Педагогический проект "Руководство проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий "
методическая разработка (10 класс) по теме

Это мы...

Цель данного проекта: формирование знаний, умений и навыков по созданию  школьно-поселковой газеты «Содружество»  с помощью современных образовательных и информационных  технологий, позволяющих  перейти от информативного обучения к активному  исследовательскому, творческому познанию; приобщение учащихся к достижениям информационного общества  и способность быть активным потребителем информации, использование поисковых систем Яndex , Rambler и других  как средства получения информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Самофаловская средняя общеобразовательная   школа»

Городищенский район  Волгоградская области

                    Районный конкурс  педагогических проектов

   «Педагогическая инициатива -2013»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

Руководство проектной деятельностью учащихся  в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий  в процессе организации работ по изданию школьно-поселковой газеты «Содружество» как  средства массовой информации населения, развития коммуникативной компетенции и социальной адаптации учащихся школы в условиях  муниципального Самофаловского сельского поселения.

                        Выполнили: учитель географии  Петухова   Е.В.

                        учитель русского языка и литературы Науменко Л.И.

                        учитель начальных классов Куляева Л.А.

                        учитель физики и информатики Волкова Т.В.

                              2013 год

               

                         

                                    Название проекта

Руководство проектной деятельностью учащихся  в учебно-воспитательной работе  с применением информационно-коммуникационных технологий  в процессе организации работы по изданию школьно-поселковой газеты «Содружество» как  средства массовой информации населения, развития коммуникативной компетенции и социальной адаптации учащихся школы в условиях  муниципального Самофаловского сельского поселения.

Вид проекта – педагогический

Тип проекта – социально-методический, практико-ориентированный  

Руководители проекта:

  Петухова Елена Владимировна -  учитель географии

  Науменко Людмила Ивановна -  учитель русского языка и литературы

  Камышова Инна Алексеевна – учитель русского языка и литературы

  Куляева Лидия Александровна – учитель начальных класслв

  Волкова Татьяна Васильевна – учитель информатики

Проект рассчитан на  учащихся творческой группы «Содружество» МБОУ «Самофаловская  сош»:

Творческое сообщество учащихся  МБОУ  «Самофаловская сош» (20 человек):

Насиров Эмин – ученик 10 класс

Илларионов Андрей  – ученик 10 класса

Юдкина Марина – ученица  8 класса

Гаврилова Елизавета  – ученица 8 класса

Михайлова Светлана – ученица 8  класса

Кашкина Екатерина – ученица 8 класса

Нагибина Екатерина – ученица 8 класса

Сангинова Наргиз – ученик 8 класса

Федорченко Любовь – ученица 8  класса

Шляховская Ольга – ученица 8 класса

Лаптев Богдан – ученик 7 класса

Волдаева Татьяна – ученица 7 класса

Тутынина Елизавета – ученица 7 класса

Сутугина Маргарита – ученица 7 класса

Тутынин Максим – ученик 7 класса

Песковатсков Максим – ученик 7 класса

Мартинсон Владимир – ученик 6 класса

Носкова Валентина – ученица 6 класса

Рогачева Ольга – ученица 6

                                                         

                                                       Партнеры

уровня ресурсного и нормативно-правового обеспечения, педагогического сопровождения:

Камышова И.А. –директор школы

Кожемяков С.К. – глава Администрации  муниципального Самофаловского сельского поселения

Песковатсков С.А.- председатель Совета депутатов  Самофаловского сельского поселения

 Куляева Л.А.-  завуч-организатор по воспитательной работе

 Цели проекта:

  1. Образовательная

*Формирование знаний, умений и навыков по созданию  школьно-поселковой газеты «Содружество»  с помощью современных образовательных и информационных  технологий, позволяющих  перейти от информативного обучения к активному  исследовательскому, творческому познанию;

*Приобщение учащихся к достижениям информационного общества  и способность быть активным потребителем информации, использование поисковых систем Яndex , Rambler и других  как средства получения информации.

Практическая

*Изучение внутренних и внешних факторов, влияющих на  личность обучающихся;

*Расширение информационного пространства школы и поселка, вовлечение  творческой группы учащихся МБОУ «Самофаловская сош»  в работу  по изданию школьно-поселковой газеты «Содружество».

*Возможность учащихся и педагогов публично представить результаты своей работы в классе, на конференции, смотре, форуме; приобретение опыта публичной защиты результатов своей  работы, что пригодится учащимся для дальнейшей деятельности (приоритета при поступлении в ВУЗ, защиты диплома,диссертации).

  1. Воспитательная

*Эффективное содействие развитию  и проявлению учащимися своих личностных качеств;

*Духовно- нравственное  воспитание  подрастающего поколения,  развитие творческой, грамотной, интеллектуально развитой личности с развитым чувством гражданского самосознания и   ответственности за свои дела и за судьбу России в целом, объединение  талантливых, инициативных учащихся  в единую команду независимо от возраста, воспитание непосредственного интереса, чуткости и внимания ко всему происходящему с помощью современных образовательных и информационных технологий.

  1. Профориентацинная – знакомство учащихся с особенностями работы редакции газеты, теле, радио редакции, со спецификой Web-дизайна; ориентация учащихся на специальности журналиста, программиста.

Задачи проекта:

1.Активное вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, приобщение учащихся к проектной деятельности   в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных  технологий, позволяющих перейти от информативного обучения к активному  исследовательскому,  творческому познанию.

2.Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной и творческой деятельности, навыков самостоятельной  работы с большими объемами информации в современных информационных потоках, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.

3. Развитие  творческих способностей  учащихся, их интереса к общественной жизни страны, привитие культуры творческого труда, формирование языкового чутья , вкуса в работе над словом.

4.Развитие активной жизненной позиции учащихся, формирование чувства гражданской ответственности и понимания личной социальной значимости подростков в решении актуальных проблем местного сообщества в сотрудничестве с органами местного самоуправления.

5. Привлечение внимания органов местного самоуправления  к социальным инициативам молодежи и  оказание поддержки в их осуществлении.
6. Курирование процесса издания периодической печатной газеты «Содружество»  малым тиражом ( 50 экземпляров 1 раз в месяц ) для всех жителей Самофаловского сельского поселения как поселкового  СМИ   с целью духовно- нравственного совершенствования человека , повышения    уровня социальной активности учащихся.

7. Совершенствование  умений учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи.

8. Вовлечение творческой группы учащихся МБОУ «Самофаловская сош»  в работу  по изданию школьно-поселковой газеты «Содружество» с целью патриотического и  нравственного воспитания  подрастающего поколения.  

9. Создание дополнительного  информационного пространства  с целью актуализации социальной значимости подрастающего поколения  в жизни поселка  посредством вовлечения в общее дело по  организации работы  школьно- поселковой  печати, развитие коммуникативных способностей  и познавательной активности  учащихся.   
10.  Повышение  авторитета школы в общественной жизни поселка.

