклеточная форма жизни.
Как называется группа организмов , кто такие ОНИ?
______________________________________________
1)Выберите на столе возле доски представителя этой группы организмов и перенесите его(представителя) в каплю воды.
2)Выберите одноимённую папку , в ней находятся задания для вашей группы.
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЯ БЛОКА № 2
Время выполнения заданий (15 минут)
1).Какие составляющие капли воды относятся к живой, а какие к неживой природе? (заполните схему №1 в приложении №1)(время выполнения 2 минуты)
2) Какие же формы жизни можно встретить в капле воды? (заполните схему № 2 в приложении № 1,в помощь материал приложения № 2)(время выполнения 2 минуты)
3)В чем сходство, а в чем отличие между этими формами?
(время выполнения 5 минуты)
3)Смогут ли эти формы жизни существовать без воды?
(ответ обоснуйте)(3 минуты на выполнение)
4) СФОРМУЛИРУЙТЕ ОТВЕТ НА ОСНОВНОЙ ВОПРОС ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ. (3 минуты на подготовку)
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СХЕМА № 1(2 мин.)
КАПЛЯ ВОДЫ
живая природа неживая природа
СХЕМА № 2(2 мин.)
ФОРМЫ ЖИЗНИ
КЛЕТОЧНЫЕ НЕКЛЕТОЧНЫЕ
_____________ ______________
_____________
_____________
ТАБЛИЦА «ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ОБИТАТЕЛЕЙ КАПЛИ ВОДЫ»(4 мин.)
Структура | Водоросль | Амёба | Бактерии | Вирус |
Оболочка | ||||
Ядро | ||||
Вакуоль | ||||
Хлоропласты | ||||
ДНК(РНК) | ||||
Сократительная вакуоль |
Что подтверждают сходства и отличия перечисленных представителей?
Смогут ли эти формы жизни существовать без воды? (ответ обоснуйте на обратной стороне приложения)
«Возможно - ли встретить различные формы жизни в капле воды?» (какие, по каким признакам отличаются?)
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Предварительный просмотр:
Рефлексия.
Учитель: А сейчас я попрошу вас оценить наш урок, ответив на вопрос, который записан на карточке:
- Урок мне понравился, потому что……………….
- Урок мне не совсем понравился, потому что……
- Я ожидал от урока большего, потому что………
Учитель: Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. А. Сент-Экзюпери
Урок мне понравился, потому что……………….
Урок мне не совсем понравился, потому что……
Я ожидал от урока большего, потому что………
Урок мне понравился, потому что……………….
Урок мне не совсем понравился, потому что……
Я ожидал от урока большего, потому что………
Урок мне понравился, потому что……………….
Урок мне не совсем понравился, потому что……
Я ожидал от урока большего, потому что………
Урок мне понравился, потому что……………….
Урок мне не совсем понравился, потому что……
Я ожидал от урока большего, потому что………
Урок мне понравился, потому что……………….
Урок мне не совсем понравился, потому что……
Я ожидал от урока большего, потому что………
Урок мне понравился, потому что……………….
Урок мне не совсем понравился, потому что……
Я ожидал от урока большего, потому что………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми
В настоящее время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно - исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффекти...
Проектная деятельность как эффективная форма организации работы с учащимися
Любой проект - это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определенные сроки. Проектный метод позволяет: • научить уч...
Педагогический проект "Руководство проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий "
Цель данного проекта: формирование знаний, умений и навыков по созданию школьно-поселковой газеты «Содружество» с помощью современных образовательных и информационных технологий, поз...
Педагогический проект "Руководство проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий "
Цель данного проекта- формирование знаний, умений и навыков по созданию школьно-поселковой газеты «Содружество» с помощью современных образовательных и информационных технологий, поз...
«Что можно, а что нельзя узнать по капле крови». - исследовательская работа
Современный врач, практически любого профиля, не может работать без точных качественных показателей состояния систем органов, обмена веществ, защитных резервов организма и т.п., так как на их основе у...
Доклад на тему: «Проектный метод в практике учителя слуховой работы» (из опыта работы)
Современный учитель должен пользоваться современными технологиями. Одной из такой технологий и является метод проектной деятельности.В данном материале я отразила свой личный опыт, отвечая на вопрос: ...
Проектная задача "Жизнь в капле воды" (авторская работа)
Проектная задача разновозрасное занятие по биологии ....