Доклад на тему: «Проектный метод в практике учителя слуховой работы» (из опыта работы)
статья на тему
Современный учитель должен пользоваться современными технологиями. Одной из такой технологий и является метод проектной деятельности.В данном материале я отразила свой личный опыт, отвечая на вопрос: "Каким образом можно использовать этот метод учителю слуховой работы в школе 1,2 вида и каковы особенности его реализации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_proekty.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектный метод в практике учителя слуховой работы»
из опыта работы Нечеса М.В.
Согласно современным стандартам общего образования миссия российского образования направлена на развитие творческого потенциала личности, способности к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта. Для реализации и развития перечисленных качеств и способностей личности учащегося необходимо переходить с методов репродуктивно-информационного обучения к продуктивным формам и методам, позволяющим активизировать личностный потенциал учащегося. Одним из них является метод проектов.
В школьной практике используются три типа проектов: учебный, социальный и театральный.
Цель учебного проекта – освоение конкретных знаний на уровне их практического применения
В 2015-16 учебном году я со своими учениками 5-х, 8го и 9го классов попробовала реализовать учебный проект «Звук, который я хочу научиться правильно говорить». перед каждым учеником ставилась проблема «Какой звук, на твой взгляд тебе произносить правильно тяжелее всего или совсем не получается». С помощью фонетической карты мы вместе анализировали результаты проверки звукопроизношения и определяли тему проекта. В чём заключался этот проект? Каждый ребёнок создавал презентацию на трудный, для него, звук.
Перед обучающимися ставились следующие задачи:
1. Проанализировать артикуляцию звука и в презентации подробно с помощью приёмов анимации показать её особенности;
2. Подобрать слова, в которых этот звук находится в начале, середине и конце слова. придумать предложения с этими словами;
3. Найти картинки, к подобранным на предыдущем этапе, словам;
4. Оформить презентацию с обязательной постановкой надстрочных знаков и знака слитности;
Параллельно с учебными задачами по слуховой работе решались такие междисциплинарные задачи, как:
1. Изучить возможности программы Power Point;
2. Получить навыки работы в данной программе;
3. Развивать художественный вкус;
4. Повышать самостоятельность, инициативность в учебном процессе.
В итоге: из восьми детей участвующих в проекте «Звук, который я хочу научиться правильно говорить» успешно справились с проектами 4 учащихся, менее успешно -3, и не справились -2.
Проанализировав ошибки, в следующем 2016-17 году я предложила проект по теме «Спортивный инвентарь» ученикам 6б класса за две недели до проведения урока по данной теме. Учащимся также было предложено поучаствовать в групповом занятии по этой теме с целью защиты проекта и выбора самого лучшего. Каждый выбрал вид спорта, который ему нравится. Я составила примерный словарь по теме каждого проекта и раздала детям для самостоятельной работы. Она включала в себя работу со словарём в библиотеке. Дети в свободное от учебы время искали необходимые слова в словарях, ставили ударение. Настя Хлевовая, у которой была возможность зайти в интернет, сама скачивала себе нужные картинки. Вите и Насте Маханько я предложила папку с картинками, из которых они должны были выбрать изображения, согласно составленному мной списку. В ходе изготовления презентаций дети делились своими знаниями и активно помогали друг другу.
Социальный проект – это индивидуальная или коллективная деятельность, целью которого является улучшение, позитивное преобразование социальной среды доступными для учащихся средств. Цель социального проекта – воспитание гражданской активности школьников на опыте решения актуальных социальных вопросов.