Актуальность проекта:

Происходящие в нашем обществе  перемены проявляются в том, что новые рыночные отношения требуют от современного человека таких личностных качеств, как инициативность, толерантность, патриотизм. К сожалению, реальная ситуация свидетельствует о том, что в обществе остро стоит проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к себе и к обществу, в котором он живет. С  учетом  всего  выше сказанного  актуальность нашего проекта   заключается в соответствии проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности,  самодостаточной, социально ориентированной, играющей важную роль в жизни общества. Стратегия модернизации образования в России своим приоритетным направлением считает  воспитание  именно такой личности, стремящейся к максимальной  реализации своих возможностей, способной принять правильное решение в жизненных ситуациях, готовой к полноценному общению с людьми, различными по социальной группе, образованию, возрасту. Педагогическое руководство работой по совместной деятельности в важном, социально-ориентированном деле  в области издания школьно-поселковой газеты «Содружество»   стало той платформой, на базе которой воспитывается именно такая личность, способная  ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи, обладающая  навыками  и умениями  самостоятельного суждения, аргументации, анализа, грамотного письма и творческого мастерства, считающая своей жизненной потребностью активное позитивное участие в общественной жизни своего класса, школы, поселка, а в дальнейшем и всей страны в целом.  Поэтому перед учителем стоит сложнейшая задача: пробудить творческие способности ученика, вызвать интерес к общественной жизни страны, развить соответствующие навыки, привить культуру творческого труда, чутьё языка, вкус в работе над словом. В школьные годы ученики стремятся выявить свои индивидуальные склонности, и наше дело - помочь им в этом.

Новизна проекта:

 1.Новизна данного педагогического проекта  заключается в новаторской формулировке темы, позволившей  успешно осуществлять педагогическое руководство  коллективным  творческим  процессом по регулярному выпуску  не просто широко распространенной в школах  России школьной газеты, освещающей события школьной жизни, а  издание совместной школьно- поселковой газеты в печатной версии, ставшей для всех жителей поселка Самофаловка  альтернативным источником информации наряду с районными и областными газетами.

 2.Руководителями данной работы были на практике использованы технические возможности  новых информационных технологий  в образовании, направленных на формирование самостоятельной творческой личности учащихся.
 

Значимость проекта на уровне школы и социума

         

  1. Организация социально-значимой общественной  деятельности школьников, способствующей приобретению участниками проекта навыков социального поведения и применению их в повседневной жизни, сплочению коллектива учащихся, их саморазвитию и самовыражению.
  2. Значимость детской инициативы по решению конкретной социальной проблемы.
  3. Осуществление  комплексного подхода к воспитанию гражданственности, патриотизма, информационной культуры.
  4. Объединение  в совместной творческой и полезной  деятельности  не только обучающихся школы, но и учителей, представителей власти местного самоуправления, жителей  поселка, что  будет способствовать  духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений.
  5.  Приобщение учащихся к социальным проблемам поселка, как важной составляющей активной жизненной позиции подрастающего поколения, повышение самостоятельности и активности школьников в процессе реализации конкретного социально значимого дела.
  6. Привлечение внимания органов местного самоуправления  к социальным инициативам молодежи и  оказание поддержки в их осуществлении.

Ожидаемые результаты :

образовательные:

1.развитие грамотной устной и письменной речи учащихся (монологической и диалогической  речи), орфографической зоркости, свободное владение печатным словом в различных жанрах публицистического стиля.

2.повышение ИКТ компетентности учащихся в процессе освоения новых компьютерных программ, необходимых в издательском деле,   способность грамотно использовать в своей деятельности современные средства ИКТ (умение работать на ПК, знание основ офисных информационных технологий, умение использовать компьютерные сети). 

3.повышение информационной  культуры учащихся , их читательской активности.

развивающие:

1.развитие умений учащихся работать с различными источниками информации и навыков работы с различными компьютерными программами.

2.развитие инициативы и творчества школьников через организацию работы по изданию совместной школьно-поселковой газеты «Содружество» социально значимой для жителей Самофаловского сельского поселения.

3.создание благоприятных условий для развития эстетических, нравственных качеств личности учащихся.

воспитательные :

1. решение педагогических задач  в области гражданского, патриотического воспитания   молодежи.

2.активизация социальной   активности учащихся.

3.развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – общественность.

4.объединение  талантливых, инициативных учащихся  в единую команду независимо от возраста, развитие непосредственного  интереса, чуткости  и внимания ко всему происходящему.

практические :

1.регулярный выпуск  школьно-поселковой газеты «Содружество» 1 раз в месяц малым тиражом

2.привлечение внимания населения  к социальным проблемам  села

3.привлечение внимания органов местного самоуправления  к социальным инициативам молодежи и  оказание поддержки в их осуществлении.
4. установление творческих связей с районными СМИ, публикация  статей  членов творческого объединения в районных и областных печатных изданиях.

5. участие в районных, областных конкурсах педагогического мастерства. 

6.активное  внедрение  новых информационных технологий  в учебно – воспитательный процесс.

Основные проблемы (вопросы),

которые выявил проект:

  1. низкая социальная активность подрастающего поколения.
  2. снижение читательской активности учащихся.

  1. невысокий  уровень сотрудничества школы и общественности  в совместной  деятельности  по вовлечению учащихся в реализацию конкретных практических дел социальной значимости;

  1. слабое владение учащимися связной монологической устной и письменной речью ; их неготовность публично отстаивать свою точку зрения и выслушать мнение оппонентов.

Методические принципы:

  1. - личностно – ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
  2. - коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты;
  3. - деятельный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах;
  4. - взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет,
  5. - поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании газетных  статей в разных жанрах публицистического стиля.

. Методы и приёмы

1. Словесный

2. Наглядный

3. Проблемный

4. Диалоговый

5. Экскурсии

6. Проектный (создание, издание и распространение школьно – поселковой  газеты «Содружество»)

I этап: Организационно-подготовительный  период педагогического проекта .

Распределение между учащимися обязанностей  членов творческого сообщества , выявление личностного фактора приемов и средств мотивации учащихся для создания таких условий, когда у ребят возникает возможность и готовность самостоятельно распределить данные обязанности; личностная ориентация ученика в выборе формы участия в проектной деятельности.  

Разрабатывается структура газеты, формулируется тематика разделов и подразделов, определяются области поиска информации и формы ее подачи (в качестве источника информации могут выступать энциклопедии школьной библиотеки, учебники, электронные энциклопедии, Интернет-ресурсы).

II этап: Деятельностный этап:

Освоение необходимой информации в области печатного дела. Технические средства журналистики. Перевод информации в электронный вид:

Работа в текстовом редакторе; создание и обработка графических изображений.

III этап: Рефлексивно-оценочный этап. Самостоятельного определение учащимися личной степени участия в выпусках газеты.

По результатам трехлетней работы с применением проектного метода можно сделать следующий вывод: при применении данного метода достигаются высокие результаты в освоении школьниками новых информационных технологий. Значительно повышается интерес  учащихся к  самостоятельной творческой работе, учащиеся становятся активными участниками учебно-воспитательного процесса.

Методическое представление проекта

1.Введение

2.Разработка социального проекта.

3.Методический паспорт социального проекта.

4.Этапы реализации проекта.

5.Работа над проектом.

6.Заключение.

Участвуя в разработке социального проекта , учащиеся приобретают компетенции:

*видеть проблему;

*самостоятельно ставить задачи;

*планировать и оценивать свою работу;

*умения и навыки работы в сотрудничестве;

*коммуникативные;

*рефлексивные;

*презентационные;

*умения отвечать на незапланированные вопросы.

Направления работы

Имеющаяся материа-

льно-техническая база

Необходимое

оборудование

Творческое сообщество

(группа педагогов-кураторов социального проекта и учащиеся школы)

Помещение

Компьютер

Фотопринтер

Цифровая видеокамера

Фотобумага

Расходные материалы

для заправки принтера

Ноутбук (1), цифровой фотоаппарат (1), фотобумага, расходные материалы для заправки принтера, штатив (1),  микрофон, диктофон, лицензионное программное обеспечение « Adobe Photoshop, Microsoft Office Word, Microsoft Office Paint , Microsoft Office Publisher).

Школьно- поселковая газета «Содружество»

Расходные материалы

Компьютер, ноутбук. принтер, сканер, бумага, расходные материалы для заправки принтера, лицензионное программное обеспечение «Page Maker», «Corel Draw»

Школьный сайт

Кабинет информатики

Компьютеры, сканер, веб-камера

Лицензионное программное обеспечение

Ресурсная база

                                                                   … чтобы переваривать знания,

                                                         надо поглощать  их с аппетитом.[1]

                                                                                               А. Франс

 «Учимся у времени, в котором  живем, творим с  детьми, которые рядом».

Современный образовательный процесс. Каким он должен быть, чтобы школа  21 века действительно могла бы успешно выполнять социальный заказ общества и, обучая детей, готовила их по окончанию школы к жизни, к умению самостоятельно добывать необходимые знания и применять их на практике, адаптироваться у современным к условиям, а значит быть социально успешным человеком? Ведь это так важно и актуально для каждого из нас! На этот вопрос сегодня пытаются ответить и чиновники от образования, и ведущие методисты страны, по этому поводу дискуссируют родителя и сами учащиеся, это волнует и учителя-практика, которому очень не хочется, чтобы его бывшие ученики, вспоминая свои школьные годы, сказали бы: « Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» Поэтому как бы сложно и трудно не было перестраиваться в своей педагогической деятельности учителю с большим стажем и опытом работы,  ему  необходимо в соответствии с требованиями времени искать новые методы, использовать современные педагогические технологии, позволяющие ученику активно включаться в образовательный процесс и быть не просто «пылесосом», плохо или хорошо  впитывающим от учителя   учебную информацию, а настоящим партнером, соавтором учителя в организации современного урока. И здесь проектная технология – благодатная почва для такого сотрудничества.

Для ученика проект- это возможность раскрыть свой потенциал индивидуально или в группе своих товарищей, найти при этом необходимые знания, применить на практике, достичь результата и публично его защитить. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, а результат  важен для всех. Для учителя – это возможность интегрированного обучения и воспитания, средство дифференциации обучения. И если тема проекта актуальна и интересна для детей, это достаточно увлекательное занятие.  Но здесь, на наш взгляд,  учитель-  предметник  сталкивается с рядом проблем. Во-первых, проектная деятельность никогда не сможет заменить традиционное обучение, да и не должна. Проекты - это дополнение к обучению, но навязывание проектов, действительно, напрягает. Во- вторых, при нашей загруженности всё это достаточно проблематично, да ещё оснащённость  школы (вернее её отсутствие), тоже затрудняет деятельность в этом направлении. И наконец,  в  начальной школе в учебных  программах отводятся часы на   проектную  деятельность по разным предметам,  и  дети учатся проблематизации, целеполаганию, работе в группах, презентации своих работ, рефлексии. Всё это шикарно. Но вот в среднем и старшем звене такой возможности нет. Нам предлагают продолжить начатую работу на предметных уроках. И в этих условиях учителю необходимо умело направить учащихся по правильному пути, подсказать им такую проблему, которая с одной стороны будет созвучна с основным учебным материалом  и близка детям, а с другой стороны должна стать для них огромным шагом вперед в изучении данного учебного предмета. 

В своей работе педагоги МБОУ «Самофаловская сош» активно используют  проектную технологию сравнительно недавно – всего два-три  года. Но эта работа пошла  и  дала свои плоды. Ребята выбирают для проектирования  актуальные  проблемы, связанные  с   современным состоянием русского языка, современной экологической ситуацией, состоянием современного общества.

Каждый из авторов данного педагогического проекта в отдельности ранее неоднократно являлся руководителем учебного или социального проекта, которые оказались актуальными, методически правильно организованными и поэтому успешными на конкурсах различного уровня. Авторы проектов - учащиеся школы-  работали под руководством своих педагогов увлеченно, сплоченно, понимая свою ответственность за конечный результат всей группы.

А летом 2012 года группа учащихся  МБОУ «Самофаловская сош» приняла решение продолжить дальнейшую углубленную работу по изучению социально значимой для всего Самофаловского сельского поселения проблемы: нужна ли Самофаловке своя печатная газета? Постепенно стало понятно, что это очень интересная идея, которая переросла в большой и серьезный социальный проект, требующий педагогического руководства. Так и возникла идея  творческой группы педагогов школы начать реализацию своего педагогического проекта, которая осуществлялась параллельно со школьным социальным проектом.

Мы предлагаем вашему вниманию описание этой педагогической инициативы, направленной на внедрение проектной технологии во внеклассною работу с учащимися МБОУ «Самофаловская сош»  в 2012-2013 учебном году.

                         

                                   Введение

     Немецкий писатель и публицист Карл Людвиг  Берне, уже в начале 19 века определяя важную роль газеты, утверждал: «Газета- секундная стрелка истории»[2]. И с этим сложно не согласиться. Ведь  газета  информирует современное общество об  история мира, в котором мы живем и события которого интересуют нас больше, чем  события, относящиеся  к прошлому, за сутки.  Мы не случайно начали свой проект со слов Л.Берне, так как считаем, что в современном мире газета как средство массовой информации, к сожалению, постепенно утрачивает свою прежнюю роль в жизни общества. В первое десятилетие 21 века  получили бурное развитие новейшие средства массовой информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. В России начало активно формироваться и развиваться информационное общество. Способствует этому широкое внедрение новых информационно-коммуникационных технологий. Этот процесс имеет глобальный характер, и вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество неизбежно. Новые информационные технологии должны стать для  современной молодежи инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр, общения в социальных сетях «Одноклассники» или «Вконтакте», где можно зависать до поздней ночи,  источником «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Гражданин нового информационного общества должен уметь грамотно использовать в своей деятельности современные средства ИКТ (уметь работать на ПК и использовать компьютерные сети, знать основы офисных информационных технологий;  уметь грамотно извлекать информацию из различных источников, правильно интерпретировать её, представлять, сохранять и преобразовывать);  быть  способным  к интеллектуальному творческому труду, уметь  решать поставленные задачи в процессе групповой работы.[3] Кроме этого сегодня учащиеся  школы, готовя себя к вступлению во взрослую жизнь, должны быть активными, креативными, имеющими активную жизненную позицию, способными принимать правильные решения в трудной жизненной ситуации.    Несмотря на занятость в школе   у каждого подростка есть свободное время, которое, к сожалению, они далеко не всегда проводят с пользой для себя и для общества в целом. Поэтому  проблема досуга - одна из самых острых молодежных проблем. Многие учащиеся  МБОУ « Самофаловская сош» увлекаются кино и фотосъемкой, любят общаться, пробуют свои силы в  написании стихов и статей для школьных стенгазет, участвуют в различных учебных и социальных проектах. Но как сделать так, чтобы соединить интересы ребят, сделать их единомышленниками в одном большом  общем деле? Как сделать жизнь в поселке, где мы родились, живем и учимся, интереснее, содержательнее, значимее?