Профессиональная ориентация решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей с нарушением слуха. У них, чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Работа по профориентации представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование у обучающихся профессионального самоопределения, готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии со своими интересами, желаниями, склонностями, способностями и с учетом имеющихся общественных потребностей в специалистах различного профиля. Учитывая то, что мы (Елена Шотаевна Фуникова и я) учителя по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи, знаем будущих выпускников в течение длительного времени и имеем возможность на индивидуальных занятиях вести доверительные беседы, а рабочая программа по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в старших классах включает в себя раздел, посвящённый профессиям, решили в прошлом учебном году организовать проект по профориентации «Главный выбор в жизни», целью которого было подготовить воспитанников к сознательному выбору профессии.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
- формирование положительного отношения к труду;
- определение степени участия родителей в подготовке детей к труду и выбору профессии;
- уточнение и расширение представлений обучающихся о профессиях, рекомендуемых для инвалидов по слуху с учётом особенностей их жизнедеятельности;
- знакомство обучающихся с перечнем учебных заведений, занимающихся обучением инвалидов по слуху;
- формирование познавательного интереса к теме выбора профессии;
- обучение анализу своих возможностей и способностей, (формирование потребности в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);
- совершенствование навыка ведения диалога делового стиля общения (устройство на работу, поступление в учебное заведение, обращение в ЦЗ и др.) на слухо-зрительной основе;
- активизация психических процессов: внимания, памяти, мыслительной деятельности.
На индивидуальных занятиях во время прохождения темы «Профессии» мы уточняли и расширяли словарь по теме, выясняли предрасположенность подростков к той или иной профессиональной деятельности. Отработка произносительных навыков: работа по коррекции звукопроизношения, словесного и логического ударения, темпа, речевого дыхания, интонации велась на речевом материале по теме «Профессиональное самоопределение».
Во внеурочное время нами велась индивидуальная работа по разъяснению анкетных вопросов и теста профессиональной ориентации, предложенной ЦЗ города Тихорецка и Тихорецкого района.
На весенних каникулах мы вместе с учащимися, проживающими в Тихорецком районе, Д.Курциным, А.Ищенко и его мамой посетили консультацию для неработающих инвалидов, которую проводили работники ЦЗ во Дворце Культуры города Тихорецка.
В апреле в школе была организована встреча учащихся старших классов с сотрудниками ЦЗ, где ребята подробно узнали о рекомендованных для них профессиях, получили разъяснения о назначении карты реабилитации, и её значении для дальнейшего трудоустройства.
Для самостоятельного изучения в свободное от учёбы время подросткам, участвующим в проекте был розан перечень учебных заведений, принимающих на обучение глухих и слабослышащих.
В мае нами была организована экскурсия на СТО «Автомеханик», где успешно работают выпускники нашей школы Алексей Крайний и Алексей Истомин. Целью экскурсии было не только познакомить учащихся со спецификой работы автослесаря, но и вселить в них уверенность в том, что хороший специалист, даже с нарушенным слухом очень востребован. Это подтвердил и разговор с владельцем СТО.
Летом участники проекта пытались с помощью родителей определиться с выбором профессии.
Встреча с учениками в сентябре показала, что они ещё не готовы сделать окончательный выбор и работа по профориентации должна быть продолжена.
В декабре этого года нами запланирована защита проектов по профориентации, которая будет заключительным этапом нашей работы.
В заключении хочется отметить, что проектная деятельность с учащимися, имеющими нарушения слуха, имеет огромное развивающее и воспитательное значение, выводит ребят на более высокий уровень самостоятельности, вызывает инициативу в учебной деятельности и формирует ученика будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление учителя английского языка Базаровой Ольги Леонидовны на педсовете 30 августа 2011г. Тема: Проектная технология в преподавании иностранных языков (из опыта работы кафедры).
В статье предложен отчет о работе кафедры иностранных языков МАОУ "Гимназии им. Н.В. Пушкова" г. Троицка по применению проектной технологии в образовательной деятельности по предмету "Иностранный язык...
"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.
Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...
Доклад на тему: «Проектная работа в системе социально-воспитательной работы в школе-интернате»
Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно- воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участни...
ДОКЛАД на тему: «Воспитание – гражданина патриота» (из опыта работы МБОУ «Батамайская ООШ» Кобяйского улуса)
Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демок...
Доклад на тему: "Применение интерактивных технологий на уроках математики (из опыты работы)"
Многие образовательные задачи в полной мере позволяет реализовать интерактивная доска в совокупности с современной компьютерной системой, соответствующим программным обеспечением и выходом в глобальну...
Доклад по теме «Формирование метапредметных результатов на уроках химии» ( из опыта работы)
Доклад на тему: "Формирование метапредметных результатов на уроках химии" (из опыта работы)...