Описание проекта

       Задумываясь над данной проблемой, мы пришли к мысли о необходимости создания  педагогического проекта, который бы решал проблемы руководства проектной деятельностью учащихся  в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий  в процессе организации работ по изданию школьно-поселковой газеты «Содружество» как  средства массовой информации населения, развития коммуникативной компетенции и социальной адаптации учащихся школыв условиях  муниципального Самофаловского сельского поселения.

 Совместная школьно-поселковая  газета, получила название «Содружество», так как она действительно явилась со-дружеством людей разных поколений  и различных социальных  групп, куда вошли инициативные, творческие учащиеся школы, педагоги, которые хорошо понимают свою новую роль в современном образовательном процессе: быть не просто носителем  и транслятором    знаний для своих учеников, а действительно сумевшими  перерасти в организатора учебной деятельности, консультанта и коллегу для своих детей, представители Администрации Самофаловского сельского поселения: глава администрации Кожемяков С.К., председатель Совета депутатов Песковатсков С.А., которые уже несколько лет размышляли о необходимости иметь в поселке свое газетное  издание, информирующее местное население о тех событиях, которыми живет поселок.

      А начиналось все в далеком 2009 году, когда под руководством учителя русского языка и литературы в школе начал работать кружок «Юный журналист», который с удовольствием посещали учащиеся 6-11 классов. Именно тогда в школе начался регулярный ежемесячный выпуск школьной стенгазеты, которая рассказывала о тех событиях, которые происходили в школе и в поселке. Члены кружка выпускали, применяя на практике полученные знания об основах журналистской деятельности, и тематические газеты, посвященные знаменательным событиям. Газеты были большими, интересными, содержательными и красивыми. И здесь члены кружка столкнулись с первой трудностью: где и как хранить эти газеты?  Постепенно зрела идея изменить форму газеты, сделать так, чтобы ее было удобно хранить, чтобы газета была доступна не только для учащихся школы и учителей, но и для всех жителей поселка. С активным внедрением компьютерной техники в процесс школьного образования после создания школьного сайта  возникла идея создания печатной и электронной версии школьной газеты. Такие попытки были предприняты, и в 2009 году  в школе появилась первая такая газета   «Юный сталинградец». В следующем 2010 году вышел печатный номер  газеты  «Дорогами войны», посвященный 65-й годовщине победы в Великой Отечественной войне. В мае 2012 года - издание школьной педагогической газеты «Содружество: качественное образование – будущее нации». Эти выпуски дали возможность окончательно убедиться в удобности и доступности такой формы газеты. Но возникли проблемы  с тем, что не хватало опыта и знаний в области компьютерной верстки газеты, необходимо было освоить новые компьютерные программы. Параллельно с этой работой  школы глава  Администрации Самофаловского сельского поселения Кожемяковов С.К. и председатель Совета депутатов поселения Песковатсков С.А. давно вынашивали идею создания поселковой газеты, которая бы рассказывала о событиях в жизни поселка Самофаловка. И в этой работе школе отводилась не последняя роль. Но не хватало инициативных людей, которые возглавили бы эту работу  и повели за собой тех, кому это было бы интересно. В мае 2012 года авторы данного педагогического проекта под руководством учителя географии Петуховой Е.В. выступили перед учащимися с инициативой провести в поселке социологический опрос о возможности  и востребованности  издания в поселке  Самофаловка местной газеты, которая бы более подробно, чем районная газета «Междуречье», информировала  жителей поселка о том, чем поселок живет, какие проблемы волнуют всех и требуют немедленного решения, рассказывала бы о замечательных людях, живущих в нем, и предложила для этого объединиться с членами  кружка «Юный журналист»,  привлечь к этой работе членов педагогического коллектива, имеющих опыт руководства проектной деятельностью учащихся, а также органы местного поселкового  самоуправления. Так и возникло творческое сообщество «Содружество», в состав которого вошли творческие и инициативные люди.  Коллективная работа дружной творческой группы  переросла в большой социальный проект, требующий педагогического руководства. Отличительной особенностью нашего педагогического проекта является построение воспитательно-образовательного процесса в виде последовательного осмысления, анализа и принятия решений по наиболее актуальным социальным и общественным проблемам, освещаемым на страницах газеты. Наш большой опыт педагогической деятельности ( у всех авторов данного педагогического проекта он составляет более 25 лет) показывает, что позитивные результаты в работе с учащимися достигаются в тех случаях, когда обучение и воспитание осуществляется на материале, близком для учащихся, согласованном  с их реальными жизненными проблемами и интересами. Например,  участие  в проектах социальной направленности, которое подразумевает не только социальное проектирование учащихся, но и умение взаимодействовать с представителями местной власти, общественности, населения в решении  социальных проблем.

       И мы сегодня с гордостью говорим: « Несмотря на то, что в современном обществе газета постепенно утратила свою прежнюю роль в жизни общества, своя газета существует в поселке Самофаловка!» И издается она учащимися в стенах МБОУ «Самофаловская сош» при поддержке Администрации Самофаловского сельского поселения и поселкового Совета депутатов и курируется педагогами школы.

     И пусть такая газета, конечно же, не может составить конкуренцию профессиональным центральным газетам. Мы видим свою цель в другом: являясь   результатом внедрения новых продуктивных технологий  в образование,  она должна стать средством создания и воспитания в настоящем деле  в школе дружного творческого ученического коллектива,  газета является эффективным средством формирования единой информационной образовательной среды в школе и в поселке, воспитания информационной культуры  населения в целом, трибуной формирования общественного мнения .

      Проведенная авторами проекта работа показала, что дети и подростки, несмотря на резкое падение их читательского интереса, действительно больше нуждаются в таком периодическом  издании, где они будут сами являться инициаторами новых идей, где будут  затрагиваться важные и интересные для них темы.

Создание школьной газеты позволило установить более тесные микросоциальные связи между  школой и поселком. Участие учащихся в школьном творческом коллективе, который издает газету на уровне, выходящем за информационное пространство школы, поддерживает их индивидуальное развитие, способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира, помогает организовать себя, выразить свои мысли, учитывать мнения населения поселка, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир, создаёт ситуацию успешности. 

  В процессе совместной деятельности по реализации проекта и изданию  газеты между представителями разных поколений установились отношения взаимопонимания. Кроме того, такая  работа дала учащимся  возможность познакомиться с целым рядом профессий в области издательского дела, что, возможно, окажет  влияние на выбор членами ученического коллектива газеты  своей дальнейшей профессии. В результате работы каждый член творческого коллектива «Содружество»  чувствует собственную значимость и причастность к решению общих  задач.  Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное. Совместная деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры человека, отвечающие современным  потребностям общества.   Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу. Весь коллектив творческого сообщества разделен на группы, каждая из которых выполняет определенную и очень важную работу, без которой газета существовать не может. Это редакторы, корреспонденты и фотокорреспонденты, дизайнеры, верстальщики, тиражисты и распространители газеты. Всего 30  человек, активных, неравнодушных, способных работать творчески  для всех  жителей поселка, не считаясь с собственным временем.

Каждую творческую группу курируют взрослые участники проектной группы, которыми  и являются авторы данного педагогического проекта, помогая корректировать работу юных журналистов.  Администрация поселка оказывает всестороннюю  поддержку в деле  издания газеты «Содружество».

Паспорт школьного социального проекта

Параметры Проекта

1

Образовательное учреждение

МБОУ «Самофаловская сош» Городищенского района Волгоградской области

2

Название  проекта

Руководство проектной деятельностью учащихся  в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий  в процессе организации работ по изданию школьно-поселковой газеты «Содружество» как  средства массовой информации населения, развития коммуникативной компетенции и социальной адаптации учащихся школы в условиях  муниципального Самофаловского сельского поселения.

3

Члены  проектной группы

Учителя  географии Петухова Е.В., русского языка и литературы Науменко Л.И. и Камышова  И.А.,

 информатики Волкова Т.В., начальных классов Куляева Л.А.

4

Консультанты проекта

Гурина Ирина Владимировна, главный редактор  районной газеты «Междуречье» Городищенского района Волгоградской области

5

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект

10 лет и старше

6

Состав  творческой группы «Содружество» (Ф.И. учащихся, класс).

Мартинсон Владимир – 5 класс

Гаврилова Елизавета – 8 класс

Михайлова Светлана – 8 класс

Юдкина Марина – 8 класс

Федорченко Любовь – 8 класс

Сангинова Наргиз – 8 класс

Илларионов Андрей – 10 класс

Насиров Эмин – 10 класс

Шляховская Оля – 8 класс

Нагибина Екатерина – 8 класс

Кашкина Екатерина – 8 класс и др.

7

 Распределение ролей в творческой группе

Мартинсон Владимир – корреспондент

Гаврилова Елизавета – корреспондент

Михайлова Светлана – фоторепортер

Юдкина Марина – дизайнер

Федорченко Любовь – распространитель

Сангинова Наргиз – распространитель

Илларионов Андрей – верстальщик

Насиров Эмин –   технический редактор

Шляховская Оля –корреспондент

Нагибина Екатерина – фоторедактор

Кашкина Екатерина – корректор

8

Вид проекта
Тип проекта

Предметно-содержательный аспект

Педагогический  проект

Практико – ориентированный

Литературное творчество

9

Заказчик проекта

МБОУ «Самофаловская сош» и Администрация Самофаловского сельского поселения

10

Цель  проекта (практическая и педагогическая)

  Формирование единой живой, активно работающей  информационной образовательной среды в школе и в поселке через издание газеты «Содружество», формирование  информационной культуры  населения в целом и каждого отдельного человека.      
Вовлечение учащихся творческой группы учащихся МБОУ «Самофаловская сош»  в работу  по изданию школьно-поселковой газеты «Содружество» с целью духовно- нравственного воспитания  подрастающего поколения,  развития творческой   грамотной, интеллектуально развитой личности с развитым чувством гражданского самосознания и   ответственности за свои дела и за судьбу России в целом.
 

11

Задачи проекта:

1.Активное  приобщение учащихся к проектной деятельности   в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных  технологий, позволяющих перейти от информативного обучения к активному  исследовательскому,  творческому познанию.

2.Развитие  творческих способностей  учащихся, их интереса к общественной жизни страны, привитие культуры творческого труда, формирование языкового чутья , вкуса в работе над словом.
3.Совершенствование  умений учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи в  поисковых системах  Yandex, Rambler и других.

4.Создание дополнительного  информационного пространства  с целью актуализации социальной значимости подрастающего поколения  в жизни поселка  посредством вовлечения в общее дело по  организации работы  школьно- поселковой  печати, развитие коммуникативных способностей  и познавательной активности, патриотического и нравственного воспитания учащихся.   
5.Повышение  авторитета школы в общественной жизни поселка.

6. Привлечение внимания органов власти местного самоуправления  к социальным инициативам молодежи и  оказание поддержки в их осуществлении.

12

Основные проблемы, которые решает проект

1. Создание дополнительного  информационного пространства

2. Знакомство учащихся  с основами журналистской деятельности.

3.Развитие умений и навыков работы по  оформлению и моделированию в печати и возможностями компьютерного дизайна.

4. Изучение учащимися методов сбора и обработки информации.

5. Развитие навыков владения современными компьютерными технологиями.

6. Социальная адаптация учащихся в современном обществе, развитие их коммуникативных способностей.

13

Ресурсное обеспечение реализации проекта

Компьютеры

Принтер

Сканер

Цифровой фотоаппарат

Интернет
Школьный сайт

14

Результат

Практический

1.Функционирует кружок “Юный журналист”, где учащиеся обучаются основам  профессий в области печатного и издательского дела.

2.Проведен социальный опрос, проведена рекламная компания школьно-поселковой  газеты «Содружество», налажен  ее выпуск 1 раз в месяц малым печатным тиражом( 50 экземпляров) в формате 14 печатных страниц.

 3. Газета публикуется в электронной версии на портале  volganet.ru  и на сайте единой образовательной сети dnevnik.ru.

 4. В Городищенской  районной газете «Междуречье» напечатана статья о реализации нашего проекта.

 Методический

  1,Руководители проекта внедрили в работу  новые продуктивные технологии,   основой которых является “обучение в деле” учащихся творческого сообщества с использованием технических возможностей новых информационных технологий в образовании: Adobe Photoshop, Microsoft Office Word, Microsoft Office Paint , Microsoft Office Publisher, Corel Draw, с помощью которых верстается каждый номер газеты, оформляется дизайн газеты.

 2.Повышение эффективности  новых информационных технологий в образовании;

   Образовательный
 1.
Члены творческого ученического сообщества  увидели  публичное  признание результатов  своего труда, учатся    работать в команде с различными источниками информации, повышают  свою   ИКТ компетентность ,  повысилась познавательная активность учащихся и их социальная адаптация.

 Развивающий
-Активизация социальной и познавательной  активности учащихся, их эстетических вкусов;

-Развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – общественность; создана команда единомышленников из числа учащихся школы, учителей и общественности, способных  плодотворно работать в команде (30 человек).

Продукт  Ежемесячная школьно-поселковая газета «Содружество»

15

Апробация проекта

- педагогическое руководство деятельностью школьного кружка «Юный журналист».

-Презентация газеты «Содружество» на общешкольном родительском собрании. (Протокол собрания №3 от 20 декабря 2012 года).
-Статья о проекте в районной газете «Междуречье» от 19.01.2013.
-Публикация результатов педпроекта(газеты «Содружество» ) на портале volganet.ru и на сайте единой образовательной сети
http://dnevnik.ru

16

Аннотация

Происходящие в нашем обществе  перемены требуют от современного человека таких личностных качеств, как инициативность, толерантность, патриотизм. Реальная ситуация свидетельствует о том, что в обществе остро стоит проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к себе и к обществу, в котором он живет. Актуальность нашей работы    заключается в соответствии проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности,  самодостаточной, социально ориентированной, играющей важную роль в жизни общества через педагогическое руководство творческой группой «Содружество» по изданию в поселке школьно-поселковой газеты. Газета регулярно выходит 1 раз в месяц при активной поддержке  главы Администрации и Совета депутатов муниципального Самофаловского сельского поселения. Неоценимо понимание авторами проекта  того, что они делают нужное и важное дело социальной значимости в составе разновозрастной творческой группы по созданию дополнительного информационного пространства для жителей Самофаловского сельского поселения, что газета «Содружество»  оказалась востребованной жителями поселка, приобрела большое количество единомышленников. Мы верим, что наш проект станет  таким проектом, который, как и современные социальные сети, объединит большое количество подростков,  умеющих сотрудничать в команде, способных строить в  социуме отношения с окружающими их людьми, для которых они и работают.

Этапы реализации проекта и их описание

  Этапы   работы

Учебный год

2009-2010 уч.год

Виды деятельности

Результаты работы

1.Подготови-тельный.

Цель: организация работы школьного кружка  «Юный журналист»  и периодической стенгазеты как средства информации  в школе.

Работа кружка

«Юный журналист»

(15 учащихся)

Начало работы кружка под рук. учителя рус.языка Науменко Л.И.

Формирова-ние редколлегии газеты.

  1. Изучение опыта работы кружка «Юный журналист» и школьных стенгазет.
  2. Формирование концепции работы школьной газеты  МБОУ «Самофаловская сош»
  3. Преподавание курса «Юный журналист» (6-8 класс)
  4. Работа по организации постоянно действующей редколлегии.

  1. 5.Работа по созданию школьного сайта:

(формирование группы по созданию школьного сайта,

работа над созданием сайта;

регистрация школьного сайта;

создание рабочей группы по обновлению материалов сайта; обновление материалов сайта).

Результаты: 

1)Выпуск ежемесячной школьной стенгазеты  к знаменательным датам и событиям школьной жизни.

2)Программа работы

кружка «Юный журналист»

3) Принципы редколлегии:

- оперативность и объективность информации о событиях в стране, районе, школе;

-безусловное уважение к участникам

 -взаимопомощь и взаимоподдержка членов редколлегии;

4) Создание школьного сайта, приобретение лицензионного программного обеспечения;

обновление материалов и техническая поддержка сайта.

5)Выпуск первой печатной  школьной газеты отряда

 «Юный сталинградец» .

2.Образова-тельный :

Цель: работа школьного кружка  «Юный журналист»  и периодической стенгазеты как средства информации  в школе.

2010г.-2011уч.год

Введение курса основ  журналистики, развитие творческих способностей  школьников и коммуникативных качеств личности;

знакомство с основами работы в печатных (газета) СМИ;

знакомство с основами создания электронной газеты,  освоение Интернет ресурсов и компьютерных программ, необходимых для издательской деятельности (освоение компьютерных программам для выпуска школьной газеты (Paint, Microsoft Word, Adobe Photoshop).

Результат деятельности практического этапа 2010-2011 учебного года:

*Дальнейший ежемесячный выпуск  школьной стенгазеты  для школьников, родителей, общественности.

*Ведение курса «Основы журналистики».

*Выпуск периодической  Интернет-газеты  отряда «Юный сталинградец»  «Дорогами войны» к 65-летию Победы.

*Освоение компьютерных программам для выпуска школьной газеты  (Adobe Photoshop, Microsoft Office Word, Microsoft Office Paint , Microsoft Office Publisher).

 3.Практичес-кий  :

Цель: приобре-тение учащимися функционального навыка работы над созданием электронной версии школьной газеты  как средства освоения информацион-ного пространства  и получения знаний, необходимых для развития творческих и исследователь-ских способностей учащихся,  активизации личностной позиции учащегося в образователь-ном процессе и в социуме.

2011- 2012 уч.год

*Работа по созданию творческой группы.

*Дальнейшее освоение новых компьютерных программ.

Adobe Photoshop, Microsoft Office Word, Microsoft Office Paint , Microsoft Office Publisher).

*Обучение работе с аудио и видеоаппаратурой, компьютерной техникой.

Результаты работы:

*Создание творческой группы единомышленников из числа талантливых  и инициативных учащихся и учителей.

*Создание электронной и печатной   версий школьной педагогической  газеты  «Содружество»: качественное образование - будущее нации»

( Май 2012 год)

  *Участие  школьной  педагогической газеты «Содружество»: качественное образование- - будущее нации»  в районном  конкурсе. ( газета заняла 2 место в районном конкурсе  школьных педагогических изданий)

* Консультативное сотрудничество с коллективом районной газеты «Междуречье».

4.Итоговый: создание совместной школьно-поселковой газеты «Содружество

Цель: выпуск  школь-но-поселковой газета «Содружество» как средства создания новой информацион-ной среды для населения  поселка  и  средства социализации школьников, развития их коммуникатив-ных способностей.

Перспектива развития проекта.

Цель: продолжение работы по социальной реализации проекта и над дальнейшим изданием газеты совместной творческой группой.

2012-2013 уч.год

а)Июнь- сентябрь

2012 год-

Подготови-тельный этап работы по изданию школьно-поселковой газеты

«Содружест-во».

б)Ноябрь

2012 год

в)Декабрь 2012год

2013-2014 год

Основные задачи этапа и направления деятельности:

*Приобретение компьютерной техники для тиражирования газеты.

*Практическое приобретение учащимися навыков работы над электронной версией газеты и ее печатным вариантом в  программах(Paint, Microsoft Word, Adobe Photoshop).

 .* Развитие  творческих и коммуникативных  способностей учащихся, активизации личностной позиции учащегося в общественной жизни поселка и в образовательном процессе.

*Верстка первого номера газеты в электронном виде, ее  выпуск в печатном варианте, тиражирование и распространение газеты  среди населения поселка.

*Выдвижение социального проекта на районный и областной конкурсы социальных проектов.

*Выдвижение социального проекта учащихся на участие в российских конкурсах школьных печатных изданий и на и на молодёжный образовательный форум  «Селигер» .

 

Результаты работы:

*Создание совместной школьно-поселковой газеты «Содружество».

 *Создание творческой группы единомышленников из числа талантливых  и инициативных учащихся, учителей и поселковой общественности.

*Создан дружный творческий коллектив редакции газеты.

*Выработаны принципы работы редколлегии:

- оперативность и объективность информации о событиях в стране, районе, школе;

-безусловное уважение к участникам;

 -взаимопомощь и взаимоподдержка членов редколлегии;

- передача опыта работы новым членам творческой группы «Содружество».

* Идет системная работа по подготовке очередных номеров газеты.

*Газета публикуется в электронном варианте на школьном  портале.

*Планируется выпуск газеты большим печатным тиражом в цветном изображении  и в электронном варианте на сайте единой образовательной  сети «Дневник.ру».  

*Создание нового информационного пространства в поселке посредством газеты, способствующей  активной социализации подрастающего поколения, обеспечивающей    решение учебных и воспитательных задач через совместную деятельность взрослых и детей.
*Дальнейшее вовлечение учащихся школы в работу по реализации проекта.

* Сотрудничество  с другими печатными изданиями  района, области и страны в целом.

Итоги реализации  проекта:

1.Функционирует кружок “Юный журналист”, где учащиеся обучаются основам  профессий в области печатного и издательского дела.

2.Проведен социальный опрос, организована и проведена рекламная компания газеты «Содружество». Создана редакция школьно-поселковой  газеты и налажен регулярный ее выпуск 1 раз в месяц малым печатным тиражом( 50 экземпляров) в формате 14 печатных страниц.

 3.Создана команда единомышленников из числа учащихся школы, учителей и общественности, способных  плодотворно работать в команде (30 человек).

4.Разработан макет газеты, утверждены ее постоянные рубрики:

*Вести, события, комментарии.  *История моего поселка. *Новости из кабинета главы Администрации поселения. *Врач советует. *Педагогический лекторий.

*Новости культуры. *Жить здраво – это здорово. *Лирическая страничка.

5. Руководители проекта внедрили в работу  новые продуктивные технологии,   основой которых является “обучение в деле” учащихся творческого сообщества с использованием технических возможностей новых информационных технологий в образовании: Adobe Photoshop, Microsoft Office Word, Microsoft Office Paint , Microsoft Office Publisher, Corel Draw, с помощью которых верстается каждый номер газеты, оформляется дизайн газеты.

 6.Учащиеся  получили возможность реализовать свои способности в самых разнообразных видах деятельности в составе разновозрастной социальной группы.

7. Члены творческого ученического сообщества  увидели  публичное  признание результатов  своего труда, учатся    работать с различными источниками информации, повышают  свою   ИКТ компетентность (познакомились   с основами компьютерной грамотности, получили  навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями, учатся  планировать, редактировать, корректировать, верстать номера газет).
8. Повысилась познавательная активность учащихся и их социальная адаптация.

9.Выпущен специальный  номер газеты, посвященный 70-й  годовщине победы  в Сталинградской битве.

10. Проявление интереса соседних муниципальных поселений муниципального Городищенского района  к изданию местного  малотиражного  органа печати как альтернативного средства информации населения о социальных проблемах и культурной жизни .

11. В Городищенской  районной газете «Междуречье» напечатана статья о реализации нашего проекта.

12.Социальный проект, педагогическое руководство которым осуществляли авторы данного педагогического проекта, был представлен на районном конкурсе школьных социальных проектов в номинации «Мой выбор» и на районном конкурсе « Лидер 21 века», где он занял 3 место. Кроме этого он оказался лучшим школьным социальным проектом на областном конкурсе , завоевав гран-при.

14. Газета публикуется в электронной версии на портале  volganet.ru  и на сайте единой образовательной сети dnevnik.ru.

15. Установлено творческое сотрудничество педагогов и учащихся с сотрудниками районной газеты «Междуречье», позволяющее вести активную профориентационную работу детьми.

16. Школьный социальный проект занял 1 место на районном конкурсе учебных и социальных проектов  «Изменим мир к лучшему» и оправлен по решению жюри на областной конкурс «Я – гражданин!»

 17. Социальный проект учащихся школы стал лучшим социальным проектом на 4 областном конкурсе «Свой мир мы строим сами», завоевав гран-при конкурса в номинации «Мой выбор».

18. Газета «Содружество» заявлена на участие во всероссийском  конкурсе «Издательская деятельность в школе» школьных печатных изданий в г. Санкт-Петербурге, который  учреждён  Северо-Западным институтом печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна при поддержке государственных структур и бизнес-партнеров и  состоится  в марте 2013 года. Один из номеров газеты «Содружество» опубликован  на сайте schoolizdat.ru.

                                     Заключения и выводы

      В данной работе представлена педагогическая инициатива группы учителей МБОУ «Самофаловская сош» по руководству проектной деятельностью учащихся  в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий  в процессе организации совместной деятельности по изданию школьно-поселковой газеты «Содружество» как  средства массовой информации населения, развития коммуникативной компетенции и социальной адаптации учащихся школы в условиях  муниципального Самофаловского сельского поселения. Стратегия модернизации современного образования в России своим приоритетным направлением считает воспитание личности, стремящейся к максимальной  реализации своих возможностей, способной принять правильное решение в конкретных жизненных ситуациях, готовой к полноценному общению с людьми, различными по социальной группе, образованию, возрасту, умеющей решать языковыми средствами различные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.[4]

    В последнее время педагогическим сообществом все больше внимания уделяется применению метода проектов в процессе преподавания различных предметов школьной программы. Но опыт работы участников данной творческой группы ( все они являлись руководителями  учебных и социальных проектов учащихся, ставших победителями районных, областных и всероссийских конкурсов) показывает, что данный метод очень эффективен и в воспитательной работе. Интерес учащихся к проектной работе значительно возрастает, когда в процессе такой деятельности они получают самую разнообразную информацию.         Педагогическое руководство данным проектом осуществляли учителя географии, русского языка и литературы, информатики, начального обучения. Поэтому учащиеся получили возможность получить огромной поток учебной информации и в области гуманитарных наук, и новых информационных технологий, и даже педагогики и психологии, что способствовало росту их интеллектуального уровня.  А значит, метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, позволяющих перейти от информативного обучения к активному  исследовательскому,  творческому познанию, что отвечает современным требованиям дальнейшего развития современного образования.

  Опыт работы над   данным педагогическим проектом  показывает:

1. личностно-ориентированное обучение сегодня требует особого внимания в учебно-воспитательном процессе, так как каждый ребёнок по-своему уникален, это личность, к которой нужен особый подход. И внеклассная социально-ориентированная работа в области печатного дела - эта та благоприятная почва, которая дает возможность педагогу, хорошо знающему все индивидуальные особенности своих детей, в полной мере раскрыть их творческий потенциал. А совместная деятельность по изданию газеты «Содружество» как раз позволила это сделать как в индивидульной, так и в коллективной работе с учащимися.

2. проект  помогает  адаптироваться к социальной жизни целой группе ребят, учит их жить и работать  в коллективе, помогает изучать отношения между  людьми, самим пытаться создать такие отношения, дал учащимся  возможность зримо увидеть результаты своего труда, которые получили положительную оценку как со стороны жителей поселка Самофаловка, так и со стороны Администрации муниципального Самофаловского сельского поселения, которое публично через районную газету «Междуречье» положительно оценила работу всей творческой группы по реализации данного проекта. Работа  в газете  учит учащихся найти своё место в жизни, раскрывает наши творческие способности. Газета учит жить и работать  в коллективе, помогает изучать отношения между  людьми, самим пытаться создать такие отношения.

3. подобная работа -  дело полезное, потому что дает возможность  познакомиться с различными  профессиями как в области издательского печатного дела, так  и профессиями технических областей. В школьные годы ученики стремятся выявить свои склонности, и  дело учителя - помочь им в этом. Поэтому так важно уже в  средних классах  ориентировать детей на получение профильного образования. 

4. и наконец, в процессе реализации проекта под умелым педагогическим руководством  учителей- партнеров  учащиеся учатся брать интервью, делать заметки о школьных и поселковых мероприятиях, писать статьи с помощью литературных источников , готовить вопросы интервью и подбирать материалы по различным проблемам. В результате работы в творческой группе у школьников возрастает познавательная активность, вырабатывается устойчивый интерес к работе с различными литературными источниками, развивается речь, которая со временем в результате систематической работы  становится связной, красивой и грамотной, аргументированной, повышается информационная культура учащихся.
 Особое место такая работа занимает в МБОУ «Самофаловская сош»,  где развивается ученическое самоуправление,  и в таком поселке, как Самофаловка, расположенном на героической земле в междуречье Волги и Дона,   богатом  историческими  традициями, известном  интересными  людьми.

Возрастающая интерес жителей поселка к новой газете, расширение численности ее постоянных читателей, их желание стать постоянными подписчиками газеты свидетельствуют о том, что педагогическое руководство данным проектом  носит практический характер, имеет важное прикладное значение  как  для  учащихся, так и для самих педагогов, готовых к  построению отношений сотрудничества с учащимися в совместной работе, видящих в них полноценных партнеров в серьезной совместной работе, заинтересованных в использовании и внедрении новых информационных технологий.

Педагогический проект  органично вписался  в большой  социальный  проект, в котором  в различных качествах  принимают участие все учащиеся, входящие в подразделения газеты (корреспонденты, фотокорреспонденты, дизайнеры, верстальщики, тиражисты, распространители), педагогический коллектив школы, представители власти местного самоуправления и общественности.

По результатам трехлетней работы с применением проектного метода  коллектив проектной группы пришел к выводу, что  при применении данного метода достигаются высокие результаты в освоении учащимися современных информационных технологий.  При реализации нашего проекта  кардинально меняется система взаимоотношений между учителем и учеником.  Значительно повышается интерес учащихся к  самообразованию и самосовершенствованию.

Мы выражаем уверенность в том, что с каждым  номером газета «Содружество» будет совершенствоваться качественно, ведь работают в ней дети, творческие, талантливые, активные, неравнодушные к судьбе большой и малой Родины, умеющие адаптироваться к современным  реалиям. И пусть результатом работы  «Содружества» станет  атмосфера сотрудничества, сотворчества  учащихся, педагогов и общественности, которая  будет  укрепляться  и совершенствоваться  в соответствии с задачами модернизации современного образования, целенаправленного  на личность с целью формирования в ней положительных человеческих качеств и гражданских ценностей, к которым мы относим самоопределение личности, справедливость,  патриотизм, толерантность, готовность к разумному компромиссу, приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности.

     Стратегия модернизации современного образования в России ведет к превращению школы в открытое сообщество для всех участников образовательного процесса и социума, создание возможностей для гражданской  и социальной деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его. Демократизация школьного управления, усиление его педагогического потенциала через единство методологических подходов в работе с педагогами, учащимися, родителями, общественностью определит условия для совершенствования  учебно-воспитательного процесса в школе. Открытость педагогического руководства, его организационных структур, информации, оценивания, критический самоанализ, рефлексия будут способствовать развитию данной модели воспитания и образования.  Надеемся, что значимость данного педагогического проекта будет заключаться в том, что его опыт и результаты могут распространяться и на другие школы, так как вопрос о воспитании учащихся как будущих активных субъектов общественной жизни страны является актуальным для всех образовательных учреждений. Как и великий русский писатель Н.В.Гоголь, авторы проекта  считают: « Едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить»[5]. И мы делаем это с удовольствием для всех учащихся МБОУ «Самофаловская сош». И тот факт, что творческая группа «Содружество» решила продолжить свою работу по дальнейшему изданию газеты, говорит о многом: ребята занимались практической деятельностью, они многое узнали, многому научились, в них есть желание познать неизведанное. Разве это не  главная награда для учителя в его работе?

Литература

  1. Н.Я.Хоромин Энциклопедия мудрости. М., 2002 .
  2. Закон  РФ «Об образовании».2009.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Модернизация  образования)
  4. Обличитель страстей и заблуждений: информационно-библиографический альманах к 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. сост.А.А.Барашян, М., 2009.
  5. «Технология проектирования ключевых и предметных компетенций»

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва

http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

  1. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.

  1. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
  2. Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
  3. Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать    интервью. М.,1990.


[1] Н.Я.Хоромин Энциклопедия мудрости. М., 2002 г.

[2] Н.Я.Хоромин Энциклопедия мудрости. М., 2002 г.

[3] Закон РФ «Об образовании». М., 2009 г.

[4] Закон РФ «Об образовании». М., 2009 г.

[5] Обличитель страстей и заблуждений: информационно-библиографический альманах к 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. сост. А.А.Барашян, М., 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в учебно - воспитательном процессе.

Целью данной статьи является обобщение собственного опыта  применения проективной методики на уроках истории и во внеурочной деятельности.Задачи:1.Определение содержания проективной методики как ...

Педагогический проект "Руководство проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий "

Цель данного проекта- формирование знаний, умений и навыков по созданию  школьно-поселковой газеты «Содружество»  с помощью современных образовательных и информационных  технологий, поз...

Применение информационно - коммуникационных технологий при организации проектной деятельности на уроках физики, математики и во внеурочной деятельности.

Организация проектной деятельности с применение ИКТ  - это наглядно, красочно, информативно. «Визуализируйте работу! Одна картинка стоит тысячи слов». Использование новых информационных технологи...

Публикация статьи "Применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе"

Статья "Применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе"...

Доклад "Проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе"

Выступление на педагогическом совете по теме «Проектная деятельность в работе классного руководителя»...

«Методика применения информационно-коммуникационных технологий как фактора интенсификации учебно-воспитательного процесса на уроках и внеурочных занятиях гуманитарного цикла»

В данной статье представлены особенности использования учителями русского языка и литературы информационно-коммуникационных технологий на уроках и внеурочных занятиях. Цель статьи - оказание методичес...